Напоминание

"Игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Кокорина Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 314
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кокорина О.В.

Кокорина Ольга Витальевна – воспитатель старшей группы,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 314 г. Челябинска»

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность

Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он

готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных

форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском

саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Одновременно,

игра

является

основой

творческого

развития

ребёнка,

развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Теме

игры

и

её

влияния

на

развитие

ребенка

дошкольника

посвящены многие исследования. Проблема игры издавна привлекала к

себе

внимание

исследователей.

Теорию

игры

разрабатывали

как

зарубежные

(Ж. Пиаже,

В. Штерн,

К. Гросс)

так

и

отечественные

п с и х о л о г и

( Б . Г. А н а н ь е в ,

Л . С . В ы г о т с к и й ,

А . Н . Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Педагоги создавали и создают целые

системы

дидактических

игр.

Это

Ф.

Фребель,

М. Монтессори,

Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.

Игра играет огромную роль в становлении и развитии личности на

самых ранних этапах формирования личности, так как является ведущим

видом деятельности в этот период.

Цель: выявить педагогические условия, способствующие развитию

детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: условия использования игры для развития детей старшего

дошкольного возраста.

Поставленные

задачи

решались

с

использованием

комплекса

методов:

- беседа;

-наблюдение;

-опытная работа;

-педагогический эксперимент;

-теоретический анализ литературы.

Большинство отечественных ученых объясняют игру как особый вид

деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В.

Плеханов,

изучая

проблему

происхождения

искусства

в

человеческом обществе, пришел к выводу, что игра имеет многовековую

историю,

и

она

возникла

в

первобытном

обществе

вместе

с

разными

видами искусства. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд

предшествовал

игре,

определял

ее

содержание.

Труд,

охота,

войны

с

другими

племенами

все

это

сопровождалось

чувствами

радости,

удовольствия, горечи. Затем появилась потребность еще раз пережить эти

чувства, и это побуждало первобытного человека к обрядовым пляскам и

играм. Таким образом, игра связана с искусством, и сначала был труд, а

потом это нашло отражение в играх и искусстве.

В

жизни

же

отдельного

индивидуума

наблюдается

обратное

соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь

позже начинает принимать участие в настоящей работе. Таким образом,

игра

служит

средством

передачи

культурных

приобретений

старшего

поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом заключается

социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что

игра социальна и по своему содержанию, так как дети отображают в игре

то, что их окружает.

Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в работах отечественных

психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Анализ исследований (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец,

Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая и др.) позволяет сделать

вывод о том, что в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра становится

ведущей

деятельностью,

в

которой

создаются

наиболее

благоприятные

2

условия

для

общего

психического,

в

том

числе

интеллектуального

и

личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая

деятельность

приближает

ребенка

к

миру

взрослых,

моделирует

их

отношения.

Е.В.

Зворыгина,

отмечая

роль

сюжетной

игры

в

воспитательном

процессе, указывает на то, что ценность такой игры для дальнейшего

психического развития и всестороннего воспитания ребенка состоит не

только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а

в том, что в игре происходит совершенствование воображаемой ситуации с

постепенным

переходом

от

предметной

игры

к

играм

внутреннего,

умственного плана, переход от индивидуальных к коллективным, новый

уровень

осмысления

действительности

расширяют

творче ские

возможности детей.

Таким образом, сюжетные игры значимы для всестороннего развития

ребенка.

Но

будут

ли

они

определять

психическое

развитие

детей

и

активно влиять на их всестороннее воспитание, - это зависит от взрослых.

В

истории

дошкольной

педагогики

сложилось

не сколько

педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей.

Первый подход так называемый традиционный подход к руководству

сюжетно-ролевой

игрой.

Педагог

обогащает

представления

детей

об

окружающем

путем

организации

занятий,

экскурсий,

чтения

художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой

среды.

Следующий

педагогический

подход

представлен

в

исследованиях

С.Л. Новоселовой и Е.В.Зворыгиной, которые выработали комплексный

метод

руководства

игрой.

