Автор: Гущина Ирина Викторовна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ ВО " Муромский промышленно-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: г.Меленки Владимирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщение опыта работы
Раздел: среднее профессиональное
Обобщение опыта работы
учителя биологии
МБОУ « Даниловская средняя общеобразовательная
школа»
Меленковского района Владимирской области
Гущиной Ирины Викторовны
по теме:
« Создание условий для мотивации
познавательной деятельности учащихся через
внедрение в преподавание биологии игровых
педтехнологий »
Содержание:
1. Общие сведения об авторе_____________________________________3
2. Условия возникновения и становления опыта_____________________3
3. Актуальность и перспективность опыта, практическая значимость___3
4.
Ведущая педагогическая идея__________________________________4
5.
Теоретическая база моего опыта________________________________5
6.
Новизна опыта_______________________________________________7
7.
Технология опыта____________________________________________8
8.
Источники получения передового педагогического опыта__________13
9.
Результативность____________________________________________13
10.
Литература_________________________________________________16
11.
Приложение________________________________________________17
2
Сведения об авторе опыта:
Гущина Ирина Викторовна
учитель биологии
МБОУ « Даниловская средняя общеобразовательная
школа»,
Педагогический стаж – 29 лет,
Образование высшее
Первая квалификационная категория.
Условия возникновения и становления опыта
Сельская школа: в школе 72 учащихся,11 классов различной
наполняемости, с разным уровнем обучаемости и интересом к предмету, 15
учителей.
Целью воспитательного процесса педагогический коллектив школы ставит
создание необходимых условий для саморазвития, самореализации личности
каждого ученика. Мой опыт работы в школе доказывает, что глубокие ,
прочные и , главное, осознанные знания могут получить все школьники,
если у них развит стойкий познавательный интерес , создаются
благоприятные и эффективные условия для развития познавательной
активности детей, повышения их интеллектуального и творческого
потенциала.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться, играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Актуальность и перспективность опыта, практическая значимость
Жизнь в условиях быстро меняющегося мира ставит перед школой задачу:
дать человеку не просто систему знаний и определённый запас информации,
знания и информация сейчас быстро устаревают. Главное – школа должна
воспитать
личность,
готовую
к
творческому
поиску,
самостоятельному
добыванию и обновлению знаний, саморазвитию и самосовершенствованию,
способную успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
На современных школьников обрушивается огромный поток информации. Не
умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять
второстепенное,
ребенок
не
может
ориентироваться
в
безбрежном
информационном море.
3
Использование разнообразных форм и методов ведения урока, применение на
уроках
элементов
передовых
педагогических
технологий,
большая
индивидуальная
урочная
и
внеурочная
работа
с
учащимися
позволяет
учителю добиваться прочных знаний по биологии.
В своей работе я стараюсь разумно сочетать и использовать сильные стороны
традиционных
и
активных
форм
обучения.
Активные
формы
обучения
отнесены
к
классу
образовательных
технологий,
обозначенных
как
«
технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся». Одной из форм являются игровые
технологии.
Игровые
технологии,
я
считаю,
являются
одной
из
уникальных
форм
обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только
работу учащихся на творческо – поисковом уровне, но и будничные шаги по
изучению предмета биологии.
Прочные
знания,
умения
и
навыки
учащиеся
приобретают
в
процессе
активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой
является
интерес.
Как
известно,
стойкий
познавательный
интерес
формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот
почему включение игры и игровых ситуаций
делает процесс обучения
интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
Проблема умственного развития учащихся, падение интереса и внимания к
учению,
увеличение
умственной
нагрузки
на
уроках
биологии
являются
одними из важных в образовании.
Работать над этой темой также подтолкнули противоречия:
между
сложившимися
малоэффективными
формами
и
методами
проведения стандартных уроков
и необходимостью использования
форм
и
методов
работы,
способствующими
повышению
активной
мыслительной деятельности учащихся на уроках;
между
полученными
теоретическими
знаниями
и
неумением
применять их на практике;
между сложностью материала и недостаточным
количеством часов,
отведённых для его закрепления;
между
различным
темпом
усвоения
учащимися
трудных
тем
программы;
между стремлением личности к самоутверждению и обязательными
требованиями учебных программ.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей
опыта является учение без принуждения,
основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на
4
подлинном
интересе,
развитие
личности
ребёнка,
его
творческих
способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Основной целью моей работы является формирование заинтересованности
учащихся
в
получении
новых,
закреплении
полученных
ранее
знаний,
саморазвитии,
чтобы
каждый
ученик
чувствовал
себя
полноценным
участником учебного процесса.
В ходе работы выделены основные задачи:
Провести теоретический анализ философской, психологической и
педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
Выявить педагогические и методические основы конструирования и
использования игровых технологий;
Раскрыть особенности использования игр и игровых ситуаций на
разных этапах изучения различного по характеру материала;
Помочь ученику увидеть основную проблему познавательного задания
и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения,
побудить его к активной поисковой деятельности;
Указать направление и границы поиска наиболее рациональных путей
выхода из проблемной ситуации.
исследовать отношение детей к различного вида играм на уроках
биологии;
определить место игр и игровых ситуаций в системе других видов
деятельности на уроке.
Теоретическая база моего опыта.
В основе опыта лежит
« Теория развития познавательного интереса» ( Г.И.Щукина)
«Теория активизации учебной деятельности школьников» (Т.И. Шамова
и А.К. Маркова) ,
элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и
знаковых моделей учебного материала ( В.Ф. Шаталов),
элементы технологии развивающих игр ( Б.П. Никитин) ,
теория английского психолога Г.Айзенка,
опыт работы многих учителей Российской Федерации.
Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его
предметом
является
самое
значительное
свойство
человека:
познавать
окружающий
мир
не
только
с
целью
биологической
и
социальной
ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении
человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в
5
сознании
сущностные
стороны,
причинно-следственные
с вя з и,
закономерности.
Интерес – сложное понятие, которое можно рассмотреть с позиций
разных групп авторов. В переводе с
латинского языка слово «интерес»
(interest) означает «имеет значение, важно ».
Филологи дают следующее
определение:
«Интерес
–
это
особое
внимание
к
чему-нибудь,
желание
вникнуть в суть, узнать, понять; занимательность, значительность». С точки
зрения психологов: «Интерес – это активная познавательная направленность
человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с
положительным эмоциональным отношением к ней». Значит, каковы бы ни
были трактовки этого понятия, можно сказать, что значение интереса велико.
