Напоминание

"Особенности профессиональной деятельности концертмейстера в детской музыкальной школе"


Автор: Смирнова Ирина Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №4"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности профессиональной деятельности концертмейстера в детской музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности профессиональной деятельности концертмейстера в детской

музыкальной школе»

Профессия

концертмейстера

(аккомпаниатора)

наиболее

распространенная сред и пианистов, без него не обходится учебный процесс

в

классах

многих

специальностей.

Обычно

концертмейстер

не

только

исполняет произведение со своими партнерами на сцене, но и работает с

ними

на

предварительных

репетициях,

формируя

вместе

с

ведущими

педагогами и солистами художественную концепцию интерпретации, вникая

во

все

мелочи

и

нюансы

ансамблевого

исполнения.

А.

Люблинский

так

говорил

о

важности

аккомпанемента:

«Если

в

основе

мелодии

лежит

интонационное

высказывание

личности,

то

сопровождение

мелодии

представляется

совокупностью

дополняющих

такое

высказывание

внутренних

и

внешних

обстоятельств,

весьма

различных

по

своему

значению:

аккомпанемент

может

характеризовать

действия

самого

персонажа, его состояние, темп и пульс высказывания, раскрыть внутренний

мир

человека…»

[3,

с.

20]

Функции

и

задачи,

возложенные

на

концертмейстера

в

учебном

процессе,

включают

в

себя

не

только

аккомпанемент солисту или хору на уроках и концертах, но также и занятия с

учащимися индивидуально, помощь им в разучивании партий, а зачастую и

замещение отсутствующего педагога.

Помимо

высоких

профессиональных

качеств

пианиста-исполнителя,

концертмейстер

должен

воспитать

и

развить

у

себя

ряд

специфических

способностей, необходимых для успешной ансамблевой деятельности. Так,

наряду

с

общей

музыкальной

одаренностью

и

безусловно

развитыми

навыками

чтения

с

листа,

хороший

концертмейстер

должен

обладать

эмоциональной гибкостью, воображением, артистизмом и так называемым

«аккомпаниаторским чутьем», позволяющим иногда без визуального контакта

угадывать

исполнительские

намерения

солиста,

в

нужный

момент

поддержать, нивелировать его погрешности и промахи. При остановках и

сбоях

солиста,

случающихся

на

концертных

площадках,

уметь,

сохраняя

выдержку, не прервать выступление, дать возможность солисту собраться и

закончить исполнение.

Так же необходимо отметить моменты, когда аккомпаниатору приходится

действовать

в

форс-мажорных

условиях

минимальной

подготовки

выступления. Такие ситуации случаются нередко, когда, например, требуется

заменить заболевшего коллегу или подыграть приезжему артисту и выходить

на сцену буквально через полчаса. В таких случаях необходимы навыки

быстрого прочтения, музыкального и интеллектуального осмысления нотного

текста,

умение

моментально

охватить

образную

сущность

и

форму

произведения, отделить существенное от менее важного, найти правильный

звуковой баланс между сольной и инструментальной партией. В этой связи

конечно

пригодятся

навыки

упрощения

текста

и

транспонирования.

Специфика

игры

концертмейстера

состоит

так

же

в

том,

чтобы

быть

второплановым участником музыкального действия, приспосабливаемым к

исполнительской

манере

солиста,

но

в

то

же

время

сохранить

свою

творческую индивидуальность.

Так

же

задачей

концертмейстера

является

и

приобщение

ребенка

совместно с основным педагогом к миру прекрасного, помощь в выработке

навыков

игры

в

ансамбле,

развитие

общей

музыкальности.

Кроме

того,

используя

свой

музыкальный

опыт,

концертмейстер

при

разучивании

репертуара

может

подсказать

ученику

некоторые

музыкальные

нюансы,

развить его образное мышление, направить к изучению эпохи и стилистики

изучаемых произведений. Таким образом работа концертмейстера отличается

рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.

В

заключении

хочется

подчеркнуть,

что

аккомпаниатор

и

солист

представляют собой единое целое, подлинный творческий союз, успешная

деятельность

которого

возможна

лишь

при

полном

согласии

и

взаимопонимании.

Естественное

и

яркое

сопереживание

возникает

как

результат

непрерывного

и

всестороннего

контакта

партнеров,

их

гибкого

взаимодействия в процессе исполнения.

Профессиональный, чуткий, разносторонне развитый, эрудированный

концертмейстер – незаменимый партнер и помощник в содружестве «педагог-

солист-аккомпаниатор».

список литературы:

1.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая

деятельность. Музыка в школе. №2, 2001 г.

2.

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения /

Под ред. А.П. Зориной. Л.: Гос. муз. издат-во, 1961. — 71 с.

3.

Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента / Под ред. А.

Крюкова. Л.: Музыка, 1972 г. — 80 с.

4.

Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концерт-

мейстера в музыкально-

образовательной сфере инструментального исполнительства:

монография / Под редакцией А.И. Демченко. — Госуд. автон.

образоват. учр-е средн. профес.образ-я «Рязанский муз. колледж им.

Г.и А. Пироговых». Рязань, 2012. — 200 с.

5.

Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. М.,Радуга,1987.



В раздел образования