Этот

метод

включает

в

себя

следующие

компоненты:

планомерное

педагогически

активное

обогащение

жизненного

опыта детей;

3

• совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на

передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

своевременное

изменение

предметно-игровой

среды

с

учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

• активизирующее общение взрослого

с детьми, направленное на

побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов

решения игровых задач и новых знаний в мире.

Н о в ы й

п о д х о д

к организации сюжетной

игры

предлагают

исследователи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова.

Су т ь

п р е д л а г а е м о го подхода заключается в поэтапной передаче

детям усложняющихся игровых умений

(способов

построения

игры)

в процессе

совместной

деятельности

взрослого с детьми.

Данный

педагогиче ский

подход

к формированию

сюжетно-ролевой игры

основан на следующих принципах:

двухчастный

характер

игры,

который

предполагает

сначала

совместную

игру

педагога

и

ребенка,

а

затем

самостоятельную

игру

ребенка;

• позиция взрослого как партнера по игре.

Все

достижения

в

развитии

ребенка

при

соответствующем

руководстве воспитателя могут найти отражение в играх. На пятом году

жизни особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.

Она становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает

значительные изменения в психике ребенка. Именно в сюжетно-ролевой

игре,

о сновным

содержанием

которой

является

т в о рч е с ко е

воспроизведение

(моделирование)

взаимодействий

и

взаимоотношений

людей, создаются благоприятные условия для развития мышления, речи.

Дети пятого года жизни хорошо владеют предметными способами

игры:

с

предметами-заместителями,

с

игрушками,

с

воображаемыми

предметами,

легко

обозначают

игровые

действия

и

предметы

словом.

Передавая

взятую

в

игре

роль,

используют

разнообразные

средства

выразительности:

характерные

движения,

мимику,

жесты,

интонацию.

4

Вступают в ролевое взаимодействие не только на короткое время, но и на

более длительное. В играх часто завязывается содержательная ролевая

беседа.

Эти

качественные

изменения

игровой

д е я т е льно с т и

свидетельствуют о развитии сюжетно-ролевой игры.

К середине дошкольного возраста игра постепенно становится более

устойчивой и длительной. Например, в 4-летнем возрасте игра в «дочки-

матери» может длиться 15 минут, а затем ребенок переключается на что-то

другое, в 5 лет — она длиться до 50 минут.

Следовательно,

игра

это

ведущая

деятельность

дошкольного

возраста ребенка, она способствует полноценному развитию и, прежде

всего,

учит

общению

детей

друг

с

другом

и

со

взрослыми.

Итак,

содержание игры меняется вместе с возрастом ребенка: в 3-5 лет дети

воспроизводят реальные действия взрослых, содержанием игры становятся

реальные действия.

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре, как любимой

форме игровой деятельности.

Развитие

игры

происходит

постепенно:

от

ознакомительной

предметно-игровой

деятельности

в

раннем

возрасте

до

сюжетно-

отображающей, впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших

дошкольников.

В возрасте от трех до пяти лет дети находятся на начальном этапе

развития сюжетно-ролевой игры.

В

связи

с

новой

социальной

ситуацией

развития

дошкольнику

становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая

деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события.

Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он

это делает опосредованно в игровой деятельности.

Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из

жизни семьи, исполняя привлекательные роли мамы или папы, в качестве

детей

обычно

выступают

куклы.

С

обогащением

представлений

об

5

окружающем

мире

в

играх

все

чаще

отображается

профессиональная

деятельность взрослых.

Усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:

- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;

- далее – с помощью взрослого;

- в дальнейшем ребенок определяет замысел игры по собственной

инициативе.

Чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры – содержательно

интересными, требуется серьезный подход к планированию и проведению

работы по ознакомлению с окружающим миром.

В сюжетно-ролевой игре дети способны комбинировать различные

события. Например, могут объединять реальные события, участниками

которых были сами, и те, о которых слышали или видели по телевизору.

С целью обогащения содержания игр воспитатель решает следующие

задачи в процессе руководства:

- содействовать появлению у детей интересных игровых замыслов.

- побуждать детей отображать в играх различные действия взрослых.