Интерес побуждает к овладению знаниями, заставляют учеников активно
работать, преодолевая трудности и препятствия.
Познавательный
интерес
–
более
узкое
понятие,
суть
которого
заключается
в
целенаправленном
стремлении
учащихся
к
овладению
знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Проблема
формирования
познавательного
интереса
к
биологии
представляет
собой
особую
значимость
для
методики
преподавания
биологии.
Значительный
вклад
в
разработку
данной
проблемы
внесли
Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова, А.К.Маркова, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев.
По
характеру
проявления
познавательного
интереса
в
процессе
изучения предмета выделяются уровни развития познавательного интереса: 1
– низкий уровень, 2 – средний и 3 – высокий уровень. Так, у учащихся с
низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках
ситуативная,
часты
отвлечения,
предпочтение
отдается
заданиям
репродуктивного
характера.
Учащиеся
со
средним
уровнем
развития
познавательного
интереса
предпочитают
также
поисковый
характер
деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их
самостоятельная
деятельность
носит
эпизодический
характер,
зависит
от
внешних
стимулов.
Учащиеся
с
высоким
уровнем
развития
интереса
отличаются
самостоятельностью,
активным
участием
на
уроке,
предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Таким
образом,
развитие
познавательных
процессов
школьников
основывается
на
создании
интереса
к
предмету.
Умелое
применение
учителем знаний по психологии, педагогике и по предмету в целом, дают
гарантию
результативности
образовательного
процесса.
Для
развития
познавательного интереса на уроках биологии используется игра.
В. А. Сухомлинский в своей книге « О воспитании» знакомит нас со
своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор
пишет об использовании игры: “…Игра – это огромное светлое окно, через
которое
в
духовный
мир
ребёнка
вливается
живительный
поток
6
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности”.
Продолжая мысль Сухомлинского, в своей работе “Психология игры”
Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов:
“Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по
своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачами… В
игре возникает новая психологическая форма мотивов”.
Амонашвили Ш.А. в своей книге “В школу - с шести лет” описывает
опыт
обучения
шестилетних
детей
в
школах,
а
также
рассматривает
проблему
использования
игры
на
уроках:
“Дидактическая
игра,
если
не
делать
из
неё
самоцель,
может
выполнить
свою
исключительную
роль
усиления сложного процесса учения, ускорения развития.”
С.А.
Шацкий,
высоко
оценивая
значение
игры,
писал:
“Игра,
эта
жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре,
этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро
разумной школы детства.”
У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: “Игра – это
особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для
управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое
творение”.
« Каков
ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в
игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть
представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта
мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках и
во
внеурочное
время,
справедливо
усматривает
в
них
возможности
эффективного
взаимодействия
педагога
и
учащихся.
Современное
образование
характеризуется
вариативностью
и
многообразием,
как
в
содержании, так и в технологиях, используемых в учебно – воспитательном
процессе.
Поддерживать
интерес,
активизировать
мыслительную
деятельность детей можно с помощью игровых технологий.
Новизна опыта :
в комбинации элементов известных методик,
в
рационализации,
усовершенствовании
отдельных
сторон
педагогического труда,
Технология опыта
7
Игра – творчество и труд одновременно. Игра и работа неразделимы: работа
и учение не теряют элементов игры и могут приобретать характер игры.
Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления
активности
обучающихся,
создают
уникальные
условия
для
личностного
проявления.
Игру
можно
использовать
на
различных
этапах
урока
и
во
внеурочной деятельности обучающихся.
Создаются
благоприятные
и
эффективные
условия
для
развития
познавательной
активности
детей,
повышения
их
интеллектуального
и
творческого потенциала, расширения кругозора, в приобретении учащимися
знаний
в
процессе
активной
мыслительной
деятельности
в
условиях
проблемной ситуации.
Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому
познанию предмета, развивающий их способности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках биологии заставляет задуматься
над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их
активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим
ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических
приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы
их
к
самостоятельному
приобретению
знаний,
развивали
бы
качества
внимания.
Возникновение интереса к биологии у значительного числа учащихся зависит
в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело
будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках
каждый
ученик
работал
активно
и
увлеченно,
и
использовать
это
как
отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого
познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте,
когда
еще
формируются,
а
иногда
и
только
определяются
постоянные
интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период
нужно стремиться раскрыть притягательные стороны биологии.
Чтобы не быть голословной, я поделюсь некоторыми идеями и находками,
которые я применяю на практике, используя свой педагогический опыт.
Большое внимание уделяю началу урока: считаю, что интересное начало
урока позволяет с первых минут создать необходимые условия для успешной
работы учащихся.
Приведем примеры познавательных игр, которые автор применяет на уроках
биологии:
1. Игры - упражнения.
Игровая
деятельность
может
быть
организована
в
коллективных
и
групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют
8
при
закреплении
материала,
проверке
знаний
учащихся,
во
внеклассной
работе.
Пример:
«Пятый
лишний».
Учащимся
предлагается
найти
в
данном
наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно
случайно попавшее в этот список.
2. Игры-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства
Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств,
встречаются
по
ходу
рассказа
учителя.
Для
проведения
таких
игр
не
требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают
хорошие результаты.
3. Игры - соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных
передач, конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и
во внеклассной работе. Это игры «Последний герой», «Брейн-ринг»
4. Сюжетно - ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры
наполнены
глубоким
и
интересным
содержанием,
соответствующим
определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция",
«Круглый
стол»,
и
др.
Учащиеся
могут
исполнять
роли
специалистов
сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, доктора и др. Роли,
которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только
познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой
игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга
интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
5. Познавательные игры - путешествия.
В
предлагаемой
игре
учащиеся
могут
совершать
«путешествия»
на
континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В
игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже
имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения
темы
или
нескольких
тем
раздела
с
целью
выявления
уровня
знаний
учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
В обучающей игре выделяют несколько этапов: подготовительный,
вводный, игровой, оценочный. Широкое использование ИКТ в преподавании
9
помогает создавать интересные, красочные, предметные и межпредметные
игры.
