Авторы: Купряшова Любовь Владимировна, Фирсова Галина Александровна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой
Населённый пункт: г.о. Сызрань Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: "ИННОВАЦИОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС СПО: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД"
Раздел: среднее профессиональное
ИННОВАЦИОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС СПО:
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
Фирсова Г.А., Купряшова Л.В., преподаватели
ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стан-
дарт среднего профессионального образования; ключевые профессиональные
компетенции; кластерный подход.
Аннотация: В данной статье проанализированы основные направления
в инновационном методическом сопровождении построения учебного про-
цесса с учетом новых требований ФГОС СПО посредством кластерного под-
хода.
Перемены, произошедшие в России в последние годы, определили но-
вый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Пер-
вое основное направление развития среднего профессионального образова-
ния в соответствии с национальной образовательной инициативой.
2011 год – явился годом перехода средних профессиональных учебных
заведений на новое поколение стандартов – Федеральные государственные
образовательные
стандарты
среднего
профессионального
образования
(ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух
поколений стандартов новым подходом – компетентностным.
Учебные заведения при обучении должны перейти от обязательного
минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессио-
нальных компетенций. В основе стандарта третьего поколения – компетент-
ностный подход в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дис-
циплин, и по каждой студент получает определенные знания и умения, то в
основе этого нового регулирующего обучение документа - компетенции, ко-
торые могут быть распределены между несколькими дисциплинами.
1
Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта
правильно разработать учебный план с учетом современных требований.
Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в це-
леполагании. Преподаватель часто испытывают трудности в формулировании
цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все
педагоги готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений,
связанных с введением ФГОС. [4, с. 33]
Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятель-
ностью преподавателей, контрольно-методические срезы, контроль ведения
документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование,
анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС показывают, что
суммарно затруднений, испытываемых преподавателями, достаточно много.
Это сложности в области постановки целей и задач в рамках среднего про-
фессионального образования с учетом требований ФГОС, трудности в обла-
сти мотивации учебной деятельности обучающихся, недостаточная компе-
тентность педагога в области обеспечения информационной основы учебной
деятельности, в области организации учебной деятельности в период обуче-
ния. [2, с. 57]
Чтобы
разобраться
в
испытываемых
педагогами
затруднениях
и
не
ограничиться их простым перечнем, применим для их анализа системный
подход и осуществим классификацию затруднений по компонентам образова-
тельного процесса.
Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонен-
тов:
1.
Целевой;
2.
Содержательный;
3.
Процессуальный;
4.
Оценочно-коррекционный.
Далее
остановимся
на
профессиональных
затруднениях
педагогов,
проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного
процесса. [4, с. 35]
2
Педагог не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому
приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые ошибки и трудно-
сти преподавателя при постановке цели педагогической деятельности:
целеполанием (выявлением целей и задач преподавателя и обучаю-
щихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения)
педагог занимается формально и лишь на последней стадии плани-
рование занятия;
цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к
проведению единичного занятия;
неумение спроектировать личностные и метапредметные результа-
ты обучения и др.
Далее остановимся на ошибках и затруднениях в отборе содержания
учебного материала:
трудности в поиске ценностного смысла в изучаемом материале;
трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изу-
чаемом материале не выделено главное;
материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.
Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать прин-
ципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по
которой работает преподаватель, обеспечивать связь теории с практикой, рас-
крывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого мате-
риала с ранее пройденным и т. д.
Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обу-
чения, остановимся на двух их крайних проявлениях:
использование
стандартных
методов
традиционной
технологии
(объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);
односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения
(игровые, проектные, проблемные и др.).
Очевидно, что обучение невозможно при полном исключении из дидак-
тического арсенала преподавателя роли транслятора знаний, репродуктивных
методов обучения. [3, с. 21]
Модернизация системы общего образования – средство достижения
стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы. Ре-
альное внедрение заложенных в стандарте идей во многом зависит от готов-
3
ности преподавателя к их воплощению, от качественной подготовки педаго-
гических и управленческих кадров, от качества повышения квалификации ра-
ботников образования.
Одна из главных составляющих реализации стандарта, без которой не-
мыслимо их успешное внедрение в среднем профессиональном образовании,
– это подготовка кадров.
В инновационном развитии системы среднего профессионального об-
разования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимо-
действия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными
субъектами.
