Напоминание

"Концертно-конкурсная деятельность как средство развития творческой самореализации учащихся объединения "Эстрадное пение"


Автор: Чеснокова Марина Станиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦВР "Подросток" Детская музыкальная школа
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Концертно-конкурсная деятельность как средство развития творческой самореализации учащихся объединения "Эстрадное пение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

Детская музыкальная школа

Концертно-конкурсная деятельность как средство

развития творческой самореализации учащихся

объединения «Эстрадное пение»

методические рекомендации по реализации концертно-конкурсной

деятельности в детской музыкальной школе

Автор-составитель

Чеснокова Марина Станиславовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Оренбург

2018

Аннотация:

Методические

рекомендации

по

реализации

концертно-конкурсной

деятельности «Концертно-конкурсная деятельность как средство развития

творческой

самореализации

учащихся

объединения

«Эстрадное

пение»

разработаны

на

основе

анализа

и

обобщения

опыта

в

сфере

концертно-

конкурсной деятельности учащихся объединения «Эстрадное пение» ДМШ

«ЦВР «Подросток».

Предназначены для педагогов дополнительного образования.

2

Содержание

Введение................................................................................................................... 4

1.

Концертно-конкурсная

деятельность

в

системе

дополнительного

образования.............................................................................................................. 5

2. Концертно-конкурсная деятельность отделения «Эстрадное пение» ДМШ

МАУДО «ЦВР «Подросток»...................................................................................8

3. Методические рекомендации для педагога.....................................................10

Заключение.............................................................................................................13

Литература............................................................................................................. 14

3

Введение

Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению

уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно

является побудительным мотивом любой деятельности.

Потребность

в

самореализации

стремление

к

счастью;

желание

использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные природой и

приобретенные в опыте, чтобы достичь своих целей, сделать то, к чему

чувствуешь

предназначение,

стать

тем,

кем

хочешь.

Реализуя

себя,

свои

стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет,

развивается, строит свою личность.

С

раннего

возраста

дети

чувствуют

потребность

в

эмоциональном

общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно

реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,

приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию

творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого

самовыражения

личности

через

сольное

и

ансамблевое

пение,

пение

народных и современных песен.

Актуальность

данной

методиче ской

работы

о п р е д е л я е т с я

необходимостью

формирования

самостоятельной,

творческой

личности,

способной к самореализации и ориентации в стремительно нарастающем

потоке

информации,

необходимостью

развития

мотиваций

у

учащихся

к

познанию и творчеству через участие в культурно-досуговых программах.

Творчество есть высший уровень самовыражения человека, в рамках

которого

формируются

новые

формы

осознания

себя

и

взаимосвязей

с

другими

людьми.

В

процессе

творческой

деятельности

происходит

преобразование

своей

личности,

ее

обогащение

и

саморазвитие,

резко

повышается

уровень

самоуважения

и

самооценки.

Творческий

человек

4

становится более интересным для самого себя, что является субъективной

основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.

Творческая

личность

должна

быть

готова

к

непрерывному

самообразованию

и

саморазвитию,

к

эффективному

выполнению

разнообразных профессиональных задач, стремящейся к достижению высот

профессионализма, то есть к полной самореализации в общественной жизни.

Одним

из

средств

самореализации

личности

учащегося

является

концертная деятельность.

Цель

данной

работы

разработать

методические

рекомендации

по

реализации концертно-конкурсной деятельности в ДМШ.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

1. изучить особенности концертно-конкурсной деятельности в системе

дополнительного образования;

2.

провести

анализ

и

обобщение

собственного

опыта

в

сфере

концертно-конкурсной

деятельности

учащихся

объединения

«Эстрадное

пение»;

3.

определиться

с

рекомендациями

по

концертно-конкурсной

деятельности.

1. Концертно-конкурсная деятельность в системе

дополнительного образования

В настоящее время наибольшим потенциалом для развития творческой

самореализации, самоопределения личности обладает система учреждений

дополнительного образования детей. Творческая самореализация личности в

учреждениях дополнительного образования трактуется как синтез учебной и

концертной деятельности по формированию внутренней и внешней культуры

личности участника.

5

Концертная и конкурсная деятельность является неотъемлемой частью

образовательного

процесса

в

учреждении

дополнительного

образования

детей.

Она

исполняет

роль

средств

обучения

и

воспитания

учащихся,

оказывает

благотворное

влияние

на

развитие

музыкально-эстетических

вкусов, способствует развитию гармоничной личности.