Как
показывает
опыт,
удачным
является
использование
данной
технологии
на
повторительно-обобщающих
уроках.
Это
позволяет
систематизировать материал по целому разделу, оценить работу большого
количества человек. На своих уроках использую следующие игры:
1. Для обобщения
«Что? Где? Когда?»
Ассорти (разноуровневые задания)
«Крестики-нолики»
«Своя игра»
Игра-путешествие
2. Для изучения нового материала
Найди ошибки
«Древо познания»
Виртуальные экскурсии
3. Для закрепления знаний
Продолжи рассказ
Комбинированное лото
Кроссворды, чайнворды
История биологии в датах, лицах
При подготовке к урокам свои ответы учащиеся представляют в виде
презентаций, публикаций. Школьники не только находят соответствующий
материал – ответ на вопрос, оформляют отчет на компьютере, защищают
его,
но
и
оценивают
работу
других
команд.
Такая
интегрированная
деятельность
помогает
развитию
мыслительных
операций
(причинно-
следственных
связей),
повышает
интерес
к
предмету,
учит
замечать
удивительное
в
самых
простых
и
обычных
вещах.
Учащиеся
активно
используют Интернет, различные программы для оформления отчета, что
способствует
формированию
у
них
более
высокого
уровня
навыков
самостоятельной
работы,
умений
ориентироваться
в
бурном
потоке
информации,
позволяет
проявить
свой
творческий
и
интеллектуальный
потенциал.
Несколько
слов
о
методическом
принципе,
наиболее
важном
при
проведении игр на уроке – принципе открытой методики. Любая игра будет
во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми,
зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить,
изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы,
10
чем сама игра, т.к. развивает творческие способности и мышление ребёнка,
закладывает фундамент игровой культуры.
Успех игры зависит в первую очередь от атмосферы, которая сложится в
группе.
Есть
игры,
которые
немыслимы
без
азарта,
шумных
выкриков,
стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной,
доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в
какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить её для
другого случая. Чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать
игру как неожиданный “перерыв” в учёбе, тем легче и точнее они будут
настраиваться на игру.
Игра
является
важным
средством
для
развития
познавательного
интереса
учащихся
к
предмету.
Включение
в
учебный
процесс
познавательных
игр
способствует
раскрытию
творческого
потенциала,
активизации
мыслительной
деятельности
ребенка.
Подводя
итог
вышесказанному, хочу отметить, что необходимо использовать игру не как
отвлекающую
форму,
а
как
средство,
несущее
смысловое
содержание,
опираясь при этом на воображение ребенка. А самое главное, игра должна
быть такой, чтобы процесс был интересным, а результат полезным.
Различные формы контроля знаний учащихся
1.
Самоконтроль
(
заполняют
листы
самоконтроля,
карточки
с
управленческими функциями)
2.
Взаимоконтроль ( проверка работы друг у друга)
3.
Контроль учителя:
a)
Разноуровневые тесты,
b)
Карточки
c)
Контрольные работы
d)
биологические диктанты
e)
Тематические зачёты и уроки зачёты
Результативность:
- формируется устойчивое внимание,
11
- отрабатываются навыки само- и взаимоконтроля, обеспечивается
коррекция знаний,
- отслеживаются ЗУН по каждой теме курса.
Тематический зачёт : цель – систематизировать знания учащихся, развивать
память,
логическое
мышление,
речь
и
повышать
ответственность
за
результаты своего учебного труда.
Биологические диктанты: цель – проверить знания учащихся по изученному
на
прошлом
уроке
или
по
серии
уроков,
осуществление
возможности
с
помощью шаблонов быстро проверить учителю или самим учащимся знания
при
диктанте
и
выработать
умения
быстро
понимать
учителя
во
время
диктовки.
Разноуровневые тесты: цель – проверить прочность усвоения изученного
материала, научить учащихся из нескольких ответов выбирать правильный,
готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по предмету.
.
Урок – зачёт – с помощью сильных учащихся и учителя помочь остальным
учащимся лучше усвоить теоретический и практический материал по данной
теме, посильный для каждого ученика.
Развитие интереса к предмету средствами внеклассной работы
Цель : углубить знания учащихся по предмету, показать важность изучения
предмета, воспитать интерес учащихся к биологии и развить их творческие
способности.
Формы внеклассной работы
1.
Биологические олимпиады
2.
Недели биологии и экологии
3.
Часы Биологи
4.
Биологические ролевые игры:
« Счастливый случай »;
12
« Звёздный час » ;
КВН
5.
Экологический кружок
6.
Факультативы и элективные курсы.
Источники получения передового педагогического опыта:
- курсы повышения квалификации,
- периодические издания по предмету,
- участие в заседаниях МО учителей биологии
- посещение районных семинаров учителей биологии,
- интернет ресурсы
Результативность
В результате проводимых занятий в рамках опыта сформировалась
положительная мотивация изучения предмета у большинства учащихся,
серия проведённых занятий благоприятно сказалась на уровне развития
познавательного интереса, смягчила трудности в привыкании к новым
условиям обучения у школьников 5 класса ( более 80% учащихся высказали
повышенный интерес к биологии, в результате анкетирования, 100%
испытывали психологический комфорт при изучении этого предмета ).
Наблюдается рост мотивации к изучению биологии почти во всех классах.
Это объясняется тем, что в педагогической практике используются
современные образовательные технологии, создаются условия для
самореализации школьников.
13
Одной из
задач
опыта было выявление отношения детей к играм. В результате этого было
проведено анкетирование учащихся. В анкетировании приняло участие 32 ученика из 5 – 9 классов
по произвольному выбору. В таблице приведены ответы , которые выбрали ученики.
Какие
уроки
ты
б оль ш е
в с е г о
любишь?
Если ты был бы
учителем,
чего
бы
было
больше
у тебя на уроке?
Как
часто
в
вашем
к л а с с е
н а
уроках
бывают
игры?
К а к
т ы
относишься
к
игре на уроке?
К а к
т ы
думаешь,
какая
польза
о т
и г р ы
н а
уроке?
