Напоминание

Играя, дети учатся общаться


Автор: Леонтьева Мария Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка детский сад №32
Населённый пункт: Московская обл., пос. Горки 2
Наименование материала: открытое занятие
Тема: Играя, дети учатся общаться
Раздел: дошкольное образование





Назад




Играя, дети учатся общаться.

Цель тренинга – развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

1.Развить у детей интерес друг к другу.

1.Развить умение детей договариваться между собой.

3.Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Тренинг проводится с детьми 4-6 лет. Продолжительность тренинга 45

минут.

Оборудование:

игровое

поле,

разноцветный

кубик,

маленькая

игрушечная

машинка,

мяч,

колокольчики

по

количеству

детей,

парные

картинки по количеству детей, игрушки по количеству детей, фишки зеленого

и красного цвета по количеству детей, конверт с письмом, листы цветной

бумаги

формата

А4,

краски,

карандаши,

фломастеры,

восковые

мелки,

ватман, конфетки.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Цель: знакомство детей.

Психолог: Здравствуйте ребята. Я хочу пригласить вас в волшебную

страну Бумбонию. Там живут сказочные человечки – бумбошки. Бумбошки –

хранители

старинных

наук:

Дружбоведения,

Товариществознания,

Взаимопонимания и Друг друга в трудную минуту поддержания. Но для того,

чтобы нам туда отправиться, нужно срочно друг с другом познакомиться. У

меня в руках мячик. Сейчас мы будем катать его друг другу и говорить:

«Меня зовут…, а тебя?» Итак, меня зовут Мария Васильевна, а тебя?

(Психолог бросает мяч одному из детей, и далее дети бросают его друг другу, называя свои

имена.)

2.Игра «Громко – тихо».

Цель: развитие произвольной саморегуляции двигательной активности

и поведения у детей.

Психолог: Ребята, кто то прислал нам письмо:

(Психолог достает конверт и читает письмо.)

«Внимание!

Внимание!

Всем

кто

нас

слышит!

Украден,

пропал,

безвозвратно утерян самый важный, самый сокровенный секрет – Секрет

хороших отношений, дружеских взаимоотношений.

Кто же теперь поможет малышам, кто научит их дружить и дружбой

дорожить? Наши силы тают, знания ускользают, скорее к нам придите, наши

знания возьмите, своими сделайте». Ребята, давайте поможем бумбошкам!

Отправимся за знаниями дружбоведения и товариществознания?

Дети: Да!

Психолог: Тогда нужно бросить волшебный кубик и наша машина

отвезет нас в госте к Бабуле Ягуле. А кто будет бросать, решит считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго

Выходи скорей из круга.

(Ребенок бросает кубик и передвигает машинку к домику Бабули Ягули (на игровом поле).

Психолог: Ну вот, ребята, мы и пришли к Бабуле Ягуле. Она любит

послушных

детей

и

когда

ложится

спать,

очень

не

любит,

чтобы

дети

шумели. Давайте посмотрим, кто из вас умеет вести себя тихо, когда это

очень нужно.

(Психолог прикрепляет колокольчики к одежде детей.)

Психолог:

А

сейчас

дети

подвигайтесь

и

послушайте,

как

звенят

колокольчики.

(Дети двигаются.)

Психолог:

А

сейчас

вы

будете

двигаться,

если

услышите

команду:

«Громко» и останавливаться, если услышите команду: «Тихо».

(Дети играют.)

Психолог: Молодцы ребята!

3. Игра «Почта».

Цель:

развитие

произвольной

регуляции

мышечного

напряжения,

расслабления.

Психолог:

Итак,

ребята,

нам

пора

продолжать

наш

путь.

Пусть

считалочка снова решит, кто будет бросать кубик.

(Выбранный ребенок бросает кубик и передвигает машинку в Королевство Шкатулочки.)

Психолог: Вот, ребята, мы прибыли в Королевство Шкатулочки. Здесь

всегда солнечно и тепло. Королева Шкатулочка предлагает нам научиться

чувствовать тепло и передавать его друг другу. Давайте все возьмемся за

руки, «почувствуем» руки друзей справа и слева и поднимем по очереди руку

того друга, которая теплее.

(Дети по очереди выполняют.)

Психолог: А сейчас ребята будем передавать свое тепло друг другу с

помощью рукопожатий. Я передаю свое тепло Семе: сжимаю Петину руку, а

Петя в свою очередь сжимает руку Вовы и так далее, пока тепло моей руки не

дойдет до Семы. Как только Сема почувствует рукопожатие, он скажет: «Я

получил» и отправит свое тепло другому участнику.

(Дети играют.)

4. Игра «Что у меня на спине».

Цель: развитие у детей интереса друг к другу.

Психолог: Ребята, давайте снова бросим кубик и продолжим свой путь.

(Дети

выбирают

бросающего

с

помощью

считалочки,

бросают

кубик

и

передвигают

машинку.)

Психолог: Дети, мы с вами попали в гости к Буми-баму и Колобку, и

они предлагают нам поиграть в игру «Что у меня на спине».

(Психолог прикрепляет одну из парных картинок детям на спины, а другие раскладывает

на полу.)

Психолог: Ребята, чтобы найти свою картинку, спросите друг у друга,

какая картинка у вас на спине.

(Картинки на спинах детей меняются, игра повторяется несколько раз.)

5. Игра «Говорю «Да», говорю «Нет».

Цель: формирование навыков взаимодействия.

Психолог:

Дети,

снова

считалочкой

выберем

бросающего

кубик

и

продолжим наш путь.

