Автор: Приданова Наталья Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Андреевская СШ имени Н.Н. Благова
Населённый пункт: Ульяновская область,Чердаклинский район, село Андреевка
Наименование материала: разработка урока
Тема: Урок окружающего мира 2 класс "Грибы съедобные и несъедобные"
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Андреевская средняя школа имени Н. Н. Благова
Конспект открытого урока по предмету
«Окружающий мир» во 2-м классе
Тема урока: « Грибы съедобные и ядовитые»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой категории
Приданова Наталья Андреевна
Тема урока: Грибы съедобные и ядовитые.
Цель урока
:
сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых
грибах, об их значении в природе
.
Задачи:
познакомить с видами съедобных и несъедобных грибов;
показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;
совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;
способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-
следственные связи;
способствовать формированию бережного отношения к природе.
План урока.
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний
- Строение грибов.
- Взаимосвязь грибов с деревьями.
3. Работа над новым материалом
- Объявление темы и целей урока.
- Прогнозирование.
- Съедобные грибы.
Физкультминутка
- Ядовитые грибы .
- Правила сбора грибов.
4.
Обобщение полученных знаний
- Значение грибов в природе.
5.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)
- Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали
и дополняли друг друга.
2.
Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? ( о грибах, их строении, видах грибов)
- Сейчас проверим, какими внимательными вы были.
Строение грибов
- Как называется видимая часть гриба?
- Из каких частей она состоит? Слайд 2
- Что же такое гриб?
- Верно, грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более
100 лет, а гриб, т. е плодовое тело появляется лишь на 3 - 7 день.)
- Какие названия грибов вы знаете?
- Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?
- Сейчас мы вспомним, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.
3. Работа над новым материалом
Слайд 4
- Тему урока узнаем, разгадав загадку:
«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком».
(Гриб мухомор)
Слайд 5
- Тема нашего сегодняшнего урока «Грибы съедобные и несъедобные ».
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны найти ответы к концу урока? ( высказывания детей)
Слайд 6
- Верно, перед нами много вопросов, но самый главный , на который нам сегодня нужно ответить – это
вопрос: « Грибы – враги или друзья».
- Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос?
Физкультминутка
Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)
Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)
Съедобные грибы.
- Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю, что вы, ребята, фантазёры. Представим себе, что наступило
лето. И за окном зелёная трава, листья, цветы и поющие птицы. В лесу выросли ягоды, грибы.
Стихотворение читает учитель
Слайд 7
Корзинки возьмём,
В лес знакомый пойдём,
Грибы мы сейчас
Непременно найдём.
-Ребята, а вы любите собирать грибы? Тогда вперед в лес!
Загадки читает учитель
Отгадывание загадок
Слайды 8 – 9
1.
Я стою на гладкой толстой ножке
Под коричневой шляпкой
С нежной бархатной прокладкой (белый гриб)
2.
Это гриб нарядный
Растёт с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет
. ( подосиновик)
3.
Это грибок –
Берёзы сынок.
Кто его найдёт,
Всяк в лукошко кладёт (подберезовик)
4.
Жёлто-рыжие сестрички,
Величают нас …
(лисички)
5.
Вот грибочек ярко-рыжий,
Вы узнали. Это… (рыжик)
6.
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас… (опята)
7.
Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок. (маслята)
8.
А я самый распространенный гриб.
Меня можно встретить почти в каждом лесу.
Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,
Бордовые, зеленоватые. (сыроежки)
Слайд 10
- Все ли эти грибы можно найти в лесах нашего края?
Несъедобные грибы. Работа в группах.
Слайд 11
- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?
Слайд 12
- Около 12 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень
похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
- А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными-исследователями.
Внимательно прочитайте предложенные вам тексты, рассмотрите рисунки, работая в группах, найдите и
отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.
(Групповая работа по заполнению таблиц.)
Грибы- двойники
Гриб
Шляпка снизу
Ножка
Н а
с р е з е
мякоть
Съедобность
1 группа
Белый гриб
Желчный гриб
2 группа
Белый гриб
Сатанинский гриб
- Какие из этих грибов вы встречали в наших лесах?
Физкультминутка
Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)
Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)
-А теперь я буду называть названия грибов.
Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.
Если несъедобный гриб - разводите руки в стороны, повороты головой.
Правила сбора грибов. Слайд 13
- А чтобы собирать грибы правильно, нужно соблюдать правила сбора грибов!
- Проверим, знаете ли вы как правильно нужно собирать грибы?
4.
Обобщение полученных знаний
- А сейчас внимательно послушайте такую историю.
Решение экологической задачи.
Экологическая задача
Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка
попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!
- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.
- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение, высказывания детей)
Тест. Слайд 14
Роль грибов в природе.
- Каково значение грибов в природе?
Их любит собирать и есть человек
В них насекомые откладывают личинки
Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей
для животных.)
Слайд 15
-Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.
Вывод: В природе ничего лишнего нет! Относитесь к ней бережно!
5.
Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 16
- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?
Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред
нашему здоровью.
- Каким получился наш урок? Оправдались ли ваши мысли? Что вам запомнилось?
Составление кроссворда на тему « Грибы» ( при наличии времени)
Домашнее задание:
1.Читать (с. 113-116), отвечать на вопросы
Приложение 1
Грибы- двойники
Гриб
Шляпка
снизу
Ножка
На
срезе
мякоть
Съедобность
1 группа
Белый гриб
Желчный гриб
2 группа
Шампиньон
Бледная поганка
Приложение 2
Белый гриб, или боровик
Окраска шляпки самая различная – от белой до темнобурой с фиолетовым оттенком. Это
зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и
зеленоватый. Ножка беловатая или светлобуроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть
белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным
запахом.
Желчный гриб (ложный белый)
Очень похож на боровик. В литературе этот гриб
называют желчным.
Отличается от боровика и подберезовика грязно-
розовым трубчатым слоем ( у боровика он белый,
желтый, зеленоватый: у подберезовика – серый)
и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный
сетчатый рисунок (у боровика сеточка белая, у
подберезовика сеточки вообще нет), у земли слегка
клубневидная. Главное отличие – горький вкус, который
не исчезает при любой обработке.