Напоминание

"Свобода и моральный выбор человека"


Автор: Якушина Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ школа №54
Населённый пункт: МО, городской округ Люберцы, пгт Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка занятия по ОРКСЭ (светская этика)
Тема: "Свобода и моральный выбор человека"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок 9. Свобода и моральный выбор человека.

Ю.С.Якушина, учитель начальных классов

МОУ школа №54

Тип урока: урок-беседа

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного

выбора человека

Задачи:

1.

сформировать

знания

учащихся

по

теме

«Свобода

и

моральный

выбор человека»

3. способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся

4. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа учащихся.

Основные

термины

и

понятия:

свобода,

моральный

выбор,

нравственность, моральный конфликт.

Оборудование:

у ч е б н и к

« О с н о в ы

с в е т с ко й

э т и к и »

и з д .

«Просвещение», рабочие тетради учащихся, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся. Эмоциональный настрой на

урок.

(Слайд 1)

«Каждому человеку присуща свобода совершения любого поступка, т. е.

того, что он сочтет наилучшим»

Готфрид Лейбниц

«Свобода человека в современном мире похожа на свободу человека,

разгадывающего кроссворд: теоретически, он может вписать любое слово, но

на самом деле он должен вписать только одно, чтобы кроссворд решился»

Альберт Эйнштейн

«Истина, свобода и добродетель — вот единственное, ради чего нужно

любить жизнь»

Вольтер

Учитель: Прочитайте эти афоризмы. Как вы их понимаете? (ответы

детей)

Учитель: Давайте выделим самое главное из каждого высказывания.

[слова записываются на доске]

1. СВОБОДА

2. ВЫБОР

3. МОРАЛЬ

Учитель:

Попробуйте

сформулировать

тему

сегодняшнего

урока.

(ответы детей)

2. Запись в тетрадь темы урока. (Слайд 2)

Учитель: Сегодня мы поговорим о свободе, которая непосредственно

связана с выбором, который совершает человек. Мы попробуем разобраться,

чем моральный выбор отличается от выбора аморального. Итак, тема нашего

сегодняшнего урока «Свобода и моральный выбор человека».

3. Беседа с учащимися.

Учитель:

Неотъемлемой особенностью каждого человека как живого

существа является то, что он обладает свободой. Для того, чтобы понять, что

такое свобода, обратимся к дополнительным источникам информации.

(Слайд

3)

[Работа

с

толковым

словарем

Ожегова

и

большим

Энциклопедическим словарем]

Свобода

это

отсутствие

ограничений

и

стеснений

в

чём-либо,

возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода – это возможность проявления своей воли на основе осознания

законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

(по толковому словарю Ожегова)

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими

интересами и целями, осуществлять выбор.

(Большой Энциклопедический словарь)

Учитель: Рассмотрите картинки. Как вы думаете, кто на этих картинках

действительно обладает свободой, а кто нет?

(Слайд 4) Работа с иллюстрациями.

(ответы учеников)

Учитель: Что для вас означает СВОБОДА? Какие ассоциации у вас

вызывает это слово? Запишите в своих тетрадях слова, которые начинаются

на каждую букву слова СВОБОДА.

(ответы учеников)

Учитель: Каждый человек на протяжении всей своей жизни стоит перед

выбором. И этот выбор зависит от того, понимает ли сам человек свои мысли,

чувства

и

свои

желания.

С

понятием

свобода

тесно

связано

понятие

морального

выбора.

Послушайте

одну

восточную

притчу

«Мудрец

и

бабочка».

4. Работа с притчей.

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто

приходили

люди

за

советом.

Каждому

из

них

он

умудрялся

дать

очень

хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.

Однажды

его

слава

дошла

до

другого

мудреца,

который

тоже

был

мудрым и известным в округе.

И

когда

он

узнал,

что

он

уже

не

единственный

мудрец,

то

очень

разозлился, что теряет свою известность. И стал думать, как доказать другим

людям, что на самом деле более мудрым является он.

Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней,

подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в

руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет:

«У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая

или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю

ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она

мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она

полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав».

Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

- Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: - У тебя в руках

бабочка. Тогда он спросил мудреца: - Скажи, живая она или мертвая? Мудрец

посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:

- Все в твоих руках.

Учитель: Какие два пути выбора стояли перед мудрецом? Дайте им

оценку. Какой путь выбрали бы вы? (ответы учеников)

Учитель: Человек всегда может сделать выбор. Этим мы и отличаемся от

животных. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный

выбор». Можно даже сказать, что это выбор между добром и злом. Часто

человек должен выбирать между своими интересами и интересами других

людей. Считается, что добродетельный человек должен следовать интересам

других. Однако не все люди добродетельные, и порой их интересы могут

противоречить

нормам

морали.

Ситуаций

морального

выбора,

в

которых

оказывается человек очень много. Рассмотрим на примере некоторые из них.

5. Работа с иллюстрациями.

Учитель: Рассмотрим для начала примеры морального выбора и свободы

в литературе. (Слайд 5)

1. Иллюстрация к сказке «Золотой ключик»

2. Иллюстрация к сказке «Кривое зеркало»

(высказывания учеников)

6. Обсуждение видеофрагмента.

(Слайд

6)

[видеофрагмент

детского

юмористического

журнала

«Ералаш»]

Учитель:

Как

бы

вы

охарактеризовали

поведение

главных

героев

данного сюжета? (нравственное и безнравственное поведение). А как бы вы

поступили в данной ситуации? (ответы учеников)

Учитель: Часто человек сталкивается с ситуациями, когда трудно сделать

выбор, не навредив при этом близкому человеку. Такие острые ситуации

морального выбора иногда называют моральным конфликтом. Моральный

конфликт – это когда стремление к одной нравственной ценности разрушают

другую,

возможно,

не

менее

дорогую.

При

разрешении

морального

конфликта очень важно сделать не просто правильный, а добродетельный

выбор.

7. Подведение итогов беседы.

1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся

стр. 22.

2. Закрепление основных понятий урока.

Запись в тетрадь терминов и

понятий.

8. Задание на дом. Перечитайте «Сказку о мёртвой царевне и о семи

богатырях» А.С. Пушкина. В какой ситуации морального выбора оказалась

Чернавка? Как она поступила? Приведите свои примеры морального выбора

из жизни.



В раздел образования