Автор: Агафонова Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СПб ГАС УСО "Психоневрологический интернат № 10"
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: занятие
Тема: Изготовление сувенира из фетра
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
«Изготовление сувенира из фетра»
Автор – составитель:
Агафонова Т.А.
педагог дополнительного образования
«УСО ПНИ № 10».
Дата проведения: «01» февраля 2018г.
Санкт – Петербург
2018г.
Структура конспекта:
1.Количество реабилитантов в группе – 6 чел.
Количество присутствующих реабилитантов – 6 чел.
2.Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков.
3.Место проведения занятия: учебный кабинет.
4. Оборудование и наглядный материал:
- магнитная доска;
демонстрационный материал:
- образец сувенира из фетра,
- детали из картона – части растения,
- иллюстрации.
5. Раздаточный материал:
- разрезные картинки;
6. Инструменты и расходные материалы:
- иглы, ножницы,
- нитки швейные №50,
- детали из фетра разного размера и разного цвета,
- деревянные палочки-шпажки,
- детали из фетра на клеевой основе,
- декоративная ленточка зеленого цвета.
13. Продолжительность занятия: 45 минут.
ЦЕЛЬ:
Научить изготовлению сувенира из фетра.
ЗАДАЧИ :
1. Образовательные:
- познакомить обучающихся с нетканым материалом - фетром и его применением;
- научить приемам изготовления цветов:
подборке деталей цветка из фетра;
подборке деталей цветка по размерам (от большего к меньшему);
сборке и соединению (скреплению) деталей;
2. Развивающие:
- развивать кругозор и познавательный интерес у реабилитантов;
- формировать навыки сравнения, сопоставления;
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие;
- развивать практические умения в изготовлении сувенира;
- развивать навыки самоконтроля.
3. Воспитывающие:
- воспитывать точность и аккуратность в выполнении работ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1.Огранизационный момент.
Добрый день. Начинаем занятие. Сегодня мы будем учиться выполнять сувенир из
нетканого материала.
- Кто из вас знает эначение слова сувенир?
- Сувенир – это подарок на память.
2. Введение в тему.
Для того, чтобы узнать, какой сувенир будете изготавливать, нужно выполнить
следующее задание.
1.
Задание обучающимся.
Сложить разрезную картинку.
Одна обучающаяся выполняет задание на доске, а все остальные на своих местах.
- Что изображено на картинках? Назовите одним словом.
- Цветы
2. Рассказ педагога.
Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры…
/Ким Жанэ/
Цветы сопровождают нас с первого дня жизни, украшают наши будни, делают ярче
и радостнее праздники, поднимают настроение. Любое помещение преображается, когда в
нем появляются цветы.
Однако срезанные живые цветы, увы, не вечны и быстро увядают, это грустно…
Чтобы подарок долго радовал окружающих, напоминая о вашем внимании, мы с вами
можем сделать сувениры в виде цветов. Надо только приложить труд и выдумку.
Я предлагаю вам сегодня научиться их делать. Их выполнение увлекательное
занятие.
А
техника
достаточно
проста.
Освоив
основные
приёмы
изготовления,
вы
сможете сами их создавать.
3 . Прежде, чем мы приступим к выполнению практической
работы, давайте
вспомним, что вы знаете о цветах.
- Перед вами цветок, назовите его части.
- Есть еще одна важная часть цветка, мы ее не видим, это чашелистик.
- Кто знает, что такое чашелистик?
- Чашечка зеленого цвета защищает нежные части цветка - лепестки внутри бутона.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.Сообщение темы и цели занятия.
Итак,
тема
сегодняшнего
нашего
занятия:
изготовление
сувенира
из
фетра.
Вы
познакомитесь с новым материалом для поделок,
научитесь правильно подбирать,
складывать и соединять вместе детали цветка и закреплять его на деревянной палочке-
шпажке.
Для предстоящей работы вам понадобятся терпение, фантазия и желание творить
красоту.
Давайте вспомним, какие материалы мы уже использовали раньше с вами в работе?
- Ткань хлопчатобумажную, льняную, трикотаж.
- Да, верно, мы с вами в работе использовали несколько видов материала, а сегодня
познакомимся еще с одним.
2. Вводная часть
2.1.Работа с материалом
- Возьмите в руки лоскут ткани.
- Как получают ткань?