-способствовать

тому,

чтобы

дети

ставили

разнообразные,

взаимосвязанные, репродуктивные и инициативные игровые задачи.

При ознакомлении с окружающим миром в центре внимания должен

быть человек и выполняемые им действия, как в повседневной жизни, так

и в профессиональной деятельности.

Чтобы

усилить

желание

исполнять

разнообразные

роли,

нужно

обращать внимание детей на личные качества человека, например, что он

внимательный, заботливый, занимается нужным делом, помогает людям.

Наиболее эффективны непосредственные наблюдения, экскурсии, во

время которых детей знакомят с трудом взрослых. В тех случаях, когда

невозможно организовать непосредственное наблюдение, информацию об

окружающем

мире

дошкольники

получают

из

рассказов

взрослых,

во

время

чтений

произведений

художественной

литературы,

просмотра

телепередач, рассматривание иллюстраций и др.

На появление игровых замыслов могут оказать влияние и игрушки.

Их

тематическое

разнообразие

напрямую

связано

с

имеющимися

6

впечатлениями об окружающем мире игровыми интересами детей. Знания

об окружающем мире обогащаются постепенно, в соответствии с этим

постепенно

расширяется

набор

образных

игрушек.

Следовательно,

игровые

уголки

не

должны

быть

укомплектованы

одними

и

теми

же

игрушками с начала учебного года и до конца. Но, к сожалению, в практике

это

требование

довольно

часто

игнорируется.

Дети

привыкают

к

однообразию

игровых

уголков,

имеющиеся

в

них

игрушки

уже

не

способствуют появлению новых замыслов.

Не следует забывать о таком простом приеме в оснащение игровой

среды,

когда

некоторые

игрушки

на

время

убирают,

а

потом

снова

возвращают.

Наряду

с

образными

игрушками

должен

быть

представлен

обобщенный материал, прежде всего предметы-заместители. Их сочетание

позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

Вносят

разнообразие

в

оформление

и

помогают

в

реализации

замысла съемные панно-картины. Они могут натолкнуть на отображение в

игре

определенных

событий,

например,

на

фоне

улицы

города

разворачиваются игры с транспортными игрушками.

Перед началом любой творческой игры ребенок обязательно входит в

мнимую (воображаемую) ситуацию. Вспомним, как договариваются дети

перед началом игры: «А давай, как будто…» - это и есть вхождение в

мнимую ситуацию.

Возникшие замыслы и поставленные для их реализации игровые

задачи в сюжетно-ролевой игре решаются постепенно усложняющимися

игровыми

способами

отображения

окружающего

мира.

Обогащение

содержания

игр

требует

и

более

разнообразного

игрового

материала.

Играющие дети все чаще хотят использовать в играх такие предметы,

аналогов которым среди игрушек нет. В этом случае приходит на помощь

умение замещать отсутствующие предметы различными заместителями,

которое было сформировано на этапе сюжетно-отобразительной игры.

7

Дети

овладели

умением

использовать

разнообразные

игровые

действия с воображаемыми предметами. Они уместно включают их в игры,

например,

берут

воображаемые

ключи

от

машины,

показывают

воображаемые билеты, когда идут в театр и т.д.

По мере необходимости дети заменяют словом некоторые игровые

действия

или

отсутствующие

предметы,

не

проигрывая,

а

лишь

проговаривая отдельные эпизоды.

Отличительная

особенность

сюжетно-ролевой

игры

принятие

ребенком

на

себя

роли.

Принимая

роль,

ребенок

ведет

себя

в

игре

в

соответствии

с

правилами,

диктуемыми

этой

ролью,

ему

нужно

выразительно и содержательно говорить от лица персонажа, передавать

характерные движения, жесты, мимику. В связи с этим ролевые способы

решения задач включают ролевые действия и сопровождаемую их ролевую

речь.

Сюжетно-ролевая

игра

предполагает

сотрудничество

с

другими

играющими,

поэтому

надо

учить

детей

обращаться

с

ролевыми

высказываниями к партнеру. Легче всего ребенку обратиться к игрушке-

партнеру.

Постепенно

в

игре

появляются

ролевые

высказывания

обращенные

к

воображаемому

собеседнику,

а

затем

к

взрослому,

сверстнику.