Участие

в

конкурсах,

концертах

одна

из

приоритетных

форм

организации

работы

учащихся,

пожалуй,

самая

действенная

мотивация

развития

музыканта,

требующая

не

только

настоящего

самостоятельного

творчества, но и большой работы преподавателей. Это позволяет сохранить

контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и

успешной

педагогической

деятельности.

В

связи

с

переходом

на

Федеральные государственные требования преподаватель отныне не просто

добросовестно должен вести занятия. Он обязан организовать творческую и

культурно-просветительскую

работу

с

каждым

учащимся

своего

класса,

отделения.

Наряду

с

урочной

деятельностью

активная

концертная

и

конкурсная деятельность должна способствовать

выявлению и развитию

одаренных учащихся. С переходом на разноуровневые общеобразовательные

программы

в

области

музыкального

искусства,

одаренные

дети

получат

дополнительный

учебный

материал

к

традиционному

учебному

плану,

который

предоставит

им

больше

возможностей

развития,

более

сложное

содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и

развитию определенных навыков.

Цель

концертной

деятельности

-

формирование

нравственно-

эстетических качеств личности, пропаганда лучших образцов современного

эстрадного

песенного

искусства

через

различные

формы

и

виды

деятельности.

Отсюда вытекают такие задачи:

1. создание

условий

для

развития

личности

ребенка,

раскрытия

его

творческих способностей;

6

2. использование вариативных подходов к способностям и возможностям

каждого учащегося;

3. развитие коммуникативных, познавательных качеств детей;

4. формирование

потребности

в

самообразовании,

в

саморазвитии,

самореализации средствами искусства;

5. закрепление

навыков,

полученных

в

процессе

обучения,

в

непринужденной атмосфере праздника.

6. расширение репертуара, популяризация классической и современной

музыки;

7. активное

вовлечение

учащихся

в

концертную,

конкурсную,

фестивальную

деятельность

для

наиболее

полной

реализации

их

индивидуальных способностей.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из

них – развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе

становится

итогом

определенного

этапа

совместной

работы

учащегося

и

педагога.

Весьма

ценным

показателем

ее

качества,

анализируемого

и

оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но также его коллегами.

От

внутришкольной

системы

контроля

успеваемости

детей

зачетов,

экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов – конкурсы отличаются

наличием

соревновательного

компонента,

требующего

особенно

высокой

степени мобилизации способностей усилий, как учащихся, так и педагогов.

Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса,

постоянного

круга

общения:

получать

новые

впечатления

от

общения

с

коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные

достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской

исполнительской

культуры.

Все

это

побуждает

осмысливать

свой

опыт,

оценивать

свою

профессиональную

оснащенность,

находить

ресурсы

совершенствования мастерства. В современной России подготовка учащегося

к участию в конкурсах – необходимое условие существования педагога и

7

учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по

карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения

традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в

целом.

2. Концертно-конкурсная деятельность отделения «Эстрадное

пение» ДМШ МАУДО «ЦВР «Подросток»

В течение многих лет педагогами дополнительного образования МАУДО

«ЦВР «Подросток» г.Оренбурга накоплен огромный опыт по творческому

воспитанию учащихся и организации концертной и конкурсной деятельности.

В ДМШ МАУДО «ЦВР «Подросток» более 10 лет существует отделение

«Эстрадное пение», учащиеся которого осуществляют активную концертную

и конкурсную деятельность.

Основные принципы организации концертно-конкурсной деятельности

объединения «Эстрадное пение» - разработка, поиск новых форм проведения

концертов

и

конкурсов,

адекватных

современным

условиям.

Кроме

традиционных

академических

концертов,

проводятся

тематические

мероприятия, совместное проведение академического концерта с учащимися

инструментальных отделений.

В концертно-конкурсную деятельность активно привлекаются родители.

Так

в

ежегодном

школьном

конкурсе

«Музыкальные

ступени»,

кроме

учащихся

ДМШ,

принимают

активное

участие

и

их

родители.

Такие

выступления дают ощущение общности, духовной близости с окружающими

людьми.

Чувство

локтя

и

взаимной

поддержки

уменьшают

эстрадное

волнение

исполнителей,

объединённых

удовлетворением

от

совместно

выполненной

творческой

работы,

едиными

художественными

задачами,

общим порывом.

8

Организованная концертная работа стимулирует желание обучающихся

продолжать

обучение

(что

положительно

сказывается

на

сохранении

контингента), рождает у них интерес к публичным выступлениям.

