Автор: Козловский Игорь Игоревич
Должность: врач
Учебное заведение: ООО ФК Синяя Птица (Центр восстановительной медицины)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптивная физическая культура - 20 лет позора"
Раздел: высшее образование
АДПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – 20 ЛЕТ ПОЗОРА
В России с 1995 г. развивают проект «физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (АФК). Возможно, Вы что-то
слышали об этом и даже думаете, что это что-то хорошее. Прошло уже более 20 лет.
Никакой АФК у нас нет. Вместо АФК — миф, чушь, невежество и резонерство. Давно уже
можно понять, что проект провалился, но деньги на него продолжают тратить. причина
провела — несостоятельность во всем, от теории до организации.
На запросы в разные инстанции я получил уже более 20 отписок. Общий смысл: всё у нас
хорошо, дети занимаются, выпускники работают, образование соответствует
госстандарту. В действительности, получить занятия АФК детям и взрослым негде,
рабочие места для т. н. специалистов по АФК не созданы. В школах АФК нет,
реабилитационных центрах нет, в коммерческих фитнес-клубах тоже нет. Единичные
муниципальные учреждения проблему не решают, ни с возможностью заниматься для лиц
с ограниченными возможностями здоровья, ни с трудоустройством выпускников. В год
по всей стране выпускают около 10 тыс специалистов по АФК. За 20 лет их стало уже
200 тыс. Работы они не найдут, знаний не получат. Вместо знаний им в голову вбивают
немыслимую чушь.
Даже названии проекта его авторы, во главе с С.П.Евсеевым, не могли написать грамотно.
Нет у нас никаких «лиц с отклонениями». Официальный термин «с ограниченными
возможностями». Справку о том, что ребенок «с отклонениями» никто не даст. Критериев
включения-исключения для занятий АФК у нас нет. Так для кого предназначена эта
«адаптивная физическая культура»? И почему она названа «адаптивная»? По мнению
авторов, адаптивная она потому что адаптирует инвалидов в обществе. Если она
адаптирует, значит, должна называться «адаптирующая», но в этом случае абсурд был бы
очевидным, впрочем, кому как. Никакая физкультура не адаптирует кого бы то ни было
в обществе. Адаптация к обществу происходит только путем социализации, а для этого
необходимо включение субъекта в социум, т.е. общество людей. Стадион, лыжня или
бассейн — это не то общество, где живут люди. На любой странице любого учебника
по АФК я покажу Вам пример невежества авторов. Физкультура, физическая тренировка
может развить физические качества человека — силу, координацию, гибкость,
функциональные возможности, одновременно решаются общие для образования задачи —
обучение и воспитание. Для адаптации же инвалида в обществе необходимо развитие
инклюзивного или специального образование, создание рабочих мест и безбарьерной для
инвалидов, улучшение социальной и медицинской помощи.
Идея С.П.Евсеева с его АФК не нова. Во всем мире это направление называется «adapted
physical education» (адаптированное физическое воспитание). Международный опыт
к настоящему времени составляет около 60 лет. На момент начала проекта АФК в России
он составлял около 40 лет. Термин появился в США в1952 г. Работу начали энтузиасты
педагоги. В 1962 г. были сформулированы три различия между физической терапией
(реабилитацией) и адаптированным физическим воспитанием. Физическая терапия — это:
1) медицина, 2) направлена на устранение конкретных изменений, вызванных болезнью,
3) участие пациентов может быть активным или пассивным. Адаптированное физическое
воспитание — это: 1) педагогика, 2) направлено на общее развитие и укрепление здоровья
человека с ограниченными возможностями здоровья, 3) участие занимающихся
обязательно активное. Совершенно очевидно, что цели и границы компетенции лечения
и воспитания различные, но в Евсеевском проекте они невежественно смешаны.
