Автор: Белогорлолва Елена Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Верхнестарицкая СОШ"
Населённый пункт: п.Верхняя Старица Пермского края
Наименование материала: урок
Тема: Заболевания органов дыхания.
Раздел: среднее образование
1
.
Тема
урока:
Заболевания
органов
дыхания.
Причины.
Предупреждение.
2. Цель урока:
Обучающая: познакомить с факторами, вызывающими заболевания
органов дыхания и с профилактикой этих заболеваний;
Развивающая:
совершенствовать
умение
выделять
причинно-
следственные связи; развивать познавательный интерес и экологическое
мышление;
Воспитательная:
продолжить
формирование
экологиче ской
культуры,
бережного
отношения
к
своему
здоровью,
к
здоровью
окружающих людей.
3.Тип учебного занятия: изучение нового материала.
4.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, дидактические материалы, оборудование
для проведения исследования.
Ход урока
.
Стаканы,
тёплая
в од а ,
газета.
Слайд №1.
Слайд №2
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация.
А) Показать снег, привезённый из леса. Провести
исследование.
Пыль
легко
пристаёт
к
летящим
снежинкам. Этим обстоятельством мы и воспользуемся.
«Определение запылённости воздуха в зимнее время».
Измерить столб воды в стакане: чем воды меньше,
тем
запылённость
больше.
Подумайте,
стоит
ли
есть
«чистый снег», сосать сосульки? В населённых пунктах
много
машин.
Выхлопные
газы
и
сажа
далеко
не
безопасны для здоровья, ведь в них наверняка находятся
соли
свинца
и
другие
опасные
соединения.
О
возможности простудить горло речь не идёт – это и без
того понятно. Вопрос «Как вы думаете, о чём сегодня на
уроке пойдёт речь? (Ответы детей).
3. Изучение нового материала.
В последнее время экологи говорят о физическом и
душевном нездоровье человека, утверждая, что человек
сам
является
причиной.
Все
ли
согласны
с
этим
утверждением?
Если
согласны,
то
подтвердите
это
фактами. Если нет, то попытайтесь нас убедить в этом.
На
самом
деле
вот
как
выглядит
структура
факторов, влияющих на здоровье современного человека:
Состояние окружающей среды – 25%
Слайд №3
Слайд №4
Вопрос классу
Слайд №5
Вопрос классу
Условия и образ жизни – 50%
Наследственность – 15%
Состояние здравоохранения – 10%.
Отмечаются главные причины.
Окружающая среда:
Воздух,
вода,
почва,
температура,
растения,
животные, люди.
Какие группы? Живое и неживое.
Самая
важнейшая
часть
внешней
среды
для
жизнедеятельности человека и животных?
Воздух. Поговорка «Это нужно нам как воздух»
(откуда взялось это выражение?) Она выражает особую
потребность организма в воздухе. Без воздуха человек
гибнет через несколько минут, лишь некоторые люди
могут задержать дыхание до 6 минут.
Когда мы выходим рано утром в лес, в поле, то что
мы чувствуем? (как легко дышится.) Почему? (Когда
воздух чист, дыхательные пути широко раскрыты (под
влиянием нервного возбуждения, которое возникает под
действием
чистого
воздуха
на
нервные
окончания
слизистой носа) и воздух обильно поступает в лёгкие.
Все процессы, протекающие в организме, совершаются
нормально;
повышается
обмен
веществ,
появляются
бодрость и прекрасное самочувствие.
Поэтому важно, чтобы окружающий нас воздух
б ы л
ч и с т ы м . Назовите
основные
источники
загрязнения воздуха.
- Больше всего загрязняет воздух пыль. Пыль есть
везде. Только в море, в 1000-1200 км от берега, и на
очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах
Альп в 1мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком
же объёме городского воздуха пылевых частиц более
полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там на 1
мл воздуха приходится 5 тыс. частичек пыли. Ветер
переносит её на очень далёкие расстояния: в Норвегии,
например,
обнаружена
пыль
Сахары,
а
в
Европе
–
вулканическая пыль с острова Индонезия.
