Напоминание

Применение технологии критического мышления, ее элементов на уроках истории и обществознания.


Автор: Никифорова Антонина Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Сотниковская СОШ"
Населённый пункт: с. Сотниково
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии критического мышления, ее элементов на уроках истории и обществознания.
Раздел: полное образование





Назад




Применение технологии критического

мышления, ее элементов

на уроках истории и обществознания.

Никифорова А.П.

Современная школа сегодня – это динамичный, быстро развивающийся во времени и

пространстве организм. За последние годы своего развития она стала совсем другой:

если это педагогические технологии, то на первом месте – системно - деятельностный

подход;

если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентоспособной,

если это современный учитель, то это гарант обеспечения таких условий обучения и

воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от

воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.

Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня

к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем

использования различных форм работы на уроках истории и обществознания.

Исходя из этого, главной целью своей педагогической деятельности считаю

формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и

самовыражению. На уроках и во внеурочной деятельности я пытаюсь формировать и

развивать творческие способности учащихся, логическое мышление и умение

адаптироваться в жизни, самостоятельно находить решение поставленных задач.

Пришла к убеждению, что эта технология развития критического мышления наиболее

актуальна в преподавании истории.

Таким образом, использование в процессе обучения истории и обществознания

технологии развития критического мышления на уроках позволяет развивать у

учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности,

обеспечивать учёт индивидуальных особенностей школьников, развивать умения

сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию.

. Структура технологии, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К

Меридитом и Ч. Темплом, предполагает организацию процесса обучения в трёхфазной

структуре:

1.

фаза вызова;

2.

фаза осмысления;

3.

фаза рефлексии

Некоторые приёмы технологии применяемые на различных этапах урока.

Приём Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц и графическое их

оформление в определенном порядке в виде грозди. Это графический прием

систематизации материала. Мысли «гроздятся», т.е. располагаются в определенном

порядке В виде кружков, овалов вокруг центральной темы ученики располагают

смысловые единицы (слова или словосочетания). Это приводит знания в систему

и порядок. Таким образом, пользуюсь данным приёмом на стадии вызова или

на стадии рефлексии, кластер позволяет систематизировать имеющиеся знания.

Я считаю, что поскольку кластер может составляться не только группами, но и

индивидуально, то в этом приёме существует реальная возможность ученику

выдвинуть собственную смысловую единицу. Чтобы завершить работу с

кластером, прибегаю к заданию по выявлению причинно-следственных связей .

На доске при этом отдельные смысловые единицы соединяются стрелочками.

Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.

1. Объясните, почему…?

1. Кто?

2. Как вы считаете …?

2. Что?

3. Чем отличается …?

3. Согласны ли вы…?

4. Почему вы сделали такой вывод …?

4. Будет …?

5. Подумайте, а могло ли быть по-

другому…?

5. Когда …?

6. Предположите, что будет, если …? и

т.д.

6. Верно ли …? и т.д.

Ответы на эти вопросы требуют

развёрнутого ответа

Ответы на эти вопросы требуют

односложного ответа.

Данный приём может применяться на любом этапе урока, он может быть

применён для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое

применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и

осознавать их уровень сложности. .

Прием «инсерт» При изучении новой темы, при чтении текста учебника или

исторического документа ученики производят на полях маркировку значками:

«знаю- З» - если ученик встретил уже известную ему информацию, «хочу узнать

» и т.д. Само название «инсерт» раскрывает самоактивизирующую,

маркирующую систему, при которой ученик не просто читает, а осмысливает,

размышляет над текстом. Данный приём уместен также на стадии рефлексии,

где ученики вносят в таблицу результаты работы над документом, текстом.

знаю

хочу узнать

узнал

нет выхода к Черному морю

с кем воевала Россия? когда?

русско- турецкая война

1768-1774, 1787-1791

Прием «Синквейн» Синквейн – это пятистрочная строфа.. Говорят, что в «вольном» с

французского переводе это означает «пять вдохновений». Он учит осмысленно

использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме,

используя всего пять строк. Правила построения синквейна:

1-ая строка – одно слово, название темы, имя существительное;

2-ая строка – два слова, имена прилагательные

3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;

4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль

5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное,

Война

Кровавая, трагическая

Убивает, уничтожает, губит

Трагедия для всего народа

Горе.

Прием « Понятийное колесо»

В центре понятие, а лучики это определения,

дополнения, например: семья: нуклеарная,

многопоколенная, однопоколенная,

патриархальная и тд.

Приём «Фишбоун» – «рыбья кость». Голова «рыбы» - это предлагаемая проблема,

хвостик – вывод, а кости скелета причина – следствие.

Прием: Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке

есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в ….,

если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Прием "Завершим схему" предложение учащимся самостоятельно завершить

неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить

логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают

предложенные варианты. Данные приемы позволяют сохранить активность ученика,

делают учение осмысленным.

Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности

восприятия информации; - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к

самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно

относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком,

который учится в течение всей жизни.

Система способствует развитию критического мышления ученика, так как

ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании,

отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять

существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, формировать

навыки взаимодействия с другими людьми, аргументировано отстаивать собственную

точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только

хорошим специалистом, но и человеком, готовым и способным достойно жить в открытом

обществе, занимать активную гражданскую позицию, самостоятельно определять

проблему и искать пути ее решения.



В раздел образования