Напоминание

Развитие творческой индивидуальности учащегося в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе


Автор: Яркова Ирина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО "Магаданский региональный центр развития дополнительного образования"
Населённый пункт: г. Магадан, Магаданская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой индивидуальности учащегося в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
Раздел: дополнительное образование





Назад




2014 - 2017

Автор

(

составитель

):

Яркова

Ирина

Геннадьевна

,

педагог

дополнительного

образования

ГБОУ

ДО

«

Магаданский

региональный

центр

развития

дополнительного

образования

»

Развитие

творческой

индивидуальности

учащегося

в

процессе

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

(

общеразвивающей

)

программе

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

1.

Методы развития творческих способностей у детей

5

2.

Виды творческой деятельности

7

1.

Развитие творческой индивидуальности через импровизацию

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13

2

ВВЕДЕНИЕ

Современное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники

школ «могли самостоятельно ставить и достигать серьѐзных целей, умело

реагировать на разные жизненные ситуации».

Осуществляя поставленные президентом задачи

– «помочь ребятам

найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными

в

себе

людьми»

педагог

должен,

верно,

понимать

значение

слова

«индивидуальность», знать разные подходы, которые позволят добиваться

высоких результатов в раскрытии индивидуальности каждого ученика, и на

основе этого формировать сплоченный коллектив.

Сегодня среди педагогов и ученых еще не выработан единый подход в

понимании

и

определении

«индивидуальности»

ученика.

Различают

биологическую

и

социальную

индивидуальность.

Сам

термин

«индивидуальность»

означает

единство

многообразных

качеств,

составляющих человеческую неповторимость. Индивидуальность человека

как личности определяется как «феномен социальный». Индивидуальность

проявляется в специфике интересов, мотивов, потребностей и способностей

человека.

Наше

время

-

это

время

перемен.

Сейчас

России

нужны

люди,

способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей

задачей не только современной школы, но и дополнительного образования.

Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает

инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к

свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творчество

-

это

порождение

новых

идей,

стремление

научиться

большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие

люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди

3

ко

всему

равнодушные,

ничем

не

увлеченные

чаще

болеют

и

быстрее

стареют.

Творческий

стиль

жизни

это

не

привилегия

одиночек,

это

единственный способ нормального существования и развития общества. Но

это,

к

сожалению,

еще

не

всеми

осознано.

И

на

нас

лежит

огромная

ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы

состоялся человек, личность.

Творческая индивидуальность - качество личности, проявляющееся

как

способность

ее

превращать

свои

индивидуальные

задатки

и

иные

возможности

в

новые

формы

поведения

и

новые

личностные

качества.

Творческая индивидуальность выражается в умении выбирать поведение в

соответствии с новыми условиями, переносить имеющиеся умения и навыки

в

новые

виды

деятельности,

ранее

незнакомые.

Благодаря

творческой

индивидуальности личности делаются непохожими друг на друга, а также

обеспечивает свое саморазвитие и самовоспитание. Именно это качество

позволяет личности действовать активно, самостоятельно, творчески, более

эффективно

осуществлять

свою

деятельность,

обогащать

свою

жизнь

и

жизнь других людей.

Творческая

индивидуальность

интегральное

качество,

направляющее

творчество

личности

на

«делание»

самой

себя,

на

использование творческой активности в своих, как бы личных целях. Данное

качество можно воспитать, что делается посредством воспитания: духовной

самостоятельности, обеспечивающей проницательность ума и способность

выйти из привычного; интуиции и продуктивного воображения, наделяющих

мышление оригинальностью и эвристической силой; эстетического вкуса;

эрудиции; нравственности личности.

Формирование

воспитательного

влияния

коллектива

на

личность

зависит от того, какими интересами живет коллектив, насколько дружны

учащиеся. Необходимым условием положительного влияния коллектива на

индивидуальность

каждого

учащегося

является

эмоциональное

богатство

4

жизни

коллектива.

В

любом

коллективе

должна

царить

атмосфера

взаимоуважения,

взаимопонимания

и

толерантности.

Такая

атмосфера

формируется во время выполнения учащимися общественных поручений,

творческих и социальных проектов и т.д. Участвуя в общей работе, учащиеся

вовлекаются в совместный поиск, разделяют радость успеха. Воспитанники

коллектива не просто выполняют учебную или воспитательную задачу, а

учатся сообща находить решение проблемы. Усилия одного дополняются

усилиями других. Каждый понимает и ценит значимость другого.

