Автор: Леонтьева Мария Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка детский сад №32
Населённый пункт: Московская обл., пос. Горки 2
Наименование материала: открытое занятие
Тема: Играя, дети учатся общаться
Раздел: дошкольное образование
Играя, дети учатся общаться.
Цель тренинга – развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
1.Развить у детей интерес друг к другу.
1.Развить умение детей договариваться между собой.
3.Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Тренинг проводится с детьми 4-6 лет. Продолжительность тренинга 45
минут.
Оборудование:
игровое
поле,
разноцветный
кубик,
маленькая
игрушечная
машинка,
мяч,
колокольчики
по
количеству
детей,
парные
картинки по количеству детей, игрушки по количеству детей, фишки зеленого
и красного цвета по количеству детей, конверт с письмом, листы цветной
бумаги
формата
А4,
краски,
карандаши,
фломастеры,
восковые
мелки,
ватман, конфетки.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Цель: знакомство детей.
Психолог: Здравствуйте ребята. Я хочу пригласить вас в волшебную
страну Бумбонию. Там живут сказочные человечки – бумбошки. Бумбошки –
хранители
старинных
наук:
Дружбоведения,
Товариществознания,
Взаимопонимания и Друг друга в трудную минуту поддержания. Но для того,
чтобы нам туда отправиться, нужно срочно друг с другом познакомиться. У
меня в руках мячик. Сейчас мы будем катать его друг другу и говорить:
«Меня зовут…, а тебя?» Итак, меня зовут Мария Васильевна, а тебя?
(Психолог бросает мяч одному из детей, и далее дети бросают его друг другу, называя свои
имена.)
2.Игра «Громко – тихо».
Цель: развитие произвольной саморегуляции двигательной активности
и поведения у детей.
Психолог: Ребята, кто то прислал нам письмо:
(Психолог достает конверт и читает письмо.)
«Внимание!
Внимание!
Всем
кто
нас
слышит!
Украден,
пропал,
безвозвратно утерян самый важный, самый сокровенный секрет – Секрет
хороших отношений, дружеских взаимоотношений.
Кто же теперь поможет малышам, кто научит их дружить и дружбой
дорожить? Наши силы тают, знания ускользают, скорее к нам придите, наши
знания возьмите, своими сделайте». Ребята, давайте поможем бумбошкам!
Отправимся за знаниями дружбоведения и товариществознания?
Дети: Да!
Психолог: Тогда нужно бросить волшебный кубик и наша машина
отвезет нас в госте к Бабуле Ягуле. А кто будет бросать, решит считалочка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго
Выходи скорей из круга.
(Ребенок бросает кубик и передвигает машинку к домику Бабули Ягули (на игровом поле).
Психолог: Ну вот, ребята, мы и пришли к Бабуле Ягуле. Она любит
послушных
детей
и
когда
ложится
спать,
очень
не
любит,
чтобы
дети
шумели. Давайте посмотрим, кто из вас умеет вести себя тихо, когда это
очень нужно.
(Психолог прикрепляет колокольчики к одежде детей.)
Психолог:
А
сейчас
дети
подвигайтесь
и
послушайте,
как
звенят
колокольчики.
(Дети двигаются.)
Психолог:
А
сейчас
вы
будете
двигаться,
если
услышите
команду:
«Громко» и останавливаться, если услышите команду: «Тихо».
(Дети играют.)
Психолог: Молодцы ребята!
3. Игра «Почта».
Цель:
развитие
произвольной
регуляции
мышечного
напряжения,
расслабления.
Психолог:
Итак,
ребята,
нам
пора
продолжать
наш
путь.
Пусть
считалочка снова решит, кто будет бросать кубик.
(Выбранный ребенок бросает кубик и передвигает машинку в Королевство Шкатулочки.)
Психолог: Вот, ребята, мы прибыли в Королевство Шкатулочки. Здесь
всегда солнечно и тепло. Королева Шкатулочка предлагает нам научиться
чувствовать тепло и передавать его друг другу. Давайте все возьмемся за
руки, «почувствуем» руки друзей справа и слева и поднимем по очереди руку
того друга, которая теплее.
(Дети по очереди выполняют.)
Психолог: А сейчас ребята будем передавать свое тепло друг другу с
помощью рукопожатий. Я передаю свое тепло Семе: сжимаю Петину руку, а
Петя в свою очередь сжимает руку Вовы и так далее, пока тепло моей руки не
дойдет до Семы. Как только Сема почувствует рукопожатие, он скажет: «Я
получил» и отправит свое тепло другому участнику.
(Дети играют.)
4. Игра «Что у меня на спине».
Цель: развитие у детей интереса друг к другу.
Психолог: Ребята, давайте снова бросим кубик и продолжим свой путь.
(Дети
выбирают
бросающего
с
помощью
считалочки,
бросают
кубик
и
передвигают
машинку.)
Психолог: Дети, мы с вами попали в гости к Буми-баму и Колобку, и
они предлагают нам поиграть в игру «Что у меня на спине».
(Психолог прикрепляет одну из парных картинок детям на спины, а другие раскладывает
на полу.)
Психолог: Ребята, чтобы найти свою картинку, спросите друг у друга,
какая картинка у вас на спине.
(Картинки на спинах детей меняются, игра повторяется несколько раз.)
5. Игра «Говорю «Да», говорю «Нет».
Цель: формирование навыков взаимодействия.
Психолог:
Дети,
снова
считалочкой
выберем
бросающего
кубик
и
продолжим наш путь.