Следующим направлением в руководстве игрой является развитие

взаимодействие в игре. По мере обогащения игрового опыта для детей

предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками, в

ней

обычно

принимают

участие

2-3

ребенка.

Одним

из

условий

взаимодействия является умение принять поставленную кем-то из детей

игровую

задачу.

Умение

детей

договариваться

о

продолжение

игры

с

учетом

пожеланий

каждого

участника

свидетельствует

о

е ё

сформированности.

Игра предоставляет возможность ребенку в полной мере проявить

самостоятельность, творчество. Воспитатель должен предоставлять детям

8

возможность

самостоятельно

определять

замысел

игры,

для

его

реализации

ставить

разнообразные

игровые

задачи.

Развивать

у

детей

самостоятельность

и

творчество

в

выборе

разнообразных

игровых

замыслов, в постановке игровых задач для их реализации в игре. Поощрять

детей

самостоятельно

выбирать

разнообразные

предметные

и

ролевые

способы решения игровых задач, проявляя при этом творчество.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным

содержанием

детской

жизни,

развивать

ее

в

желаемом

направлении,

воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие

сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить

свои

интересы,

реализовать

свои

возможности,

вступить

в

контакт

со

сверстниками.

Приложение 1

Перспективный план по развитию сюжетных игр в старшей группе

"Магазин"

Сентябрь

- октябрь

1. Изучение лексики по темам “Фрукты”, “Овощи”,

“Продукты”.

2. Целевая прогулка к овощному магазину.

3. Дидактическая игра и упражнение на тему “Овощи”.

4. Дидактическая игра “Чудесный мешочек” на

название, различение овощей и фруктов.

5. Дидактическая игра “Узнай вкус”.

6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой

продавца.

7. Дидактическая игра “Магазин продуктов”.

8. Рассмотрение предметов необходимых для работы

продавца.

9. Рассмотрение картины “Продавец” из серии “Кем

быть”.

10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов

9

для игры.

"Повар"

ноябрь

1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с

оборудованием кухни.

2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра

“Сварим из овощей вкусный суп”. “Будем учиться

заваривать чай”.

3. Дидактическая игра “Кому что нужно”.

4. Наблюдение за работой повара.

5. Чтение стихотворения “Маша обедает”.

6. Рассматривание картины “Повар” из серии “Кем

быть”.

"Больница"

декабрь

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

2. Рассматривание медицинского инструмента.

3. Повторная экскурсия с целью “Наблюдение за

приемом больных”.

4. Дидактическая игра “Вылечим мишку”.

5. Чтение стихотворений Максакова “Я сегодня

медсестра”, “Доктора не бойтесь дети”.

6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для

игры.

"Шофер"

январь-февраль

1. Целевая прогулка “Знакомство с улицей”.

2. “Рассказ воспитателя о средствах передвижения”.

Рассматривание картины “Едем в автобусе”.

3. Наблюдение за работой шофера.

4. Рассматривание грузового автомобиля

(непосредственно образовательная деятельность).

5. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер

ухаживает за машиной, заботится о ней.

6. Чтение Павловой “На машине”.

7. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей.

10

"Парикмахерская"

март

1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с

общим видом.

2. Наблюдение за работой парикмахера.

3. Рассмотрение инструментов необходимых

парикмахеру.

4. Рассматривание картины “Парикмахер” из серии

“Кем быть”.

5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов.

Детский сад

апрель - май

1. Непосредственно образовательная деятельность:

“Рассказ воспитателя о труде няни”.

2. Наблюдение за трудом няни.

3. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском

саду.

4. Дидактическая игра “Кому что надо для работы”.

Приложение 2

Работа с родителями

Родительское

собрание

на

тему:

«Игра

в

жизни

ребенка».

На

собрании родители получают знания о том, что такое сюжетно-ролевая

игра,

в

какие

игры

играют

их

дети

и

какие

игровые

умения

у

них

развиваются.

Консультация

на

тему

«Воспитание

активности

в

творческих

играх».

Оформление стенда для родителей «Играют дети».

