Напоминание

"Использование символов для формирования фонетической стороны речи у дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития."


Автор: Кондратенко Алла Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №26"
Населённый пункт: Снежинск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование символов для формирования фонетической стороны речи у дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование символов для формирования фонетической стороны

речи у дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития.

В

настоящее

время

в

дошкольном

образовании

внедряется

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

ДО,

одним

из

приоритетных направлений которого является развитие речи у дошкольников.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в

виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения

дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью,

выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих

чувств, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается

наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная

цель

речевого

развития

-

формирование

устной

речи

и

навыков

речевого

общения

с

окружающими

на

основе

овладения

литературным языком.

Цель помогают решать следующие задачи речевого развития (ФГОС ДО),

такие как:

- овладение речью как средством общения и культуры,

- обогащение активного словаря,

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи,

- развитие речевого творчества,

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы,

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте,

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

В

настоящее

время

отмечается

тенденция

увеличения

количества

дошкольников, имеющих статус «ребёнок с ограниченными возможностями

здоровья», часть из которых - это дети с задержкой психического развития.

Под «задержкой психического развития» (ЗПР) понимают нарушение

нормального

темпа

психического

развития,

когда

отдельные

психические

функции

(память,

внимание,

мышление,

эмоционально-волевая

сфера)

отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного

возраста.

Нарушения

речи

при

ЗПР

носят

системный

характер

и

входят

в

структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в

понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических

конструкций.

Дети

плохо

понимают

содержание

рассказов

со

скрытым

смыслом, затруднён процесс декодирования текстов.

Дошкольники данной категории имеют ограниченный словарный запас.

В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный

словарь.

Затруднены

словообразовательные

процессы,

позже

возникает

период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.

Отмечаются трудности в грамматическом оформлении предложений.

Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не

могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных

картин,

описать

наглядную

ситуацию,

им

недоступно

творческое

рассказывание.

Необходимо

отметить,

что

дети

4-5

лет

с

ЗПР

имеют

нарушения

звукопроизношения: это и антропофонические дефекты (искажения звуков),

и

фонологические

дефекты

(отсутствие

звука,

замена

звука,

смешение

произношения),

и

смешанные

дефекты.

Как

правило,

преобладают

полиморфные нарушения произношения. Следовательно, очень важно начать

формирование

фонетической

стороны

речи

как

можно

раньше.

Это

необходимо делать как в организованной деятельности, так и индивидуально.

Изучив

опыт

работы

логопеда

практика

Татьяны

Александровны

Ткаченко: «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению

грамоте», «Звуки и знаки. Гласные», «Звуки и знаки. Легко произносимые

согласные»,

«Звуки

и

знаки.

Трудно

произносимые

согласные»,

решили

адаптировать

его

для

детей

четырёхлетнего

возраста

с

задержкой

психического

развития.

Нами

были

использованы

зрительные

символы

звуков

Ткаченко

Т.А.,

разработаны

перспективные

планы

совместной

деятельности по формированию фонетической стороны речи у детей 4-5 лет

с ЗПР, конспекты мероприятий с дошкольниками, рекомендации родителям

для закрепления изученного «Мы знакомимся со звуками».

Для понимания сути проблемы, возникла необходимость определить,

что же такое символ.

Символ - это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия,

явления, идеи. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского

языка.- М., 1996).

Нужно отметить, что дошкольникам 4-5 лет с ЗПР доступна не всякая

символика,

ими

не

воспринимаются

сложные

геометрические

фигуры,

элементы цифр и букв.

Необходима зрительная опора. Для гласных звуков - это положение

губ при артикуляции:

звук А – большой красный круг,

звук У – маленький красный круг,

звук О – красный овал,

звук Ы –красный прямоугольник,

звук Э – красный полукруг.

Красный

цвет

используется

соответственно

традиционной

логопедической методике.

Согласные

звуки

воспринимаются

детьми

сложнее,

поэтому

для

обозначения каждого из них использовали зрительный образ синего цвета

предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Помимо

этого использовался жестовый символ, который подкреплялся слуховым и

зрительным

образами

каждого

звука.

Такое

комплексное

воздействие

различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических)

способствовало

лучшему

запоминанию

представлений

о

звуках

и

дифференциации их.

Зрительные и жестовые символы согласных звуков представлены:

М – корова мычит МУ – М (указательный палец и мизинец оттопырены,

остальные согнуты «рожки»);

Н – девочка ноет НЫ –Н (глаза прикрыты ладонями);

В – ветер воет - В (махи руками из стороны в стороны над головой);

Ф – фонтан фыркает каплями - Ф (соединение обеих рук ладонями

вместе, разведение в стороны пальцев);

Б

-

барабан

барабанит

БУМ

-

Б

(указательными

пальцами

рук

имитировать удары барабанных палочек);

П – паровоз пыхтит ПЫХ – П (круговые движения согнутыми локтями

рук);

Д -

колокол звучит ДОН – Д (движения правой рукой из стороны в

сторону как при ударах в колокол);

Т – молоток стучит ТУК – Т (удары кулаками рук друг о друга);

Г – гусь гогочет ГА – Г (изображение клюва пальцами руки);

К

каблук

женской

туфли

цокает

К-К

(большой

палец

отвести

в

сторону, остальные – плотно прижать друг к другу, опустить вниз);

Х – ладони греем Х-Х (сложить ладошки крест – накрест, выдыхать на

них со звуком Х).

Данные символы использовались при изучении дошкольниками звуков в

процессе совместной деятельности в следующей последовательности:

- гласные: А, У, И, О, Ы, Э;

-

вокализованные

согласные

длительного

произнесения

с

преобладанием голосового тона: М, Н, В;

-

смычные

согласные,

произносимые

коротко,

следующие

парами

звуков, оппозиционных по звонкости – глухости: Б, П, Д, Т, Г, К;

- щелевые глухие согласные, произносимые длительно: Ф, Х.

В

результате

использования

символов

звуков

в

работе

по

формированию фонетической стороны речи у детей 4-5 лет с ЗПР были

получены следующие результаты:

- улучшилось восприятие звуков речи,

- ускорилась нормализация произношения нарушенных звуков;

- улучшилось состояние внимания и памяти.

Источники:

1.

С.И.

Ожегов,

Н.Ю.

Шведова.

Толковый

словарь

русского

языка.- М., 1996.

2.

Т.А.Ткаченко. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте. – М., 1996.

3.

Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Гласные. – М., ЮНВЕС, 2001.

4.

Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. –

М., ЮНВЕС, 2001.

5.

Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные.

– М., ЮНВЕС, 2001.



В раздел образования