Использование дифференцированного и индивидуального подхода к

учащимся

в

коллективе

связано

как

с

задачей

раскрытия

и

развития

индивидуальности

учащегося,

так

и

с

решением

задач

профориентации,

формирования жизненных планов. Некоторые педагоги, исходя из своего

опыта,

в

индивидуальных

листах-карточках

фиксируют

познавательные

интересы, уровень успеваемости по предметам, активность в выполнении

общественных поручений. Но главной линией деятельности любого педагога

при

использовании

дифференцированного

и

индивидуального

подхода

остается ориентация учащихся на подчинение интересов групп и отдельных

ребят интересам коллектива, а интересы коллектива – интересам коллектива

центра дополнительного образования.

Следовательно,

в

условиях

единства

дифференцированного

и

индивидуального подхода процесс влияния коллектива на индивидуальность

учащегося становится для педагога более эффективным.

Ощутив свою значимость и востребованность в коллективе, учащийся

сможет

и

в

дальнейшей

своей

жизни

идти

по

дороге

раскрытия

своих

талантов и возможностей на благо общества.

Целенаправленная

деятельность

по

организации

совместной

жизнедеятельности педагогов и учащихся наиболее полно реализуется через

воспитательную

систему.

Педагогическая

деятельность

исключительно

многовариантный и динамический процесс, она основывается на системе

психолого-педагогической

закономерности.

Воспитательная

система

5

включает

в

себя

воспитание

учащихся

на

занятиях,

внеурочных

мероприятиях. Педагогический коллектив решает следующие задачи:

организация

интеллектуально-познавательной

деятельности

учащихся,

формирование

эмоционально-положительного

отношения

к

обучению,

знаниям, науке;

воспитание

гражданско-патриотических

качеств

через

продолжение

краеведческой и военно-патриотической работы;

создание условий для развития творческих способностей учащихся;

приобщать учащихся к национальным традициям, обычаям, культуре;

формировать человека с высоким самосознанием, обладающего активной

нравственностью;

пропагандировать

здоровый

образ

жизни.

Включать

семью

и

общественность в воспитательный процесс;

оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся и родителям.

Решение

всех

перечисленных

задач

способствует

развитию

воспитательной

системы

коллектива.

Воспитательный

процесс,

организуемый

педагогом

направлен,

на

организацию

многообразной

и

разносторонней

деятельности

учащихся;

формирование

общественно

необходимых

и

личностно-значимых

качеств

личности;

формирование

правильного,

основанного

на

общечеловеческих

ценностях

отношения

к

окружающему миру, природе, науке, культуре.

2.

Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу

над

тайной

рождения

творческого

ума:

«Сначала

я

открывал

истины,

известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и,

наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и

есть

путь

становления

творческих

способностей,

путь

развития

изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь

ребенку

встать

на

этот

путь.

Развитие

творчества

предполагает

6

использование

в

педагогическом

процессе

специальных

методов,

организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых

принципах.

Соотнося

процесс

творчества

и

процесс

обучения,

вероятно,

необходимо

вести

разговор

о

создании

таких

условий,

которые

содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и

склонностей,

обычно

выделяемых

как

характерные

черты

творческой

личности. Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо

иметь в виду и творчество педагога.

Творческий

подход

педагога

может

проявиться

в

создании

новых,

интересных

процессов

обучения,

которые

влекут

за

собой

изменения

содержания

программы

или

создание

новых

комбинаций

из

известных

методов

и

приѐмов

обучения.

В

первую

очередь

педагогу

необходимо

развивать учащихся фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д.

Главное в этом - доброжелательное отношение к воспитаннику, желание

помочь в его развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать

всех

творческими

личностями

нельзя,

но

учить

этому

нужно.

Можно

выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих

способностей, сущность которых заключается в формировании их активной

деятельности.

Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих

начал должны идти по двум направлениям:

1. Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на

практических занятиях по специальным дисциплинам.

2. Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал.

Методика коллективной творческой деятельности представляет собой,

прежде всего, состязание в творчестве, а не в чѐм-нибудь другом. Это даѐт

возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого

к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих

способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей

большое значение придается общедидактическим принципам:

- научности;

- систематичности;

- последовательности;

- доступности;

- наглядности;

- активности;

7

- прочности;

- индивидуального подхода.

Наряду с принципами используют и методы:

- практические;

- наглядные;

- словесные.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется

развитие творческих способностей.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения

-

многократное повторение

ребенком практических и

умственных заданных действий.

Упражнения

подразделяются

на

конструктивные,

подражательно

-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов

игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К

наглядным

методам

относится

наблюдение

-

рассматривание

рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

3.

Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека,

направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира,

включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности, важное место

занимает музыка.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях по

хореографии.

Педагогическая наука считает, что творческая активность учащихся

развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и

обучения

-

активной

целенаправленной

деятельности.

