Напоминание

"Проектная деятельность взрослого и ребенка в экологическом воспитании"


Автор: Сурикова Елена Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: г. Шлиссельбург, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность взрослого и ребенка в экологическом воспитании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:

«Как паук плетет паутину между деревьями?»

Разработан воспитателем Суриковой Е.Я.

Срок проведения: 3 дня.

Цель проекта: Учить детей добывать знания на интересующую тему.

Задачи: 1. Учить ставить перед собой познавательные задачи:

- какие бывают пауки по внешнему виду и строению;

- зачем пауку паутинка;

- какие паутины умеют плести пауки;

- как паук плетет паутину и перекидывает ее между деревьями;

2.С помощью взрослого наметить план действий:

Прочитать литературу по теме, подобрать иллюстрации и фотографии, провести

фотовыставку собственных фотографий, рассмотреть паутинку на прогулке, наблюдение

за пауком в природе, опыты, рисование и игры с «паутинкой».

3. Учить детей делать выводы, закрепляя полученные знания и умения.

4. Вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Что мы знаем о

пауках ?

Это насекомые, имеют 8 ног, плетут паутину для ловли более

мелких насекомых.

Что нам поможет

узнать больше?

Чтение литературы и нахождение интересных фактов.

Рассматривание и сравнение фотографий.

Наблюдения в природе.

Проведение показательного опыта с клеем.

С чего начать?

Взрослый

Ребенок

1.Предоставляет материалы: книги,

иллюстрации, фото. Вместе с ребенком

ищет и фотографирует различные виды

1. Слушает и

спрашивает у

родителей,

пауков в природе. Организует

фотовыставку. Помогает сделать вывод. На

Земле существует более 20 тысяч видов

пауков! Есть среди них совершенно

безобидные, а есть ядовитые (например,

живущий у нас в Крыму каракурт). Есть

совсем крошечки (пауки вида Patu digua) -

с размером брюшка 0,37 мм, а есть

огромные (пауки-птицеяды) с размером

брюшка 9 см, а если с ногами, то и все 20-

25 см. Есть неброские: черные или

коричневые (например, часто живущие в

наших домах сенокосцы или пауки-волки),

а есть ярко окрашенные - с разноцветными

полосками (как у Аргиопы Брюнниха) или

какими-нибудь узорами (например, у

пауков-крестовиков пятнышки на спинке

образуют крест). Большинство видов

сухопутные, но есть и живущие под водой

(водяной паук). Но всех их объединяет то,

что все они без исключения плетут

паутину.

рассматривает фото,

наблюдает в природе.

Делает вывод: на

Земле много видов

пауков, но все они

плетут паутину.

2.Вместе с детьми находят паутину с

пауком, рассматривают его, ставит

наглядный опыт с клеем. У любого паука

снизу на брюшке есть так называемые

паутинные бородавки, из которых

выделяется паутинная жидкость. Жидкость

быстро застывает на воздухе, превращаясь

в прочные нити. Ребенок когда-нибудь

видел, как клеят термоклеем (или другим

быстро застывающим клеем): как тянется

за тюбиком и тут же застывает на воздухе

тонкая ниточка. (Если есть такая

возможность - дайте малышу такой клей,

пусть он сам попробует сделать

"паутинку"). Вот точно так же делает

паутину паук. И получающаяся у него

нитка очень прочная. Ребенку в это трудно

поверить - он по опыту знает, как легко

порвать паутинку. Но попросите его

представить, что если бы мы могли

получить паутину такой же толщиной, как

проволока, то она бы в два-три раза крепче

проволоки! Пофантазируйте, что бы было,

если бы пауки умели прясть такую толстую

паутину? Опасная или полезная она была

бы для людей? А как бы люди ее могли

использовать?

2. Рассматривает

паутину и паука. На

фото рассматривает

паутинные бородавки.

Делает «паутинки» из

клея. Фантазирует, что

было бы если бы

пауки умели прясть

толстую паутину.