Оформление

папки-передвижки

на

тему

«Домашний

игровой

уголок».

Фотовыставка «Сюжетно-ролевая игра «Больница для игрушек».

Большую помощь оказали родители в создании необходимой игровой

среды.

11

В

итоге,

при

совместной

работе

с

детьми

и

их

родителями

по

развитию игровой деятельности, у дошкольников лучше стали развиваться:

умения

выбирать

роли,

игровые

умения-

действия

с

предметами

и

взаимодействия с партнерами.

Приложение 3

Родительское собрание на тему: "Игра в жизни ребенка"

Цель:

-Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

-Заинтересовать проблемой воспитания детей;

- Объяснить важность приобщения к игре ребенка в условиях семьи.

Присутствующим

предлагается

высказать

свою

точку

зрения,

высказать свое мнение по данному вопросу, подключиться к дискуссии.

Родителям предлагается анкета:

1.Задумывались ли вы, почему дети любят играть?

2.Что дает игра ребенку?

3.Помните ли вы, в какие игры играли в детстве?( перечислите.)

4.В какую игру недавно играли с ребенком?

5.Если ребенок просит поиграть с ним, каковы ваши действия?

6.В какие игры чаще играет ваш ребенок?

7.Что

вы

учитываете

при

выборе

новой

игрушки,

чем

руководствуетесь?

8.Рассказываете ли вы ребенку, в какие игры играли в детстве?

9.Если сломалась игрушка, каковы ваши действия?

10.Где играет ваш ребенок дома? Какие условия созданы?

11.Какие игрушки любимые у ребенка?

12.Кто чаще играет с ребенком, мама или папа?

Вступительное слово педагога.

Чтобы быть хорошо развитым, ребенку нужно быть подвижным,

много играть и заниматься. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь

12

внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это

развивается с помощью детских игр. Нужно помнить, что дети играют не

потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что посредством

игры, они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы

поведения людей в социуме.

Игру еще называют ведущей деятельностью детей дошкольного

возраста. Ведь она занимает почти все их время и роль игры в жизни

огромна.

Игра обучает детей не только подражать взрослым, но и помогает

общаться

между

собой.

Чтобы

играть

в

игру

нужно

придерживаться

определенных правил – это помогает ребятам научиться следовать каким-

то правилам и в настоящей жизни.

Значение игры порой недооценивается. Современные исследования

показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в

дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению,

работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что

играет ребенок, какие для этого использует предметы?

Вы,

наверное,

сами

замечали,

что

в

игре

ребенок

забывает

о

действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли

за ухо. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее,

переключиться

на

другой

вид

деятельности.

Эту

особенность

можно

использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание.

Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим

больным нужен покой, им пора спать. », или напомните «водителю», что

машины едут в гараж.

На

самом

деле

дети

всегда

отличают

игру

от

действительности,

употребляя выражения «понарошку», «как будто». Играя, ребенок входит в

жизнь, знакомится с ней, размышляя об увиденным. Но есть дети, которые

не

играю

или

играют

мало

в

силу

загруженности

занятиями,

из-за

13

несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных

передач.

Если

ваш ребенок не играет, создайте дома необходимые условия

:читайте ему, наблюдайте вместе с ним ,задавайте вопросы. Очень важно

обучать детей способам отображения действительности. Нужно строить не

отдельные

действия,

а

последовательность.

Если

вы

обыгрываете

с

ребенком сценку кормления куклы, то сначала нужно приготовить для нее

еду, а затем кормить, объясняя последовательность действий. Для ребенка

очень

важно

участие

родителей

в

игре,

их

одобрение.

Поощряйте

инициативу,

самостоятельность

детей.

Формирование

игровых

навыков

можно

формировать

и

во

время

прогулок,

праздников,

повседневных

домашних дел.

Найти немного времени для ребенка можно всегда. Очень много

времени женщины проводят на кухне, но даже тогда можно занять ребенка.

"Скорлупа от яиц ".

Раскрошить

скорлупу

на

мелкие

кусочки,

предложить

детям

заполнить скорлупой контур раскраски, еще можно нанести тонкий слой

пластилина, а ребенку предложить выложить картинку и т.д.

