Автор: Тимофеева Ольга Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей при УлГТУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности и критерии оценки проектов на уроках английского языка."
Раздел: полное образование
1.
Тимофеева Ольга Александровна
2.
МОУ городской лицей при УлГТУ (при Ульяновском государственном
техническом университете), г. Ульяновск
3.
Учитель английского языка
Организация проектной деятельности и критерии оценки проектов
на уроках английского языка.
Основной
особенностью
подросткового
возрасте
является
начало
перехода
от
детства к взрослости, что находит отражение в формировании элементов взрослости в
познавательной,
личностной
сферах,
учебной
деятельности
и
общении
подростка
со
взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность приобретает качество субъективности,
что
выражается
в
целенаправленной
и
мотивированной
активности
учащегося,
направленной на овладение учебной деятельностью. Новый уровень развития мотивации
воплощается в особой внутренней позиции учащегося отличительными особенностями
которой являются направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку
учебных
целей,
овладение
учебными
действиями,
освоение
и
самостоятельное
осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного
сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по
саморазвитию и самообразованию.
Свободное
владение
информационными
технологиями
является
необходимым
условием для решения этих задач. Именно поэтому одним из важнейших направлений
деятельностиявляется
участие
в
работе
по
использование
ИКТ
при
преподавании
иностранных языков для повышения качества обучения.
В
настоящее
время
во
всех
нормативных
документах
принятыметоды,
ориентированные
на
развитие
самостоятельного
мышления
учащихся.
Кардинально
меняется общая концепция образования и, соответственно, его цели. Большую роль в
достижении основных целей образовательного процесса может играть метод проектов.
В городском лицее при Ульяновском Государственном Техническом Университете
большое
внимание
уделяется
внедрению
новых
технологий,
которые
осваивают
и
преподаватели и учащиеся.
Научное общество лицеистов – одна из форм поисково-
исследовательской работы.
Несомненно, в физико-математический лицей приходят учиться ребята, которые
сознательно
стремятся
к
глубоким
и
прочным
знаниям.
И
таких
учащихся
в
лицее
большинство, поэтому можно ожидать, что одаренных и способных среди них больше, чем
в среднем по общеобразовательным учреждениям. Каждый преподаватель лицея в своей
работе встречается с одаренными ребятами, что по сути своей является экзаменом для
педагога
в
профессиональном,
личностном
и
духовно-нравственном
отношениях.
И
основная задача НОЛ – помочь одаренным ребятам проявить себя, найти тему творческой
научной работы, подобрать научного руководителя, в союзе с которым учащийся сможет в
полной мере раскрыть свои таланты и способности.
Проект
также
рассматривается
как
эффективный
способ
развивающего
и
проблемного
обучения.
Именно
проектная
деятельность
способна
сделать
учебный
процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть
свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию,
активность, самостоятельность.
Используя
в
своей
работе
проектную
методику,
я
пришла
к
выводу,
что
при
обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации
его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным
для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную
сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся
сотрудничать,
а
обучение
в
сотрудничестве
воспитывает
в
них
такие
нравственные
ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие
способности
и
активность
обучаемых,
т.е.
идет
неразрывный
процесс
обучения
и
воспитания.
Метод
проектов
формирует
и
совершенствует
общую
культуру
общения
и
социального
поведения
в
целом
и
приводит
учеников
к
практическому
владению
иностранным языком.
Проектная деятельность как активная форма работы на уроках английского языка. С
каждым
годом
проблема
поддержания
интереса
к
иностранному
языку
становится
актуальна для любого педагога. Система российского образования также пытается идти в
ногу со временем, и для этого появилась необходимость разработки нового поколения
образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт
второго поколения направлен на новые цели и ценности образования и отражает не только
сегодняшние, но и перспективные потребности личности, общества и государства в сфере
образования.
Применение
проектной
методики
повышает
интерес
учащихся
к
изучению
иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра
процесса
обучения
с
учителя
на
ученика.
А
позитивная
мотивация
–
это
ключ
к
успешному изучению иностранного языка.
Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:
- выдвижение идеи;
- формирование команды;
- распределение заданий в команде;
- промежуточный контроль;
- обсуждение способов оформления проекта;
- документирование проекта;
- презентация результатов проекта;
- подведение итогов выполнения проекта ;
-
практическое
использование
результатов
работы
над
проектом
(в
качестве
наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках, т.д.)