Делает вывод:

паутина у паука

тонкая, но прочная.

3.Ставит вопро : зачем пауку нужна

паутина? Самый распространенный ответ,

что паук использует ее для ловли

насекомых. Это самое известное

назначение паутины. Но паутина нужна

паукам еще для очень многих дел.

Например, есть виды пауков (т.н. бродячие

пауки), которые охотятся на добычу не

сплетая сеть, а догоняя насекомое и

набрасываясь на него. А уж потом

обматывают ее паутиной, чтобы притащить

к себе в логовище. Для них паутина - как

веревки для связывания. Многие виды

пауков устилают паутиной стены и пол

своего жилища - для них паутина служит в

качестве мягкого ковра. Водяной паук

плетет паутину под водой, чтобы она

удерживала пузырьки воздуха, которые он

собирает под нее, создавая себе запас для

дыхания. Паутина для него одновременно и

кладовочка и сеть для своеобразного

воздушного шара. Самки пауков плетут из

паутины коконы и откладывают в них яйца,

из которых потом вылупляются паучата.

Для них паутина это колыбелька. А для

многих паучат паутина - это парашютик.

Замечал ли вы, что в начале осени, в так

называемое "бабье лето", по воздуху летает

много серебристых паутинок? Если

приглядеться, то он может увидеть, что за

кончик каждой держится крохотный

паучок. Это только что вылупившиеся

паучата расселяются из своего гнезда. Ведь

за один раз их появляется на свет у разных

видов от десятка до сотни, поэтому им

тесно жить всем вместе. Вот паучата и

используют паутинку как парашют, чтобы

ветер отнес их в дальние края. Но, конечно

же, при слове "паутина" нам в первую

очередь представляется красивая круговая

сеть, растянутая между деревьями или в

заброшенном углу дома. Такие сети в

основном плетут разные виды пауков-

крестовиков.

3. Делает вывод:

паутина для паука

нужна не только для

ловли насекомых. Он

использует ее для

разных целей.

4. Как же они плетут паутину так, что их

н и т и

п р о т я г и в а ю т с я

м е ж д у

опорами? Иногда

даже

на

значительное

расстояние.

Вы

замечали,

что

в

лесу

паутина,

бывает,

натянута

поперек

т ропинки,

крепясь

за

деревь я

н а

противоположных

ее

сторонах?

Делают

4.Делает вывод: паук

выбрасывает паутину

и она ветром

зацепляется за

соседнее дерево. Паук

плетет паутину в

они

это

следующим

образом.

Паук

в ы п у с к а е т

д л и н н у ю

н и т ь .

П р и

благоприятном

стечении

обстоятельств,

воздушный

поток

подхватывает

эту

паутинку,

и

она

зацепляется

за

ветки

близлежащего дерева (1-2). А дальше все

просто

и

волшебно:

перебравшись

на

середину этой вспомогательной нити, паук

сплетает еще одну свободно висящую нить,

потом

перебирается

на

ее

середину

и,

свисая вертикально вниз, прядет еще одну

паутинку, пока не достигнет какой-нибудь

опоры

(3).

Так

получается

основа

под

каркас в виде буквы Y. На какую русскую

букву

она

похожа?

Сможет

ли

он

на

прогулке

найти

палочку

в

виде

буквы

"Y"?).

Дальше

начинается

колдовство:

паук

соединяет точку пересечения паутинки еще

несколькими радиусами (4). И на них он

плетет вспомогательную спираль, двигаясь

из центра (5).

Пока все нити, которые он сплел, сделаны

из

нелипкой

паутины.

Кстати,

в

этом

и

секрет

того,

что

сами

пауки

никогда

не

прилипают

на

свою

сеть

-

они

бегают

только по этим нитям, лежащим в основе

паутины. А, дойдя до края, он начинает

плести

вторую

спираль

(от

края

к

середине)

уже

с

использованием

липкой

паутины (6).

строго определенном

порядке.

Рассматривает схему.

