Напоминание

Заболевания органов дыхания.


Автор: Белогорлолва Елена Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Верхнестарицкая СОШ"
Населённый пункт: п.Верхняя Старица Пермского края
Наименование материала: урок
Тема: Заболевания органов дыхания.
Раздел: среднее образование





Назад




1

.

Тема

урока:

Заболевания

органов

дыхания.

Причины.

Предупреждение.

2. Цель урока:

Обучающая: познакомить с факторами, вызывающими заболевания

органов дыхания и с профилактикой этих заболеваний;

Развивающая:

совершенствовать

умение

выделять

причинно-

следственные связи; развивать познавательный интерес и экологическое

мышление;

Воспитательная:

продолжить

формирование

экологиче ской

культуры,

бережного

отношения

к

своему

здоровью,

к

здоровью

окружающих людей.

3.Тип учебного занятия: изучение нового материала.

4.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, дидактические материалы, оборудование

для проведения исследования.

Ход урока

.

Стаканы,

тёплая

в од а ,

газета.

Слайд №1.

Слайд №2

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

А) Показать снег, привезённый из леса. Провести

исследование.

Пыль

легко

пристаёт

к

летящим

снежинкам. Этим обстоятельством мы и воспользуемся.

«Определение запылённости воздуха в зимнее время».

Измерить столб воды в стакане: чем воды меньше,

тем

запылённость

больше.

Подумайте,

стоит

ли

есть

«чистый снег», сосать сосульки? В населённых пунктах

много

машин.

Выхлопные

газы

и

сажа

далеко

не

безопасны для здоровья, ведь в них наверняка находятся

соли

свинца

и

другие

опасные

соединения.

О

возможности простудить горло речь не идёт – это и без

того понятно. Вопрос «Как вы думаете, о чём сегодня на

уроке пойдёт речь? (Ответы детей).

3. Изучение нового материала.

В последнее время экологи говорят о физическом и

душевном нездоровье человека, утверждая, что человек

сам

является

причиной.

Все

ли

согласны

с

этим

утверждением?

Если

согласны,

то

подтвердите

это

фактами. Если нет, то попытайтесь нас убедить в этом.

На

самом

деле

вот

как

выглядит

структура

факторов, влияющих на здоровье современного человека:

Состояние окружающей среды – 25%

Слайд №3

Слайд №4

Вопрос классу

Слайд №5

Вопрос классу

Условия и образ жизни – 50%

Наследственность – 15%

Состояние здравоохранения – 10%.

Отмечаются главные причины.

Окружающая среда:

Воздух,

вода,

почва,

температура,

растения,

животные, люди.

Какие группы? Живое и неживое.

Самая

важнейшая

часть

внешней

среды

для

жизнедеятельности человека и животных?

Воздух. Поговорка «Это нужно нам как воздух»

(откуда взялось это выражение?) Она выражает особую

потребность организма в воздухе. Без воздуха человек

гибнет через несколько минут, лишь некоторые люди

могут задержать дыхание до 6 минут.

Когда мы выходим рано утром в лес, в поле, то что

мы чувствуем? (как легко дышится.) Почему? (Когда

воздух чист, дыхательные пути широко раскрыты (под

влиянием нервного возбуждения, которое возникает под

действием

чистого

воздуха

на

нервные

окончания

слизистой носа) и воздух обильно поступает в лёгкие.

Все процессы, протекающие в организме, совершаются

нормально;

повышается

обмен

веществ,

появляются

бодрость и прекрасное самочувствие.

Поэтому важно, чтобы окружающий нас воздух

б ы л

ч и с т ы м . Назовите

основные

источники

загрязнения воздуха.

- Больше всего загрязняет воздух пыль. Пыль есть

везде. Только в море, в 1000-1200 км от берега, и на

очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах

Альп в 1мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком

же объёме городского воздуха пылевых частиц более

полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там на 1

мл воздуха приходится 5 тыс. частичек пыли. Ветер

переносит её на очень далёкие расстояния: в Норвегии,

например,

обнаружена

пыль

Сахары,

а

в

Европе

вулканическая пыль с острова Индонезия.

