Напоминание

"Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка" по ФГОС.


Автор: Самойленко Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Ивановская СОШ"
Населённый пункт: д. Ивановка Куркинского района Тульской области
Наименование материала: Урок развития речи
Тема: "Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка" по ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад




Ход урока.

Слайд № 2 .Приветствие.

Здравствуйте! Я рада видеть всех вас на уроке. Давайте улыбнёмся друг

другу, снимем напряжение и с хорошим настроением начнём урок. Пусть он

принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Слайд № 3 А сейчас я предлагаю вам посмотреть короткометражный фильм,

снятый по сценарию Леона Измайлова «Почему мы так говорим?» из

киножурнала «Ералаш», который был основан драматургом Александром

Хмеликом и Борисом Грачевским.

2.

Видео из Ералаша по сценарию Леона Измайлова «Почему мы так

говорим?» Спартак Мишулин в роли мужчины (2,39)

3. Беседа

Почему взрослый не понял мальчика?

Потому что мальчик рассказывал свою историю на сленге.

Почему взрослый стал читать отрывок из произведения Гоголя на

сленге?

Потому что он хотел показать мальчику красоту русского

литературного языка

Что же высмеивает Леон Измайлов в своей миниатюре?

Неуместное использование сленга;

Незнание литературного языка.

Я распечатала текст из этого фильма, который был прочитан на сленге

Спартаком Мишулиным, попробуйте перевести его на литературный

язык, а мы потом сравним с оригиналом.

o

Дети зачитывают получившийся текст

А вот как это звучит у Н.В.Гоголя!

o

Слайд № 4 Видео и прочитываю текст «Чуден Днепр при тихой

погоде…» (1,28)

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь

леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит.

Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и

чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная

дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по

зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины

и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам

ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с

полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не

наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к

нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они

не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в

него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет

равной реки в мире.

Слайд № 5 портрет Гоголя

Какой же текст лучше, написанный на сленге, переведённый вами или

созданный классиком!

У Гоголя лучше!

Как вы думаете, что помогло Гоголю создать красивый, поэтичный,

образный текст?

Художественно-выразительные средства языка.

А что вам помешало использовать художественно-выразительные средства

языка? Николай Васильевич Гоголь мастерски владел словом! Вам,

получается, до этого ещё далеко. Надо, как говорится, «учиться, учиться и

учиться»!

4.

Исходя из всего этого, скажите, какой у нас сегодня будет урок?

Урок развития речи

Урок по культуре речи

А что мы будем делать на уроке?

Исправлять ошибки

Развивать свою речь

Составлять текст

О чём сегодня мы будем говорить на уроке?

О красоте русского языка

О бережном отношении к русскому языку (о том, что русский

язык нужно беречь)

Вы правильно определили, сегодня у нас урок по развитию речи

Слайд № 6 . Тема сегодняшнего урока:

«

Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка».

Эпиграфом к уроку будут слова Д.С.Лихачёва:

“Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно –

прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо,

надо».

Слайд № 7

Итак, сегодня мы будем учиться хорошей интеллигентной речи;

Будем находить речевые и грамматические ошибки в тексте;

Переводить текст с древнерусского языка;

Познакомимся с трудностями перевода;

Займёмся тестами и подготовкой к устной части экзамена.

Цели:

формировать умение по нахождению и исправлению речевых и

грамматических ошибок;

расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые

богатства русской речи;

активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащать

устную речь;

повысить общую культуру учащихся, воспитать интерес к изучению

русского языка.

Задачи:

развить коммуникативные универсальные учебные действия;

сформировать умение выбирать языковые средства для успешного

решения вполне конкретных речевых задач;

развивать в учащихся способность к самореализации и

самосовершенствованию в постоянно развивающемся обществе.

4. Мы с вами на предыдущих уроках знакомились с речевыми и

грамматическими ошибками.

Слайд № 8 Перед вами текст из рассказа А.П.Чехова «Каникулярные

работы институтки Наденьки N» Найдите в нём речевые и грамматические

ошибки и попробуйте разобраться в том, что и как высмеивает в нём Чехов.

«Как я провела каникулы?

Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и

братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам

съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка,

Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на

свежем воздухе. Было много мужчин, но мы, девицы, держали себя в стороне

и не обращали на них никакого внимания. Я прочла много книг и между

прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова.[6]

Природа была в великолепии. Молодые деревья росли очень тесно, ничей

топор еще не коснулся до их стройных стволов, не густая, но почти сплошная

тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю

испещренную золотыми головками куриной слепоты, белыми точками

лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики (похищено из

«Затишья» Тургенева).[7] Солнце то восходило, то заходило. На том месте,

где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада и какие-то

облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу. Мой папа

всё лето был озабочен: негодный банк ни с того ни с сего хотел продать наш

дом, а мама всё ходила за папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил.

А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась

наукой и вела себя хорошо. Конец». (1мин на чтение)

1)

Смысловые ошибки в употреблении однородных членов ( в один ряд

однородных членов включены слова с более общим (родовым) и более

конкретным (видовым) значением:

1-е предл. « мамой, мебелью и братом…»;

2-е предл. «гуляли и вышивали»;

2)

Ошибочное образование форм сущ. «Дюму» - (слово Дюма не

изменяется)

3)

Природа была в великолепии (нарушение управления) «Природа была

великолепна»

4)

Солнце то восходило, то заходило – нарушена логика

5)

На том месте, где была заря, летела стая птиц. - нарушена логика (Заря

освещала летящую стаю птиц или Летящая стая птиц темными

пятнышками выделялись на розово-красном небосклоне, освещённом

зарёй).

6)

Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко

ниже неба - ошибки в употреблении однородных членов, неудачное

употребление олицетворения

7)

Я ужасно люблю природу. Мой папа всё лето был озабочен: негодный

банк ни с того ни с сего хотел продать наш дом, а мама всё ходила за

папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил. –нарушение

абзацного членения, нарушение логики (написано не на тему).

8)

Заключение не соответствует содержанию текста

9)

Списано из «Затишья» Тургенева, это предложение отличается от всего

текста выразительностью, в нём много эпитетов: стройных стволов,

золотыми головками…

1)

Найдите в нём речевые и грамматические ошибки и попробуйте

разобраться в том, что и как высмеивает в нём Чехов.

2)

Как удалось Чехову, используя предложения с однородными членами,

высмеять автора сочинения?

3)

Выделены ли в тексте части?

4)

Какая часть сочинения написана не на тему?

5)

Соответствует ли заключение содержанию текста?

6)

Что списала Наденька у Тургенева?

7)

Какие фразы говорят о том, что автор не опирался на свои наблюдения

над природой?

8)

В каких случаях отсутствие переходов от одной части к другой создают

комический эффект?

Слайд № 9. Тест.

1.

В каком варианте верно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?

1)

шарфЫ

2)

щЁлкать

3)

сОгнутый

4)

цемЕнт

2.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)

Более нужнее

2)

Несколько гектаров

3)

С четырьмястами рублями

4)

Поезжай домой

3.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Записывая математически правильное выражение,

1)

Используйте только натуральные числа

2)

Мною была допущена ошибка

3)

Должны соблюдаться определённые правила расположения

знаков и символов

4)

Требуется внимание

Сдайд № 10

4.

Укажите предложение с грамматической ошибкой

1)

Вопреки утверждённым правилам пунктуации, журналисты часто

употребляют тире вместо двоеточия.

2)

Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил там много

знакомых, приехавших на отдых.

3)

В повести Гоголя «Тарасе Бульбе» есть замечательная фраза: «Нет уз

святее товарищества».

4)

Те, кто много занимался спортом, знают этого выдающегося

тренера.

5.

В каком предложении вместо глагола ОДЕТЬ (одевать) нужно

употребить НАДЕТЬ (надевать)?

1)

Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

2)

Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.

3)

Наша текстильная фабрика одевала всю область.

4)

Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы.

6.

Значение какого слова определено неверно?

1)

АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо

2)

ОВАЦИЯ – бурные аплодисменты

3)

ОППОНЕНТ – противник в споре

4)

ГИПЕРБОЛА – сглаживание различий

Слайд № 11

7.

В каком случае косвенная речь правильно оформлена и

соответствует по содержанию прямой речи:

Тренер сказал:»Я буду ждать вас здесь»

1)

Тренер сказал, что я буду ждать вас здесь

2)

Тренер сказал, я буду ждать вас здесь

3)

Тренер сказал, чтобы ждал нас здесь

4)

Тренер сказал, что он будет ждать нас здесь

8.

Назовите средство художественной изобразительности,

позволяющее А.А.Фету создать картину летнего вечера:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы…

Запишите ответ __________________________________

9.