Люблю
все
уроки
-
12
Р а б о т ы
с
учебником – 6
Очень
часто
– 12
Очень
хочется
участвовать
-
32
Очень
большая –12
С
использованием
т аблиц,
с х е м ,
картин - 8
Та бл и ц ,
с х е м ,
рисунков - 2
Часто - 16
Большая – 12
С
использованием
различных игр –
10
Различных игр -
18
Н е
о ч е н ь
часто -4
Н е
о ч е н ь
большая - 4
Главное,
чтобы
на
уроке
было
интересно - 2
Самостоятельных
работ - 6
Небольшая - 4
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся нравятся разнообразные
уроки, дети положительно относятся к использованию игры на уроках.
Если бы учащиеся были учителями, то более 50 % использовали бы на
своих уроках игры. И
практически основная масса детей считают, что
игра
на
уроках
приносит
большую
пользу,
и
они
с
удовольствием
принимали бы в ней участие. Таким образом, необходимо в каждый урок
включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с
14
целью активизации знаний детей, их умственной деятельности, развития
творческих
способностей.
Использование
дидактических
игр
даёт
наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым
вниманием,
пониженным
интересом
к
предмету.
Создание
игровых
ситуаций
на
уроках
биологии
повышает
интерес
к
биологии,
вносит
разнообразие
и
эмоциональную
окраску
в
учебную
работу,
снимает
утомление,
развивает
внимание,
сообразительность,
чувство
соревнования, взаимопомощь.
В течение трёх лет наблюдается рост качества знаний,
базовый уровень усвоен всеми учащимися.
Адресная направленность:
Опыт может представлять интерес, как для
учителей биологии, так и для учителей других учебных предметов.
Литература
1.
Айзенк Г.Ю. Проверь свои способности. – Мир, 1972.
2.
Альхова З.Н. , Макеева А.В. Внеклассная работа по математике -
Саратов, ОАО « Издательство «Лицей», 2002.
3.
Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.
Просвещение, 1990.
4.
Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.,
Просвещение, 1990.
5.
Журналы « Математика в школе»
6.
Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно. – М. Педагогика, 1981.
15
7.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное
пособие. М., Народное образование, 1998
8.
Перельман Я.И. Живая математика. – М. Наука, 1996.
9.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике – М.
Просвещение, 1995.
Приложение
Игра-соревнование "Окажи помощь..."
Цель игры: мотивировать учащихся на развитие интереса к изучению данного
предмета, наглядно продемонстрировать знания о строении и функциях организма для
поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
закрепить знания о строении организма человека;
научить оказывать первую помощь при травмах и некоторых широко
распространённых заболеваниях;
16
умение использовать санитарно-гигиенические знания на практике на благо
общества и каждого человека;
научить ориентироваться в понятиях, муляжах, цифрах и фактах;
развивать коллективные и индивидуальные достижения через игру;
умение находить единственно правильное решение в экстренной ситуации;
развивать чувство сострадания к человеку, нуждающемуся в помощи, желание
прийти ему на помощь.
ХОД УРОКА
Учитель: Каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой наше тело,
как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выходит из равновесия.
Подобные «пробелы в образовании» обходятся очень дорого, создавая множество проблем,
как перед самим собой, так и перед другими людьми. В знаменитой врачебной «клятве»
Гиппократ провозгласил – все обращать к выгоде больных, «воздерживаясь – от
причинения всякого вреда и несправедливости». Вот под таким девизом мы и начнем
нашу игру, не навреди больному.
Так как у нас игра-соревнование, она должна оцениваться, разрешите представить Вам
жюри нашей игры:
1) … (учитель математики)
2) … (учитель физкультуры)
3) учащийся 8 «А» класса –
4) учащийся 8 «Б» класса –
5) учащийся 8 «В» класса –
В игре принимают участие команды 3-х классов, возглавляет каждую из них капитаны.
I тур. «Знакомство с командами»
Представление команд. Названия команд: «Сердце», «Мышцы», «Скелет». Приветствие,
форма, эмблема (мах – 5 баллов).
II тур. «Разминка» блиц вопросы командам по карточкам
Начинают команды с представления теоретических знаний: на листочках-карточках напишите
названия биологических понятий. Команда, получившая максимальное количество баллов,
первой начинает следующий тур (мах – 10 баллов)
№
Вопросы для команд
Ответ
1.
Красные клетки крови
эритроциты
2.
Жидкая ткань
кровь
3.
Потеря работоспособности мышц
утомление
4.
Способность организма находить чужеродные тела и избавляться от
иммунитет
17
них
5.
Нервная клетка
нейрон
6.
Световой увеличительный прибор
микроскоп
7.
«Дом» для головного мозга
череп
8.
За счет чего кости растут в длину и ширину
надкостница
9.
Сколько пар рёбер у человека
12
10.
Смещение костей в суставе
вывих
III тур. «Теоретический»
Командам предлагаются виды костей, необходимо дать им характеристику, рассмотрев их
(мах – 6 баллов).
– кость лопатки, фаланг пальцев, бедренная кость – 1 бригаде;
– кость ребра, плечевая кость, кость черепа – 2 бригаде;
– кости позвонка, ключицы, берцовая кость – 3 бригада.
Выполнив теоретическое задание, команды переходят, к практическому туру оказывая
первую помощь при повреждении скелета. От ваших правильных и слаженных действий
зависит здоровье человека.
IV тур.
А) « Практический тур»
Командам предлагаются пострадавшие (из числа болельщиков), у которых в руках
карточки, где указан вид повреждения, (мах – 3 балла). Одному представителю от команды
необходимо оказать первую помощь пострадавшему.
Перелом лучевой кости левой руки.
Растяжение в области запястья.
Повреждение рёбер.
Б) «Правильные суждения»
Оставшимся членам команды необходимо выбрать правильные утверждения из 12
предложений и получить дополнительные баллы, в количестве – (трех):
1. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
5. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.
6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.
7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
18
9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.
Правильный ответ – это: 1, 7, 12
Пока жюри подводит итоги конкурсов, мы играем с болельщиками.
V тур. Пока команды работают, мы играем с болельщиками, зарабатывая своей
команде баллы в виде жетонов:
Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.
Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает.
Кто с анатомией знаком, тому задки нипочем.
Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.
Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.
1) Вмиг связаться с кислородом 2) Этот орган кровь толкает,
Может только он один Орган главный, каждый знает,
Он живет в эритроцитах, А внутри есть клапан – «дверца»,
Как зовут? (Гемоглобин) Что за орган? Это – … (сердце).
3) К вкусной пище он привык. 4) Вмиг микробы все убиты!
