Автор: Добринькова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №10
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Азбука Толстого"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА»
400087, г. Волгоград, ул. им. Пархоменко, 23
Телефон: 8(8442) 33-91-36, 39-19-15
e-mail: vlg-
school10@mail.
ru
Методическая разработка урока:
«Азбука Л. Н. Толстого»
Класс: 1
Автор:
Добринькова Ирина Сергеевна – учитель 1 А класса
Предисловие.
Л. Н. Толстой в первой «Азбуке» 1972 года издания вводит раздел «Для
учителя». Хочется привести некоторые высказывания.
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно;
для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1)
Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и 2)
чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
1) Для того, чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему учат
при обучении грамоте надо помнить:
- «Для изучения букв есть много различных способов, - и все они хороши,
если ученик не скучает».
-
«Для
одного
ученика,
и
в
особенности
для
ребёнка
в
семье,
общеупотребительный
способ
картинок
предметов,
начинающихся
по
буквам, - есть самый лучший, только картинки должны быть такие, чтобы
ученик безошибочно называл предмет именем, начинающимся с требуемой
буквы».
«Для школы же лучший и простейший способ следующий»:
- «Пишите мелом на доске, или вешайте на стене, изображения букв в
самых
больших
размерах,
такие,
в
которых
была
бы
удержана
только
сущность фигуры каждой буквы»
- «Не стирайте и не снимайте букв, а постарайтесь найти место, чтобы все
буквы вместе были видны ученику: это облегчает запоминание».
2)
«Для
того,
чтобы
душевные
силы
ученика
были
в
наивыгоднейших
условиях, нужно:
1) Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится.
2) Чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей. 3) (Очень важное.)
Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание. Ум
человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними
влияниями. 4) Чтоб ум не утомлялся… Как скоро ум утомлён, заставьте
у ч е н и к а
д е л а т ь
ф и з и ч е с к о е
д в и ж е н и е …
5) Чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком лёгок, не слишком
труден».
Некоторые общие правила преподавания:
- «…избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, что он не может
знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше
учителя….»
- «…Чем больше будет ученик предоставлен самому себе и занятиям, не
требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух
без понимания, заучиванию стихов, - тем труднее будет ученику…»
- «…Чем короче путь, тем непонятнее. Чем длиннее, тоже. Чем меньше
умственного усилия, вызванного интересом к делу, будет положено учеником,
тем медленнее будет идти учение. Если ученик не понимает, то виноват
всегда учитель…».
- «…Ученик должен учиться с удовольствием. Основа удовольствия не в
прибаутках и картинках, а в совершении…»
При
изучении
языков
Л.
Н.
Толстой
считал
весьма
значимым
и
эффективным сравнительно – сопоставительный метод.
Отрадно, что мы в педагогической деятельности соединяем рекомендации,
методы
и
приёмы,
применявшиеся
более
ста
лет
назад
и
современные
технологии.
Урок:
«Азбука
Л.
Н.
Толстого»
(тема
из
учебника
«По
страницам
старинных азбук», урок №94).
Программа: «Перспектива».
Цели и задач:
- познакомить обучающихся с творчеством Л. Н. Толстого;
- развивать умение сравнивать, анализировать текст;
- учить работать в группе;
- развивать творческие способности;
- формировать представления о нравственном поведении.
Оборудование: плакат с изображением Л. Н. Толстого, стойка с книгами
писателя, раздаточный материал, иллюстрации букв.
Подготовительная работа.
1.
За
несколько
дней
до
классного
часа
я
познакомила
детей
с
произведениями Л. Н. Толстого.
Определили, что значит поучительное
произведение.
- Ребята, эти рассказы я прочитала из учебника Л. Н. Толстого «Азбука».
Принесла эту книгу Лиза Фомичёва, она сейчас немного расскажет о ней.
- Вы хотите узнать подробнее
о великом русском писателе, узнать об
алфавите того времени, прочитать тексты со старинными буквами? Мы
проведём с вами классный час. Вам надо сходить в библиотеку, прочитать
произведения
Л.
Н.
Толстого.
Можно
самим
сочинить
небольшой
поучительный рассказ или сказку на любую тему.
2. Библиотекарь Нина Абрамовна подготовила инсценировку произведения
Л. Н. Толстого «Филипок». Участники: Савельева Лиза (5 класс), Денисенко
Илья (5 класс), Рогачёв Илья (1 класс).
План урока:
1. Вступление.
2. Презентация.
3. Сравнение алфавитов, анализ текста из учебника Л. Н. Толстого
«Азбука».
4. Анализ произведений Л. Н. Толстого.
5. Физкультминутка.
6. Чтение рассказов собственного сочинения.
7. Инсценировка произведения «Филипок»
8. Заключение.
Ход урока.
Дети рассаживаются по группам, по 8 человек.
1. Вступление.
-
Ребята,
мы
с
вами
выучили
все
буквы,
провели
праздник
«Прощай,
Азбука». Сегодня мы узнаем об азбуке, которую написал Лев Николаевич
Толстой. Первый учебник Л. Н. Толстого «Азбука» вышел в 1872 году, это
131 год назад. Библиотекарь Нина Абрамовна расскажет вам, кто были
ученики Толстого и как он сам их учил.