При подготовке простых тематических проектов по английскому языку алгоритм
также значительно упрощается. Команда, работающая над проектом, в основном, 2-3
человека. Ребята используют материалы интернета и работают не только над содержанием,
но и соответствующим оформлением проекта. Основная мотивация – сделать проект,
который будет интересен всем.
Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках
программного материала практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с
учетом практической значимости..
Особенность
лицея
состоит
в
том,
что
учащиеся
приходят
из
разных
учебных
заведений в старшие классы 10-11 и в редких случаях в 8 и 9.
Уровень знаний часто бывает разный. Несмотря на это мне удается увлечь ребят
проектами. Для большинства это очень новый вид деятельности.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление,
самостоятельность
и
другие
личностные
качества.
Резервы
развивающего
обучения
раскрываются
наиболее
плотно,
если
этому
способствуют
благоприятный
психологический
климат
на
уроке
и
адекватное
поведение
как
речевого
партнера
и
старшего помощника
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем
случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить,
что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на
уроке
под
руководством
учителя,
продолжается
дома,
а
презентация
проекта
осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав
максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала
участников.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные
условия
для
раскрытия
и
проявления
творческого
потенциала
учеников.
Для
этого
необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно
их
увлечениям
и
темпераменту.
Необходимо
убедить
их
использовать
разнообразные
способы
работы:
графическое
написание,
оформление,
подборку
иллюстраций
и
фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.
Как
показывает
опыт
работы,
уроки,
посвященные
страноведческой
тематике,
способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”,
совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой
информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется
страноведческий
материал
предыдущих
лет
обучения,
привлекаются
источники,
содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются
меж-предметные связи.
На своей страничке в контакте я выкладываю темы для регистрации, например, тема
«Британия», далее тема делится на разделы: Англия, Шотландия, Северная Ирландия,
Лондон, спорт, английская литература и т.д.
Ребята на свое усмотрение не только выбирают тему, но могут сузить ее, например,
выбирая
тему
«Музыка»
они
делят
между
собой
знаменитых
исполнителей.
Тема
выбирается командой,и работа над проектом продолжается в течение 2 – 3 недель.
Ребята
изучают
тему,
иллюстрируют,
некоторые
используют
видео
или
делают
нарезку
коротких
фильмов,
например,
«Олимпийские
игры
в
Лондоне».Учащийся
смонтировал десятиминутный фильм об Олимпиаде. Выполнение проектных работ на
актуальные темы для настоящего времени наглядно демонстрирует учащимся важность
английского языка как средства, значительно расширяющего их доступ к информации,
следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению.
Для
грамотного
использования
метода
проектов
требуется
значительная
подготовительная работа.
Во-первых, четкое определение темы и цели проекта, их
значимости, актуальности.
Во время работы дети приходят за консультациями ко мне как учителю английского
языка и к учителям информатики, если возникают затруднения в оформлении работы или
использовании определенных форматов.
Самое сложное, это представление проекта в устной форме.
Доклад – это публичное устное сообщение по какой-либо теме, включая собственное
мнение по данной теме. Лексика в докладе должна быть общедоступная, синтаксические
конструкции
простые,
примеры
обязательны,
но
доступны,
доказательны,
желательна
наглядность.
Существует ряд условий.
Проект представляется не более 3-4 минут.
Речь должна быть свободной, с использованием необходимой для темы лексики.
В контакте я выкладываю все необходимые клише и вводные слова, которые должны
использоваться при представлении проекта.
Это
только
малая
часть,
выложенная
в
контакте.
В
дальнейшем
эти
клише
необходимы для подготовки к ЕГЭ и используются в работах С1 и С2.
В 8 и 9 классах пробной работой является проект» Домашние любимцы», «Мой
дом»,
«Моя
Семья».
Лексика
проектов
проста,
а
возможностей
для
творчества
предостаточно.
Такие
проекты
ребята
делают
для
представления
на
уроке
и
для
внеклассных мероприятий.
Иногда проекты имеют неожиданное продолжение.
По теме “Кино” учащиеся
готовили проект «Мой любимый фильм». Три группы представляли фильмы мирового
кино,
пытаясь
доказать,
что
именно
выбранный
ими
фильм
является
лучшим:
рассказывали об актерах, режиссерах фильма, инсценировали эпизоды любимого фильма
на английском языке. Одна группа представила фильм Тима Бертона«Алиса в стране
чудес». После обсуждения и просмотра эпизодов фильма дети приняли решение поставить
мини-спектакль. Они написали сценарий и представили сказку сначала на родительском
собрании, а потом на городском семинаре учителей английского языка в 2012 году.
