Автор: Никифорова Антонина Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Сотниковская СОШ"
Населённый пункт: с. Сотниково
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии критического мышления, ее элементов на уроках истории и обществознания.
Раздел: полное образование
Применение технологии критического
мышления, ее элементов
на уроках истории и обществознания.
Никифорова А.П.
Современная школа сегодня – это динамичный, быстро развивающийся во времени и
пространстве организм. За последние годы своего развития она стала совсем другой:
если это педагогические технологии, то на первом месте – системно - деятельностный
подход;
если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентоспособной,
если это современный учитель, то это гарант обеспечения таких условий обучения и
воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от
воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.
Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня
к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем
использования различных форм работы на уроках истории и обществознания.
Исходя из этого, главной целью своей педагогической деятельности считаю
формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и
самовыражению. На уроках и во внеурочной деятельности я пытаюсь формировать и
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление и умение
адаптироваться в жизни, самостоятельно находить решение поставленных задач.
Пришла к убеждению, что эта технология развития критического мышления наиболее
актуальна в преподавании истории.
Таким образом, использование в процессе обучения истории и обществознания
технологии развития критического мышления на уроках позволяет развивать у
учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности,
обеспечивать учёт индивидуальных особенностей школьников, развивать умения
сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию.
. Структура технологии, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К
Меридитом и Ч. Темплом, предполагает организацию процесса обучения в трёхфазной
структуре:
1.
фаза вызова;
2.
фаза осмысления;
3.
фаза рефлексии
Некоторые приёмы технологии применяемые на различных этапах урока.
Приём Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц и графическое их
оформление в определенном порядке в виде грозди. Это графический прием
систематизации материала. Мысли «гроздятся», т.е. располагаются в определенном
порядке В виде кружков, овалов вокруг центральной темы ученики располагают
смысловые единицы (слова или словосочетания). Это приводит знания в систему
и порядок. Таким образом, пользуюсь данным приёмом на стадии вызова или
на стадии рефлексии, кластер позволяет систематизировать имеющиеся знания.
Я считаю, что поскольку кластер может составляться не только группами, но и
индивидуально, то в этом приёме существует реальная возможность ученику
выдвинуть собственную смысловую единицу. Чтобы завершить работу с
кластером, прибегаю к заданию по выявлению причинно-следственных связей .
На доске при этом отдельные смысловые единицы соединяются стрелочками.
Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.
1. Объясните, почему…?
1. Кто?
2. Как вы считаете …?
2. Что?
3. Чем отличается …?
3. Согласны ли вы…?
4. Почему вы сделали такой вывод …?
4. Будет …?
5. Подумайте, а могло ли быть по-
другому…?
5. Когда …?
6. Предположите, что будет, если …? и
т.д.
6. Верно ли …? и т.д.
Ответы на эти вопросы требуют
развёрнутого ответа
Ответы на эти вопросы требуют
односложного ответа.
Данный приём может применяться на любом этапе урока, он может быть
применён для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое
применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и
осознавать их уровень сложности. .
Прием «инсерт» При изучении новой темы, при чтении текста учебника или
исторического документа ученики производят на полях маркировку значками:
«знаю- З» - если ученик встретил уже известную ему информацию, «хочу узнать
» и т.д. Само название «инсерт» раскрывает самоактивизирующую,
маркирующую систему, при которой ученик не просто читает, а осмысливает,
размышляет над текстом. Данный приём уместен также на стадии рефлексии,
где ученики вносят в таблицу результаты работы над документом, текстом.
знаю
хочу узнать
узнал
нет выхода к Черному морю
с кем воевала Россия? когда?
русско- турецкая война
1768-1774, 1787-1791
Прием «Синквейн» Синквейн – это пятистрочная строфа.. Говорят, что в «вольном» с
французского переводе это означает «пять вдохновений». Он учит осмысленно
использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме,
используя всего пять строк. Правила построения синквейна:
1-ая строка – одно слово, название темы, имя существительное;
2-ая строка – два слова, имена прилагательные
3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;
4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль
5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное,
Война
Кровавая, трагическая
Убивает, уничтожает, губит
Трагедия для всего народа
Горе.
Прием « Понятийное колесо»
В центре понятие, а лучики это определения,
дополнения, например: семья: нуклеарная,
многопоколенная, однопоколенная,
патриархальная и тд.
Приём «Фишбоун» – «рыбья кость». Голова «рыбы» - это предлагаемая проблема,
хвостик – вывод, а кости скелета причина – следствие.
Прием: Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке
есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в ….,
если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Прием "Завершим схему" предложение учащимся самостоятельно завершить
неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить
логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают
предложенные варианты. Данные приемы позволяют сохранить активность ученика,
делают учение осмысленным.
Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности
восприятия информации; - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к
самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно
относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком,
который учится в течение всей жизни.
Система способствует развитию критического мышления ученика, так как
ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании,
отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять
существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, формировать
навыки взаимодействия с другими людьми, аргументировано отстаивать собственную
точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только
хорошим специалистом, но и человеком, готовым и способным достойно жить в открытом
обществе, занимать активную гражданскую позицию, самостоятельно определять
проблему и искать пути ее решения.