Спектр

концертной

деятельности

объединения

«Эстрадное

пение»

разнообразен и обширен. Это

-

мероприятия

ДМШ

и

мероприятия

Центра

МАУДО

«ЦВР

«Подросток»;

-

концертно-просветительские

мероприятия

для

дошкольников,

обучающихся

общеобразовательных

школ,

учреждений

культуры,

предприятий, организаций города, района;

- концерты для населения;

- конкурсы различного уровня.

Большую

роль

в

развитии

концертной

деятельности

объединения

«Эстрадное пение» играет возможность взаимодействия с образовательными

учреждениями города. Учащиеся отделения – активные участники различных

мероприятий школ, где они обучаются.

На концерты объединения приглашаются воспитанники детских садов

микрорайона.

Концертно-конкурсная деятельность учащихся объединения «Эстрадное

пение» развивается год от года и расширяет свои границы. Так в период за

2014-2017 год учащиеся объединения приняли участие в более пятидесяти

концертно-конкурсных

мероприятиях

32

конкурсах,

43

концертно-

просветительских мероприятиях).

Особое место в деятельности объединения «Эстрадное пение» занимают

конкурсы

разного

уровня.

Участие

в

конкурсах

вполне

соответствует

естественной детской потребности соревноваться. Творческие соревнования

мотивируют

детей,

а

также

проводятся

с

целью

мониторинга

качества

усвоения

образовательного

компонента.

Так

в

2016-2017

учебном

году

количество обучающихся на отделении, охваченных конкурсным движением

составило 73% от общего числа обучающихся. Это наивысший показатель

9

включения

обучающихся

в

конкурсную

деятельность

за

последние

три

учебных

года.

Увеличение

количества

участников

результат

активной

работы педагога отделения по вовлечению обучающихся в соревновательную

деятельность.

3. Методические рекомендации для педагога

Большое

значение

имеет

правильный

выбор

репертуара.

Для

концертного

или

конкурсного

выступления

следует

отбирать

произведения,

раскрывающие

индивидуальность

учащегося,

его

сильные

стороны,

соответствующие

его

возможностям

и

способствующие его развитию как исполнителя.

Ансамблевое исполнительство для некоторых учащихся может стать

основой

их

концертных

выступлений.

Чувство

локтя

и

взаимной

поддержки

уменьшают

эстрадное

волнение

исполнителей,

объединённых удовлетворением от совместно выполненной творческой

работы, едиными художественными задачами, общим порывом.

Уверенное

исполнение

произведения

в

привычных

условиях

не

гарантирует удачу на эстраде. Для тренировки можно рекомендовать

имитацию концертной обстановки, например, пропеть перед своими

товарищами, в соседнем классе и т.п.

Педагог

должен

позаботиться

о

том,

чтобы

концертная

обстановка

стала

для

учащегося

в

какой-то

степени

знакомой.

Провести

ряд

репетиций,

которые

развивают

адаптацию

детей

к

изменяющимся

условиям, устойчивость их внимания, умение охватить произведение

целиком, не теряя логику музыкального развития, и яркого воссоздания

музыкального

образа,

способствуют

формированию

их

сценической

уверенности.

Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная

репетиция.

Она

требует

от

учащегося

концентрации

всех

его

10

эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до выступления,

чтобы он успел полностью восстановиться.

Необходимо

научить

ребёнка

правильно

себя

вести

в

дни

перед

концертом. Лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не

намного

больше,

чем

обычно.

Полезны

прогулки,

необходим

полноценный сон.

После выступления учащийся ждёт оценки своего исполнения, прежде

всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что

похвалить,

даже

если

не

всё

получилось,

дать

почувствовать,

что

преподаватель

рад

его

старанию,

его

успехам.

Подробнее

обсудить

выступление

лучше

позднее

на

уроке,

в

спокойной

обстановке.

Проанализировать

и

удачи,

и

промахи,

найти

их

причину,

извлечь

полезные уроки для подготовки к другим выступлениям.

Важно

научить

учащегося

правильно

относиться

к

неудачам,

воспринимать

их

как

временное

явление,

как

неприятный,

но

проходящий урок. Неудачи должны вызывать не долгие размышления о

них,

уныние

и

апатию,

а

рождать

стремление

в

следующий

раз

выступить лучше.

