Автор: Лукьяненко Эльвира Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Холмогорская средняя школа им. М.В. Ломоносова" – Детский сад № 1 "Журавушка"
Населённый пункт: село Холмогоры, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Правила безопасности для ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Правила безопасности, которым нужно научить ребенка
Каждый день, каждую минуту наших детей подстерегает огромное
количество опасностей – неадекватные незнакомцы на улицах, «группы
смерти» в интернете. Угроза может исходить даже от близких людей,
и справиться с ней ребенок сможет только четко зная, как действовать в
той или иной ситуации.
Всегда на любые предложения говорить «нет» незнакомым людям. Если
ребенку комфортнее просто уйти или сказать «Простите, мама не разрешает
мне разговаривать с незнакомыми», научите его этому. Объясните, что он при
этом не должен неловко себя чувствовать, это его право.
Объясните,
что
взрослые
люди
должны
просить
помощи
у
других
взрослых
людей,
а
не
у
ребенка. Почти
все
родители,
как
мантру,
повторяют «Не ходи с чужим дядей, что бы он ни предлагал – конфетку,
котенка, куклу, телефон», но мало кто задумывается о том, что чужой дядя
может
не
только
предлагать,
но
и
просить.
Естественно,
можно
помочь
бабушке или дедушке подняться в автобус или донести до подъезда сумку, но
нельзя заходить в чужой подъезд.
Объясните, что никто не способен внешне отличить «хорошего» человека
от «плохого» и что доброжелательная молодая девушка все равно чужая.
Ребенок НЕ должен слушаться всех подряд взрослых. Это приводит к
тому, что дети уходят с чужими людьми или открывают дверь незнакомому
человеку, который строго потребовал ее открыть. Объясните, кого он должен
слушаться, а кого нет, помогите ему понять, кто свои, а кто чужие.
Научите его не стесняться просить помощи, если он потерялся, у того,
кого
можно
просить: человека
с
ребенком,
полицейского,
охранника,
работника места, где он находится, – продавца, кассира, уборщицы.
Научите ребенка доверять себе, и если ему поведение чужого взрослого
человека кажется необычным, не думать, что ему показалось, а принять
меры
к
тому,
чтобы
защитить
себя:
уйти,
убежать,
попросить
помощи. Детям часто неловко: они боятся, что взрослый обидится, поймет,
что ребенок его в чем-то подозревает, будет смеяться над ним. В ситуации,
когда ребенок не садится в лифт с чужим человеком, если чужой говорит «Ты
что, думаешь, я маньяк?», ребенок может поехать с ним. Это же касается
знакомых
взрослых,
которые
проявляют
к
ребенку
необычный
интерес:
гладят, трогают за разные места – ребенок часто убеждает себя в том, что ему
показалось, или просто не понимает, что происходит, но чувствует, что что-то
не то. Объясните, что чужие не должны к нему прикасаться.
Объясните ребенку, что если кто-то чем-то ему угрожает, значит, этот
человек чего-то сильно боится. Любые угрозы и требования не говорить
родителям о чем бы то ни было – повод сразу вам все рассказать. Объясните,
что если кто-то пытается заставить ребенка что-то сделать, угрожая чем
угодно, вплоть до убийства его родителей, он должен немедленно рассказать
об этом вам.
Научите ребенка тому, что он никому ничего не должен! Если кто-то о
чем-то просит вашего ребенка или что-то требует от него, пусть сначала
задастся вопросом: почему я должен это сделать, зачем мне это? Зачем мне
просыпаться в 4.20, зачем идти за этим человеком, почему я должен открыть
ему дверь или прислать свою фотографию?
Научите ребенка не только следить за временем, но и звонить вам, когда
он
куда-то
выходит
без
вас
и
когда
он
приходит. Покажите
на
своем
примере, что вы, взрослые люди, делаете то же самое, что вы беспокоитесь
друг о друге, а не хотите его контролировать, что это нормальная забота друг
о друге. Сами звоните вечером друг другу, когда выходите с работы. Это
полезная привычка, иногда спасающая звонящего, если он не появляется
вовремя.мышь,
Выучите с ребенком главное правило потерявшегося: если ты понял, что
потерялся,
оставайся
на
месте!
Далее
следует
попросить
помощи
у
человека с ребенком, работником этого места, полицейским или охранником,
но категорически нельзя уходить с того места, где он потерялся, с чужим
человеком.
Объясните ребенку, что если его неожиданно из школы встречает не тот
человек, что обычно – кто-то из знакомых, родственников, домработница
и так далее, а вы его об этом не предупредили, – он должен позвонить
вам и уточнить, что его забирает сегодня именно этот человек. Точно так
же он должен позвонить вам, если кто-то из не близких родственников
предлагает его подвезти. К сожалению, друзья и родственники иногда всерьез
ссорятся и могут посчитать, что ребенок – хороший аргумент в этой ссоре.
Научите ребенка громко-громко кричать. Всю жизнь мы объясняем детям,
что они должны вести себя тихо и не мешать окружающим, поэтому, когда
возникает угроза их жизни, они молчат. Кричать он должен, если потерялся, в
том числе и в городе, и если кто-то пытается его схватить или проявляет
агрессию.
Устройте
для
этого
тренировку
в
лесу
и
потом
обязательно
попробуйте это сделать в городе.
Регулярно повторяйте правила безопасности ребенку, проигрывайте с ним,
давайте ему «задачки».