Какие меры по профилактике с пылью вы можете

предложить?

(влажная

уборка

помещений,

посадка

растений, дыхание через нос и т.д.) Почему важно

дышать носом? (ответы)

Физкульт

минутка

§27.

Карточки

( р а б о т а

в

группах)

Слайд №6

Фронтальный

вопрос

Рентгеновски

е снимки

Слайд №7

На доску слово

«консилиум»

5.

Д л я

в ы р а б о т к и

д ы х а н и я

ч е р е з

н о с

рекомендуются следующие упражнения:

1. Ноги на ширине плеч, руки на верхней части

живота. На счёт 1,2 – вдох; на счёт 3,4 – выдох.

2. Руки удерживаются на затылке. На счёт 1,2 –

вдох; на счёт 3,4,5,6 – выдох. При дыхании через нос

рот закрыт.

4.

Самостоятельная

работа

с

учебником,

§27.

Состав

воздуха.

Задания

по

теме

(карточки).

После

ответов детей показывается слайд.

С 1977 года на Земле нет оспы. Ни единого случая

заболевания!

Казалось

бы,

ушли

в

прошлое

чума,

холера, дифтерия, туберкулёз. Но вот, включив утром

телевизор, мы узнаём из программы новостей, что нет,

не

исчезли

эти

болезни,

а

затаились

и,

как

только

ослабло к ним внимание, вновь готовы проявить себя с

прежней силой!

Какие

выводы

из

сказанного

мы

можем

сделать?

Ответы детей (К своему здоровью нужно быть

внимательным

каждый

день,

так

как

на

здоровье

влияют

в

первую

очередь

образ

жизни

человека,

условия труда и проживания, привычки и поведение.)

Если

человек

заболел,

он

идёт

к

врачу.

Врач

назначает лечение, если уверен в диагнозе. А если нет?

Действия

врача?

(он

проводит

обследование:

рентген, анализы, пробы и.т.д.).

Флюорография

рентгеновское

изображение

грудной клетки, заснятое на фотоплёнку

Для

установления

диагноза

и

определения

способов лечения врачи проводят особое совещание,

которое получило название «консилиум». Конечно, мы

с

вами

не

медики,

но

остальную

часть

урока

мы

посвятим

изучению

темы

«Разрушители

нашего

организма», где выясним, какие факторы способствуют

нарушению деятельности нашей дыхательной системы.

6. Туберкулёз.

Врач-фтизиатр.

(сообщение

учащегося

о

результатах

исследования).

Исследование

по

туберкулёзу. Таблица с данными по району, округу.

Слайд №7

(халат)

Слайд №8

Р а б о т а

в

группах

(соревнование

Слайд №9

1 задача: Для того, чтобы заразить морскую свинку

туберкулёзом, необходимо её в дыхательное горло вдуть

не менее 100 туберкулёзных бактерий. Почему меньшее

количество бактерий при попадании в организм может не

вызвать

заражения?

Чем

можно

объяснить,

что

заражение

чаще

происходит

при

непосредственном

контакте

с

больными,

а

свежий

воздух

не

передаёт

инфекции?

7.

Давайте

на

примере

т у б е р к ул ё з а

п о с м о т р и м ,

к а ко в ы

п р и ч и н ы ,

е г о

вызывающие.

. Причины, вызывающие туберкулёз. Кто назовёт

больше причин.

8. Общие выводы урока:

Вставьте в текст пропущенные слова

Дыхание должно быть правильным.

Необходимым

условием

для

нормального

газообмена является чистый воздух.

К

инфекционным

заболеваниям

органов

дыхания относят:

дифтерию, скарлатину, грипп, ОРВИ,

туберкулёз и т.д.

