Напоминание

Урок окружающего мира 2 класс "Грибы съедобные и несъедобные"


Автор: Приданова Наталья Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Андреевская СШ имени Н.Н. Благова
Населённый пункт: Ульяновская область,Чердаклинский район, село Андреевка
Наименование материала: разработка урока
Тема: Урок окружающего мира 2 класс "Грибы съедобные и несъедобные"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

Андреевская средняя школа имени Н. Н. Благова

Конспект открытого урока по предмету

«Окружающий мир» во 2-м классе

Тема урока: « Грибы съедобные и ядовитые»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

первой категории

Приданова Наталья Андреевна

Тема урока: Грибы съедобные и ядовитые.

Цель урока

:

сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых

грибах, об их значении в природе

.

Задачи:

познакомить с видами съедобных и несъедобных грибов;

показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;

совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;

способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-

следственные связи;

способствовать формированию бережного отношения к природе.

План урока.

1.

Организационный момент

2.

Актуализация знаний

- Строение грибов.

- Взаимосвязь грибов с деревьями.

3. Работа над новым материалом

- Объявление темы и целей урока.

- Прогнозирование.

- Съедобные грибы.

Физкультминутка

- Ядовитые грибы .

- Правила сбора грибов.

4.

Обобщение полученных знаний

- Значение грибов в природе.

5.

Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)

- Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали

и дополняли друг друга.

2.

Актуализация знаний.

- О чем мы говорили на прошлом уроке? ( о грибах, их строении, видах грибов)

- Сейчас проверим, какими внимательными вы были.

Строение грибов

- Как называется видимая часть гриба?

- Из каких частей она состоит? Слайд 2

- Что же такое гриб?

- Верно, грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более

100 лет, а гриб, т. е плодовое тело появляется лишь на 3 - 7 день.)

- Какие названия грибов вы знаете?

- Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?

- Сейчас мы вспомним, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.

3. Работа над новым материалом

Слайд 4

- Тему урока узнаем, разгадав загадку:

«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком».

(Гриб мухомор)

Слайд 5

- Тема нашего сегодняшнего урока «Грибы съедобные и несъедобные ».

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны найти ответы к концу урока? ( высказывания детей)

Слайд 6

- Верно, перед нами много вопросов, но самый главный , на который нам сегодня нужно ответить – это

вопрос: « Грибы – враги или друзья».

- Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос?

Физкультминутка

Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)

Съедобные грибы.

- Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю, что вы, ребята, фантазёры. Представим себе, что наступило

лето. И за окном зелёная трава, листья, цветы и поющие птицы. В лесу выросли ягоды, грибы.

Стихотворение читает учитель

Слайд 7

Корзинки возьмём,

В лес знакомый пойдём,

Грибы мы сейчас

Непременно найдём.

-Ребята, а вы любите собирать грибы? Тогда вперед в лес!

Загадки читает учитель

Отгадывание загадок

Слайды 8 – 9

1.

Я стою на гладкой толстой ножке

Под коричневой шляпкой

С нежной бархатной прокладкой (белый гриб)

2.

Это гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет

. ( подосиновик)

3.

Это грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт (подберезовик)

4.

Жёлто-рыжие сестрички,

Величают нас …

(лисички)

5.

Вот грибочек ярко-рыжий,

Вы узнали. Это… (рыжик)

6.

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас… (опята)

7.

Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок. (маслята)

8.

А я самый распространенный гриб.

Меня можно встретить почти в каждом лесу.

Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,

Бордовые, зеленоватые. (сыроежки)

Слайд 10

- Все ли эти грибы можно найти в лесах нашего края?

Несъедобные грибы. Работа в группах.

Слайд 11

- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

Слайд 12

- Около 12 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень

похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными-исследователями.

Внимательно прочитайте предложенные вам тексты, рассмотрите рисунки, работая в группах, найдите и

отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.

(Групповая работа по заполнению таблиц.)

Грибы- двойники

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

Н а

с р е з е

мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Желчный гриб

2 группа

Белый гриб

Сатанинский гриб

- Какие из этих грибов вы встречали в наших лесах?

Физкультминутка

Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)

-А теперь я буду называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб - разводите руки в стороны, повороты головой.

Правила сбора грибов. Слайд 13

- А чтобы собирать грибы правильно, нужно соблюдать правила сбора грибов!

- Проверим, знаете ли вы как правильно нужно собирать грибы?

4.

Обобщение полученных знаний

- А сейчас внимательно послушайте такую историю.

Решение экологической задачи.

Экологическая задача

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка

попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение, высказывания детей)

Тест. Слайд 14

Роль грибов в природе.

- Каково значение грибов в природе?

Их любит собирать и есть человек

В них насекомые откладывают личинки

Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям

Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.

Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей

для животных.)

Слайд 15

-Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

Вывод: В природе ничего лишнего нет! Относитесь к ней бережно!

5.

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 16

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред

нашему здоровью.

- Каким получился наш урок? Оправдались ли ваши мысли? Что вам запомнилось?

Составление кроссворда на тему « Грибы» ( при наличии времени)

Домашнее задание:

1.Читать (с. 113-116), отвечать на вопросы

Приложение 1

Грибы- двойники

Гриб

Шляпка

снизу

Ножка

На

срезе

мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Желчный гриб

2 группа

Шампиньон

Бледная поганка

Приложение 2

Белый гриб, или боровик

Окраска шляпки самая различная – от белой до темнобурой с фиолетовым оттенком. Это

зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и

зеленоватый. Ножка беловатая или светлобуроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть

белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным

запахом.

Желчный гриб (ложный белый)

Очень похож на боровик. В литературе этот гриб

называют желчным.

Отличается от боровика и подберезовика грязно-

розовым трубчатым слоем ( у боровика он белый,

желтый, зеленоватый: у подберезовика – серый)

и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный

сетчатый рисунок (у боровика сеточка белая, у

подберезовика сеточки вообще нет), у земли слегка

клубневидная. Главное отличие – горький вкус, который

не исчезает при любой обработке.



В раздел образования