Напоминание

"ИННОВАЦИОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС СПО: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД"


Авторы: Купряшова Любовь Владимировна, Фирсова Галина Александровна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой
Населённый пункт: г.о. Сызрань Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: "ИННОВАЦИОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС СПО: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИННОВАЦИОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС СПО:

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Фирсова Г.А., Купряшова Л.В., преподаватели

ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стан-

дарт среднего профессионального образования; ключевые профессиональные

компетенции; кластерный подход.

Аннотация: В данной статье проанализированы основные направления

в инновационном методическом сопровождении построения учебного про-

цесса с учетом новых требований ФГОС СПО посредством кластерного под-

хода.

Перемены, произошедшие в России в последние годы, определили но-

вый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Пер-

вое основное направление развития среднего профессионального образова-

ния в соответствии с национальной образовательной инициативой.

2011 год – явился годом перехода средних профессиональных учебных

заведений на новое поколение стандартов – Федеральные государственные

образовательные

стандарты

среднего

профессионального

образования

(ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух

поколений стандартов новым подходом – компетентностным.

Учебные заведения при обучении должны перейти от обязательного

минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессио-

нальных компетенций. В основе стандарта третьего поколения – компетент-

ностный подход в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дис-

циплин, и по каждой студент получает определенные знания и умения, то в

основе этого нового регулирующего обучение документа - компетенции, ко-

торые могут быть распределены между несколькими дисциплинами.

1

Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта

правильно разработать учебный план с учетом современных требований.

Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в це-

леполагании. Преподаватель часто испытывают трудности в формулировании

цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все

педагоги готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений,

связанных с введением ФГОС. [4, с. 33]

Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятель-

ностью преподавателей, контрольно-методические срезы, контроль ведения

документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование,

анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС показывают, что

суммарно затруднений, испытываемых преподавателями, достаточно много.

Это сложности в области постановки целей и задач в рамках среднего про-

фессионального образования с учетом требований ФГОС, трудности в обла-

сти мотивации учебной деятельности обучающихся, недостаточная компе-

тентность педагога в области обеспечения информационной основы учебной

деятельности, в области организации учебной деятельности в период обуче-

ния. [2, с. 57]

Чтобы

разобраться

в

испытываемых

педагогами

затруднениях

и

не

ограничиться их простым перечнем, применим для их анализа системный

подход и осуществим классификацию затруднений по компонентам образова-

тельного процесса.

Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонен-

тов:

1.

Целевой;

2.

Содержательный;

3.

Процессуальный;

4.

Оценочно-коррекционный.

Далее

остановимся

на

профессиональных

затруднениях

педагогов,

проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного

процесса. [4, с. 35]

2

Педагог не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому

приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые ошибки и трудно-

сти преподавателя при постановке цели педагогической деятельности:

целеполанием (выявлением целей и задач преподавателя и обучаю-

щихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения)

педагог занимается формально и лишь на последней стадии плани-

рование занятия;

цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к

проведению единичного занятия;

неумение спроектировать личностные и метапредметные результа-

ты обучения и др.

Далее остановимся на ошибках и затруднениях в отборе содержания

учебного материала:

трудности в поиске ценностного смысла в изучаемом материале;

трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изу-

чаемом материале не выделено главное;

материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать прин-

ципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по

которой работает преподаватель, обеспечивать связь теории с практикой, рас-

крывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого мате-

риала с ранее пройденным и т. д.

Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обу-

чения, остановимся на двух их крайних проявлениях:

использование

стандартных

методов

традиционной

технологии

(объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);

односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения

(игровые, проектные, проблемные и др.).

Очевидно, что обучение невозможно при полном исключении из дидак-

тического арсенала преподавателя роли транслятора знаний, репродуктивных

методов обучения. [3, с. 21]

Модернизация системы общего образования – средство достижения

стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы. Ре-

альное внедрение заложенных в стандарте идей во многом зависит от готов-

3

ности преподавателя к их воплощению, от качественной подготовки педаго-

гических и управленческих кадров, от качества повышения квалификации ра-

ботников образования.

Одна из главных составляющих реализации стандарта, без которой не-

мыслимо их успешное внедрение в среднем профессиональном образовании,

– это подготовка кадров.

В инновационном развитии системы среднего профессионального об-

разования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимо-

действия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными

субъектами.

