Напоминание

"Я и мои права"


Автор: Сильвачева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Я и мои права"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект занятия для учащихся начальных классов

«Я и мои права»

Цели и задачи:

Развивающие: развитие словесно-логического мышления, формирование

умений рассуждать и обобщать, развитие памяти, развитие познавательных

способностей детей, развитие кругозора.

Воспитательные: воспитание уважения к содержанию международных

документов в области права, воспитание норм правильного поведения детей

и нравственных качеств личности, пробуждение интереса к народной

мудрости, заложенной в сказках.

Образовательные: познакомить воспитанников с основными документами –

Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка и

Конвенцией о правах ребенка; формирование представлений о правах детей,

закрепление умений работать с литературными текстами.

Оборудование: компьютер, проектор.

Этап занятия

Деятельность учителя

Наглядный

материал

Деятельность учащихся

Вступительное

слово

Давным–давно, тысячи

лет назад на Земле

появились люди и

одновременно с ними

возникли главные

вопросы:

Что люди могут

делать и что не могут?

Что они обязаны

делать и чего не обязаны?

На что люди имеют

право и на что не имеют?

Ответы на эти вопросы

люди искали и в обычных

беседах между собой, и

путем международных

переговоров, и даже, к

сожалению, в битвах и

войнах.

И все-таки людям удалось

сообща найти правильные

ответы, которые и были

записаны в самом главном

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Воспитанники слушают

рассказ воспитателя и

смотрят слайды

презентации

международном

документе – Всеобщей

декларации прав человека.

А есть ли какие-нибудь

права у детей?

Права у детей конечно же

есть. И записаны они в

двух главных документах,

о которых я вам сейчас

расскажу.

Дети высказывают свою

точку зрения.

Введение

нового

материала

В 1959 году Генеральная

Ассамблея ООН приняла

Декларацию прав ребенка,

в которой призвала все

страны мира проявить

особую заботу о детях,

признать и защищать их

права.

Со времен принятия этой

Декларации прошло ровно

30 лет, когда 20 ноября

была принята Конвенция

о правах ребенка.

Конвенция как

международный

документ отличается от

Декларации. Декларации

являются призывам к

народам и государствам

соблюдать записанные в

них положения, а

конвенции, если они

подписаны

представителем

государства, являются

обязательством данного

государства точно

следовать этому

международному

договору.

А как вы поняли, в чем

различие документов –

Конвенции о правах

ребенка и Декларации

прав ребенка?

Таким образом,

Декларация – образец-

призыв, а Конвенция –

Слайд 5

Слайд 6

Ребята отвечают на вопрос.

договор, обязательный

для выполнения.

Как вы думаете, какие

права ребенка должны

быть записаны в

Конвенции?

На что ребенок имеет

право?

Давайте посмотрим,

сколько совпадений прав

ребенка, записанных вами,

с правами, принятыми в

Конвенции, у вас

получилось.

Права человека есть у

всех людей. Права

человеку никто не дает,

он получает их от

рождения. Все мы люди и

все мы равны, а значит у

нас у всех одинаковые,

равные права.

Слайд 7

Слайд 8-22

Дети рассаживаются за

компьютеры, печатают свои

ответы в программе

Microsoft Office Word.

Дети смотрят слайды

презентации и сравнивают

свои ответы с

представленными на

слайдах. Идет обсуждение с

учителем.

Закрепление

полученных

знаний

Игра «Волшебный

сундучок»

Дети садятся в круг.

Дети, сейчас мы с вами

поиграем. Перед вами

волшебный сундучок. В

нем лежат волшебные

предметы,

символизирующие уже

знакомые вам права

человека. Каждый из вас

по очереди будет

доставать из нашего

сундучка предмет.

Необходимо определить,

какое право обозначает

каждый предмет.

(предметы:

свидетельство о

рождении, сердечко,

домик, конверт, букварь,

рисунок семьи).

Интерпретация понятия о

Слайд 23,

звучит

музыка

Дети играют, выполняют

задания

правах человека в

поступках литературных

героев.

Учитель предлагаем детям

ответить на вопросы

(сопровождается слайдами

презентации):

1.

Мачеха с утра до

ночи заставляет

Золушку трудиться.

Несчастной девочке

запрещено участвовать

в играх и забавах ее

сестер. Какие права

были бы нарушены, если

бы подобное

происходило в наши

дни?

2.

Является ли

Маугли, живущий в лесу

вместе с дикими

зверями, ребенком,

имеющим равные с

прочими права?

3.

Опекун всемирно

известного Гарри

Поттера

перехватывает и

читает письма,

адресованные мальчику.

Какие права

нарушаются?

4.

Баба-яга уносит

братца Иванушку от

сестрицы Аленушки за

тридевять земель в

тридесятое царство.

Какие права Иванушки

она нарушает?

Игра «Угадай, какой знак»

Учитель заранее готовит

раздаточный материал в

виде листа, на котором

приведены 2 столбца: в

первом столбце –

четверостишия о правах

ребенка, во втором –

знаки, отражающие

основные статьи

Декларации прав ребенка.

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Дети выполняют задание.

Задача ребенка –

соединить стрелочками

соответствующие

четверостишия и знаки.

Далее, выполнение

задания проверяется на

слайде.

Слайд 29-36

Заключительная

часть

Вы молодцы! И

выполненные вами

задания еще раз

доказывают – вы

правильно понимаете,

что можно отнести к

правам человека. Но, так

или иначе, кроме прав у

каждого человека есть и

обязанности. И это тема

нашего следующего

занятия.

Завершая наше занятие,

давайте встанем в круг и

выполним следующее: взяв

лампадку с горящей

свечой, каждый из вас

проговорит слова, глядя

соседу в глаза: «Я уважаю

твое право на учебу и не

стану отвлекать тебя от

выполнения домашнего

задания». Собеседник

кивает головой,

благодарит, принимает

лампадку из рук соседа и

говорит своему соседу «Я

уважаю твое право на …

и не стану …» (Дети

вспоминают права и

придумывают окончания).

По окончании тренинга,

взяв лампадку от детей

учитель произносит

заключительные слова: «Я

вас всех люблю, уважаю

ваши права и сделаю все

возможное, чтобы

обеспечить ваши права, в

том числе и право на

образование. Желаю вам

успехов!»

Слайд 37,

Звучит

спокойная

музыка



В раздел образования