Авторы: Герц Елена Геннадьевна, Шамина Нинель Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №41
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамматического строя речи в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Формирование грамматического строя речи в условиях ФГОС.
Основной источник развития грамматической стороны речи детей –
повседневное общение ребенка с близкими взрослыми. Общение и именно
оно, самое главное звено в психическом развитии и становлении ребёнка, как
личности
в
обществе.
Будь
–
то
рассматривание
предметов,
игрушек,
иллюстраций, картинок; знакомство с материалами и предметами или же
обсуждение впечатлений от праздника, всё это очень важно для становления
речи ребёнка. Конечно же фундаментом, образцом для подражания, первыми
педагогами для ребёнка являются родители.
В современных условиях образования, педагоги строя образовательную
деятельность,
отталкиваются
от
физиологии
ребёнка
в
том
или
ином
возрасте.
Как
известно,
заговорив
малыши
превращаются
в
маленьких
почемучек,
поэтому
конечно
же
родители
и
педагоги
обязаны
помочь
овладеть грамотной речью. Как известно речевое общение включено во все
виды
деятельности
детей
и
взрослых
от
продуктивной
деятельности
до
математического развития, а так же например в сюжетно – дидактических
играх:
«Почтальон
принес
посылку»,
«Магазин
игрушек»,
«Выставка
автомобилей», «Фотовыставка», «Зоопарк», «Ателье»; в сюжетно – ролевых
играх и играх драматизациях на основе
литературных произведений; в
отгадывании
и
загадывании
загадок.
Не
для
кого
не
секрет,
что
при
современной занятости родителей дети проводят большую часть дня вне
дома, поэтому в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание и
создаются специальные условия для детской, речевой активности.
В младшем дошкольном возрасте это ситуативно – деловое общение в
старшем – внеситуативное ( деловое и личностное) общение. В семье такое
общение
возникает
и
разворачивается
ситуативно,
непреднамеренно;
в
условиях же детского сада его следует предусматривать специально, отводя
для этого время в режиме дня. Важное педагогическое условие – грамотная
организация деятельности взрослым в повседневной жизни с тем, чтобы дети
постигли
причинно
–
следственные
отношения
через
наблюдения,
экспериментирование с объектами неживой и живой природы. Правильное
руководство
занятиями,
систематическая
организация
и
повседневные
наблюдения
–
важное
условие.
Через
подвижные
игры
дошкольники
осваивают ряд зависимостей и отношений (временные, пространственные,
субъектно–объектные,
атрибутивные).
От
того,
как
регулярно
и
квалифицированно педагог их организуют, зависит не только здоровье ребят,
но
и
речевое
развитие.
Кроме
прямого
влияния
на
смысловую
сторону
грамматического строя, подвижные игры оказывают и косвенное влияние на
речь – в их ходе формируется такое качество, как произвольность поведения,
имеющая значение и для двигательной и для речевой сферы.
Не забудем
упомянуть
«пальчиковые»
игры
и
гимнастики.
Хотя
и
косвенно,
но
«пальчиковые» игры, как и игры с камешками, бусами, мозаикой, влияют на
формирование грамматического строя речи («Ладушки», «Сорока – сорока»,
«Коза
рогатая»),
давно
доказано,
что
упражнения
для
развития
мелкой
моторики рук, активизируют речевые зоны головного мозга. Положительное
влияние на развитие грамматического строя речи дошкольников оказывают
знакомство
с
окружающими
предметами,
с
природой,
с
художественной
литературой, с деятельностью по развитию речи, (словесные игры, сюжетно –
дидактические, театрализованные). Но чтобы эти представления отразились
на
уровне
овладения
грамматическим
строем,
необходимы
творческие
упражнения,
требующие
применения
полученных
умений
в
речевой
или
игровой
деятельности
(составление
рассказов,
загадок,
сюжетов
игр).
Знакомясь с художественной литературой, воспитанники учатся применять
грамматические навыки и умения в диалогической ( ответы на вопросы,
беседы, разговоры о прочитанном) и монологической ( словесное творчество)
речи, использовать средства художественной выразительности языка. Так
создаются благоприятные условия для формирования грамматического строя
речи ребенка, что соответствует требованьям ФГОС.