Автор: Садовникова Лилия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: город: Ноябрьск, Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры экологического содержания в умственном развитии детей среднего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА:
«ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Умственное развитие ребенка – сложный и многосторонний процесс,
включающий и формирование познавательных интересов, и овладение речью,
и развитие тех психологических качеств, которые определяют ловкость и
быстроту
усвоения
новых
знаний,
возможность
их
использования
при
решении разнообразных задач.
Каким же образом добиться наибольшего эффекта при решении задач
умственного воспитания детей?
Основываясь
на
исследованиях,
проведенных
в
мировой
и
отечественной психологии, авторы программы «Развитие», по которой мы
работаем с детьми нашей группы, полагают, что особое внимание следует
сосредоточить
на
способах
овладения
сообщаемого
детям
материала,
организации деятельности детей по его усвоению. Включенный в программу
средней группы курс по ознакомлению детей с миром живой и неживой
природы позволяет расширить представления детей об окружающем мире и о
себе, как представителе этого мира, а значит определенным образом решать
одну из центральных задач программы – развитие умственных способностей
детей.
А так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то
именно в игре ребенок полнее всего проявляет умственную активность и
самостоятельность. Именно игра способна решить задачи по развитию у
детей
умения
к
наглядному
моделированию,
овладению
действиями
замещения, формирования разнообразных способностей дошкольника. Все
это обусловило выбор темы для работы с детьми нашей группы.
Пятый
год
жизни
считается
периодом
интенсивного
развития
самостоятельности детей: при самообслуживании, в трудовых действиях (по
уходу за обитателями уголка природы), на занятиях лепкой, конструировании,
а также в различных видах игр.
На этом этапе совершенствуются навыки обследования предметов,
восприятие, что позволяет получить много новых сведений о природе, об
окружающем мире. Дети начинают выделять признаки сходства и различия
предметов, понимать причинно- следственные связи. Развивается мышление
и
речь,
на
занятиях
дети
уже
могут
выполнять
определенные
правила,
стремятся доводить начатое дело до конца. Формируются эмоционально –
нравственные
оценки,
дети
в
полной
мере
используют
средства
выразительности (мимика, поза, жест, интонация). Все эти достижения в
развитии ребенка среднего дошкольного возраста находят отражения в играх.
Каким
же
образом
игра
может
быть
использована
в
процессе
ознакомления детей с миром природы?
Рассмотрим игры природоведческого содержания в виде следующей
классификации:
1. Игры с готовым содержанием и правилами:
А) дидактические игры (предметные, словесные и настольно –
печатные);
Б) подвижные.
2. Творческие игры природоведческого содержания:
А) сюжетно – ролевые;
Б) строительные, или игры с естественным материалом природы.
Существует еще один вид игр, рекомендуемый для работы с детьми
дошкольного
возраста
–
это игры
–
занятия,
которые
проводятся
по
определенному программному содержанию.
Рассмотрим более подробно каждую из групп.
В
первую
группу
вошли
наиболее
широко
используемые
дидактические
игры.
Дидактические
игры
о
природе
расширяют
представления
детей
о
предметах
и
явлениях
природы,
растительного
и
животного мира. Игры позволяют оперировать детям самими предметами
природы, сравнивать их, подводят к умению обобщать, классифицировать.
Например, в работе с детьми нашей группы я использую такие игры, как
«Угадай , где растет», «Узнай меня на ощупь», «Чей листок?», «Найди такой
же» и другие. Это предметные игры – игры с использованием предметов
природы (листья, цветы, овощи, фрукты или муляжи). В эту же группу можно
отнести игры с вертушками, мельницами, забавляясь с которыми дети узнают
свойства,
действия
ветра
и
воды,
усваивают
ряд
фактов,
которые
в
дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание
предметов в воде, движение в воздухе и др.).
В предметных играх дети практическим путем узнают о вкусовых
свойствах овощей или фруктов («Откуси и назови»), начинают определять
оттенки,
выделять
части
растений,
группировать
растения
по
принадлежности,
по
месту
произрастания
(«Угадай,
где
растет»,
«Чей
листок?»)
Настольно- печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и
парные картинки. В своей группе использую также игры, как «Зоологическое
лото», «Загадки и отгадки», «Волшебные кубики», «Когда это бывает?»,
«Парные картинки».
Такие игры сопровождаются словом, у детей, таким
образом,
формируется
умение
по
слову
восстанавливать
образ.
Все
это
требует
быстрой
реакции
и
мобилизации
знаний.
Подобные
игры
предназначены
для
небольшого
числа
играющих
и
используются
в
повседневной жизни, в отличие от предметных, которые можно использовать
и на занятиях для закрепления и обобщения новых знаний, и в свободной
деятельности.
Словесные
игры
–
игры,
содержанием
которых
являются
разнообразные знания о свойствах и признаках предметов. Словесные игры о
природе помогают обобщать и систематизировать знания детей. Например,
используемые мной словесные игры типа «Какое время года?», «Так бывает
или нет?», «Доскажи словечко» на занятиях несут задачи по закреплению
сезонных изменений в природе, а также проводятся мной и в повседневной
жизни с целью развития внимания, сообразительности, развитие связной
речи.
Подвижные
игры,
входящие
также
в
первую
группу,
связаны
с
подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются
явления неживой природы, быт народов нашей страны. С детьми пятого года
жизни рекомендуются для разучивания следующие игры «Птичка и кошка»,
«Лошадки», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и др. А также игры народов
Севера
«Набрасывание
маута»,
«Ловля
олений»,
«Льдинки»,
«Ветер
и
мороз». Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют полученные
знания. Радость от игры, эмоциональный подъем способствуют углублению
интереса к природе.