Какие меры по профилактике с пылью вы можете
предложить?
(влажная
уборка
помещений,
посадка
растений, дыхание через нос и т.д.) Почему важно
дышать носом? (ответы)
Физкульт
минутка
§27.
Карточки
( р а б о т а
в
группах)
Слайд №6
Фронтальный
вопрос
Рентгеновски
е снимки
Слайд №7
На доску слово
«консилиум»
5.
Д л я
в ы р а б о т к и
д ы х а н и я
ч е р е з
н о с
рекомендуются следующие упражнения:
1. Ноги на ширине плеч, руки на верхней части
живота. На счёт 1,2 – вдох; на счёт 3,4 – выдох.
2. Руки удерживаются на затылке. На счёт 1,2 –
вдох; на счёт 3,4,5,6 – выдох. При дыхании через нос
рот закрыт.
4.
Самостоятельная
работа
с
учебником,
§27.
Состав
воздуха.
Задания
по
теме
(карточки).
После
ответов детей показывается слайд.
С 1977 года на Земле нет оспы. Ни единого случая
заболевания!
Казалось
бы,
ушли
в
прошлое
чума,
холера, дифтерия, туберкулёз. Но вот, включив утром
телевизор, мы узнаём из программы новостей, что нет,
не
исчезли
эти
болезни,
а
затаились
и,
как
только
ослабло к ним внимание, вновь готовы проявить себя с
прежней силой!
Какие
выводы
из
сказанного
мы
можем
сделать?
Ответы детей (К своему здоровью нужно быть
внимательным
каждый
день,
так
как
на
здоровье
влияют
в
первую
очередь
образ
жизни
человека,
условия труда и проживания, привычки и поведение.)
Если
человек
заболел,
он
идёт
к
врачу.
Врач
назначает лечение, если уверен в диагнозе. А если нет?
Действия
врача?
(он
проводит
обследование:
рентген, анализы, пробы и.т.д.).
Флюорография –
рентгеновское
изображение
грудной клетки, заснятое на фотоплёнку
Для
установления
диагноза
и
определения
способов лечения врачи проводят особое совещание,
которое получило название «консилиум». Конечно, мы
с
вами
не
медики,
но
остальную
часть
урока
мы
посвятим
изучению
темы
«Разрушители
нашего
организма», где выясним, какие факторы способствуют
нарушению деятельности нашей дыхательной системы.
6. Туберкулёз.
Врач-фтизиатр.
(сообщение
учащегося
о
результатах
исследования).
Исследование
по
туберкулёзу. Таблица с данными по району, округу.
Слайд №7
(халат)
Слайд №8
Р а б о т а
в
группах
(соревнование
Слайд №9
1 задача: Для того, чтобы заразить морскую свинку
туберкулёзом, необходимо её в дыхательное горло вдуть
не менее 100 туберкулёзных бактерий. Почему меньшее
количество бактерий при попадании в организм может не
вызвать
заражения?
Чем
можно
объяснить,
что
заражение
чаще
происходит
при
непосредственном
контакте
с
больными,
а
свежий
воздух
не
передаёт
инфекции?
7.
Давайте
на
примере
т у б е р к ул ё з а
п о с м о т р и м ,
к а ко в ы
п р и ч и н ы ,
е г о
вызывающие.
. Причины, вызывающие туберкулёз. Кто назовёт
больше причин.
8. Общие выводы урока:
Вставьте в текст пропущенные слова
Дыхание должно быть правильным.
Необходимым
условием
для
нормального
газообмена является чистый воздух.
К
инфекционным
заболеваниям
органов
дыхания относят:
дифтерию, скарлатину, грипп, ОРВИ,
туберкулёз и т.д.