(Дети снова бросают кубик и передвигают машинку к Пухлику и Бандику.)
Психолог: Итак, ребята, мы с вами в гостях у двух неразлучных друзей
Пухлика и Бандика. У них много разных игрушек и они умеют ими делится,
но в тоже время и не давать их друг другу, если хотят поиграть сами. А сейчас
мы с вами будем учиться и делиться игрушками и оставлять их себе, когда
захотим.
(Психолог раздает детям игрушки и по одной фишке зеленого или красного цвета.)
Психолог: Сейчас я буду подходить к вам и просить игрушку поиграть.
Тот у кого фишка зеленого цвета, отдаст мне игрушку, у кого красного –
оставит себе.
(Психолог меняет фишки. Дети играют, по очереди просят друг у друга игрушки.)
6. Упражнение «Брыкание».
Цель: эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.
Психолог: Итак, ребята, продолжаем наш путь. Давайте посчитаем, кто
будет бросать кубик и двигать машинку вперед.
(Дети выбирают бросающего, бросающий передвигает машинку к домику Бумбона.)
Психолог: Мы с вами попали в гости к бумбошке Бумбону. Он очень
озорной и живет в вигваме. Бумбон очень любит брыкаться и предлагает нам
тоже попробовать. Сначала мы будем брыкаться медленно, касаясь пола всей
ногой. Потом будем поднимать ноги выше и выше и брыкаться все сильнее и
сильнее.
А
потом
со
всей
силы
брыкаемся
и
говорим
«Нет».
Ну
что
попробуем?
Дети: «Да».
(Упражнение повторяется 3 раза.)
Психолог: Молодцы ребята!
7. Упражнение «Цветок».
Цель: психоэмоциональное расслабление.
Психолог: Итак, ребята, снова мы бросаем кубик и попадаем в гости к
веселой и смешной Бумболе.
(Дети выбирают бросающего и передвигают машинку.)
Психолог: Бумболя очень любит цветы, у нее возле домика красивые
клумбы с цветами, за которыми она ухаживает, поливает их.
Бумболя
предлагает нам превратиться в цветы. Давайте все сядем на корточки, голову
и руки опустим.
(Дети выполняют.)
Психолог: Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из
семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.
(Дети
поднимают
голову,
распрямляют
корпус,
руки
поднимают
в
стороны
–
цветок
расцвел.)
Психолог:
Нежится
цветок
на
солнце,
подставляет
теплу
и
свету
каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.
(Дети слегка откидывают голову назад, медленно двигают головой вправо – влево.)
Психолог: Молодцы ребята! А сейчас снова превратимся в детей и
продолжим наш путь.
8. Упражнение «Закончи предложение».
Цель: повышение уверенности в себе, собственных силах.
Психолог: Ну что, ребята, пора снова в путь. Пусть считалочка выберет
водящего.
(Дети выбирают водящего, бросают кубик и передвигают машинку в гости к бумбошке
Вуге.)
Психолог: Бумбошка Вуга – очень смелый и находчивый. Он много
всего умеет: и читать, и считать, и дружбой дорожить. Но многому хочет еще
научиться. Он просит нас рассказать ему и своим друзьям, чего мы умеем,
хотим, сможем и добьемся.
(Дети по очереди заканчивают предложения: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я
добьюсь…»)
9. Упражнение «Спина к спине».
Цель: развитие умения детей договариваться друг с другом.
Психолог:
Пришла
пора
снова
бросать
наш
волшебный
кубик
и
двигаться дальше.
(Ребята бросают кубик и передвигают машинку в гости к бумбошке Весельчаку.)
Психолог: Бумбошка Весельчак очень любит дружить и разговаривать с
друзьями,
но
делает
это
очень
необычным
способом.
Мы
тоже
сейчас
попробуем так разговаривать. Для этого вам надо сесть спинами друг к другу
и рассказать про свое любимое животное. Спросите друг у друга, что оно
любит есть и что любит делать.
(Дети садятся и разговаривают, не видя друг друга.)
Психолог: Ребята, кому было удобно так разговаривать? Не хотелось ли
вам что-нибудь изменить?
Дети: Неудобно. Хотелось разговаривать обычным способом.
Психолог: Действительно, ребята, очень трудно говорить, не видя друг
друга. Очень важно видеть глаза нашего собеседника.
10.Прощание..
Цель: подведение итогов тренинга.
Психолог: Ну вот, дети, мы и прошли весь путь и помогли бумбошкам
восстановить Секрет хороших отношений, дружеских взаимоотношений. Мы
пришли в волшебную мастерскую и все бумбошки попросили нас построить
свой общий дом, только чтобы у каждого там было свое место.
(Детям раздаются листы цветной бумаги формата А4, краски, карандаши, фломастеры,
восковые мелки. Дети раскрашивают свой лист и все листы клеятся на ватман. Получается общий
дом.)
Психолог: Молодцы ребята! Бумбошкам очень понравился ваш дом.
Мы все такие разные и в тоже время мы можем дружить друг с другом,
играть, делиться игрушками, помогать и понимать друг друга, оставаясь при
этом
самими
собой.
Наше
путешествие
подошло
к
концу.
Бумбошки
приготовили для вас небольшие подарки.
(Психолог раздает детям конфетки.)
Психолог: До свидания, ребята!
Список использованной литературы.
1.
Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия
развития, 1996.
2.
Куличковская
Е.В.
Путешествие
в
страну
Бумбонию.
–
Краснодар: Эврика, 2008.
3.
Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.
– СПб.: Речь, 2010.