Напоминание

"Игры экологического содержания в умственном развитии детей среднего дошкольного возраста.


Автор: Садовникова Лилия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: город: Ноябрьск, Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры экологического содержания в умственном развитии детей среднего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА:

«ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Умственное развитие ребенка – сложный и многосторонний процесс,

включающий и формирование познавательных интересов, и овладение речью,

и развитие тех психологических качеств, которые определяют ловкость и

быстроту

усвоения

новых

знаний,

возможность

их

использования

при

решении разнообразных задач.

Каким же образом добиться наибольшего эффекта при решении задач

умственного воспитания детей?

Основываясь

на

исследованиях,

проведенных

в

мировой

и

отечественной психологии, авторы программы «Развитие», по которой мы

работаем с детьми нашей группы, полагают, что особое внимание следует

сосредоточить

на

способах

овладения

сообщаемого

детям

материала,

организации деятельности детей по его усвоению. Включенный в программу

средней группы курс по ознакомлению детей с миром живой и неживой

природы позволяет расширить представления детей об окружающем мире и о

себе, как представителе этого мира, а значит определенным образом решать

одну из центральных задач программы – развитие умственных способностей

детей.

А так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то

именно в игре ребенок полнее всего проявляет умственную активность и

самостоятельность. Именно игра способна решить задачи по развитию у

детей

умения

к

наглядному

моделированию,

овладению

действиями

замещения, формирования разнообразных способностей дошкольника. Все

это обусловило выбор темы для работы с детьми нашей группы.

Пятый

год

жизни

считается

периодом

интенсивного

развития

самостоятельности детей: при самообслуживании, в трудовых действиях (по

уходу за обитателями уголка природы), на занятиях лепкой, конструировании,

а также в различных видах игр.

На этом этапе совершенствуются навыки обследования предметов,

восприятие, что позволяет получить много новых сведений о природе, об

окружающем мире. Дети начинают выделять признаки сходства и различия

предметов, понимать причинно- следственные связи. Развивается мышление

и

речь,

на

занятиях

дети

уже

могут

выполнять

определенные

правила,

стремятся доводить начатое дело до конца. Формируются эмоционально –

нравственные

оценки,

дети

в

полной

мере

используют

средства

выразительности (мимика, поза, жест, интонация). Все эти достижения в

развитии ребенка среднего дошкольного возраста находят отражения в играх.

Каким

же

образом

игра

может

быть

использована

в

процессе

ознакомления детей с миром природы?

Рассмотрим игры природоведческого содержания в виде следующей

классификации:

1. Игры с готовым содержанием и правилами:

А) дидактические игры (предметные, словесные и настольно –

печатные);

Б) подвижные.

2. Творческие игры природоведческого содержания:

А) сюжетно – ролевые;

Б) строительные, или игры с естественным материалом природы.

Существует еще один вид игр, рекомендуемый для работы с детьми

дошкольного

возраста

это игры

занятия,

которые

проводятся

по

определенному программному содержанию.

Рассмотрим более подробно каждую из групп.

В

первую

группу

вошли

наиболее

широко

используемые

дидактические

игры.

Дидактические

игры

о

природе

расширяют

представления

детей

о

предметах

и

явлениях

природы,

растительного

и

животного мира. Игры позволяют оперировать детям самими предметами

природы, сравнивать их, подводят к умению обобщать, классифицировать.

Например, в работе с детьми нашей группы я использую такие игры, как

«Угадай , где растет», «Узнай меня на ощупь», «Чей листок?», «Найди такой

же» и другие. Это предметные игры – игры с использованием предметов

природы (листья, цветы, овощи, фрукты или муляжи). В эту же группу можно

отнести игры с вертушками, мельницами, забавляясь с которыми дети узнают

свойства,

действия

ветра

и

воды,

усваивают

ряд

фактов,

которые

в

дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание

предметов в воде, движение в воздухе и др.).

В предметных играх дети практическим путем узнают о вкусовых

свойствах овощей или фруктов («Откуси и назови»), начинают определять

оттенки,

выделять

части

растений,

группировать

растения

по

принадлежности,

по

месту

произрастания

(«Угадай,

где

растет»,

«Чей

листок?»)

Настольно- печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и

парные картинки. В своей группе использую также игры, как «Зоологическое

лото», «Загадки и отгадки», «Волшебные кубики», «Когда это бывает?»,

«Парные картинки».

Такие игры сопровождаются словом, у детей, таким

образом,

формируется

умение

по

слову

восстанавливать

образ.

Все

это

требует

быстрой

реакции

и

мобилизации

знаний.

Подобные

игры

предназначены

для

небольшого

числа

играющих

и

используются

в

повседневной жизни, в отличие от предметных, которые можно использовать

и на занятиях для закрепления и обобщения новых знаний, и в свободной

деятельности.

Словесные

игры

игры,

содержанием

которых

являются

разнообразные знания о свойствах и признаках предметов. Словесные игры о

природе помогают обобщать и систематизировать знания детей. Например,

используемые мной словесные игры типа «Какое время года?», «Так бывает

или нет?», «Доскажи словечко» на занятиях несут задачи по закреплению

сезонных изменений в природе, а также проводятся мной и в повседневной

жизни с целью развития внимания, сообразительности, развитие связной

речи.

Подвижные

игры,

входящие

также

в

первую

группу,

связаны

с

подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются

явления неживой природы, быт народов нашей страны. С детьми пятого года

жизни рекомендуются для разучивания следующие игры «Птичка и кошка»,

«Лошадки», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и др. А также игры народов

Севера

«Набрасывание

маута»,

«Ловля

олений»,

«Льдинки»,

«Ветер

и

мороз». Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют полученные

знания. Радость от игры, эмоциональный подъем способствуют углублению

интереса к природе.

