Напоминание

"Формирование грамматического строя речи в условиях ФГОС"


Авторы: Герц Елена Геннадьевна, Шамина Нинель Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №41
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамматического строя речи в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование грамматического строя речи в условиях ФГОС.

Основной источник развития грамматической стороны речи детей –

повседневное общение ребенка с близкими взрослыми. Общение и именно

оно, самое главное звено в психическом развитии и становлении ребёнка, как

личности

в

обществе.

Будь

то

рассматривание

предметов,

игрушек,

иллюстраций, картинок; знакомство с материалами и предметами или же

обсуждение впечатлений от праздника, всё это очень важно для становления

речи ребёнка. Конечно же фундаментом, образцом для подражания, первыми

педагогами для ребёнка являются родители.

В современных условиях образования, педагоги строя образовательную

деятельность,

отталкиваются

от

физиологии

ребёнка

в

том

или

ином

возрасте.

Как

известно,

заговорив

малыши

превращаются

в

маленьких

почемучек,

поэтому

конечно

же

родители

и

педагоги

обязаны

помочь

овладеть грамотной речью. Как известно речевое общение включено во все

виды

деятельности

детей

и

взрослых

от

продуктивной

деятельности

до

математического развития, а так же например в сюжетно – дидактических

играх:

«Почтальон

принес

посылку»,

«Магазин

игрушек»,

«Выставка

автомобилей», «Фотовыставка», «Зоопарк», «Ателье»; в сюжетно – ролевых

играх и играх драматизациях на основе

литературных произведений; в

отгадывании

и

загадывании

загадок.

Не

для

кого

не

секрет,

что

при

современной занятости родителей дети проводят большую часть дня вне

дома, поэтому в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание и

создаются специальные условия для детской, речевой активности.

В младшем дошкольном возрасте это ситуативно – деловое общение в

старшем – внеситуативное ( деловое и личностное) общение. В семье такое

общение

возникает

и

разворачивается

ситуативно,

непреднамеренно;

в

условиях же детского сада его следует предусматривать специально, отводя

для этого время в режиме дня. Важное педагогическое условие – грамотная

организация деятельности взрослым в повседневной жизни с тем, чтобы дети

постигли

причинно

следственные

отношения

через

наблюдения,

экспериментирование с объектами неживой и живой природы. Правильное

руководство

занятиями,

систематическая

организация

и

повседневные

наблюдения

важное

условие.

Через

подвижные

игры

дошкольники

осваивают ряд зависимостей и отношений (временные, пространственные,

субъектно–объектные,

атрибутивные).

От

того,

как

регулярно

и

квалифицированно педагог их организуют, зависит не только здоровье ребят,

но

и

речевое

развитие.

Кроме

прямого

влияния

на

смысловую

сторону

грамматического строя, подвижные игры оказывают и косвенное влияние на

речь – в их ходе формируется такое качество, как произвольность поведения,

имеющая значение и для двигательной и для речевой сферы.

Не забудем

упомянуть

«пальчиковые»

игры

и

гимнастики.

Хотя

и

косвенно,

но

«пальчиковые» игры, как и игры с камешками, бусами, мозаикой, влияют на

формирование грамматического строя речи («Ладушки», «Сорока – сорока»,

«Коза

рогатая»),

давно

доказано,

что

упражнения

для

развития

мелкой

моторики рук, активизируют речевые зоны головного мозга. Положительное

влияние на развитие грамматического строя речи дошкольников оказывают

знакомство

с

окружающими

предметами,

с

природой,

с

художественной

литературой, с деятельностью по развитию речи, (словесные игры, сюжетно –

дидактические, театрализованные). Но чтобы эти представления отразились

на

уровне

овладения

грамматическим

строем,

необходимы

творческие

упражнения,

требующие

применения

полученных

умений

в

речевой

или

игровой

деятельности

(составление

рассказов,

загадок,

сюжетов

игр).

Знакомясь с художественной литературой, воспитанники учатся применять

грамматические навыки и умения в диалогической ( ответы на вопросы,

беседы, разговоры о прочитанном) и монологической ( словесное творчество)

речи, использовать средства художественной выразительности языка. Так

создаются благоприятные условия для формирования грамматического строя

речи ребенка, что соответствует требованьям ФГОС.



В раздел образования