" Соленое тесто"

Очень

богатый

выбор

для

фантазии,

можно

лепить

все,

что

захочется.

"Крупы"

Взять два вида крупы, например, бобы и фасоль. Разложить бобы в

одну миску, а фасоль в другую. Крупы можно еще делить по цвету.

"Макароны"

Собрать бусы ,нанизывая на шнурок, а затем вместе с мамой или

папой раскрасить их.

Педагог задает вопрос родителям " А вы играете с ребенком во

время

выполнения

домашних

дел?

Вовлекаете

ли

вы

его

в

свою

14

деятельность?" . Очень важно, чтобы ребенок чувствовал свою значимость,

понимал, что его помощь необходима его папе и маме.

Ребенок всегда должен чувствовать внимание со стороны родителей,

знать

,что

нужен

им.Старайтесь

как

можно

больше

уделять

внимания

своему ребенку. Даже когда просто идете мыть руки перед едой, поиграйте

с ним, произнося потешку. Укладывая ребенка спать, не забудьте спеть

ему колыбельную.

Рефлексия. Подводится итог собрания. Родители высказывают свои

мнения по поводу важности прослушанной темы, обмениваются своими

впечатлениями из жизненного опыта.

Список литературы

1. Губанова,

Н.Ф.

Развитие

игровой

деятельности.

Система

работы

в

средней группе детского сада [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика -

Синтез, 2009.-164 с.

2. Детская

практическая

психология [Текст]:

учебник

/

под

ред.

Т.Д.

Марцинковской. - М.: Гардарика, 2004.

3. Зворыгина,

Е.В.

Первые

сюжетные

игры

малышей

[Текст]

/

Е.В.

Зворыгина. - М.: Просвещение, 2008. - 96 с.

4. Зворыгина,

Е.В.

Особенности

формирования

игровой

деятельности

детей в средней группе [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова. – М.,

1989. - 314 с.

5. Игра дошкольника [Текст] / под редакцией С. Л. Новосёловой. - М.:

Просвещение, 2009. – 356с.

6. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.

[Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред.

проф. учеб. заведений. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 9 - е изд. доп. –

М.: Академия, 2009. - 416 с.

15

8. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно - ролевыми играми в

детском саду [Текст] / Н. Ф. Комарова.– М.: Скрипторий 2003, 2010. – 160

с.

9. Менджерицкая,

Д.

В.

Воспитателю

о

детской

игре

[Текст]

/

Д.

В.

Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2005 – 422 с.

10. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]:

пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: АСТ,

2000. - 271 с.

11. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребёнком [Текст] / Н.Я. Михайленко,

Н.А. Короткова. – М., 2007. – 430с.

12. Недоспасова, В. А. Растём играя: средний и старший дошкольный

возраст

[Текст]:

пособие

для

воспитателей

и

родителей

/

В.

А.

Недоспасова. – М: Просвещение, 2008. – 498с.

13. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] /

Б.П. Никитин. – М., 2009. – 452с.

14.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / под ред.

Д.Я. Райгородского. - М.: Алетейа, 2008. - 268 с.

15.

Руководство игр детей в дошкольном учреждении [Текст] /

Е. А.

Тверитина, А. С. Баразкова. - М.: Просвещение, 2009. – 474с.

16.

Снегирёва, Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения

у дошкольников. [Текст] / Л. А. Снегирёва. – Минск, 2008. - 512с.

17. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных

игр детей [Текст] / О. В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.-176 с.

18. Скоролупова,

О.

А.

Играем?

Играем!

[Текст]:

педагогическое

руководство играми детей дошкольного возраста / О. А. Скоролупова, Л. В.

Логинова. – М.: Скрипторий 2003, 2010.

19. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. [Текст] /

А.С. Спиваковская. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 304 с.

20. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. – М.,

2006.-342 с.

21. Эльконин, Д. Б. Детская психология. [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.,

2006. – 426с.

16

22. Эльконин, Д. Б. Психология игры. Второе издание. [Текст] / Д. Б.

Эльконин. – М., 2009. – 452с.

17



В раздел образования