Наиболее
распространённый
и
чрезвычайно
быстрый способ передачи инфекционных заболеваний –
воздушно-капельный и пылевой.
Курение
является
серьезной
социальной
проблемой. Курение вредно для органов дыхания и всего
организма.
Профилактика заболеваний ДС: влажная уборка
помещений, физическое развитие человека, проветривание
комнат, борьба с пылью и т.д.
4. Оценивание учащихся.
5.
Рефлексия.
(Раздать
мордашки:
если
узнали
что-то
новое, если понравился урок, то мордашка улыбается, если – нет,
то мордашки грустит.)
6. Раздать сердечки с мудростями о здоровье.
9. Домашнее задание.
А) По желанию предложить провести исследование:
в
каких
классах
вашей
школы
больше
в с е го
курильщиков?
Каков
процент
девочек
и
мальчиков?
Какие
причины
привели
к
курению?
Каков
средний
возраст курильщика? (раздать анкеты)
мордашки
Слайд №15
сердечки
Б) остальная часть класса выполняет следующее
задание.
Объясните
смысл
изречения: Некурящий
человек сберегает не только собственное здоровье, но
и здоровье окружающих людей.
10. Рефлексия
Анонимная анкета учащегося
1.
Пол _________ .
2.
Класс ______, возраст ______ лет
3.
Пробовал ли когда-то выкурить сигарету? ________________________
4.
Ощущения ___________________________________________________ .
5.
Считаешь
ли
курение
своей
привычкой
или
только
баловством?
______________________________________________________________.
6.
Что впервые заставило взять сигарету? ____________________________
________________________________________________________________.
_________________________________________________________________.
7. Как ты думаешь, почему люди курят? ______________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
8. Знаешь ли ты, что существует табачная зависимость? _________________.
9. Знают ли о твоём пристрастии родители и учителя? ______ . Если «да»,то
их реакция на это? _________________________________________________.
Спасибо за откровенность!
Карточки для работы на уроке
Вставьте в текст пропущенные слова
Дыхание должно быть правильным.
Необходимым условием для нормального газообмена является ….
К
инфекционным
заболеваниям
органов
дыхания
относят:
дифтерию,
скарлатину, …, …, ….
Наиболее
распространённый
и
чрезвычайно
быстрый
способ
передачи
инфекционных заболеваний – … и ….
Курение является серьезной социальной проблемой. Курение вредно для … и
всего организма.
Профилактика заболеваний ДС : …, …, ..., … и т.д.
3 группа
О какой составной части воздуха идёт речь?
Этот газ образуется при брожении, гниении органических веществ, сгорании
топлива. Это бесцветный газ, не имеющий запаха, не раздражает дыхательных путей.
Поступает в атмосферу непрерывно, но его содержание в воздухе поддерживается на
постоянном
уровне.
Повышение
его
концентрации
в
воздушной
среде
служит
косвенным показателем загрязнения воздуха. Он тяжелее воздуха. При достижении
концентрации
10-12%
наступает
быстрая
потеря
сознания
и
смерть.
Этот
газ
возбуждает дыхательный центр.
1 группа
О какой составной части воздуха идёт речь?
Бесцветный,
без
запаха,
не
раздражает
дыхательных
путей.
Ни
в
какие
химические реакции в крови и в тканевых жидкостях не вступает. Его значение в том,
что
он
разбавляет
другой
газ
воздуха.
Растворённый
в
крови,
он
может
стать
причиной заболевания человека, находящегося в условиях высокого атмосферного
давления.
2 группа
О какой составной части воздуха идёт речь?
Количество этого газа в атмосфере всегда постоянно. При вдыхании этого газа в
чистом виде произойдёт ожог дыхательных путей. Поэтому его нужно разбавлять
другим
газом.
Единственным
источником
его
возобновления
служат
зелёные
растения. Является окислителем органических веществ.
4 группа
Как узнать, не скопился ли углекислый газ на дне заброшенного колодца или
силосной ямы?