Как паук плетет паутину

Видите, как сложно? Но это еще не самое

удивительное. Удивительно то, что паутина

пауков-крестовиков всегда имеет одну и ту

же

геометрическую

структуру.

Первая

спираль имеет мало витков и расстояние

м е ж д у

н и м и

с

к а ж д ы м

к р у г о м

увеличивается.

В

результате

у

него

п олу ч а е т с я

к р и ва я

л и н и я , ко т о р а я

называется логарифмическая

спираль.

(Чтобы

малыш

понял

это

название,

достаточно сказать ему, что логарифм - это

такое

слово

из

математики.

Бывает

"сложение", бывает "вычитание", а бывает

"логарифм". Он его будет учить в школе). А

вот

витки

второй,

липкой,

спирали

расположены между собой всегда на одном

и

том

же

расстоянии.

Эта

спираль

называется архимедова, в честь великого

древнегреческого

ученого

Архимеда.

Вот

какой,

оказывается,

паук

хороший

математик!

5. Предлагает построить гигантскую

паутину. Дайте катушку ниток и

предложите натягивать их между всеми

предметами в комнате (только позаботьтесь

о том, чтобы он не прикреплял нити к

предметам, которые могут упасть). А

потом, когда ловчая сеть будет готова,

поиграйте в паучка и муху, устроив

догонялки с препятствиями среди этих

нитей.

Предложите малышу нарисовать свои

красочные узоры доя паутины. Можно

рисовать их просто из головы. А можно

применить для этого специальную линейку

- спирограф. С его помощью получаются

очень интересные картинки. Но для того,

чтобы их сделать, ребенку понадобится

терпение и умелые пальчики. Круг за

кругом, как паук плетет паутину, надо

плести узоры, вращая зубчатые колесики

спирографа.

5.Строит паутину из

ниток, играет в паука

и муху.

Рисует паутину с

помощью спирографа.

6.Предоставляет фото разных паутин,

сплетенных разними видами пауков.

Ловчьи сети пауков бывают и другого вида.

Например, пауки рода Argiope украшают

свои сети зигзагообразными узорами,

вплетенными в основные нити паутины.

Эти узоры особенно хорошо видны в

ультрафиолетовом свете, что привлекает

насекомых, так как обычно

ультрафиолетовым им видятся всякие

сладкие фрукты и т.д.

Пауки семейства Dinopidae spinosa плетут

маленькую сеточку между своих ног и

набрасывают ее на пробегающее под ними

6. Рассматривает фото

насекомое.

Некоторые виды пауков пристраивают к

круглой паутине еще и длинную лестницу.

Воронковые пауки плетут сетчатую

корзину-воронку и прячутся в засаде на ее

дне.

Пауки Mastophora плетут только несколько

нитей и охотятся, сидя на них. Они

размахивают одной из нитей с липкой

капелькой на конце и из засады

набрасывают ее как аркан на свою жертву.

Норковые пауки прячутся в своей норке,

предварительно растянув около нее

сигнальные нити. Они набрасываются на

добычу, как только та заденет одну из

таких нитей. А есть пауки, которые плетут

огромную беспорядочную паутину. Самые

примечательные из них пауки вида

Uloborus republicanus («общественные») -

они совместными усилиями плетут общую

сеть, которая достигает иногда гигантских

масштабов. Ну а самая большая паутина в

мире была обнаружена в 2007 году в

национальном парке озера Тавакони

(США, штат Техас). Размер ее 180 метров!

Сделали ее пауки нескольких разных

видов, которые обычно не сотрудничают, а

даже враждуют друг с другом.

.

Результат

проведенной

работы

Знает о

разновидностях

пауков, что разные

виды пауков плетут

разные паутины, но в

строго определенном

порядке, знает, что

паутина выполняет

различные функции

для паука, и как она

оказывается

натянутой между

деревьями.

Вызван интерес

ребенка к изучению и

исследованию

окружающего мира.



В раздел образования