- Ткань ткут на ткацких станках. Получают путем переплетения нитей утка и
основы. Посмотрите на края ткани, потрогайте, что с ними происходит?
- Края ткани осыпаются.
- Есть ли у ткани лицевая и изнаночная сторона? Как их определить?
Возьмите в руки второй образец.
- Скажите, кто знает, как называется этот материал?
- Фетр.
- Посмотрите внимательно на края фетра, они также осыпаются как у ткани?
- Фетр не осыпается. Фетр - вовсе не ткань, а особенный материал – нетканый.
Получают его способом валяния волокон пуха, шерсти и меха животных, а также
синтетических волокон. Производят фетр путем увлажнения, нагревания и трения
волокон. Весь этот процесс необходим для переплетения и сцепления между собой
волокон шерсти и имеет название – валяние (или валка - процесс изготовления
шерстяных изделий-войлока, фетра, сукна).
Педагог показывает сухой способ валяния.
Именно поэтому фетр не осыпается и очень удобен для рукоделия.
-Рассмотрите, есть ли у лоскутов фетра лицевая и изнаночная сторона?
- Фетр не имеет лицевой и изнаночной стороны, обе стороны фетра одинаковые.
Это тоже удобно при изготовлении поделок, никогда не ошибетесь, потому, что не надо
искать лицевую сторону материала.
- Потрогайте лоскут фетра, какой он на ощупь?
- Фетр приятен на ощупь: ворсистый, мягкий, теплый.
- И еще, фетр достаточно легко режется, хорошо приклеивается, пришивается, не
требует дополнительной обработки, хорошо держит форму.
Фетр бывает разного цвета, поэтому с ним интересно работать. Поделки из него
получаются яркими, аккуратными, объемными и долговечными.
2.2.Работа с образцом
- А теперь давайте рассмотрим образец цветка из фетра. Посчитайте, сколько
деталей нужно подобрать для того, чтобы сформировать лепестки у нашего цветка?
- Посмотрите, все ли детали лепестков цветка одинаковы? Как нужно их сложить?
- Сначала самый большой, затем меньшего размера, потом еще меньше и т.д. по
принципу детской пирамидки.
- Вспомните, какие изделия еще мы с вами выполняли и складывали наложением
одной детали на другую?
- Прихватки складывали наложением одной детали на другую.
- Каким способом соединены детали цветка?
- Ниточным способом.
- Какие нитки использовали?
- Нитки швейные.
- Как вы думаете, для соединения деталей цветка подходят швейные нитки
любого цвета?
- Почему для соединения деталей цветка следует выбрать нитки,
соответствующие цвету ткани?
- Чтобы не выделялись нитки на ткани и выполняемая работа была аккуратной.
- Объясните, зачем нитку нужно сложить вдвое.
- Какой длины должна быть нитка? Почему?
- Покажите как можно определить оптимальную длину нитки для выполнения
ручных швейных работ?
(Определить длину нитки можно по согнутой руке: бабину взять в правую руку, конец
нитки обвести вокруг указательного пальца левой руки и зажать большим пальцем левой
руки, далее бабину с ниткой проводим с тыльной стороны левой руки, через локоть и
далее к запястью, у большого пальца нитку отрезать.)
- При выполнении работ будем использовать ручные «прямые» стежки и
закрепочные.
- Чем можно украсить поделку?
- Вышивкой, стразами, полусферами, бисером, стеклярусом.
Показ педагогом выполнения приемов сборки сувенира.
- Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте вспомним, какие
инструменты нам нужны.
- Игла и ножницы.
- Народная пословица гласит: «Что в порядке лежит, само в руки бежит».
Объясните смысл этой пословицы.
Необходимо
содержать
свое
рабочее
место
в
порядке,
тогда
легко
найти
инструменты, материал и детали для работы. Работа будет ладиться и приносить радость.
А
еще
важно
соблюдать
правила
безопасной
работы, чтобы
не
подвергать
себя
и
окружающих опасности получить травму.
Повторение правил безопасной работы:
Я вам буду читать начало предложения, а вы должны его закончить:
а) при работе с иглой:
Нельзя пользоваться ……. ржавыми иглами, они могут оставить следы на ткани
Иглы хранят………. в игольнице или вкалывают иглы с нитками в игольную
подушечку.
Нельзя подносить иглу….. к лицу,
Нельзя вкалывать иглу…….. в свою одежду,
Нельзя брать иглу….. в рот.
Нельзя допускать ……потери иглы.