Наиболее

распространённый

и

чрезвычайно

быстрый способ передачи инфекционных заболеваний –

воздушно-капельный и пылевой.

Курение

является

серьезной

социальной

проблемой. Курение вредно для органов дыхания и всего

организма.

Профилактика заболеваний ДС: влажная уборка

помещений, физическое развитие человека, проветривание

комнат, борьба с пылью и т.д.

4. Оценивание учащихся.

5.

Рефлексия.

(Раздать

мордашки:

если

узнали

что-то

новое, если понравился урок, то мордашка улыбается, если – нет,

то мордашки грустит.)

6. Раздать сердечки с мудростями о здоровье.

9. Домашнее задание.

А) По желанию предложить провести исследование:

в

каких

классах

вашей

школы

больше

в с е го

курильщиков?

Каков

процент

девочек

и

мальчиков?

Какие

причины

привели

к

курению?

Каков

средний

возраст курильщика? (раздать анкеты)

мордашки

Слайд №15

сердечки

Б) остальная часть класса выполняет следующее

задание.

Объясните

смысл

изречения: Некурящий

человек сберегает не только собственное здоровье, но

и здоровье окружающих людей.

10. Рефлексия

Анонимная анкета учащегося

1.

Пол _________ .

2.

Класс ______, возраст ______ лет

3.

Пробовал ли когда-то выкурить сигарету? ________________________

4.

Ощущения ___________________________________________________ .

5.

Считаешь

ли

курение

своей

привычкой

или

только

баловством?

______________________________________________________________.

6.

Что впервые заставило взять сигарету? ____________________________

________________________________________________________________.

_________________________________________________________________.

7. Как ты думаешь, почему люди курят? ______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

8. Знаешь ли ты, что существует табачная зависимость? _________________.

9. Знают ли о твоём пристрастии родители и учителя? ______ . Если «да»,то

их реакция на это? _________________________________________________.

Спасибо за откровенность!

Карточки для работы на уроке

Вставьте в текст пропущенные слова

Дыхание должно быть правильным.

Необходимым условием для нормального газообмена является ….

К

инфекционным

заболеваниям

органов

дыхания

относят:

дифтерию,

скарлатину, …, …, ….

Наиболее

распространённый

и

чрезвычайно

быстрый

способ

передачи

инфекционных заболеваний – … и ….

Курение является серьезной социальной проблемой. Курение вредно для … и

всего организма.

Профилактика заболеваний ДС : …, …, ..., … и т.д.

3 группа

О какой составной части воздуха идёт речь?

Этот газ образуется при брожении, гниении органических веществ, сгорании

топлива. Это бесцветный газ, не имеющий запаха, не раздражает дыхательных путей.

Поступает в атмосферу непрерывно, но его содержание в воздухе поддерживается на

постоянном

уровне.

Повышение

его

концентрации

в

воздушной

среде

служит

косвенным показателем загрязнения воздуха. Он тяжелее воздуха. При достижении

концентрации

10-12%

наступает

быстрая

потеря

сознания

и

смерть.

Этот

газ

возбуждает дыхательный центр.

1 группа

О какой составной части воздуха идёт речь?

Бесцветный,

без

запаха,

не

раздражает

дыхательных

путей.

Ни

в

какие

химические реакции в крови и в тканевых жидкостях не вступает. Его значение в том,

что

он

разбавляет

другой

газ

воздуха.

Растворённый

в

крови,

он

может

стать

причиной заболевания человека, находящегося в условиях высокого атмосферного

давления.

2 группа

О какой составной части воздуха идёт речь?

Количество этого газа в атмосфере всегда постоянно. При вдыхании этого газа в

чистом виде произойдёт ожог дыхательных путей. Поэтому его нужно разбавлять

другим

газом.

Единственным

источником

его

возобновления

служат

зелёные

растения. Является окислителем органических веществ.

4 группа

Как узнать, не скопился ли углекислый газ на дне заброшенного колодца или

силосной ямы?



В раздел образования