Автор: Леонтьева Мария Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка детский сад №32
Населённый пункт: Московская обл., пос. Горки 2
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия для развития социальных навыков дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия для развития социальных навыков
дошкольника.
В последнее время развивается такое направление в психологии как
сказкотерапия. Сказкотерапия - самый детский метод психологии. Зная, как
сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. У
него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Значит,
эта
сказка
затрагивает
очень
важные
для
ребёнка
вопросы.
Сеансы
сказкотерапии
помогают
понять,
что
привлекает
ребенка
в
сюжете
этой
сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает
именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке
меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой
новые жизненные вопросы.
Исследования
психологов
показывают,
что
в
любимых
сказках
запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка,
и
я
скажу,
кто
ты»
-
так
перефразировали
известную
пословицу
психоаналитики.
В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и
авторские.
И
народные,
и
авторские
сказки
в
свою
очередь
могут
быть
разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки.
Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их
влиянии на развитие личности.
1. Народные сказки:
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются
мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового
века
и
начала
разложения
первобытных
отношений.
Древнейшая
основа
мифов и сказок - единство человека и природы. Для нашего далекого предка
природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был
связан
с
принципом
«ожитворения».
Именно
этот
принцип
используют
сегодня, создавая новые сказки.
В народных сказках тема края как границы между домом и внешним
миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого
репертуара
сказок,
известных
современному
городскому
младшему
дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу
в
зависимости
от
обстоятельств
и
степени
готовности
главного
героя
к
выходу
за
пределы
родного
дома.
Приобщение
ребенка
к
фольклорному
пониманию
темы
края
поднимало
его
личный
опыт
(опыт
собственных
падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю
предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным
нахождением ребенка на краю чего-либо).
Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные
для нас идеи:
1.Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить
с
нами.
Это
идея
важна
для
формирования
бережного
и
осмысленного
отношения
к
тому,
что
нас
окружает.
Начиная
от
людей,
и
заканчивая
растениями и рукотворными вещами.
2.Ожившие
объекты
окружающего
мира
способны
действовать
самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для
формирования чувства принятия другого.
3.Разделение
добра,
зла,
победа
добра.
Это
идея
-
важное
для
поддержания
бодрости
духа
и
развития
стремления
к
лучшему,
т.е.
для
морально-нравственное развития.
4.Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром,
может
быстро
уйти.
Эта
идея
важна
для
формирования
механизма
постановки цели и терпения.
5.Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь
только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием
сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также
доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты
народных сказок многообразны.
2. Сказки о животных:
Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть
похожими
на
них.
Поэтому,
сказки
о
животных
лучше
всего
передадут
маленьким
детям
жизненный
опыт.
Представители
животного
царства
знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в
зоопарке
фигуры,
внушающие
то
ужас,
то
восхищение,
либо
как
полувоображаемые
существа
с
непонятными
свойствами,
о
которых
он
только
слышал
или
читал.
Может
быть,
все
они
«сходят»
к
нему
с
телевизионного
экрана,
где
в
этом
возрасте
даже
реклама
излучает
волшебный свет.
3. Бытовые сказки:
Это
сказки,
рассказывающие
о
превратностях
семейной
жизни,
показывают
способы
разрешения
конфликтных
ситуаций,
формируют
позицию
здравого
смысла
и
здорового
чувства
юмора
по
отношению
к
невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые
сказки
незаменимы
в
семейном
консультировании
и
при
работе
с
подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
4. Страшные сказки:
Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской
субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы
имеем
дело
с
опытом
детской
самотерапии:
многократно
моделируя
и
проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения
и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это
интереснейший
психологический
материал,
позволяющий
увидеть
сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены»
прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую
печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем.
Практически
все
они
ясно
несут
на
себе
печать
психологических
проблем детства.
5.Волшебные сказки:
С
их
помощью
у
дошкольников
пытаются
выстроить
желательное
«морально-правильное» поведение.
6. Авторские сказки:
Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь
ребенку
осознать
свои
внутренние
переживания,
мы,
наверное,
выберем
авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций
(они-то и ценны на тот момент).
Сказка может помочь решить следующие задачи:
1.
Прежде
всего,
это
установление
контакта
с
ребёнком,
создание
комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды.
2.
Идентифицируясь
с
героями
литературного
произведения,
сопереживая
их
приключениям,
ребёнок
получает
возможность
проигрывания многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д. Это происходит и
при
обычном
слушании
сказки.
Усиление
же
терапевтического
эффекта
достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры - драматизации
доступны детям уже с 3-летнего возраста.
3. Сказки не только «дают ребёнку почувствовать, что он не одинок в
своих
страхах
и
переживаниях»,
но
и
предлагают
в
образной
форме
аналогичные обучающие ситуации, т.е. позволяют ребёнку «видеть» новые
ролевые
позиции,
новые
способы
действия.
Многие
социально-
психологические
и
педагогические
подходы
делают
акцент
на
осознание
ребёнком
морально-этических
норм,
т.е.
влияют
на
расширение
поведенческого репертуара.
4. В осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно
чувства. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребёнка в мир переживаний, с
другой стороны - сохраняет способность видеть происходящее «извне».
Часто предлагают ребенку сочинить сказку самостоятельно. Сочинение
сказок
ребёнком
и
для
ребёнка
-
основа
сказкотерапии.
Через
сказку
узнавались переживания детей, которые они сами толком не осознают, или
стесняются обсуждать их со взрослыми.
В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или
иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то
и
Гердой
с
пламенным
сердцем,
не
отступающей
ни
перед
какими
преградами, то принцессой из «Бременских музыкантов».
Практикующие специалисты сталкиваются с тем, что многие родители
не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички
своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка
надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который
приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды
на жизнь.
Дети
сталкиваются
с
какими-нибудь
проблемами,
приходят
к
родителям, но чаще всего происходит, что взрослый ничем не может ему
помочь. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или
радость, которые уже переполняют ребенка?
Сказкотерапия
в
данной
ситуации
является
одним
из
эффективных
технологий при решении социальных проблем. Это ведь те же самые сказки,
только
ориентированы
на
какую-либо
проблему.
Это
рассказ
об
определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем
описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с
совершенно
различными
событиями
жизни.
Важную
роль
здесь
играет
воображение.
Умственное
развитие
детей
от
трех
до
шести
лет
характеризуется
формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о
предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок
начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,
строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии
людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с
животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с
человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем
старше
становится
ребенок,
тем
с
большим
удовольствием
он
сочиняет
истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о
том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает
волшебные сказки.
Структура
сказкотерапевтического
занятия
содержит
обязательный
ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы
работы
со
сказкой,
приемы
и
упражнения
для
развития
вербального
воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура
занятия
создает
атмосферу
«сказочного
мира»,
настрой
на
работу
с
метафорой.
Работа по сказкотерапии строилась следующим образом:
1)чтение
или
рассказ
самой
сказки;
ее
обсуждение.
Причем,
в
обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое
свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2)рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3)драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно
выбирал для себя роль.
Сказкотерапия играет огромную роль в развитии личности. Оказывая
большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны
личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для человека
жизненный опыт. Особенно велика роль сказки в детском возрасте. Она
помогает
сделать
процесс
эмоционально-нравственного
развития
ребенка
контролируемым
и
целенаправленным,
оказывает
влияние
на
общее
психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой
сферы.
Все
это
приводит
к
широкому
использованию
в
социально-
психологической
практике
разнообразного
литературного
материала
и
в
частности сказок.