Напоминание

"Художественный текст на уроках русского языка"


Автор: Арбатская Ирина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1 ГО Жатай
Населённый пункт: Республика (Саха) Якутия п Жатай
Наименование материала: доклад
Тема: "Художественный текст на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад «Художественный текст на уроках русского языка»

учитель русского языка и литературы

Арбатская Ирина Алексеевна

Не

секрет,

что

у

большинства

учащихся

7-8-х

классов

интерес

к

изучению

русского

языка

пропадает.

Объясняется

этот

факт

многими

причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Именно поэтому одной из главных задач является развитие у школьников

интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.

Как сделать уроки для ребят интересными? Чтобы они приходили за

знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового.

Обращение

на

уроках

русского

языка

к

отрывкам

из

произведений

художественной

литературы,

а

именно

к

поэтическим

текстам,

одно

из

средств создания развивающей личность речевой среды.

Путь к грамотности через текст, то есть через стихотворение, это не

только прикосновение с поэзией, не только развитие речи ребенка. Главное,

что

ученик,

выполняя

задание,

занимается

нужной,

интересной

и

осмысленной

работой.

Подход

к

ребенку

через

них

основан

на

положительных эмоциях: ученик не боится сделать ошибку, напротив, даже

слабый ученик, услышав знакомые строчки, не просто сможет продолжить их

и назвать автора, но и чувствует себя как бы сопричастным к происходящему.

И тогда ребенок научится через текст чувствовать и понимать язык, его

богатство, тогда становятся неисчерпаемыми возможности к формированию

грамотной устной и письменной речи.

Урок родного языка должен стать в первую очередь уроком речевого

творчества. В основе такого урока – интересный текст, способствующий

духовному развитию ученика, соответствующий его возрастной особенности,

и в то же время содержащий в себе что-то новое в интеллектуальном

и

эмоциональном плане.

Доступный детскому пониманию язык стихотворного текста помогает

детям легче усвоить разделы школьной программы.

Примеры

Правописание безударных гласных.

Любой урок начинается с усвоения названия темы. Хорошо помогают

запомнить орфограмму «правило в стихах».

Если в гласной есть сомненье.

Измени ты слово так:

Ставь ее под ударенье,

И не попадешь впросак.

(стена - стены)

Для закрепления данной орфограммы предлагаются следующие тексты:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…

И знакомая страна

Вот уж издали видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Задание:

1) Выделить корень в словах.

2) Поставить ударение.

3) Объяснить правописание безударной гласной в корне.

Правописание согласных в корне.

Объяснительный диктант.

Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий,

И вяз озяб, и дуб замерз.

Насквозь продрогли елки.

/Т. Волжина/

Буквы И, У, А после шипящих.

Перед записью темы урока в тетрадь, идет работа по тексту:

Добрые слова не много

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед,

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

/О. Дриз/

Задание: выделите известные вам орфограммы, какая встречается чаще

всего? (-чу-, -ша-, -ча-).

Какое правило вы знаете? А как вы предполагаете, какая сегодня тема

урока. Ребята формулируют тему.

Непроизносимые согласные.

Урок начинается с чтения правила в стихах:

Властный, яростный и праздный…

Здесь, мой друг, барьер опасный:

Ну, невыносимая - непроизносимая,

Надо слово изменить,

И она - как зазвенит:

Праздный - празден, властный - власть

Наработался я всласть!

Как

вы

думаете,

над

какой

темой

мы

сегодня

будем

работать?

Подчеркните

в

стихотворении

строчку,

которая

нам

необходима

для

заполнения данной орфограммы.

А теперь, применяя это правило, спишем стихотворение, вставляя, где

необходимо, непроизносимые согласные:

Под ветром ярос…ным

На судне парус…ном хочу я плыть

И землю неизвес…ную, но очень

Интересную хочу открыть

И с ветром ярос… ным

И с судном парус…ным нам по пути.

В

представленных

отрывках

на

слух

определите

слова

с

непроизносимыми согласными:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

***

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

***

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..»

Буквы З u С на конце приставок.

После знакомства с орфограммой запись шуточного четверостишия из

занимательной грамматики:

Ты запомни, что приставки

Ра-, из-, воз-, низ-, без-, через-

Перед согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Списать, объяснить правописание приставок на с-:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И подснежник синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

/А.К. Толстой/

Предложения с обращениями.

С

пятого

класса

учащиеся

не

только

знакомятся

с

обращением,

с

выделением его на письме, но и определяют распространенное оно или

нераспространенное.

Предлагается рифмованное правило:

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Отработка

данного

материала

проходит

на

комплексном

анализе

предложений:

Сыпь ты, черемуха, снегом. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

Я вижу вас, родные степи. Я люблю тебя, Россия. Расцветай, наш край

родной.

Расставить знаки препинания, объяснить при каком условии.

6 класс

Местоимение (повторение)

До объявления темы учащиеся читают следующие отрывки:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок,

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Найдите местоимения. Как вы догадались тема урока «Местоимение».

Черт ли сладит с бабой гневной

Спорить нечего. С царевной

Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

А царевна догадалась

И до смерти испугалась

И взмолилась: «Жизнь моя!

Ты скажи, виновна я?

Не губи меня девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя.»

Определите на слух местоимения, укажите ряд местоимений.

7 класс

Не с причастиями

Использую на уроке стихотворение С.Я. Маршака:

Вечно ворчит

На служанку хозяйка:

- Плохо погладила

Платье, лентяйка.

Окна не вымыты,

Пол не натерт,

Ложка пропала,

Не выпечен торт.

Дня не проходит

Без новой придирки:

- Соус без соли.

- Крендель без дырки

- Кот не накормлен

- Кофе не молото

Плохо начищены

Бронза и золото.

Лопнул стакан,

И разбиты две банки,

Туго приходится

Бедной служанке.

Есть ли здесь слова на нашу тему?

Выпишите

НЕ

с

причастиями.

Какое

еще

слово

встретилось

на

правописание с НЕ-? (глагол)

Использование художественных текстов, а именно стихотворных,

не

только помогает вызвать интерес к урокам русского языка. А через интерес

приходит понимание грамматического строя языка, умение красиво и логично

говорить, писать грамотно.



В раздел образования