2. Презентация. (Приложение 1)
- Для детей Л. Н. Толстой сочинил 629 произведений, которые учат добру,
справедливости, взаимопомощи. Это рассказы, сказки,
басни, были. Они
выходят
отдельными
книжками
или
сборниками
с
интересными
иллюстрациями. Какие произведения вы прочитали?
3. Сравнение алфавитов, анализ текста из учебника Л. Н. Толстого
«Азбука».
- В начале учебника Л. Н. Толстого представлен алфавит русской азбуки
того
времени.
Хотите
сравнить
с
современным
алфавитом?
(Приложение2) Индивидуальная работа.
- Какие отличия вы нашли? (Разное количество букв, «лишние»
буквы,
отсутствие буквы й в алфавите (она в то время не считалась отдельной
буквой), другое местоположение буквы ё).
- А текст из учебника «Азбука» попробуете прочитать? (Приложение3)
При
чтении
найдите
старинные
буквы,
подчеркните
их
карандашом.
Сможете определить, на месте, каких букв они стоят?
Во время
фронтального разбора на доске вывешиваются иллюстрации:
буква ять (е - долгое) – на месте буквы е; буква i (и - ровное) - на месте
буквы и; исчезла буква твёрдый знак (буква ер) после согласных на конце
слова. (Приложение 4)
- Интересно было?
4. Анализ произведений Л. Н. Толстого.
- Л. Н. Толстой писал для ребят поучительные произведения. Что это
значит? Сейчас вы получите произведение, прочитаете его и попробуете
объяснить, какую мысль до читающих хотел донести автор. Работать вы
будете по группам. Давайте выработаем правила. (Идёт обсуждение).
План работы:
1. Выбор ученика, который читает текст.
2. Чтение текста.
3. Обсуждение смысла произведения.
4. Выбор выступающего.
Работа по группам и выступление учащихся. 1 группа: «Отец и сыновья», 2
группа: «Учёный сын», 3 группа: «Мыши».
5. Физкультминутка.
6. Чтение рассказов собственного сочинения.
- Ребята, Л. Н. Толстой некоторые рассказы написал на основе сочинений
своих
учеников. Это «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу
застала
гроза»
или
«Солдаткино
житьё».
Прочитайте
поучительные
рассказы собственного сочинения.
7. Инсценировка произведения «Филипок».
-
По
произведениям
Л.
Н.
Толстого
снимаются
фильмы,
ставятся
спектакли. Ребята из 5 класса Денисенко Илья, Савельева Лиза и наш ученик
Рогачёв Илья покажут инсценировку произведения «Филипок».
- Филипок непривычно для нас прочитал своё имя. Не знаете почему? В
русском языке ещё
много интересного. Например, очень давно не было
строчных букв, а были одни заглавные. Поэтому, если вы захотите, мы
продолжим с вами изучать историю букв, алфавитов. А завтра на уроке
чтения я вам расскажу, как в то время учили читать детей.
- Как вы думаете, хорошо учился Филипок в школе? Почему?
8. Заключение.
- Вам понравился урок? Что вы запомнили? Что особенно удивило? Дома
прочитайте произведения Л. Н. Толстого.
Приложение 1.
1 кадр. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828
году, в этом году мы будем отмечать 185 лет со дня рождения писателя.
2 кадр. Родился в имении Ясная Поляна. Происходил из дворянского рода,
был графом. Л.Н. Толстой был образованным человеком. Написал великие
произведения,
которые
знает
весь
мир.
С
этими
произведениями
вы
познакомитесь на уроках литературы в старших классах.
3 кадр. В своём имении для сельских ребятишек открыл несколько школ, в
одной из них
преподавал сам. Школы были бесплатными, без телесных
наказаний. Ребята учились читать, писать, считать.
Были занятия по
русской истории, естествознанию, пению, рисованию.
4 кадр. Толстой старался, чтобы на уроках дети не скучали. Проводил
занятия на открытом воздухе. На дом уроков не задавали. Толстой знал,
что
в
тесной
избе
его
ученики
не
смогут
их
выполнить.
К
тому
же
деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
5
кадр.
На
переменках
и
после
занятий
рассказывал
ребятам
что-то
интересное, показывал гимнастические упражнения, играл в городки, бегал
наперегонки, зимой катался на коньках, санках.
6 кадр. Для самых маленьких учеников написал учебник «Азбуку». В 1872
году
вышло
в
свет
первое
издание.
Посмотрите
на
одну
из
страничек
учебника. Для чего здесь нужны картинки? А у вас в учебнике так было?
Приложение 2
Алфавит
Приложение 3
Приложение 4
ЯТЬ
i
И –
ДЕСЯТЕРИЧНОЕ
Послесловие.
Последняя цитата Л. Н. Толстого.
«Для того чтобы, не смотря на это всегдашнее недовольство собой, иметь
сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это качество
восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с
этим качеством учитель легко приобретает недостающие знания.
Если учитель во время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки –
он имеет это качество.
Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу – он
будет хороший учитель. Если учитель имеет только, любовь к ученику, как
отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не
имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если
учитель
соединит
в
себе
любовь
к
делу
и
к
ученикам,
он
–
совершенный учитель».
Лев Николаевич Толстой.
Используемая литература:
Л. Н. Толстой. Азбука; Новая азбука/Авт. – сост.: В. Г. Горецкий, Г. В.
Карпюк. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1987. – 575 с.: ил.
Редакционная коллегия: А. Л. Барто, Д. Д. Зуев, М. И. Кондаков, С. В.
Михалков.
Интернет – энциклопедия «Википедия».