Необходимо передавать иглу……. только тупым концом вперед и с ниткой.
б) Кто расскажет правила безопасной работы при работе с ножницами:
Ножницы во время работы должны лежать на столе или в рабочей коробке с
сомкнутыми лезвиями.
Нельзя держать ножницы острыми концами вверх
Передавать ножницы только кольцами вперед.
А теперь перед началом практической работы проведем физминутку:
Пальчиковая гимнастика «цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головками качают.
Итак, начинаем работу.
- Отдохнули? Готовы к работе? Тогда приступаем.
Чтобы сэкономить время, детали лепестков я вам выкроила заранее
из лоскутов фетра.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. На столах в коробочках лежат детали лепестков из фетра разного размера, возьмите их и
сложите эти детали в порядке убывания, начиная с большей. Сколите их булавкой.
2. На обратную сторону самой большой детали наложите деталь чашелистика, эта деталь
зеленого цвета. Затем, сколите булавками все детали, т.е. закрепите (чтобы не смещались).
3. Возьмите иглу с ниткой в цвет детали чашелистика, т.е. тоже зеленого цвета и сложите
вдвое. Закрепите нитку на детали чашелистика петлей. Сшейте все слои деталей цветка
вместе
3-мя
«прямыми»
стежками,
длина
стежков
–
2мм.
(равна
толщине
палочки-
шпажки).
4. Закрепите нитку на детали чашелистика. Конец нитки выведите между самой большой
деталью цветка и деталью чашелистика, отрежьте нитку.
5 . Найдите деталь сердцевины (самая маленькая деталь желтого цвета), снимите с нее
защитную
пленку
и
наложите
на
верхнюю
деталь
цветка
клеевой
стороной
вниз,
с
усилием ее прижмите.
6 . На
деревянной
шпажке
завяжите
отрезок
ленточки
зеленого
цвета,
(имитация
листочков).
7. Между большой деталью лепестка и чашелистиком вставьте палочку-шпажку.
Цветок из фетра готов.
- А сейчас, я вам предлагаю все выполненные цветы поставить в вазу (или емкость
ее заменяющюю).
- Такой сувенир, выполненный своими руками подарит хорошее настроение, а
цветы из фетра, составленные в букет, станут лучшим подарком. Украсить такими
цветами можно все что угодно:
- они могут быть украшением повседневной одежды,
- фетровые цветы очень красиво смотрятся в виде броши,
- можно сделать заколку для волос, просто пришив с обратной стороны цветка
зажим,
- их можно использовать как украшение для упаковки подарка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итогов занятия:
- Выполнили ли мы то, что планировали сделать?
- Вы научились делать цветы из фетра?
- Какие ошибки вы допускали в процессе выполнения работы?
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
- Вам понравилась выполненая вами работа?
Сегодня я показала, как без особых усилий можно сделать милый, оригинальный сувенир
в подарок своими руками.
Занятие подошло к концу.
Спасибо всем за плодотворную творческую работу на занятии.
Этапы выполнения цветка из фетра
1. На столах в шкатулках лежат детали лепестков из
фетра
разного
размера,
возьмите
их
и
сложите
эти
детали в порядке убывания, начиная с большей. Сколите
их булавкой.
2.
На
обратную
сторону
самой
большой
детали
наложите
деталь
чашелистика,
эта
деталь
зеленого
цвета.
Затем,
сколите
булавками
все
детали,
т.е.
закрепите (чтобы не смещались).
3. Возьмите иглу с ниткой в цвет детали чашелистика,
т.е. тоже зеленого цвета и сложите вдвое. Закрепите
нитку на детали чашелистика петлей. Сшейте все слои
деталей
цветка
вместе
3-мя
«прямыми»
стежками
длина стежков–2мм. (равна толщине палочки-шпажки).
4.
Закрепите
нитку
на
детали
чашелистика.
Конец
нитки выведите между самой большой деталью цветка
и деталью чашелистика, отрежьте нитку.
5 Найдите деталь сердцевины (самая маленькая деталь
желтого
цвета),
снимите
с
нее
защитную
пленку
и
наложите на верхнюю деталь цветка клеевой стороной
вниз, с усилием ее прижмите.
6. На деревянной шпажке завяжите отрезок ленточки
зеленого цвета, (имитация листочков).
7. Между большой деталью лепестка и чашелистиком
вставьте деревянную палочку-шпажку.