Автор: Дегтярева Туяра Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская СОШ №2"
Населённый пункт: село Борогонцы
Наименование материала: Урок русского языка. 2 класс
Тема: "Метапредметный обобщающий урок русского языка"
Раздел: начальное образование
Метапредметный обобщающий урок в русского языка во 2 классе
Класс: 2б
Учитель: Дегтярева ТИ
Тема: «Есть ли слабые позиции у согласных звуков?»
Тип урока: Урок постановки учебной задачи
Цель урока - овладение следующими УУД:
1.
Познавательные:
пригласить учеников задуматься над тем, есть ли у согласных
звуков сильные и слабые позиции;
2.
Деятельностные: определение способа действия при обнаружении чередования
звуков;
3.
Коммуникативные: в учебном диалоге вступать в обсуждение разных мнений.
I.
Создание учебной ситуации
- Я вам предлагаю записать следующее высказывание
По реке плывут большие плоты. (возможен следующий вопрос «С пропуском орфограмм
слабых позиций?»)
- А вы как считаете? Нужно ли пропускать буквы на месте гласных звуков?
- Давайте я запишу, а вы
помогайте. (С разбором каждого гласного звука или можно
попросить одного ученика).
- Ну, вот мы и справились с заданием. А почему мы смогли его выполнить? (возможен
ответ - потому что мы умеем различать и видеть орфограммы слабых и сильных
позиций)
- Повторите, пожалуйста. (Умеем различать орфограммы слабых и сильных позиций).
- Молодцы, только вот мне непонятно, каких звуков? (гласных)
- Значит, я могу ошибиться только на записи
гласных букв? А с согласными легко и
просто! (это могут сказать сами дети)
- Хлопоты нам доставляют лишь гласные звуки. А с согласными легко и просто. Почему
так происходит? (может, они всегда в сильной позиции?)
(нужно дать возможность высказаться всем)
- У нас мнения разделились. (Обмен мнениями в диалоге.)
II.
Постановка УЗ
- А давайте проведем некоторое исследование - действительно ли есть слабые и сильные
позиции у согласных звуков?
(опираемся на наблюдения второклассников)
- Помните, в упр. 26 был вопрос, куда идут с коньками? (на лед)
- А какую сказку смотрели в ТЮЗе в субботу? Вы еще рисовали. («Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», а как вы писали слово сказка?)
- Сказка и скаска. Значит, кто-то из вас ошибся.
- А в чем причина этих ошибок?
- Можем ли мы по слуху обозначать на письме согласные звуки буквами?
- Важно ли пропускать слабые позиции у согласных звуков?
-Так какой вопрос мы сегодня поставим на уроке? (Есть ли сильные и слабые позиции у
согласных звуков) Составим в виде модели.
(на доске и в тетрадях фиксируем)
III.
Определение способа действия
- Предположим,есть слабые и сильные позиции у согласных звуков. (Возможно, кто-то
предложит обнаружить в словах слабые и сильные позиции)
- А как мы обнаружим эти позиции у согласных звуков? (нужно изменить слова)
IV. Контроль
- Попробуем проверить, правы ли мы? Сказка – сказок [с] // [з]
- Оказывается, чередование есть. Чередуются звуки в сильной и слабой позициях. А как
определить слабую и сильную позиции, мы узнаем завтра.
V. Самооценка, рефлексия
- Каким способом действия вы сегодня овладели?
- Чему вы научились?
- Ответили ли мы на вопрос урока?