Нельзя

допускать,

чтобы

менее

способные

страдали

от

своей

музыкальной ограниченности. Необходимо поощрять их увлечённость

музыкой, научить их заниматься осмысленно, с пониманием характера,

настроения исполняемой музыки, привить им культуру звука, хороший

художественный вкус, научить получать радость от общения с музыкой

и дарить эту радость другим. Радостное, свободное, непринуждённое

исполнение – вот к чему надо готовить всех учащихся без исключения.

Важно

проведение

небольших

классных

мероприятий

(отчетных

концертов объединения, концертов для родителей), так как в них могут

выступать все учащиеся, независимо от способностей.

11

Необходимо

правильно

спланировать

работу

над

произведением.

Полную свободу его исполнения на эстраде можно достичь только

после

нескольких

выступлений.

Поэтому

нужно

организовать

учащемуся повторные выступления перед разными аудиториями. Чем

чаще

учащийся

выходит

на

концертную

эстраду,

тем

больше

его

исполнительский

опыт,

тем

меньше

он

страдает

от

вредных

форм

сценического волнения.

Педагог должен с первых уроков не упускать из вида конечную цель –

публичное выступление – и подчинить этой цели все методы своего

преподавания,

шаг

за

шагом

обогащая

учащегося

необходимыми

приемами исполнительского мастерства.

Основные

принципы

построения

концертной

программы.

Для

исполнения

в

концерте

можно

объединить

произведения

разных

жанров по принципу сюжетности, контраста, по музыкально-стилевым

признакам. В программе должна быть единая драматургическая линия с

соответствующей кульминацией, обычно к концу выступления. Нужно

правильно

расположить

в

ней

песни

с

движением,

игрой,

с

инструментальным

сопровождением.

Желательно

чередовать

общие

номера с сольными, с пением малыми ансамблями.

При

составлении

репертуарного

плана

и

выбора

произведений

для

участия

в

творческих

мероприятиях

разного

уровня

необходимо

предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и

исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии

разучивания

от

тщательного

разбора

текста

до

овладения

метроритмическими,

техническими,

артикуляционными

и

другими

трудностями, (чистоты интонации).

12

Заключение

Важная

составляющая

обучения

детей

участие

в

концертах

и

конкурсах.

Публичные

выступления

это

особая

форма

музыкальной

деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные способности,

динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую

смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение

и

эмоциональную

отзывчивость,

артистизм.

Обучение

не

ограничивается

рамками занятий, оживляется внеклассная деятельность детей, их активное

участие в творческой жизни детской музыкальной школы, развивается вкус к

исполнительству.

Выступление на сцене – не только испытание учащегося на прочность,

но

и

радость

от

общения

с

публикой,

творческое

вдохновение

и

профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой

радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является

огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой.

Вовлекая учащихся в концертное исполнительство, можно решают задачу их

подготовки к активной музыкальной деятельности в самых её различных

формах, в том числе профессиональной, музицированию в кругу родных,

друзей, организации содержательного досуга, участия в самодеятельности,

формируют необходимые навыки и потребность в музыкальном общении.

Возможность

участия

в

конкурсе

должна

являться

сильнейшим

стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда

легко убедить. Участие в конкурсах ставит перед учащимися конкретную

цель, близкую к их пониманию: померяться силами с другими в дружеском

состязании. А исполнительский конкурс – это и расширение репертуара,

накопление исполнительского опыта, это и совершенствование начальных

профессиональных качеств, оттачивание граней необходимого в искусстве

ремесла.

13

В

современной

педагогике

предусматривается

изучение

не

только

произведений учебной программы, подготовки к контролю качества обучения

(академические

концерты,

зачеты,

контрольные

уроки),

но

и

дается

возможность способным артистическим детям показать свое выступление на

сцене.

Мы, педагоги, должны создать для обучающихся творческую среду и

способствовать развитию успешной творческой личности.

Литература

1.

Михайлова, М.А.

Развитие

музыкальных

способностей

детей.

Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. –

Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.

2.

Исаева, И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения / И.О. Исаева.

– М.: Феникс, 2010. – 256 с.

3.

Цыпин, Г.М.

Психология

музыкальной

деятельности

теория

и

практика / Г.М. Цыпин. – М.: Музыка, 2006. – 370 с.

4.

Яковлева,

Е.Л.

Методические

рекомендации

учителям

по

развитию

творческого

потенциала

учащихся

/

Е.Л.

Яковлева;

под

ред.

В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 78 с.

5.

Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг.

– СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

14



В раздел образования