Реализация такого подхода обеспечивает обогащение культуры взаимо-

действия и общения педагогов образовательных организаций района, создает

условия для организации совместной деятельности, которая предусматривает

взаимоизменение и взаимообогащение интеллектуальной, информационной,

эмоционально-ценностной и деятельностной сфер.

Под кластерным подходом к развитию среднего профессионального об-

разования образования понимается взаиморазвитие и саморазвитие субъек-

тов кластера «в процессе работы над проблемой».

Кластером является совокупность согласованно действующих на осно-

ве общей цели субъектов, которые объединены определенными договорными

отношениями.

При реализации кластерного подхода можно выделить несколько клю-

чевых моментов, среди них наличие: общей цели; правовой основы совмест-

ной

деятельности

субъектов;

разработанных

механизмов

взаимодействия

между субъектами, объединяющимися в кластер; механизма управления реа-

лизацией кластерного подхода. [1, с. 68]

Реализация кластерного подхода обеспечивает включение каждого пе-

дагога образовательной организации в мероприятия по внедрению ФГОС че-

рез выстраивание индивидуальной программы профессионального роста, что

способствует его самореализации, коррекции практической деятельности.

Ведется

индивидуальное

методическое

сопровождение:

педагоги

направляются на курсы повышения квалификации, проводят открытые уроки,

4

разрабатывают индивидуальную методическую систему, организуется настав-

ничество.

Инновационный кластер образовательных организаций «Готовность пе-

дагога к реализации ФГОС СПО третьего поколения» включает ряд структур-

ных компонентов.

Кластерно-сетевая группа «А» ― опорные учреждения.

Образовательные организации, осуществляющие диссеминацию инно-

вационного опыта внедрения ФГОС по территориальному принципу и тема-

тическому принципу, определяемому направлением деятельности с привлече-

нием социальных партнеров:

образовательные организации ― инновационные площадки;

образовательные организации ― победители конкурсов районного,

регионального, федерального уровней;

образовательные

организации

с

инновационной

образовательной

средой. [1, с. 70]

Кластерно-сетевая группа «Б» ― информационно-методическое сопро-

вождение.

Организации

и

учреждения,

обеспечивающие

организационно-

методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности

образовательных организаций, являющихся компонентом кластера группы

«А» и образовательных организаций, готовящихся к введению ФГОС.

Кластерно-сетевая группа «В» ― научно-методическое сопровождение.

Организации-партнеры, осуществляющие научно-методическое сопро-

вождение, взаимодействующие на договорной основе с общеобразовательны-

ми организациями в реализации программ повышения квалификации педаго-

гических работников по подготовке к введению ФГОС.

Кластерно-сетевая группа «Г» ― социальное партнерство. Социальные

партнеры, оказывающие содействие в реализации задач нового образователь-

ного стандарта:

организации ― социальные партнеры образовательных организа-

ций;

учреждения дополнительного педагогического профессионального

образования.

[1, с. 72]

Таким образом, реализация инновационного кластерного подхода, обес-

печивает эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса

5

учреждения среднего профессионального образования, создание необходи-

мых условий по внедрению ФГОС СПО и его успешной реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Колесникова

В.П.

Методическое

сопровождение

введения

Феде-

рального государственного образовательного стандарта: инноваци-

онный кластер [Текст] / В.П. Колесникова // Лучшие практики вве-

дения и реализации ФГОС: Сборник статей научно-практической

конференции. – СПб АППО, 2015.– С. 68 - 72.

2.

Миронов, А.В. Структура урока как средство реализации деятель-

ностного метода обучения [Текст] / А. В. Миронов // Вопросы об-

разования. – 2013. – № 6. – С. 55 - 60.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт: текст с

изм. и доп. на 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Феде-

рации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

4.

Четанова, Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку

[Текст] / Л. А. Четанова // Молодой учёный. – 2015. – № 2.1. – С. 33

- 35.

INNOVATIVE METHODOLOGICAL SUPPORT, THE GEF SPO:

CLUSTER APPROACH

Firsova G. A., L. V. Kuprasova, teachers

COLLEDGE WITH "Syzran College of arts and culture. O. N. Nascovoy»

Key words: Federal state educational standard of secondary professional ed-

ucation; core competency; the cluster approach.

Abstract: this article analyzes the main directions in the innovative method-

ological support of the educational process taking into account the new require-

ments of fgos SPO through the cluster approach.

6



В раздел образования