Орган вкуса – наш ... (язык). Подключились ... (лимфоциты).
5) Кислород доставит всюду 6) Пища в организме расщепляется,
(Это, братцы не проблема). В вещества простые превращается,
Как зовется это чудо? … Пищи происходит усвоение,
(Кровеносная система) И тому виной ... (пищеварение).
7) Его из легких удаляем, 8) И совсем наоборот
Выдыхаем каждый раз, Поглощаем … (кислород).
Организму он не нужен, 9) Повторяем вновь и вновь:
Это ... (углекислый газ). Кислород разносит ... (кровь).
10) Все мы дышим легкими, 11) Организму он – опора,
Но ей немножко тоже, Но его страшнее нет,
Наш теплорегулятор. Он в «ужастиках» встречается,
О чем здесь речь? О … (коже). Называется … (скелет).
12) Стоп, микробы! Хода нет! 13) Пища попадает в рот.
У меня … (иммунитет). Глотка, дальше … (пищевод).
14) Пора и нам, ребята, 15) Если твердая походка
Над i расставить точки. И в тетради пишешь четко.
В системе выделения Это кто нам так помог?
Важнейший орган … (почки). За работой ... (мозжечок).
VI тур. «Конкурс для болельщиков: «Пантомима» (мах – 2 балла)
19
Командам предлагается карточка, в которой указано одно заболевание и один вид спорта,
болельщики должны по жестам определить, о чём идёт речь.
Плоскостопие, художественная гимнастика.
Ангина, футбол.
Туберкулез, биатлон.
VII тур. «Конкурс «Здравствуйте! Доктора вызывали?» (мах – 5 баллов)
Командам предлагаются пострадавшие, у которых в руках карточки с указанием
симптомов заболевания. Команды должны поставить диагноз и дать рекомендации.
1) На коже видны расчесы и парные высыпания (2 маленькие красные точки). Они
располагаются чаще на локтевых сгибах, между пальцами рук, животе, ягодицах,
внутренней стороне бедра. Сильный зуд. Особенно обостряется он в вечернее, ночное
время.
Ответ: ЧЕСОТКА. Карантин, серная мазь. Обработка личных вещей: постель, нательное
бельё, игрушки, тетради и т.д.
2) У больного температура повышается до 38,5-39,5°С; обильное потоотделение; слабость;
светобоязнь; суставные и мышечные боли; головная боль; покраснение мягкого неба и
задней стенки глотки; болезненный кашель; боли за грудиной; насморк.
Ответ: ГРИПП. Постельный режим. Обильное питьё. Жаропонижающее средство
(парацетамол). Антибиотик – флемаксин. Полоскание горла (сода). Капли для носа
(нафтизин) и т.п.
3) Боль в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, общая слабость. Иногда
повышается температура.
Ответ: ПИЩЕВОЕ ОТРАВЛЕНИЕ. Промыть желудок, для этого понадобиться пищевая
сода и вода, вызвать рвоту, повторить несколько раз, до полного удаления пищи из
желудка.
VIII тур. «Конкурс «Магическое число» (мах – 5 баллов)
Отгадай, что обозначают предложенные числа. По ним определи название темы.
1) Тема: Скелет
200 – костей скелета
12 – грудных позвонков
33 или 34 – позвоночник состоит
7 + 12 + 7 + (5) + (4 или 5) – шейных, грудных, поясничные, крестцовые, копчиковые
позвонки
2) Тема: Кровь
5 млн. – эритроцитов
4-9 тыс. – лейкоцитов
20
180-320 тыс. – тромбоцитов
90-92 % – вода в плазме крови
3) Тема: Мышцы
400-680 – всего мышц
7 – формы мышц
4 – свойства мышц
2 – функционально делятся (произвольные и непроизвольные).
Пока работает и подсчитывает жюри, детям предлагается просмотр презентаций:
«Выдающиеся учёные биологи, врачи»
Подведение итогов мероприятия. Награждение
1место _____________________
2 место _____________________
3 место _____________________
Игровой урок "Счастливый случай" по
теме: "Цветковые растения"
Цели урока:
обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Цветковые растения”, их
многообразие в природе;
роль цветковых растений в природе, жизни человека, охрана цветковых растений;
привитие интереса к предмету биология.
Оборудование урока: рулетка с помощью, которой выбираются вопросы, таблицы,
рисунки, фотографии цветковых растений, письма “Растения просят у нас защиты”.
Плакаты:
“Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
Г. Х. Андерсен.
“Давай пройдемся медленно по лугу и здравствуй, скажем, каждому цветку
Я должен над цветами наклонится не для того, чтоб рвать или срезать,
Чтобы увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать”.
Самед Вургун.
21
Викторина состоит из шести геймов. Формируются две команды по 5-6 человек. Три
эксперта – дают оценку ответам и вопросам команд. Два статиста подсчитывают
количество баллов и обеспечивают информацию на доске.
Перед уроком команды получают домашнее задание:
1.
Приготовить загадки о цветковых растениях,
2.
Защитить семейство по следующим номинациям: строение цветка, его формула и
диаграмма, соцветие и плоды, вегетативные органы, значение в природе и жизни
человека.
3.
Приготовить рекламную паузу, где говорится о цветковых растениях.
4.
Написать письмо от имени растения к человеку о помощи. “Растения просят у нас
защиты”.
Учитель: Мы с вами закончили тему “Цветковые растения” и сегодня на обобщающем
уроке мы проверяем те знания, которые вы получили во время уроков и в свободное время,
работая с дополнительной литературой. Красивые цветы всегда привлекают внимание
людей и их рвут, наверное, поэтому многие из них занесены на страницы Красной книги.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм - с лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов.
Ведущий: Итак мы начинаем наш конкурс. Будьте внимательны и правильно отвечайте на
поставленные вопросы.
1 гейм. Защити семейство.
На игровом поле лежат разноцветные карточки, на обратной стороне которых написаны
названия семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, лилейные,
злаковые и “Счастливый случай”. Команды при помощи рулетки выбирают семейство,
если выпадает “Счастливый случай” – команда сама выбирает семейство для защиты.
Время на подготовку одна минута. Защита семейства по номинациям: строение цветка, его
формула и диаграмма, соцветие и плоды, вегетативные органы, значение растений в
природе и жизни человека.
2 гейм. Видеогейм.