Реализация такого подхода обеспечивает обогащение культуры взаимо-
действия и общения педагогов образовательных организаций района, создает
условия для организации совместной деятельности, которая предусматривает
взаимоизменение и взаимообогащение интеллектуальной, информационной,
эмоционально-ценностной и деятельностной сфер.
Под кластерным подходом к развитию среднего профессионального об-
разования образования понимается взаиморазвитие и саморазвитие субъек-
тов кластера «в процессе работы над проблемой».
Кластером является совокупность согласованно действующих на осно-
ве общей цели субъектов, которые объединены определенными договорными
отношениями.
При реализации кластерного подхода можно выделить несколько клю-
чевых моментов, среди них наличие: общей цели; правовой основы совмест-
ной
деятельности
субъектов;
разработанных
механизмов
взаимодействия
между субъектами, объединяющимися в кластер; механизма управления реа-
лизацией кластерного подхода. [1, с. 68]
Реализация кластерного подхода обеспечивает включение каждого пе-
дагога образовательной организации в мероприятия по внедрению ФГОС че-
рез выстраивание индивидуальной программы профессионального роста, что
способствует его самореализации, коррекции практической деятельности.
Ведется
индивидуальное
методическое
сопровождение:
педагоги
направляются на курсы повышения квалификации, проводят открытые уроки,
4
разрабатывают индивидуальную методическую систему, организуется настав-
ничество.
Инновационный кластер образовательных организаций «Готовность пе-
дагога к реализации ФГОС СПО третьего поколения» включает ряд структур-
ных компонентов.
Кластерно-сетевая группа «А» ― опорные учреждения.
Образовательные организации, осуществляющие диссеминацию инно-
вационного опыта внедрения ФГОС по территориальному принципу и тема-
тическому принципу, определяемому направлением деятельности с привлече-
нием социальных партнеров:
образовательные организации ― инновационные площадки;
образовательные организации ― победители конкурсов районного,
регионального, федерального уровней;
образовательные
организации
с
инновационной
образовательной
средой. [1, с. 70]
Кластерно-сетевая группа «Б» ― информационно-методическое сопро-
вождение.
Организации
и
учреждения,
обеспечивающие
организационно-
методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности
образовательных организаций, являющихся компонентом кластера группы
«А» и образовательных организаций, готовящихся к введению ФГОС.
Кластерно-сетевая группа «В» ― научно-методическое сопровождение.
Организации-партнеры, осуществляющие научно-методическое сопро-
вождение, взаимодействующие на договорной основе с общеобразовательны-
ми организациями в реализации программ повышения квалификации педаго-
гических работников по подготовке к введению ФГОС.
Кластерно-сетевая группа «Г» ― социальное партнерство. Социальные
партнеры, оказывающие содействие в реализации задач нового образователь-
ного стандарта:
организации ― социальные партнеры образовательных организа-
ций;
учреждения дополнительного педагогического профессионального
образования.
[1, с. 72]
Таким образом, реализация инновационного кластерного подхода, обес-
печивает эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса
5
учреждения среднего профессионального образования, создание необходи-
мых условий по внедрению ФГОС СПО и его успешной реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Колесникова
В.П.
Методическое
сопровождение
введения
Феде-
рального государственного образовательного стандарта: инноваци-
онный кластер [Текст] / В.П. Колесникова // Лучшие практики вве-
дения и реализации ФГОС: Сборник статей научно-практической
конференции. – СПб АППО, 2015.– С. 68 - 72.
2.
Миронов, А.В. Структура урока как средство реализации деятель-
ностного метода обучения [Текст] / А. В. Миронов // Вопросы об-
разования. – 2013. – № 6. – С. 55 - 60.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт: текст с
изм. и доп. на 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Феде-
рации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
4.
Четанова, Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку
[Текст] / Л. А. Четанова // Молодой учёный. – 2015. – № 2.1. – С. 33
- 35.
INNOVATIVE METHODOLOGICAL SUPPORT, THE GEF SPO:
CLUSTER APPROACH
Firsova G. A., L. V. Kuprasova, teachers
COLLEDGE WITH "Syzran College of arts and culture. O. N. Nascovoy»
Key words: Federal state educational standard of secondary professional ed-
ucation; core competency; the cluster approach.
Abstract: this article analyzes the main directions in the innovative method-
ological support of the educational process taking into account the new require-
ments of fgos SPO through the cluster approach.
6