Международная стартовая дата адаптированного физического воспитания — 1975 г.,
когда в Закон о реабилитации в США была включена формулировка «физическое
воспитание является обязательной частью образования». Эта поправка имеет огромное
значение, потому что обязывает образовательные учреждения включать в занятия
по физвоспитанию всех обучающихся, без исключения, на основе принципа
инклюзивного образования, а родителям дает право добиваться этого. В Законе об
образовании в РФ нет ни слова ни об адаптивной физической культуре, ни об
инклюзивном образовании.
Направление педагогики «адаптированное физическое воспитание» появилось в США,
но теперь распространилось по всеми миру. «Адаптированное», значит, приспособленное,
в соответствии с возможностями и потребностями занимающихся, с установленной или не
установленной инвалидностью, для которых обычная физическая тренировка
неэффективна или небезопасна. Эти краткие и понятные формулировки из
международной практики. Используется принцип минимальности ограничений. Это
значит, что, по возможности, инвалиды занимаются в обычном спортивном зале, в
котором оборудуют «station» (место со специальным оборудованием). Отработана система
подготовки учителей по адаптированному физическому воспитанию. Обучение построено
на последипломной основе, с использованием целевых пакетов образовательных
программ, ориентированных на тот вид нарушений состояния здоровья, с которым
обучающийся планирует работать. Обучение могут пройти уже работающие учителя
физкультуры и медики. Без дополнительного обучения учителя физкультуры не
допускаются до работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а
медики — до педагогики. В программу обучения обязательно входит освоение методов
тестирования для определения, соответствует ли кандидат критериями включения-
исключения для занятий в группе адаптированного физического воспитания. Всё четко,
понятно и работает.
У нас ничего из международного опыта не используется и даже неизвестно. Основной
учебник по АФК С.П.Евсеева «Теория и организация адаптивной физической культуры»
был недавно переиздан, через 20 лет после первого выпуска. В нем адаптивная физическая
культура опять новая для нашей страны, развивающаяся социальная практика.
Потрясающая способность врать. Не новая она для нашей страны, не развивающаяся и не
практика. У меня возникают серьезные вопросы. Что это, глупость или предательство?
Начало проекта — 1995 г., время предательства и разрушения. Не забывайте, что
происходило в это время, что творилось в стране. Еще вопрос, почему в течение 20 лет
никакие руководящие и проверяющие органы не заметили ничего странного? Почему
профессора и преподаватели вузов по всей стране в течение 20 лет каждый день
обманывают студентов не только что у них будет нужная людям профессия, но и вбивают
им в голову невежественные представления о педагогике? Что хуже, если они сами
не понимают или понимают, но помалкивают? Педагоги с пониженной социальной
ответственностью? Почему они защищают диссертации, им дают ученые степени
и звания? Почему члены диссертационных советов голосуют за? Почему ВАК всю эту
галиматью утверждает? Почему молчат выпускники факультетов АФК? Они потратили
время и деньги, но их нигде на работу не берут. У них дипломы неполноценные — в них
написано «специалист». Даже если их и возьмут на работу учителем физкультуры,
педагогический стаж начислять никто не обязан. Возможности получить занятия АФК
у детей и взрослых как не было, так и нет. Все молчат или пишут отписки. Эта проблема
не только АФК, но всей нашей педагогики, и не только педагогики, но и Закона, и
управления государством.
Хотите узнать больше про АФК? См. мои статьи: «Учительская газета Нет у нас такой
профессии», «Общая газета Не адаптивная она»; в сборниках: «Не адаптивная она,
а адаптированная с точки зрения Закона», «Не адаптивная она, а адаптированная как по-
русски, так и по-украински» и др.
Проблему надо поднять на обсуждение в СМИ. Иначе, чиновники и наши дивные
депутаты ничего понимать и делать не станут. У них всё хорошо, кто бы сомневался.
Читайте, вникайте, не оставайтесь равнодушными. Я знал, что большинство людей
ничего, кроме собственного благополучия, не интересует, но не ожидал, что настолько.
Запишите равнодушие в список самых отвратительных пороков, вместе с трусостью,
подлостью, предательством и жадностью.
Козловский Игорь Игоревич, врач, ДМН,
действительный член (академик) Международной академии наук IAS,
ветеран боевых действий,
Москва