(Дети снова бросают кубик и передвигают машинку к Пухлику и Бандику.)

Психолог: Итак, ребята, мы с вами в гостях у двух неразлучных друзей

Пухлика и Бандика. У них много разных игрушек и они умеют ими делится,

но в тоже время и не давать их друг другу, если хотят поиграть сами. А сейчас

мы с вами будем учиться и делиться игрушками и оставлять их себе, когда

захотим.

(Психолог раздает детям игрушки и по одной фишке зеленого или красного цвета.)

Психолог: Сейчас я буду подходить к вам и просить игрушку поиграть.

Тот у кого фишка зеленого цвета, отдаст мне игрушку, у кого красного –

оставит себе.

(Психолог меняет фишки. Дети играют, по очереди просят друг у друга игрушки.)

6. Упражнение «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

Психолог: Итак, ребята, продолжаем наш путь. Давайте посчитаем, кто

будет бросать кубик и двигать машинку вперед.

(Дети выбирают бросающего, бросающий передвигает машинку к домику Бумбона.)

Психолог: Мы с вами попали в гости к бумбошке Бумбону. Он очень

озорной и живет в вигваме. Бумбон очень любит брыкаться и предлагает нам

тоже попробовать. Сначала мы будем брыкаться медленно, касаясь пола всей

ногой. Потом будем поднимать ноги выше и выше и брыкаться все сильнее и

сильнее.

А

потом

со

всей

силы

брыкаемся

и

говорим

«Нет».

Ну

что

попробуем?

Дети: «Да».

(Упражнение повторяется 3 раза.)

Психолог: Молодцы ребята!

7. Упражнение «Цветок».

Цель: психоэмоциональное расслабление.

Психолог: Итак, ребята, снова мы бросаем кубик и попадаем в гости к

веселой и смешной Бумболе.

(Дети выбирают бросающего и передвигают машинку.)

Психолог: Бумболя очень любит цветы, у нее возле домика красивые

клумбы с цветами, за которыми она ухаживает, поливает их.

Бумболя

предлагает нам превратиться в цветы. Давайте все сядем на корточки, голову

и руки опустим.

(Дети выполняют.)

Психолог: Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из

семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.

(Дети

поднимают

голову,

распрямляют

корпус,

руки

поднимают

в

стороны

цветок

расцвел.)

Психолог:

Нежится

цветок

на

солнце,

подставляет

теплу

и

свету

каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

(Дети слегка откидывают голову назад, медленно двигают головой вправо – влево.)

Психолог: Молодцы ребята! А сейчас снова превратимся в детей и

продолжим наш путь.

8. Упражнение «Закончи предложение».

Цель: повышение уверенности в себе, собственных силах.

Психолог: Ну что, ребята, пора снова в путь. Пусть считалочка выберет

водящего.

(Дети выбирают водящего, бросают кубик и передвигают машинку в гости к бумбошке

Вуге.)

Психолог: Бумбошка Вуга – очень смелый и находчивый. Он много

всего умеет: и читать, и считать, и дружбой дорожить. Но многому хочет еще

научиться. Он просит нас рассказать ему и своим друзьям, чего мы умеем,

хотим, сможем и добьемся.

(Дети по очереди заканчивают предложения: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я

добьюсь…»)

9. Упражнение «Спина к спине».

Цель: развитие умения детей договариваться друг с другом.

Психолог:

Пришла

пора

снова

бросать

наш

волшебный

кубик

и

двигаться дальше.

(Ребята бросают кубик и передвигают машинку в гости к бумбошке Весельчаку.)

Психолог: Бумбошка Весельчак очень любит дружить и разговаривать с

друзьями,

но

делает

это

очень

необычным

способом.

Мы

тоже

сейчас

попробуем так разговаривать. Для этого вам надо сесть спинами друг к другу

и рассказать про свое любимое животное. Спросите друг у друга, что оно

любит есть и что любит делать.

(Дети садятся и разговаривают, не видя друг друга.)

Психолог: Ребята, кому было удобно так разговаривать? Не хотелось ли

вам что-нибудь изменить?

Дети: Неудобно. Хотелось разговаривать обычным способом.

Психолог: Действительно, ребята, очень трудно говорить, не видя друг

друга. Очень важно видеть глаза нашего собеседника.

10.Прощание..

Цель: подведение итогов тренинга.

Психолог: Ну вот, дети, мы и прошли весь путь и помогли бумбошкам

восстановить Секрет хороших отношений, дружеских взаимоотношений. Мы

пришли в волшебную мастерскую и все бумбошки попросили нас построить

свой общий дом, только чтобы у каждого там было свое место.

(Детям раздаются листы цветной бумаги формата А4, краски, карандаши, фломастеры,

восковые мелки. Дети раскрашивают свой лист и все листы клеятся на ватман. Получается общий

дом.)

Психолог: Молодцы ребята! Бумбошкам очень понравился ваш дом.

Мы все такие разные и в тоже время мы можем дружить друг с другом,

играть, делиться игрушками, помогать и понимать друг друга, оставаясь при

этом

самими

собой.

Наше

путешествие

подошло

к

концу.

Бумбошки

приготовили для вас небольшие подарки.

(Психолог раздает детям конфетки.)

Психолог: До свидания, ребята!

Список использованной литературы.

1.

Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия

развития, 1996.

2.

Куличковская

Е.В.

Путешествие

в

страну

Бумбонию.

Краснодар: Эврика, 2008.

3.

Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.

– СПб.: Речь, 2010.



В раздел образования