На

занятиях

по

хореографии учащимся я предлагаю посильные задания, вызывающие у них

интерес

и

стремление

проявить

инициативу.

Воодушевленные

музыкой

учащиеся объединены на занятиях общим чувством, но каждый обычно

выражает

его

по-своему.

Овладение

навыками

и

способами выполнения

заданий

того

или

иного

рода

освобождают

их

внимание

и

силы

для

творческой деятельности. Один из важных факторов работы на начальном

этапе

обучения

-

использование

минимума

танцевальных элементов

при

8

максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка

небольшого

количества

материала

(движений)

дает

возможность

качественного его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным

фундаментом

знаний.

Разнообразие

сочетаний

танцевальных

движений

создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию личности.

Овладев техникой исполнения движений, учащийся с удовольствием

танцует

самостоятельно,

придумывает

плясовые

движения,

играет,

перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с

характером музыки, выраженным в ней настроением.

Творческие способности учащихся я развиваю на основе слушания

музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками

двигаться под музыку.

В

состав

творческих

способностей

входят

характеризующие

исполнительство

выразительность,

непосредственность,

искренность

и

отличающие

продуктивное

творчество

индивидуальное

своеобразие

в

замыслах и поисках новых средств воплощения.

Проявление

творческих

способностей

наблюдается

и

в

процессе

музыкально-ритмической

деятельности:

при

выполнении

образных

упражнений,

упражнений

типа

«что

мы

показываем»

с

реальными

предметами, инсценировании сюжетов песен под пение; исполнении танцев,

сочинении плясок-импровизаций, инсценировании несюжетных и сюжетных

игр и этюдов.

Таким

образом,

музыкально

-

ритмическое

движение

является

средством

развития

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку

и

чувства

музыкального

ритма.

Кроме

того,

музыкально-ритмические

движения

способствуют развитию пространственных и временных ориентировок.

В

конечном

итоге

после

продолжительного

периода

обучения

танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», способный не

только

четко

исполнять

танцевально-лексическую

составляющую

хореографического

номера,

но

уметь

ярко,

выразительно,

эмоционально

проиграть сценическую роль. Тематика танцевального произведения, логика

сюжета,

характерные

персонажи

позволяют

заинтересовать

не

только

исполнителя, но и зрителя, сделать его «сочувствующим соучастником».

Перечисленные

хореографические

приемы

служат

формированию

музыкальной

чуткости,

учат

учащихся

«танцевать

музыку»,

выявлять

образность музыки, эмоциональные оттенки и т.д.

Также

для

раскрытия

творческих

способностей

я

использую

музыкально-танцевальные импровизации. Хореографическое творчество даѐт

широкий простор для развития творческого потенциала, позволяет наряду с

9

распространѐнной

исполнительской

практикой

внести

в

систему

танцевально-творческой деятельности такой элемент, как импровизация.

4.

Развитие творческой индивидуальности через импровизацию

Импровизация

-

это

внутренняя свобода

человека,

основанная на

действенном воображении.

Импровизационная способность к

танцу уходит

своими

корнями

в

глубокую древность. Дикие племена, объединѐнные единой деятельностью,

выражали в танце своѐ отношение к жизни, например, к предстоящей охоте

или к еѐ результату. Изображая в танце животных, птиц, имитируя процесс

охоты, они импровизировали движения, одновременно познавая и обобщая

явления окружающей действительности.

Позже

известная

американская

танцовщица

Айседора

Дункан,

преподававшая на заре XX века «Свободный танец», писала: «Движения

дикаря,

жившего

на

свободе

в

теснейшей

связи

с

природой,

были

непосредственны

и

прекрасны».

Именно

их

естественный

характер

и

использовала в своѐм импровизационном творчестве А. Дункан, достигая

большой музыкальности и выразительности.

Она обладала большим талантом импровизатора. «Прежде чем идти на

сцену, - говорила А. Дункан, - я должна положить себе в душу какой-то

мотор, он начинает внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело,

помимо моей воли, будут двигаться». Вместе с тем известно, что А. Дункан

обладала большой общей культурой, чему способствовало ее постоянное

общение с писателями, музыкантами, художниками своего времени.

При

создании

учебных заданий на

танцевальную импровизацию, я

опираюсь на хореографическую подготовку, на тематику импровизации и

музыкальный материал, способный вызвать в воспитанниках положительный

эмоциональный отклик. «Творческая установка» стимулирует воображение

и фантазию, заставляет мыслить.

Активизации самостоятельного поиска на занятиях помогают такие

задания:

1). Движения, выученные на занятии, исполнить в своем варианте.

2). Движения исполнить в различной последовательности.

3). Движения выстроить в комплекс для ритмической разминки.