Большое значение для развития детей имеют игры, относящиеся ко

второй

группе

нашей

классификации

творческие

игры

природного

содержания.

В сюжетно- ролевых играх дети отражают впечатления, полученные в

процессе занятий, экскурсий, прогулок и повседневной жизни. В таких играх

находят

отражение

полученные

знания

о

растениях,

животных,

труде

человека

в

природе.

Необходимо

создавать

определенные

условия

для

развития творческих игр природного содержания: в группе должны быть

наборы игрушек- птицы, животные, овощи, фрукты, машины и т.д. С детьми

в нашей группе мы организовали сюжетно- ролевую игру «Зоопарк» (строили

клетки для зверей, кормили, убирали). В процессе игры дети вспомнили

названия животных, чем они питаются, познакомились с профессиями людей,

работающих в зоопарке, их обязанностями.

Следующим видом творческих игр являются строительные игры с

природным материалом (песок, глина, снег, шишки, семена, орехи, веточки,

листья и т.д.).

В

таких

играх

дети

совершенствуют

свой

чувственный

опыт.

Воспитатель руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с

помощью поисковых действий. Строительные игры могут служить основой

для

постановки

опытов,

которые

организуются

с

целью

разрешения

возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других –

нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? И т.д. (Конспекты занятий с

включением игр- опытов «Переход вещества из одного состояния в другое»,

«Знакомство с воздухом». Разработка наблюдений: цикл «Цветные льдинки»).

Необходимы условия для игр с природным материалом: печатки для создания

фигурок из снега и льда, сам природный материал. Полезно обращать, во

время прогулок, внимание детей на сучки, сухие веточки. Корни, которые по

своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети сами начинают

отыскивать в природном материале сходное со знакомыми предметами. Это

их очень радует, способствует наблюдательности, развитию воображения.

Ценность

природного

материала

в

возможности

разнообразного

его

использования,

что

помогает

детям

находить

в

нем

все

новые

и

новые

качества

и

свойства.

Задача

педагога

помочь

детям

в

отборе

и

использовании различных природных материалов.

И последний вид игр – игры- занятия , о которых уже было сказано

раньше.

Воспитателю

в

них

принадлежит

ведущая

роль.

Игровая

форма

придает

таким

занятиям

занимательность,

обучение

идет

в

процессе

выполнения

игровых

правил,

действий

(конспект

игры-

занятия

«Угадай

дерево»).

Необходимо сказать еще и о так называемых игровых обучающих

ситуациях,

получивших

широкое

распространение

в

практике

обучения

дошкольников.

Известны три типа игровых обучающих ситуации, использование

которых обладает различными дидактическими возможностями.

Первый

тип –

использование игрушек- аналогов, изображающих

различные

объекты

природы.

Сопоставление

живого

объекта

с

неживым

аналогом,

помогает

решать

задачи

по

формированию

реалистических

представлений о животных, птицах, рыбах и т.д. Игрушка помогает создавать

игровые

ситуации,

воспроизводить

действия,

ролевые

взаимоотношения.

Знакомясь с рыбкой в аквариуме, дети могут взять в руки рыбку- игрушку и

не могут – живую. Игрушка в этом случае способствует разграничению

представлений сказочно- игрушечного и реалистического характера, помогает

осознанию

специфики

живого,

выработки

возможности

правильно

действовать с живым объектом.

Второй

тип

связан с

использованием

кукол,

изображающих

литературных

произведений,

либо

«превращение»

в

какого-

либо

героя

самого воспитателя. В средней группе могут быть использованы такие герои,

как Незнайка, Буратино, доктор Айболит. Герои используются не с целью

развлечь, а как условие, обеспечивающее решение дидактической задачи.

Герои

должны

вписываться

в

ход

занятия

на

основе

программного

содержания. Литературная биография каждого из них позволяет использовать

различные стороны их поведения: либо сильную (например, знания доктора

Айболита о лекарственных растениях), либо слабую (незнания Незнайки).

(Конспекты занятий «Посев семян помидоров», «Какие разные птицы»). В

ситуации, когда необходимы знания детей, дети из обучаемых превращаются

в

обучающих.

Смена

позиций

выступает

как

положительный

фактор

обучения, активизируется умственная деятельность детей. Дети во власти

игровой ситуации уверенно и пространно высказываются, дополняют и тем

самым упражняются в применении своих знаний и закрепляют их.

Третий тип – это различные варианты игры в путешествие: «Морское

путешествие», «Экскурсия в зоопарк» и др. В ситуациях этого типа большую

помощь

может

оказать

атрибутика

в

виде

самодельных

фотоаппаратов,

подзорных труб, биноклей. Дети активнее входят в роль, больше совершают

игровых

действий.

Фотографирование

предполагает

изготовление

«фотографий»-

рисунков

на

основе

впечатлений,

полученных

в

ходе

экскурсий,

путешествий,

посещений

новых

мест.

Воспитатель

в

роли

экскурсовода, руководителя тур. группы и т.д. рассказывает и показывает

детям все интересное, ради чего отправились в путь.

Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций может в

ряде случаев выходить за рамки отведенного времени, т.к. игра, создавая

эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий

эффект.

Дети

получают

новые

знания

о

природе,

участвуя

в

создании

воображаемой ситуации. Игровые путешествия по лесу, морю и т.д. – это

практическая

модель

правильного

поведения

в

природе,

что

поможет

формированию у детей осознанно- правильного отношения, например к лесу,

к его обитателям.

Усвоение

знаний

о

природе

при

помощи

игры,

вызывающей

переживания ребят, не может не оказать влияние на формирование у них

бережного отношения к объектам живого и растительного мира.



В раздел образования