Большое значение для развития детей имеют игры, относящиеся ко
второй
группе
нашей
классификации
–
творческие
игры
природного
содержания.
В сюжетно- ролевых играх дети отражают впечатления, полученные в
процессе занятий, экскурсий, прогулок и повседневной жизни. В таких играх
находят
отражение
полученные
знания
о
растениях,
животных,
труде
человека
в
природе.
Необходимо
создавать
определенные
условия
для
развития творческих игр природного содержания: в группе должны быть
наборы игрушек- птицы, животные, овощи, фрукты, машины и т.д. С детьми
в нашей группе мы организовали сюжетно- ролевую игру «Зоопарк» (строили
клетки для зверей, кормили, убирали). В процессе игры дети вспомнили
названия животных, чем они питаются, познакомились с профессиями людей,
работающих в зоопарке, их обязанностями.
Следующим видом творческих игр являются строительные игры с
природным материалом (песок, глина, снег, шишки, семена, орехи, веточки,
листья и т.д.).
В
таких
играх
дети
совершенствуют
свой
чувственный
опыт.
Воспитатель руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с
помощью поисковых действий. Строительные игры могут служить основой
для
постановки
опытов,
которые
организуются
с
целью
разрешения
возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других –
нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? И т.д. (Конспекты занятий с
включением игр- опытов «Переход вещества из одного состояния в другое»,
«Знакомство с воздухом». Разработка наблюдений: цикл «Цветные льдинки»).
Необходимы условия для игр с природным материалом: печатки для создания
фигурок из снега и льда, сам природный материал. Полезно обращать, во
время прогулок, внимание детей на сучки, сухие веточки. Корни, которые по
своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети сами начинают
отыскивать в природном материале сходное со знакомыми предметами. Это
их очень радует, способствует наблюдательности, развитию воображения.
Ценность
природного
материала
–
в
возможности
разнообразного
его
использования,
что
помогает
детям
находить
в
нем
все
новые
и
новые
качества
и
свойства.
Задача
педагога
–
помочь
детям
в
отборе
и
использовании различных природных материалов.
И последний вид игр – игры- занятия , о которых уже было сказано
раньше.
Воспитателю
в
них
принадлежит
ведущая
роль.
Игровая
форма
придает
таким
занятиям
занимательность,
обучение
идет
в
процессе
выполнения
игровых
правил,
действий
(конспект
игры-
занятия
«Угадай
дерево»).
Необходимо сказать еще и о так называемых игровых обучающих
ситуациях,
получивших
широкое
распространение
в
практике
обучения
дошкольников.
Известны три типа игровых обучающих ситуации, использование
которых обладает различными дидактическими возможностями.
Первый
тип –
использование игрушек- аналогов, изображающих
различные
объекты
природы.
Сопоставление
живого
объекта
с
неживым
аналогом,
помогает
решать
задачи
по
формированию
реалистических
представлений о животных, птицах, рыбах и т.д. Игрушка помогает создавать
игровые
ситуации,
воспроизводить
действия,
ролевые
взаимоотношения.
Знакомясь с рыбкой в аквариуме, дети могут взять в руки рыбку- игрушку и
не могут – живую. Игрушка в этом случае способствует разграничению
представлений сказочно- игрушечного и реалистического характера, помогает
осознанию
специфики
живого,
выработки
возможности
правильно
действовать с живым объектом.
Второй
тип
–
связан с
использованием
кукол,
изображающих
литературных
произведений,
либо
«превращение»
в
какого-
либо
героя
самого воспитателя. В средней группе могут быть использованы такие герои,
как Незнайка, Буратино, доктор Айболит. Герои используются не с целью
развлечь, а как условие, обеспечивающее решение дидактической задачи.
Герои
должны
вписываться
в
ход
занятия
на
основе
программного
содержания. Литературная биография каждого из них позволяет использовать
различные стороны их поведения: либо сильную (например, знания доктора
Айболита о лекарственных растениях), либо слабую (незнания Незнайки).
(Конспекты занятий «Посев семян помидоров», «Какие разные птицы»). В
ситуации, когда необходимы знания детей, дети из обучаемых превращаются
в
обучающих.
Смена
позиций
выступает
как
положительный
фактор
обучения, активизируется умственная деятельность детей. Дети во власти
игровой ситуации уверенно и пространно высказываются, дополняют и тем
самым упражняются в применении своих знаний и закрепляют их.
Третий тип – это различные варианты игры в путешествие: «Морское
путешествие», «Экскурсия в зоопарк» и др. В ситуациях этого типа большую
помощь
может
оказать
атрибутика
в
виде
самодельных
фотоаппаратов,
подзорных труб, биноклей. Дети активнее входят в роль, больше совершают
игровых
действий.
Фотографирование
предполагает
изготовление
«фотографий»-
рисунков
на
основе
впечатлений,
полученных
в
ходе
экскурсий,
путешествий,
посещений
новых
мест.
Воспитатель
в
роли
экскурсовода, руководителя тур. группы и т.д. рассказывает и показывает
детям все интересное, ради чего отправились в путь.
Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций может в
ряде случаев выходить за рамки отведенного времени, т.к. игра, создавая
эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий
эффект.
Дети
получают
новые
знания
о
природе,
участвуя
в
создании
воображаемой ситуации. Игровые путешествия по лесу, морю и т.д. – это
практическая
модель
правильного
поведения
в
природе,
что
поможет
формированию у детей осознанно- правильного отношения, например к лесу,
к его обитателям.
Усвоение
знаний
о
природе
при
помощи
игры,
вызывающей
переживания ребят, не может не оказать влияние на формирование у них
бережного отношения к объектам живого и растительного мира.