Как называется художественный приём, который И.А.Крылов

часто использует в баснях, когда герои представляют собой пару,

воплощающую противоположные качества: глупость – хитрость

(«Ворона и Лисица»), силу – слабость («Волк и Ягнёнок»)?

Запишите ответ:_________________________________

Сдайд № 12

Ответы

1.

2

2.

1

3.

1

4.

3

5.

1

6.

4

7.

4

8.

Олицетворение

9.

Антитеза

Слайд № 13.

6. Перевод.

Прочитайте небольшой отрывок из «Слова о полку Игореве» (написано в XII

веке, дошло в рукописи начала XVI века). Переведите текст на современный

русский язык. Какие примеры говорят об изменении русского языка, его

преемственности и единстве?

« Ярославна рано плачеть въ Путивлҍ на забралҍ, аркучи. «О, вҍтрҍ,

вҍтрило! Чему мычеши хиновьскыя стрҍлкы на своею нетрудною крилцю на

моея лады вои? Мало ли ти бяшеть горҍ подъ облакы вҍяти, лълҍючи корабли

на синҍ морҍ? Чему, господине, мое веселiе по ковылiю развҍя?»

Слайд № 14 Пояснения:

/ /

На забрале – забрало – «место, обнесённое кольями»; здесь: «на деревянной

стене крепости, верхняя часть которой защищена».

/ /

Аркучи – деепричастие от гл. аркать – «сердиться, причитать» (ср. играючи,

/

крадучись).

/ /

Ветре, господине - звательный падеж сущ. ветер, господин, обозначал того,

к кому обращались с речью.

/ / /

Лады – родительный падеж сущ. ладо или лада – «муж, супруг, любимый»,

"милый сердцу".

/

Вои – «воины»

Сравните ваш перевод с переводами В.А.Жуковского и Д.С.Лихачёва.

Слайд № 15

Перевод В.А. Жуковского (1783-1852)

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая:

"О ветер, ты, ветер!

К чему же так сильно веешь?

На что же наносишь ты стрелы ханские

Своими легковейными крыльями

На воинов лады моей?

Мало ль подоблачных гор твоему веянью?

Мало ль кораблей на синем море твоему лелеянью?

На что ж, как ковыль-траву, ты развеял мое веселие?"

Перевод Д. С. Лихачёва (1906 – 1999)

Ярославна рано плачет

в Путивле на забрале, приговаривая:

"О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?

Разве мало тебе бы под облаками веять,

лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?"

Какой вывод вы можете сделать?

Нельзя перевести слово в слово

У каждого переводчика свой стиль, своя манера письма.

При переводе вы столкнулись с какими-либо трудностями?

Значения некоторых слов непонятны.

7. Вы изучаете иностранный язык, с какими трудностями вы встречаетесь

при переводе текста на русский язык?

Не знаем значения многих слов, приходится обращаться к словарю

Нужно хорошо знать грамматику, чтобы перевести текст.

Вот, даже люди, хорошо знающие иностранный язык, при переводе

текста на русский сталкиваются с некоторыми трудностями.

Слайд № 16. Как известно, баснописец И. А. Крылов заинтересовался

басней французского поэта Лафонтена "Кузнечик и муравей". Отрывок из

басни Лафонтена и его дословный перевод для вас сделала Ольга

Николаевна, она сейчас не может присутствовать на уроке, поэтому мы

послушаем её в записи.

Слайд №17

Ольга Николаевна

Слайд № 18 А сейчас ______________________нам расскажет, с какими

трудностями столкнулся И.А.Крылов во время перевода басни Лафонтена.

(50 сек)

Выступление учащегося

Перевод Крылова

Перед вами три отрывка перевода басни Жана де Лафонтена. Как видите,

при дословном переводе, невозможно сохранить стихотворный размер и

рифму. Поэтому поэты, в основном, делают вольный перевод.

Слайд № 19 Давайте прочитаем переводы Ю.Лившиц и И.А.Крылова.

Иван Андреевич Крылов, задумав перевести басню Лафонтена, столкнулся

с ещё одной проблемой. У Лафонтена вступают в спор кузнечик и

муравей, дело в том, что у французов и кузнечик, и муравей женского

рода, а в русском языке они мужского рода. Крылов не хотел, чтобы

разговаривали, так сказать , «двое мужчин».