Большой
потенциал
заложен
в
профильных,
курсах.
С
2008
года
я
работала
с
группой
учащихся
10-11
классов
по
программе
«Иностранный
язык
и
основы
страноведения».
Цель
программы
–
повысить
интерес
к
странам
изучаемого
языка,
обогатить
словарный
запас
учащихся
лексикой,
выходящей
за
рамки
программного
материала;
углубить знания обычаев и традиций разных исторических периодов Великобритании;
формировать умения анализировать исторические факты. В процессе обучения данному
курсу
учащиеся
имеют
возможность
приобрести
детальные
знания
об
истории
возникновения государства Великобритания, о жизни и быте разных слоёв общества в
разные исторические эпохи, об истории королевских династий. Уроки английского языка в
профильной группе стали строиться с широким применением компьютерных технологий,
учащиеся
вовлеклись
в
исследовательскую
и
проектную
деятельность.
Качественная
результативность
уроков
значительно
повысилась.
Так
качество
знаний
учащихся
профильной группы на протяжении всех лет обучения составляло 96 %.
В сотрудничестве с учителями географии и информатики были разработаны проекты
по экологии, которые были успешно представлены на конференции, проводившейся по
теме «Внедрение проектной технологии обучения в учебный процесс».
Для
старших
школьников
интересны
проекты
по
темам
«Экология
и
защита
окружающей
среды»
и
«Молодежные
субкультуры».
Это
сложные
темы,
требующие
знания специфической лексики. Например, тема «Субкультуры» оказалась чрезвычайно
актуальной
и
интересной
в
рамках
изучения
молодежных
субкультур.
Ребята
сами
предложили сделать проекты и изучить культуру хиппи, скинхедов, панков и готов.
.В 2012 году старшеклассники разработали лицейский сайт на английскому языку,
посвященный проблемам молодежи. После изучения темы «Молодежь в современном
обществе» ребята работают над сводом прав и обязанностей современной молодежи, и в
заключение они не только демонстрируют свои права и обязанности, а устраивают дебаты,
обсуждая эти законы. Конечно, подготовка к проектам в старших классах занимает ни
один день, но ученикам очень нравится работать с проектами, потому что каждый может
не только показать свои знания в языке, а проявить себя творчески. Данный вид работы
позволяет учащимся проявлять самостоятельность, а роль учителя сводится к оказанию
помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по
ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Экология также является любимой темой проектов на английском языке для 11
классов.
Разработка
таких
проектов
имеет
огромное
воспитательное
значение,
так
как
формирует
чувство
патриотизма,
гражданскую
позицию.
Ребята
изучают
не
только
проблемы мирового масштаба, но и в рамках своей страны, области и города. Особо
хотелось
бы
подчеркнуть
тему
исчезающих
животных.
Она
вызывает
сочувствие
и
желание помочь, поучаствовать в общем деле спасения. При разработке данных проектов
отчетливо
прослеживаются
меж-предметные
связи:
информатика,
биология,
химия,
физика.
Экологические проекты моих учеников ежегодно представлены на конференциях в
рамках студенческой науки УлГТУ и получили дипломы 1 и 2 степени.
Экологический проект, посвященный проблеме вырубки тропических лесов был
отмечен не только на конференции, но также был представлен на городском семинаре
учителей английского языка.
В Среднем звене после изучения темы «Профессии» учащиеся проводят диагностику
самых популярных профессий и при защите проекта дают обоснование популярности той
или иной профессии. В старших классах мои учащиеся создавали проекты о школьной
форме, в которых они не только доказывали необходимость ношения школьной формы, а
также предлагали современные модели формы.
В заключение хотелось бы отметить, что метод проектов помогает повысить самооценку
обучающихся,
приобщает
ребят
к
творчеству,
формирует
и
совершенствует
общую
культуру, повышает мотивацию, приобщает учеников к практическому владению языком,
способствует
развитию
навыков
говорения,
письменной
речи,
позволяет
реально
оцениватьсобственные языковые возможности.
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Проблемы интеллектуальной активности. – Ростов: РГУ, 1983.
2. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе //
Иностр. языки в школе. – 2007. - №8.
3. Криковцева С.А. Проектная методика на уроках английского языка // Иностр.
языки в школе. - 2007. - №4
4. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”.
ИЯШ, 2003, № 5.
5. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003,
№ 5.
6. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего
дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.