Напоминание

"Игра как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста"


Автор: Ялаева Дилара Айратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут,Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРА КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Подготовила воспитатель

МБДОУ № 65 «Фестивальный»

В

дошкольном

образовании

сегодня

происходят

большие

перемены,

основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к

развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования

дошкольников введен Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного

образования.

Главная

цель

политики

в

сфере

дошкольного

образования – качественное образование дошкольников.

Новый документ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17

октября

2013

г.

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

стандарта дошкольного образования») ставит во главу угла индивидуальный

подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного

детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Содержание психолого-педагогической работы основной образовательной

программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 направлений

развития

и

образования

детей.

Одним

из

наиболее

приоритетных

является

«Коммуникативное», компонентом которой является – игровая деятельность.

Безусловно, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

Ребенок

стремится

к

активной

деятельности

и

важно

не

дать

ему

этому

стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. В игровой

деятельности

происходит

интенсивное

интеллектуальное,

эмоционально-

личностное

развитие

и

совершается

естественное

вызревание

таких

перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к

самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического

обучения

в

школе.

Доказано,

что

обучение

малышей

наиболее

успешно

осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием

непосредственной образовательной деятельности.

Игра

сопровождает

малышей

в

течение

всего

времени

пребывания

в

детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и

заводными

игрушками

в

утренние

часы

поднимают

настроение,

сближают

детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку

повышают

интерес

малышей

к

выполнению

режимных

процессов,

способствуют развитию активности и самостоятельности.

На прогулке игры с песком, снегом и водой, с предметами и игрушками

обогащают

представления

детей

о

разнообразных

качествах

и

свойствах

предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают

познавательную

активность

и

интерес

к

экспериментированию.

Например,

«Печенье для кукол», «Цветные льдинки», «Гараж для машин» и пр. Сюжетные

игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять

логику

простых

жизненных

ситуаций:

готовим

мишке

обед,

купаем

куклу,

лечим зайчика, принимаем гостей.

Разнообразные

имитационные

игры,

связанные

с

игровой

передачей

различных

образов

веселых

котят,

птиц,

бабочек,

легких

снежинок,

способствуют

развитию

воображения

и

творчества,

так

же,

как

и

игры

с

элементами ряженья, театра.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и

интенсивностью

протекания

его

психических

процессов:

мышления,

речи,

внимания,

памяти.

Если

в

игре

ребенок,

действуя

предметами,

активно

манипулирует

пальцами,

то

мыслительные

процессы

активизируются,

и

наоборот,

их

интенсивность

ослабевает,

если

рука

ребенка

бездействует.

Поэтому

особенно

полезны

игры,

в

которых

дети

действуют:

разбирают,

собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п.

Одним

из

видов

игровой

деятельности

является

дидактическая

игра,

позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах

интеллектуальной

и

активной

практической

деятельности,

нравственных

и

эстетических переживаний. Дидактическая игра является формой обучения,

наиболее характерной для маленьких детей.

Настольные

игры,

разнообразные

игры-пособия

типа

картинок,

предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это

бывает», «Кому это нужно» и др.); игры, требующие двигательной активности,

сноровки и т.д. («Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры

типа мозаики.

Настольно-печатные

игры

содействуют

расширению

кругозора

детей,

развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в

изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото,

парных

картинках,

книжках-ширмах

изображаются

игрушки,

предметы

обихода,

виды

транспорта,

овощи,

фрукты.

Подбор

картинок

парами,

соответствующих

картинок

к

основной

карте,

название

изображённого

предмета,

того

или

иного

качества

содействует

развитию

словаря,

краткой

поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент

необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор.

Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. К

играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с

колокольчиком»

(определение

направления

по

звуку),

«Кто

скорее

соберёт

картинку» (на координацию движений) и др.

Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей

большое значение имеют дыхательные упражнения, которые используются в

подвижных играх, например игры: «Пузырь», «Поезд», «Машина». Развертывая

игровое

действие

«Поезд»

дети

изображают

гудок

паровоза

(«у-у-у»),

раздувают

«пузырь»

произнося

звук

«ф-ф-ф»,

надувая

колеса

у

машины,

имитируют действие насоса «ш-ш-ш, с-с-с». Необходимо помнить, что дети,

плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают

участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на

разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название

игрушек закрепляем в дидактических играх с разнообразным содержанием. То

дети достают игрушки из «Чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате

в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке»,

«Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.

В ряде дидактических игр для дошкольного возраста решаются задачи

развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его

основных

признаках

(цвет,

форма,

величина).

Рассказывает,

где

живет

животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.

Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с

дидактической куклой. В игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют

названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце

и

т.д.).

Укладывая

куклу

в

игре

«Уложим

куклу

спать»,

дети

называют

постельные принадлежности.

В игре дети, называя постельные принадлежности (простыня, одеяло,

подушка, наволочка и т.д.), осмысливают значение слов, связанных с действием

«постелить», «накрыть», «уложить». Также используем в своей работе игры с

природным

материалом:

камешками,

листьями,

шишками

и

др.

Например

«Составь узор», «Считалочка», «Разложи по парам». Игра как одна из форм

обучения

проводится

во

время,

которое

отводится

в

режиме

на

непосредственную

образовательную

деятельность.

Важно

установить

правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их

взаимосвязь

и

место

в

едином

педагогическом

процессе.

Игры

иногда

предшествуют

непосредственной

образовательной

деятельности;

в

таких

случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет

содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо

усилить

самостоятельную

деятельность

детей,

организовать

применение

усвоенного

материала

в

игровой

деятельности,

подвести

итог,

обобщить

изученный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность

дошкольников:

учебно-методическое

пособие.

М.:

Центр

педагогического

образования, 2013. – 368 с.

2. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

3. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). –

Вып. 2. – М.: ЧП С.С. Лакоценин, 2007. – 48 с.



В раздел образования