Слайд № 20 В вольном переводе Лифшиц мы видим, что действующим

лицом становится громкоголосая цикада, это насекомое, похожее на

кузнечика, живущее в южных странах. Крылов же не захотел брать слово

«цикада» потому, что в начале 19 века об этом насекомом в России мало

кто знал, а «стрекоза» - слово всем знакомое и понятное! Поэтому Крылов

наделил стрекозу теми способностями, которыми она не владеет: она не

может петь и прыгать, как кузнечик, и не живёт в «мягких травах», зато

получился образ, родной , знакомый простому русскому народу. Таким

образом, Крылову пришлось на основе басни Лафонтена написать свою

совершенно новую басню.

- Итак, мы видим, что главная задача переводчика – передать не только

содержание текста, но и его образы и форму, а это, как мы успели

заметить, очень сложно! Для этого не только необходимо знать

иностранный язык, но и обладать огромным словарным запасом, хорошо

владеть своей речью.

А сейчас мы займёмся подготовкой к устному экзамену по русскому языку.

Вам было дано задание: собрать материал по темам: «Мой край»,

«Мой любимый народный праздник». Задания мы с вами разделим

Какой вы цвет выбираете? Зелёный, желтый, красный, оранжевый.

Зелёный – выразительное чтение

Жёлтый – монологическое высказывание № 1.

Красный – диалог

Оранжевый – Монологическое высказывание № 2

Слайд № 21 8. Подготовка к устному экзамену

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты

на подготовку.

Отрывок из статьи Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Как говорить?»

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по

тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы

имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека,

степень его психологической уравновешенности, степень его возможной

«закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии

некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности —

это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и

внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть

и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего

поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей

способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Монологическое высказывание.

Беседа по монологу

Слайд № 22

Задание 2. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не

должно занимать более 2 минут.

1.

Опишите фотографию.

2. Расскажите о своей малой родине .

Не забудьте рассказать

- о её месторасположении,

- её достопримечательностях,

- что вы посоветуете посмотреть туристу, приехавшему в ваш край

- назовите известных людей, жизнь и творчество которых связаны с вашей

малой родиной

- как вы относитесь к родным местам

Вопросы для беседы (Карточка для учителя)

Мы ведём с вами разговор о нашей малой Родине, Куликовом поле,

1.

Назовите структурные подразделения Государственного военно-

исторического и природного музея-заповедника Куликово поле

2.

Назовите архитектурные памятники, являющиеся визитной карточкой

Куликова поля. Почему столп поставлен на Красном холме? В честь

чего поставили памятник на Куликовом поле?

3.

Назовите дату Куликовской битвы. Имена каких героев этой битвы вам

знакомы?

4.

Скажите, какие чувства, вы испытываете, когда покидаете свой родной

край на некоторое время.

Слайд № 23 Диалог в парах

Задание 2. Обсудите, почему нужно вести здоровый образ жизни? При

обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:

- Соблюдаете ли режим сна и питания?

- Ведёте ли вы активный образ жизни?

- Как часто вы делаете зарядку?

- Как вы понимаете пословицу: «В здоровом теле здоровый дух»?

Слайд № 24 Условный диалог. (Интервью)

Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить

на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

- Делаете ли вы зарядку?

- Соблюдаете ли режим сна и питания?

- Ведёте ли вы активный образ жизни?

- Как вы понимаете пословицу: «В здоровом теле здоровый дух»?

- Какие результаты приносит здоровый образ жизни?

Монологическое высказывание с элементом диалога

Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не

должно занимать более 2 минут.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о народном празднике, который запомнился больше всего.

Не забудьте рассказать

- когда проходил праздник;

- чему был посвящён;

- кто принимал участие;

- что понравилось больше всего.

-вспомните небольшой фрагмент этого праздника

Поделитесь впечатлениями с партнёром.

Монологическое высказывание

Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не

должно занимать более 2 минут.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о народном празднике, который запомнился больше всего.

Не забудьте рассказать

- когда проходил праздник;

- чему был посвящён;

- кто принимал участие;

- что понравилось больше всего.

10.Рефлексия.

Итак, как вы себя чувствовали на уроке?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Что для вас было интересно?

Что вы выяснили ( поняли) на уроке?

Что вызвало у вас затруднения?

За что вы можете себя похвалить?

11. Теперь скажите, как же вы себя оценили?

Слайд № 25.

12. Домашнее задание.

А) Собрать материал по темам: театр, дружба.

Б) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Какой должна быть

речь культурного человека»



В раздел образования