На доске рисунки растений: пастушья сумка, лилии, земляника, крапива, облепиха,
чистотел. Ведущий зачитывает небольшой отрывок, нужно по описанию узнать о каком
растении идет речь
1. Цветы имеют четыре лепестка расположенных крест на крест. Это растение
принадлежит к семейству крестоцветные. В то время, как наверху у него распускаются
22
цветочки, начиная с апреля и до осени, а снизу стручочки похожие на сумочки. Это
растение злостный сорняк посевов, но может быть использовано, как лекарственное
растение. Отвар или свежие листья хорошо останавливают кровь. Крупные листья можно
использовать в пищу, это хорошее средство от цинги. (Пастушья сумка).
2. Эти прекрасные цветы произошли от пролитых капель молока. Мать богов
Юнона вздумала покормить оставленного под кустом Геркулеса, малыш с такой силой
впился в грудь, что Юнона почувствовав боль оттолкнула малыша, а молоко брызнуло
растеклось по небу дав начало Млечному пути и несколько капель упало на землю и
превратились в цветы. Какие это цветы? (Лилии).
3. Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае – июне среди
густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Сидят они на
длинных цветоножках. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат.
Теперь еже среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды.
О каком растении, идет речь? (Земляника)
4. Растение с золотисто-желтыми цветами часто встречаются в огородах, дворах. В народе
его называют бородавочником. Если поранить растение, из растения вытекает ярко-
оранжевый сок. Латинское название растения хелидониум происходит от греческого слова
“хелидон” – ласточка. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения,
чтобы возвратить зрение слепым от рождения птенцам. Как называется - это растение?
(Чистотел).
5.Северный ананас – красивое название, неправда ли, это скромный кустарник. Название
точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Еще в древней Греции
ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они прибавляли в весе,
шерсть их становилась шелковистой, красивой. Позже человек внимательно присмотрелся
к этому растению и оценил его лечебные свойства. Как называется - это растение?
(Облепиха).
6. Кто придумал шприц? Это пытливый ум человека, благодаря растению. Растение это
имеет жгучие волоски, похожие на крохотные бутылочки. Стенки волосков очень хрупкие.
Чуть их задел – верхушки обламываются и острые края вонзаются в кожу как шприцы. А в
шприцах жгучее вещество. От таких уколов долго чешется кожа. Что это - за растение?
(Крапива).
3 гейм. Аукцион загадок.
Команды готовили домашнее задание, загадки о цветковых растениях. Команды по
очереди задают загадки. Эксперты выявляют самые интересные загадки.
Загадки первой команды:
1.
Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слез доведу. (Лук)
2.
Мне зеленый кипяток ноги голые обжег.
У заборов он бывает, никогда не остывает. (Крапива)
3.
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза).
4.
Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).
23
5.
Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода, снаружи. (Кукуруза)
Загадки второй команды:
1.
Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
2.
Цветок – крылатка, а плод – лопатка
Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (Горох).
3.
Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
4.
Стоит он задумчивый в желтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух).
5.
На кусту бадейка, а в ней сидит злодейка. (Белена)
4 гейм Заморочки из мешочка.
(В мешочке находятся бочонки от лото с номерами, команды по очереди вытягивают
бочонки. Ведущий зачитывает заморочки)
1.
Родовое название этого растения “центуаре” произошло от древнегреческого
мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения
залечивал раны, нанесенные Гераклом. Назовите, русское название этого растения?
(Василек)
2.
Какое растение, было на родине сорняком, в Европе садовым цветком, а у нас стало
масличным растением? (Подсолнечник)
3.
Часто это растение называют “зеленой коровой”, так как из его семян делают
масло, молоко, простоквашу, сыр, а также заменители какао и шоколада. А вы
знаете это растение? (Соя)
4.
Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение:
“Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов”. (Рис).
5.
… и вдруг видит он, на пригорке зеленом, цветок, цвету алого, красоты невиданной
и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать… О каком цветке идет
речь? (“Аленький цветочек” Аксаков)
6.
Почти все злаковые растения - травы. Но и среди них встречаются такие, у которых
стебель одревесневает так, что достигает твердости, и благодаря высокому росту
эти травы можно принять за деревья, тем более они часто образуют целые рощи.
Как называется этот злак? (Бамбук).
7.
Девочке очень понравился цветок в виде ромашки. У него было семь прозрачных
лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, фиолетовый, зеленый,
оранжевый и голубой. О каком цветке идет речь? (Цветик-семицветик В. Катаев).
8.
Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная
аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке. Что это за растение?
(Шиповник)
9.
Соколиный Глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг. Потом опустился на
колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее прямо на тропе. “След
бледнолицего”. Как по другому называется это растение? (Подорожник).
24
10. Кто не знает замечательный садовый цветок анютины глазки. История его
культивирования не так уж велика – всего около полутора сотен лет. Хотя за это
время выведено множество сортов. А какому дикому цветку, анютины глазки
являются родней? (Фиалке).
5 гейм. Рекламная пауза.
Команды готовили домашнее задание. Приготовить рекламную паузу, где говорится о
цветковых растениях, овощах, фруктах или ягодах.
6 гейм. Интеллектуальный марафон.
Командам предлагаются вопросы. Какая команда в течение одной минуты ответит на
большее количество вопросов, та выигрывает.
Вопросы первой команде:
1.
Какое растение называют царица цветов? (Роза)
2.
Из семян какого растения получают пшенную крупу? (Просо)
3.
Какая корневая система у двудольных растений? (Стержневая)
4.
Какое растение – называют “дитя солнца” (Подсолнух)
5.
Какой плод у пшеницы? (Зерновка)
6.
Какая ягода может служить компасом? (Земляника)
7.
Из семян какого растения получают перловую крупу? (Ячмень)
8.
Какое жилкование листьев, у однодольных растений? (Параллельное)
9.
Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцис)
10. Как называется Богиня цветов? (Флора)
11. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)
12. Какие цветы очень любит крупнорогатый скот? (Клевер)
13. Какой орган растения употребляют в пищу у лука? (Листья и видоизмененный
побег).
14. За ботву, как за веревку, можно вытянуть … (Морковку)
15. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (Картошка)
16. Какой овощ на золотом блюде приносили Богу Аполлону? (Редис)
17. Какое огородное растение, носит название главного героя кукольного театра?
(Петрушка).
