Напоминание

Сказкотерапия для развития социальных навыков дошкольника


Автор: Леонтьева Мария Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка детский сад №32
Населённый пункт: Московская обл., пос. Горки 2
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия для развития социальных навыков дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия для развития социальных навыков

дошкольника.

В последнее время развивается такое направление в психологии как

сказкотерапия. Сказкотерапия - самый детский метод психологии. Зная, как

сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. У

него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Значит,

эта

сказка

затрагивает

очень

важные

для

ребёнка

вопросы.

Сеансы

сказкотерапии

помогают

понять,

что

привлекает

ребенка

в

сюжете

этой

сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает

именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке

меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой

новые жизненные вопросы.

Исследования

психологов

показывают,

что

в

любимых

сказках

запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка,

и

я

скажу,

кто

ты»

-

так

перефразировали

известную

пословицу

психоаналитики.

В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и

авторские.

И

народные,

и

авторские

сказки

в

свою

очередь

могут

быть

разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки.

Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их

влиянии на развитие личности.

1. Народные сказки:

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются

мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового

века

и

начала

разложения

первобытных

отношений.

Древнейшая

основа

мифов и сказок - единство человека и природы. Для нашего далекого предка

природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был

связан

с

принципом

«ожитворения».

Именно

этот

принцип

используют

сегодня, создавая новые сказки.

В народных сказках тема края как границы между домом и внешним

миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого

репертуара

сказок,

известных

современному

городскому

младшему

дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу

в

зависимости

от

обстоятельств

и

степени

готовности

главного

героя

к

выходу

за

пределы

родного

дома.

Приобщение

ребенка

к

фольклорному

пониманию

темы

края

поднимало

его

личный

опыт

(опыт

собственных

падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю

предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным

нахождением ребенка на краю чего-либо).

Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные

для нас идеи:

1.Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить

с

нами.

Это

идея

важна

для

формирования

бережного

и

осмысленного

отношения

к

тому,

что

нас

окружает.

Начиная

от

людей,

и

заканчивая

растениями и рукотворными вещами.

2.Ожившие

объекты

окружающего

мира

способны

действовать

самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для

формирования чувства принятия другого.

3.Разделение

добра,

зла,

победа

добра.

Это

идея

-

важное

для

поддержания

бодрости

духа

и

развития

стремления

к

лучшему,

т.е.

для

морально-нравственное развития.

4.Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром,

может

быстро

уйти.

Эта

идея

важна

для

формирования

механизма

постановки цели и терпения.

5.Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь

только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием

сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также

доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты

народных сказок многообразны.

2. Сказки о животных:

Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть

похожими

на

них.

Поэтому,

сказки

о

животных

лучше

всего

передадут

маленьким

детям

жизненный

опыт.

Представители

животного

царства

знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в

зоопарке

фигуры,

внушающие

то

ужас,

то

восхищение,

либо

как

полувоображаемые

существа

с

непонятными

свойствами,

о

которых

он

только

слышал

или

читал.

Может

быть,

все

они

«сходят»

к

нему

с

телевизионного

экрана,

где

в

этом

возрасте

даже

реклама

излучает

волшебный свет.

3. Бытовые сказки:

Это

сказки,

рассказывающие

о

превратностях

семейной

жизни,

показывают

способы

разрешения

конфликтных

ситуаций,

формируют

позицию

здравого

смысла

и

здорового

чувства

юмора

по

отношению

к

невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые

сказки

незаменимы

в

семейном

консультировании

и

при

работе

с

подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

4. Страшные сказки:

Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской

субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы

имеем

дело

с

опытом

детской

самотерапии:

многократно

моделируя

и

проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения

и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это

интереснейший

психологический

материал,

позволяющий

увидеть

сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены»

прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую

печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем.

Практически

все

они

ясно

несут

на

себе

печать

психологических

проблем детства.

5.Волшебные сказки:

С

их

помощью

у

дошкольников

пытаются

выстроить

желательное

«морально-правильное» поведение.

6. Авторские сказки:

Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь

ребенку

осознать

свои

внутренние

переживания,

мы,

наверное,

выберем

авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций

(они-то и ценны на тот момент).

Сказка может помочь решить следующие задачи:

1.

Прежде

всего,

это

установление

контакта

с

ребёнком,

создание

комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды.

2.

Идентифицируясь

с

героями

литературного

произведения,

сопереживая

их

приключениям,

ребёнок

получает

возможность

проигрывания многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д. Это происходит и

при

обычном

слушании

сказки.

Усиление

же

терапевтического

эффекта

достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры - драматизации

доступны детям уже с 3-летнего возраста.

3. Сказки не только «дают ребёнку почувствовать, что он не одинок в

своих

страхах

и

переживаниях»,

но

и

предлагают

в

образной

форме

аналогичные обучающие ситуации, т.е. позволяют ребёнку «видеть» новые

ролевые

позиции,

новые

способы

действия.

Многие

социально-

психологические

и

педагогические

подходы

делают

акцент

на

осознание

ребёнком

морально-этических

норм,

т.е.

влияют

на

расширение

поведенческого репертуара.

4. В осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно

чувства. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребёнка в мир переживаний, с

другой стороны - сохраняет способность видеть происходящее «извне».

Часто предлагают ребенку сочинить сказку самостоятельно. Сочинение

сказок

ребёнком

и

для

ребёнка

-

основа

сказкотерапии.

Через

сказку

узнавались переживания детей, которые они сами толком не осознают, или

стесняются обсуждать их со взрослыми.

В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или

иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то

и

Гердой

с

пламенным

сердцем,

не

отступающей

ни

перед

какими

преградами, то принцессой из «Бременских музыкантов».

Практикующие специалисты сталкиваются с тем, что многие родители

не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички

своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка

надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который

приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды

на жизнь.

Дети

сталкиваются

с

какими-нибудь

проблемами,

приходят

к

родителям, но чаще всего происходит, что взрослый ничем не может ему

помочь. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или

радость, которые уже переполняют ребенка?

Сказкотерапия

в

данной

ситуации

является

одним

из

эффективных

технологий при решении социальных проблем. Это ведь те же самые сказки,

только

ориентированы

на

какую-либо

проблему.

Это

рассказ

об

определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем

описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с

совершенно

различными

событиями

жизни.

Важную

роль

здесь

играет

воображение.

Умственное

развитие

детей

от

трех

до

шести

лет

характеризуется

формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о

предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок

начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,

строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет

наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии

людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с

животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем

старше

становится

ребенок,

тем

с

большим

удовольствием

он

сочиняет

истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о

том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает

волшебные сказки.

Структура

сказкотерапевтического

занятия

содержит

обязательный

ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы

работы

со

сказкой,

приемы

и

упражнения

для

развития

вербального

воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура

занятия

создает

атмосферу

«сказочного

мира»,

настрой

на

работу

с

метафорой.

Работа по сказкотерапии строилась следующим образом:

1)чтение

или

рассказ

самой

сказки;

ее

обсуждение.

Причем,

в

обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое

свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2)рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3)драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно

выбирал для себя роль.

Сказкотерапия играет огромную роль в развитии личности. Оказывая

большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны

личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для человека

жизненный опыт. Особенно велика роль сказки в детском возрасте. Она

помогает

сделать

процесс

эмоционально-нравственного

развития

ребенка

контролируемым

и

целенаправленным,

оказывает

влияние

на

общее

психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой

сферы.

Все

это

приводит

к

широкому

использованию

в

социально-

психологической

практике

разнообразного

литературного

материала

и

в

частности сказок.



В раздел образования