4). В выполнении «на время» набрать как можно больше разнообразных

движений.

5). Найти несколько вариантов развития понравившегося движения.

10

6). Видоизменять танцевальные элементы, их связь внутри выученных

движений.

7). На основе известных танцевальных элементов сочинить новые.

Импровизация упражнений развивает такие качества, как способность

к

быстрому

слуховому

анализу,

внимательность,

сообразительность,

быстрота реакции, самостоятельность мышления. Логичность, способность к

самоконтролю. Специфика импровизации заключается в том, что учащийся,

передавая в танце своѐ индивидуальное отношение к музыкальному образу,

никого не повторяет, а создаѐт совершенно новый продукт творчества.

Рекомендовать

методику

занятий

импровизацией

можно

лишь

частично,

условно

предложить

то

или

иное

упражнение,

тот

или

иной

музыкальный материал - здесь каждый педагог должен проявить инициативу,

фантазию,

изобретательность,

чтобы

втянуть

всех

в

импровизационную

деятельность, так как это является первой пробой творческих сил.

11

Заключение

Универсальные

творческие

способности

-

это

индивидуальные

особенности,

качества

человека,

которые

определяют

успешность

выполнения их творческой деятельности различного рода.

Успешное

развитие

творческих

способностей

возможно

лишь

при

создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие учащегося.

2. Создание обстановки, определяющей развитие личности.

3. Самостоятельное решение учащимся задач, требующих максимального

напряжения, когда человек добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление учащемуся свободу в выборе деятельности, чередовании

заданий, продолжительности выполнения заданий.

5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6.Комфортная

психологическая

обстановка,

поощрение

взрослыми

стремления личности к творчеству.

Но

создания

благоприятных

условий

недостаточно

для

воспитания

ребенка

с

высокоразвитыми

творческими

способностями.

Необходима

усиленно

направленная

работа

по

развитию

творческого

потенциала

у

учащихся.

К

сожалению,

традиционная

существующая

в

нашей

стране

система

воспитания

почти

не

содержит

мер,

направленных

на

последовательное

систематическое

развитие

творческих

способностей.

Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате,

не достигают высокого уровня развития.

Для

развития

творческих

способностей

можно

предложить

следующие

меры,

направленные

на

эффективное

развитие

творческих

способностей учащихся:

1. Ввести в программы задания, направленные на развитие творческих

способностей.

2. На занятиях давать учащимся задания творческого характера.

3. Использовать специальные игры, развивающие творческие способности

учащихся.

5. Работа с родителями.

Танец

является

богатейшим

источником

эстетических

впечатлений

человека,

его

творческих

возможностей.

Синкретичность

танцевального

искусства

подразумевает

развитие

чувства

ритма,

умения

слышать

и

понимать

музыку,

согласовывать

с

ней

свои

движения,

одновременно

развивать

и

тренировать

мышечную

силу

корпуса

и

ног,

пластику

рук,

12

грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку,

прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают

представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как

средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о

танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение

всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры,

ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых

отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев

своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного

языка,

мелодий,

песен,

традиций,

ибо

в

этом

заключены

основы

национального

характера,

этнической

самобытности,

выработанные

в

течение многих веков.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической

нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для учащегося

воспитательного

значения.

Она

обязательно

должна

быть

совместима

с

творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача

педагога - воспитать в учащихся стремление к творческому самовыражению,

к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное

начало является и сам процесс обучения танцу.

Осваивая танцевальную

лексику,

человек

не

просто

пассивно

воспринимает

красивое,

он

преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того,

чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества,

человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве

и в жизни. Древнегреческий философ Демократ утверждал: «Ни искусство,

ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Я. Коменский

отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в

юном возрасте.

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абрамова

С.Г.

Феномен

индивидуальности

в

образовании//

Новые

ценности образования. Индивидуальность в образовании. – М.: НПО

«Школа самоопределения», 2004. – выпуск 2 (17).

2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -

1982 №11. стр. 32-38.

3.

Никитина

Е.И.

Содержание

и

формы

реализации

совместной

художественно

творческой

деятельности педагога

хореографа

и

учащегося

в

системе

дополнительного

образования»

/Сб.

научных

трудов. «Культура и образование на пороге ХХI века»; г. Кудымкар,

Коми - Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей,

2006. - (с. 93-99).

4.

Тамбова

Е.И

«Развитие

художественно-творческих

способностей

школьников на уроках хореографии в учреждениях дополнительного

образования детей».

5.

Чечина

Ж.В

«Развитие

художественно-творческих

способностей

школьников на уроках хореографии в учреждениях дополнительного

образования детей».



В раздел образования