18. О каком цветке не мог забыть странник, побывавший на многих планетах и даже на
Земле? (Роза. “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпеои)
Вопросы второй команде:
25
1.
Какое растение называют сибирским “ананасом”? (Облепиха)
2.
Из семян какого растения получают крупу геркулес? (Овес)
3.
Какая корневая система у однодольных растений? (Мочковатая)
4.
Цветок какого растения цветет всего один день? (Лен)
5.
Какой плод у черемухи? (Костянка)
6.
Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
7.
Из семян какого растения получают манную крупу? (Пшеница)
8.
Какое жилкование листьев у двудольных растений? (Сетчатое)
9.
Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
10. Как называется наука о растениях? (Ботаника)
11. Какой необыкновенный цветок описал Аксаков? (Аленький цветочек)
12. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду?
(Колокольчик)
13. Какой орган растения употребляют в пищу у картофеля? (Видоизмененный побег –
клубень)
14. Разве в огороде пусто, если там растет … (Капуста).
15. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставит … (Лук).
16. Какой овощ больше всего любил Наполеон? (Фасоль).
17. Какое растение сеяли мужик и медведь. Мужик взял корешки, а медведь - вершки?
(Репу).
18. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”?
(Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).
Итог урока: Статисты и эксперты объявляют результаты игры. По итогам игры можно
выявить “Самый активный”, “Самый любознательный”,
“Самый наблюдательный” ( Приготовить грамоты и вручить их на уроке детям).
Пока подводятся итоги, можно зачитать отрывки из писем “Растения просят у нас о
помощи”.
Литература:
1.
Биология в вопросах и ответах.
Москва. Мирос- “Международные отношения”1993 г.
2.
М. А. Кузнецова А. С. Резникова “Сказания о лекарственных растениях”
Москва “Высшая школа” 1992г.
26
3.
В. С. Моложавенко “Тайна красоты”
Москва издательство “Педагогика –пресс”1993 г.
4.
В. В. Петров “Лесные тайны”
Москва “Лесная промышленность” 1989 г.
5.
В. Рохлов, А. Теремов “Занимательная ботаника”
Москва “АСТ – ПРЕСС” 1998 г.
6.
Д. И. Трайтак “Сборник задач и упражнений по биологии”
Москва “Мнемозина” 1998 г.
Урок-обобщение по биологии 8-й класс
Интеллектуальное казино “Витаминка”. Урок-игра по теме “Витамины” 8-
й класс
Цели урока:
обобщить и расширить знания учащихся о витаминах, о нарушениях при недостатке их
употребления в пищу, сформировать понятия о необходимости правильного питания.
Оборудование:
круг с разноцветными секторами, вопросы на отдельных карточках, разноцветные
картонные жетоны, канцелярские скрепки.
Ход урока-игры
У каждого участника, т.е. у каждого ученика класса, есть цветной картонный жетон и
канцелярская скрепка. Жетон надо прикрепить к выбранному участником сектору и взять
вопрос из этого сектора. Правильный ответ на вопрос дает учащемуся такое количество
баллов, какое гарантирует сектор. Задача игроков в течение урока набрать большее
количество баллов. Если игрок не ответил на вопрос, или ответил не полностью, другой
может его дополнить и заработать дополнительное очко. Учет очков каждого игрока ведет
счетная комиссия, составленная или из учащихся, если класс довольно большой, или из
приглашенных: родителей, старшеклассников, учителей и т. д. Игра идёт по раундам, за
каждый раунд все участники должны взять по одному вопросу, затем второй раунд,
учащийся может поменять сектор круга, третий и так пока вопросы не закончатся, поэтому
целесообразно рассчитать количество вопросов на три- четыре раунда, сообразуясь с
количеством участников. По окончании игры подводятся итоги, учащимся, набравшим
большое количество очков, выставляются соответственно хорошие и отличные оценки.
Вопросы по секторам
Желтый сектор – вопросы на три очка.
1.
В каких продуктах больше всего содержится витамина С?
2.
В каких продуктах содержится витамин А?
3.
В каких продуктах содержаться витамины группы В?
27
4.
В каких продуктах можно найти витамин Д?
5.
Как сохранить витамин С в овощных блюдах?
6.
Почему овощные и фруктовые салаты, готовят непосредственно перед подачей на
стол?
7.
Как называется заболевание, возникающее при продолжительной нехватке
витамина в питании?
8.
Как называется заболевание, вызванное отсутствием витамина в пище?
9.
Как называется состояние организма при переизбытке витамина?
10. Полезен ли человеку переизбыток витамина?
11. Что такое поливитамины и где их можно приобрести?
12. И морковь, и печень содержат один и тот же витамин – какой?
13. Чем полезны помидоры, красный перец, зелень?
14. Почему раньше детей обязательно поили рыбьим жиром?
Синий сектор – вопросы на четыре очка.
1.
Фрегат “Решительный” был в плавании 8 месяцев, на судне закончились запасы
овощей и фруктов. Корабельный врач, осматривая больных матросов, ставил
диагноз – цинга. По каким признакам он определял эту болезнь?
2.
Один капризный ребёнок категорически отказывался есть следующие продукты:
морковь, помидоры, рыбу, яйца и масло. Через некоторое время врач поставил ему
диагноз – куриная слепота. Что именно он имел в виду?
3.
Путешественник, посетивший Центральную Африку, записал в дневнике, что видел
много детей с признаками рахита. Какие именно нарушения он видел у этих детей?
4.
Почему у жителей Центральной Америки и Центральной Африки часто можно
наблюдать рахитичных детей, ведь солнечного освещения им вполне хватает?
5.
Почему больному, страдающему одной из форм малокровия прописали приём
витамина В 12?
6.
Что такое болезнь “бери-бери”? От чего она возникает?
7.
Врач порекомендовал человеку больше находиться на солнечном свету, с чем
связаны такие рекомендации?
8.
Для чего с давних пор люди употребляли в лечении плоды шиповника, “сосновое
пиво” –- настой хвои и молодых побегов сосны?
9.
Какой русский ученый впервые доказал необходимость для организма веществ,
которые впоследствии назвали витаминами?
10. В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал страшную болезнь:
у больных немели руки и ноги, словно их сковывали оковами, затем наступал
паралич. Экспериментально Эйкман открыл, что излечить эту болезнь можно,
употребляя в пищу рисовые отруби. Что это за болезнь, и, причём тут отруби?
