Автор: Смирнова Ирина Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №4"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности профессиональной деятельности концертмейстера в детской музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование
«Особенности профессиональной деятельности концертмейстера в детской
музыкальной школе»
Профессия
концертмейстера
(аккомпаниатора)
наиболее
распространенная сред и пианистов, без него не обходится учебный процесс
в
классах
многих
специальностей.
Обычно
концертмейстер
не
только
исполняет произведение со своими партнерами на сцене, но и работает с
ними
на
предварительных
репетициях,
формируя
вместе
с
ведущими
педагогами и солистами художественную концепцию интерпретации, вникая
во
все
мелочи
и
нюансы
ансамблевого
исполнения.
А.
Люблинский
так
говорил
о
важности
аккомпанемента:
«Если
в
основе
мелодии
лежит
интонационное
высказывание
личности,
то
сопровождение
мелодии
представляется
совокупностью
дополняющих
такое
высказывание
внутренних
и
внешних
обстоятельств,
весьма
различных
по
своему
значению:
аккомпанемент
может
характеризовать
действия
самого
персонажа, его состояние, темп и пульс высказывания, раскрыть внутренний
мир
человека…»
[3,
с.
20]
Функции
и
задачи,
возложенные
на
концертмейстера
в
учебном
процессе,
включают
в
себя
не
только
аккомпанемент солисту или хору на уроках и концертах, но также и занятия с
учащимися индивидуально, помощь им в разучивании партий, а зачастую и
замещение отсутствующего педагога.
Помимо
высоких
профессиональных
качеств
пианиста-исполнителя,
концертмейстер
должен
воспитать
и
развить
у
себя
ряд
специфических
способностей, необходимых для успешной ансамблевой деятельности. Так,
наряду
с
общей
музыкальной
одаренностью
и
безусловно
развитыми
навыками
чтения
с
листа,
хороший
концертмейстер
должен
обладать
эмоциональной гибкостью, воображением, артистизмом и так называемым
«аккомпаниаторским чутьем», позволяющим иногда без визуального контакта
угадывать
исполнительские
намерения
солиста,
в
нужный
момент
поддержать, нивелировать его погрешности и промахи. При остановках и
сбоях
солиста,
случающихся
на
концертных
площадках,
уметь,
сохраняя
выдержку, не прервать выступление, дать возможность солисту собраться и
закончить исполнение.
Так же необходимо отметить моменты, когда аккомпаниатору приходится
действовать
в
форс-мажорных
условиях
минимальной
подготовки
выступления. Такие ситуации случаются нередко, когда, например, требуется
заменить заболевшего коллегу или подыграть приезжему артисту и выходить
на сцену буквально через полчаса. В таких случаях необходимы навыки
быстрого прочтения, музыкального и интеллектуального осмысления нотного
текста,
умение
моментально
охватить
образную
сущность
и
форму
произведения, отделить существенное от менее важного, найти правильный
звуковой баланс между сольной и инструментальной партией. В этой связи
конечно
пригодятся
навыки
упрощения
текста
и
транспонирования.
Специфика
игры
концертмейстера
состоит
так
же
в
том,
чтобы
быть
второплановым участником музыкального действия, приспосабливаемым к
исполнительской
манере
солиста,
но
в
то
же
время
сохранить
свою
творческую индивидуальность.
Так
же
задачей
концертмейстера
является
и
приобщение
ребенка
совместно с основным педагогом к миру прекрасного, помощь в выработке
навыков
игры
в
ансамбле,
развитие
общей
музыкальности.
Кроме
того,
используя
свой
музыкальный
опыт,
концертмейстер
при
разучивании
репертуара
может
подсказать
ученику
некоторые
музыкальные
нюансы,
развить его образное мышление, направить к изучению эпохи и стилистики
изучаемых произведений. Таким образом работа концертмейстера отличается
рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
В
заключении
хочется
подчеркнуть,
что
аккомпаниатор
и
солист
представляют собой единое целое, подлинный творческий союз, успешная
деятельность
которого
возможна
лишь
при
полном
согласии
и
взаимопонимании.
Естественное
и
яркое
сопереживание
возникает
как
результат
непрерывного
и
всестороннего
контакта
партнеров,
их
гибкого
взаимодействия в процессе исполнения.
Профессиональный, чуткий, разносторонне развитый, эрудированный
концертмейстер – незаменимый партнер и помощник в содружестве «педагог-
солист-аккомпаниатор».
список литературы:
1.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность. Музыка в школе. №2, 2001 г.
2.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения /
Под ред. А.П. Зориной. Л.: Гос. муз. издат-во, 1961. — 71 с.
3.
Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента / Под ред. А.
Крюкова. Л.: Музыка, 1972 г. — 80 с.
4.
Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концерт-
мейстера в музыкально-
образовательной сфере инструментального исполнительства:
монография / Под редакцией А.И. Демченко. — Госуд. автон.
образоват. учр-е средн. профес.образ-я «Рязанский муз. колледж им.
Г.и А. Пироговых». Рязань, 2012. — 200 с.
5.
Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. М.,Радуга,1987.