Автор: Сильвачева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Я и мои права"
Раздел: начальное образование
Конспект занятия для учащихся начальных классов
«Я и мои права»
Цели и задачи:
Развивающие: развитие словесно-логического мышления, формирование
умений рассуждать и обобщать, развитие памяти, развитие познавательных
способностей детей, развитие кругозора.
Воспитательные: воспитание уважения к содержанию международных
документов в области права, воспитание норм правильного поведения детей
и нравственных качеств личности, пробуждение интереса к народной
мудрости, заложенной в сказках.
Образовательные: познакомить воспитанников с основными документами –
Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка и
Конвенцией о правах ребенка; формирование представлений о правах детей,
закрепление умений работать с литературными текстами.
Оборудование: компьютер, проектор.
Этап занятия
Деятельность учителя
Наглядный
материал
Деятельность учащихся
Вступительное
слово
Давным–давно, тысячи
лет назад на Земле
появились люди и
одновременно с ними
возникли главные
вопросы:
Что люди могут
делать и что не могут?
Что они обязаны
делать и чего не обязаны?
На что люди имеют
право и на что не имеют?
Ответы на эти вопросы
люди искали и в обычных
беседах между собой, и
путем международных
переговоров, и даже, к
сожалению, в битвах и
войнах.
И все-таки людям удалось
сообща найти правильные
ответы, которые и были
записаны в самом главном
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Воспитанники слушают
рассказ воспитателя и
смотрят слайды
презентации
международном
документе – Всеобщей
декларации прав человека.
А есть ли какие-нибудь
права у детей?
Права у детей конечно же
есть. И записаны они в
двух главных документах,
о которых я вам сейчас
расскажу.
Дети высказывают свою
точку зрения.
Введение
нового
материала
В 1959 году Генеральная
Ассамблея ООН приняла
Декларацию прав ребенка,
в которой призвала все
страны мира проявить
особую заботу о детях,
признать и защищать их
права.
Со времен принятия этой
Декларации прошло ровно
30 лет, когда 20 ноября
была принята Конвенция
о правах ребенка.
Конвенция как
международный
документ отличается от
Декларации. Декларации
являются призывам к
народам и государствам
соблюдать записанные в
них положения, а
конвенции, если они
подписаны
представителем
государства, являются
обязательством данного
государства точно
следовать этому
международному
договору.
А как вы поняли, в чем
различие документов –
Конвенции о правах
ребенка и Декларации
прав ребенка?
Таким образом,
Декларация – образец-
призыв, а Конвенция –
Слайд 5
Слайд 6
Ребята отвечают на вопрос.
договор, обязательный
для выполнения.
Как вы думаете, какие
права ребенка должны
быть записаны в
Конвенции?
На что ребенок имеет
право?
Давайте посмотрим,
сколько совпадений прав
ребенка, записанных вами,
с правами, принятыми в
Конвенции, у вас
получилось.
Права человека есть у
всех людей. Права
человеку никто не дает,
он получает их от
рождения. Все мы люди и
все мы равны, а значит у
нас у всех одинаковые,
равные права.
Слайд 7
Слайд 8-22
Дети рассаживаются за
компьютеры, печатают свои
ответы в программе
Microsoft Office Word.
Дети смотрят слайды
презентации и сравнивают
свои ответы с
представленными на
слайдах. Идет обсуждение с
учителем.
Закрепление
полученных
знаний
Игра «Волшебный
сундучок»
Дети садятся в круг.
Дети, сейчас мы с вами
поиграем. Перед вами
волшебный сундучок. В
нем лежат волшебные
предметы,
символизирующие уже
знакомые вам права
человека. Каждый из вас
по очереди будет
доставать из нашего
сундучка предмет.
Необходимо определить,
какое право обозначает
каждый предмет.
(предметы:
свидетельство о
рождении, сердечко,
домик, конверт, букварь,
рисунок семьи).
Интерпретация понятия о
Слайд 23,
звучит
музыка
Дети играют, выполняют
задания
правах человека в
поступках литературных
героев.
Учитель предлагаем детям
ответить на вопросы
(сопровождается слайдами
презентации):
1.
Мачеха с утра до
ночи заставляет
Золушку трудиться.
Несчастной девочке
запрещено участвовать
в играх и забавах ее
сестер. Какие права
были бы нарушены, если
бы подобное
происходило в наши
дни?
2.
Является ли
Маугли, живущий в лесу
вместе с дикими
зверями, ребенком,
имеющим равные с
прочими права?
3.
Опекун всемирно
известного Гарри
Поттера
перехватывает и
читает письма,
адресованные мальчику.
Какие права
нарушаются?
4.
Баба-яга уносит
братца Иванушку от
сестрицы Аленушки за
тридевять земель в
тридесятое царство.
Какие права Иванушки
она нарушает?
Игра «Угадай, какой знак»
Учитель заранее готовит
раздаточный материал в
виде листа, на котором
приведены 2 столбца: в
первом столбце –
четверостишия о правах
ребенка, во втором –
знаки, отражающие
основные статьи
Декларации прав ребенка.
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Дети выполняют задание.
Задача ребенка –
соединить стрелочками
соответствующие
четверостишия и знаки.
Далее, выполнение
задания проверяется на
слайде.
Слайд 29-36
Заключительная
часть
Вы молодцы! И
выполненные вами
задания еще раз
доказывают – вы
правильно понимаете,
что можно отнести к
правам человека. Но, так
или иначе, кроме прав у
каждого человека есть и
обязанности. И это тема
нашего следующего
занятия.
Завершая наше занятие,
давайте встанем в круг и
выполним следующее: взяв
лампадку с горящей
свечой, каждый из вас
проговорит слова, глядя
соседу в глаза: «Я уважаю
твое право на учебу и не
стану отвлекать тебя от
выполнения домашнего
задания». Собеседник
кивает головой,
благодарит, принимает
лампадку из рук соседа и
говорит своему соседу «Я
уважаю твое право на …
и не стану …» (Дети
вспоминают права и
придумывают окончания).
По окончании тренинга,
взяв лампадку от детей
учитель произносит
заключительные слова: «Я
вас всех люблю, уважаю
ваши права и сделаю все
возможное, чтобы
обеспечить ваши права, в
том числе и право на
образование. Желаю вам
успехов!»
Слайд 37,
Звучит
спокойная
музыка