28
11. В весенние месяцы проявляется повышенная утомляемость, вялость,
раздражительность, на коже могут появиться неожиданные синяки, кровоточат
десны. Отчего это бывает? Как с этим бороться?
12. Почему правильно отпускать овощи при варке сразу в крутой кипяток, а не
нагревать постепенно?
13. Почему морковь, красный перец и томаты, перед тем, как заправить ими суп,
рекомендуют слегка обжарить в растительном масле?
14. В 1596 году экспедиция Жана Картье высадилась у берегов Канады, на корабле
была цинга, но в канадских лесах не нашлось лимонов или других фруктов, тем не
менее, местные индейцы быстро вылечили путешественников. Каким образом они
могли это сделать?
Зеленый сектор - 5 очков.
1.
Перечислите основные процессы, которые регулирует витамин С в организме?
2.
Зачем в лекарства от респираторных заболеваний добавляют витамин С? Почему
при гриппе рекомендуют употреблять больше продуктов, содержащих витамин С,
ведь это не лекарство?
3.
Почему при некоторых заболеваниях кишечника и печени в организме развивается
авитаминоз по витамину А?
4.
Какая связь между витамином А и сетчаткой глаза?
5.
Что общего между витамином В 6 и обменом белков в организме? Обмен каких
химических элементов регулирует витамин Д?
6.
Как недостаток витамина В1 сказывается на эмоциональном настроении и
работоспособности человека?
7.
Почему при рахите искривляются и деформируются кости? С нарушением каких
процессов это связано?
8.
Какие авитаминозы могли быть у первобытных людей?
9.
К какому авитаминозу приведет длительная безжировая диета для похудения?
10. Какие авитаминозы могли быть у древних египтян?
11. Почему поступление в организм витамина В1 должно быть регулярным?
12. Какие авитаминозы точно не встречаются у народностей чукчей и эскимосов и
почему?
13. Почему русские моряки в 18 -19 веке гораздо реже страдали от цинги, чем моряки
других стран?
14. В древних восточных сказках заболевших принцесс часто рекомендовали лечить
сырой печенью животных, а какой в этом смысл?
Используемая литература:
29
1.
Балобанова В.В. Максимцева Т.А. “Предметные недели в школе – биология,
экология, здоровый образ жизни”. Волгоград 2001 г.
2.
Зверев И. Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”. М.
Просвещение 1978 г.
3.
Крджиева Л “Домашние заготовки” Минск.1992 г.
4.
Петровский К. С. Белоусов Д. П., Беляева А.С. Смирнова Н.Н. “Витамины круглый
год” М. Россельхозиздат 1985 г.
Обобщающий урок по биологи 6-го класса по теме: “Основные отделы
растений”
Цель:
В игровой форме обобщить материал, развивать интерес учащихся к предмету.
Игра “Что? Где? Когда?” для 6-го класса. Курс “Биология: бактерии,
грибы, растения
Игру провожу по окончании изучения темы “Основные отделы растений” на обобщающем
уроке .Для игры используем волчек со стрелкой и круг, разделенный на двенадцать
секторов, в каждом из которых лежит вопрос со своим порядковым номером.
Класс разделяется на 2-3 команды, в зависимости от числа учащихся, команды играют по
очереди. Если команда через минуту после обсуждения не дала правильного ответа, его
может дать другая команда, сидящая в это время на своих местах в классе, ей также будет
дано очко. Игра идет до победы, выигрывает та команда, которая наберет больше всех
очков. Играют все, так как, дети временно находящиеся не за игровым столом тоже
обычно обсуждают вопрос и готовят ответ, ведь есть шанс получить за него очко.
Наиболее активные учащиеся, давшие больше других идей или правильных ответов
получают положительные оценки, обычно этот вопрос команды обсуждают в конце урока,
и капитаны высказывают мнение команды о работе каждого игрока. Учитель также
добавляет свои наблюдения за игрой каждого ребёнка, и учитывая мнение команды,
выставляет оценки.
Вопросы:
1.
Водоросль хламидомонаду часто используют на сооружениях по очистке воды, а
что она там “делает”?
2.
Почему хлореллу называют иногда водорослью космического будущего?
3.
Предложите меню обеда ( не менее 3 блюд) с использованием морских водорослей?
4.
Почему в древности народы Скандинавии и Русского Севера использовали сфагнум
вместо ваты и иода одновременно?
5.
Что можно увидеть и что нельзя увидеть у папоротника в ночь на Ивана Купалу?
6.
Почему древесина сосны и ели называется “деловой”?
7.
Почему у многих покрытосеменных цветки яркие, а плоды сочные?
30
8.
Что общего между каламитом и полевым хвощем?
9.
Почему голосеменные вытеснили оказались лучше приспособлены к жизни на
суше, чем папоротникообразные?
10. Почему можжевельник является частым спутником сосны, но погибает, когда
вокруг слишком много елей?
11. Мхи встречаются на планете очень не равномерно: в тропиках – преимущественно
в горах, совсем их нет в пустынях, мало в степях, зато в умеренном и холодном
климате их очень много. С чем это может быть связано?
12. Почему мокрый сфагнум почти в 15 раз тяжелее сухого?
Дополнительные вопросы, которые можно положить на игровое поле, если позволяет
время:
1.
Известны случаи, когда люди, оказавшись в темных пещерах, видели на стенах
блеск драгоценных камней, собрав их в мешок и вытащив на поверхность, люди с
разочарованием обнаруживали кучу серого мха. Они объясняли это проделками
гномов или троллей, а как объясните вы?
2.
Почему почти все великие реки умеренного пояса вытекают из сфагновых болот?
3.
Почему хвощ полевой – трудноискоренимый сорняк? А чем он полезен агроному?
4.
В 13 веке в Китае был издан императорский указ, обязывающий всех жителей
каждый год употреблять определенное количество морской капусты. А зачем?
5.
Какое отношение водоросль филлофора имеет к зефиру и мармеладу?
6.
Почему европейцы далеко не сразу признали картофель и томаты полезными
растениями?
Литература:
1.
Рохлов В. Теремов А. Петросова Р. “ Занимательная ботаника” АСТ пресс2002 г.
2.
Трайтак Д. И. “Книга для чтения по ботанике” М. Просвещение 1985 г.
31