Автор: Ялаева Дилара Айратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут,Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подготовила воспитатель
МБДОУ № 65 «Фестивальный»
В
дошкольном
образовании
сегодня
происходят
большие
перемены,
основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к
развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования
дошкольников введен Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования.
Главная
цель
политики
в
сфере
дошкольного
образования – качественное образование дошкольников.
Новый документ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября
2013
г.
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
стандарта дошкольного образования») ставит во главу угла индивидуальный
подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного
детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Содержание психолого-педагогической работы основной образовательной
программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 направлений
развития
и
образования
детей.
Одним
из
наиболее
приоритетных
является
«Коммуникативное», компонентом которой является – игровая деятельность.
Безусловно, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Ребенок
стремится
к
активной
деятельности
и
важно
не
дать
ему
этому
стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. В игровой
деятельности
происходит
интенсивное
интеллектуальное,
эмоционально-
личностное
развитие
и
совершается
естественное
вызревание
таких
перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к
самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического
обучения
в
школе.
Доказано,
что
обучение
малышей
наиболее
успешно
осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием
непосредственной образовательной деятельности.
Игра
сопровождает
малышей
в
течение
всего
времени
пребывания
в
детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и
заводными
игрушками
в
утренние
часы
поднимают
настроение,
сближают
детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку
повышают
интерес
малышей
к
выполнению
режимных
процессов,
способствуют развитию активности и самостоятельности.
На прогулке игры с песком, снегом и водой, с предметами и игрушками
обогащают
представления
детей
о
разнообразных
качествах
и
свойствах
предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают
познавательную
активность
и
интерес
к
экспериментированию.
Например,
«Печенье для кукол», «Цветные льдинки», «Гараж для машин» и пр. Сюжетные
игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять
логику
простых
жизненных
ситуаций:
готовим
мишке
обед,
купаем
куклу,
лечим зайчика, принимаем гостей.
Разнообразные
имитационные
игры,
связанные
с
игровой
передачей
различных
образов
веселых
котят,
птиц,
бабочек,
легких
снежинок,
–
способствуют
развитию
воображения
и
творчества,
так
же,
как
и
игры
с
элементами ряженья, театра.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и
интенсивностью
протекания
его
психических
процессов:
мышления,
речи,
внимания,
памяти.
Если
в
игре
ребенок,
действуя
предметами,
активно
манипулирует
пальцами,
то
мыслительные
процессы
активизируются,
и
наоборот,
их
интенсивность
ослабевает,
если
рука
ребенка
бездействует.
Поэтому
особенно
полезны
игры,
в
которых
дети
действуют:
разбирают,
собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п.
Одним
из
видов
игровой
деятельности
является
дидактическая
игра,
позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах
интеллектуальной
и
активной
практической
деятельности,
нравственных
и
эстетических переживаний. Дидактическая игра является формой обучения,
наиболее характерной для маленьких детей.
Настольные
игры,
разнообразные
игры-пособия
типа
картинок,
предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это
бывает», «Кому это нужно» и др.); игры, требующие двигательной активности,
сноровки и т.д. («Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры
типа мозаики.
Настольно-печатные
игры
содействуют
расширению
кругозора
детей,
развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в
изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода.
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото,
парных
картинках,
книжках-ширмах
изображаются
игрушки,
предметы
обихода,
виды
транспорта,
овощи,
фрукты.
Подбор
картинок
парами,
соответствующих
картинок
к
основной
карте,
название
изображённого
предмета,
того
или
иного
качества
содействует
развитию
словаря,
краткой
поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).
Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент
необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор.
Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. К
играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с
колокольчиком»
(определение
направления
по
звуку),
«Кто
скорее
соберёт
картинку» (на координацию движений) и др.
Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей
большое значение имеют дыхательные упражнения, которые используются в
подвижных играх, например игры: «Пузырь», «Поезд», «Машина». Развертывая
игровое
действие
«Поезд»
–
дети
изображают
гудок
паровоза
(«у-у-у»),
раздувают
«пузырь»
произнося
звук
«ф-ф-ф»,
надувая
колеса
у
машины,
имитируют действие насоса «ш-ш-ш, с-с-с». Необходимо помнить, что дети,
плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают
участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на
разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название
игрушек закрепляем в дидактических играх с разнообразным содержанием. То
дети достают игрушки из «Чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате
в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке»,
«Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.
В ряде дидактических игр для дошкольного возраста решаются задачи
развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его
основных
признаках
(цвет,
форма,
величина).
Рассказывает,
где
живет
животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.
Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с
дидактической куклой. В игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют
названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце
и
т.д.).
Укладывая
куклу
в
игре
«Уложим
куклу
спать»,
дети
называют
постельные принадлежности.
В игре дети, называя постельные принадлежности (простыня, одеяло,
подушка, наволочка и т.д.), осмысливают значение слов, связанных с действием
«постелить», «накрыть», «уложить». Также используем в своей работе игры с
природным
материалом:
камешками,
листьями,
шишками
и
др.
Например
«Составь узор», «Считалочка», «Разложи по парам». Игра как одна из форм
обучения
проводится
во
время,
которое
отводится
в
режиме
на
непосредственную
образовательную
деятельность.
Важно
установить
правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их
взаимосвязь
и
место
в
едином
педагогическом
процессе.
Игры
иногда
предшествуют
непосредственной
образовательной
деятельности;
в
таких
случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет
содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо
усилить
самостоятельную
деятельность
детей,
организовать
применение
усвоенного
материала
в
игровой
деятельности,
подвести
итог,
обобщить
изученный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность
дошкольников:
учебно-методическое
пособие.
–
М.:
Центр
педагогического
образования, 2013. – 368 с.
2. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
3. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). –
Вып. 2. – М.: ЧП С.С. Лакоценин, 2007. – 48 с.