Напоминание

"Адаптивная физическая культура - 20 лет позора"


Автор: Козловский Игорь Игоревич
Должность: врач
Учебное заведение: ООО ФК Синяя Птица (Центр восстановительной медицины)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптивная физическая культура - 20 лет позора"
Раздел: высшее образование





Назад




АДПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – 20 ЛЕТ ПОЗОРА

В России с 1995 г. развивают проект «физическая культура для лиц с отклонениями

в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (АФК). Возможно, Вы что-то

слышали об этом и даже думаете, что это что-то хорошее. Прошло уже более 20 лет.

Никакой АФК у нас нет. Вместо АФК — миф, чушь, невежество и резонерство. Давно уже

можно понять, что проект провалился, но деньги на него продолжают тратить. причина

провела — несостоятельность во всем, от теории до организации.

На запросы в разные инстанции я получил уже более 20 отписок. Общий смысл: всё у нас

хорошо, дети занимаются, выпускники работают, образование соответствует

госстандарту. В действительности, получить занятия АФК детям и взрослым негде,

рабочие места для т. н. специалистов по АФК не созданы. В школах АФК нет,

реабилитационных центрах нет, в коммерческих фитнес-клубах тоже нет. Единичные

муниципальные учреждения проблему не решают, ни с возможностью заниматься для лиц

с ограниченными возможностями здоровья, ни с трудоустройством выпускников. В год

по всей стране выпускают около 10 тыс специалистов по АФК. За 20 лет их стало уже

200 тыс. Работы они не найдут, знаний не получат. Вместо знаний им в голову вбивают

немыслимую чушь.

Даже названии проекта его авторы, во главе с С.П.Евсеевым, не могли написать грамотно.

Нет у нас никаких «лиц с отклонениями». Официальный термин «с ограниченными

возможностями». Справку о том, что ребенок «с отклонениями» никто не даст. Критериев

включения-исключения для занятий АФК у нас нет. Так для кого предназначена эта

«адаптивная физическая культура»? И почему она названа «адаптивная»? По мнению

авторов, адаптивная она потому что адаптирует инвалидов в обществе. Если она

адаптирует, значит, должна называться «адаптирующая», но в этом случае абсурд был бы

очевидным, впрочем, кому как. Никакая физкультура не адаптирует кого бы то ни было

в обществе. Адаптация к обществу происходит только путем социализации, а для этого

необходимо включение субъекта в социум, т.е. общество людей. Стадион, лыжня или

бассейн — это не то общество, где живут люди. На любой странице любого учебника

по АФК я покажу Вам пример невежества авторов. Физкультура, физическая тренировка

может развить физические качества человека — силу, координацию, гибкость,

функциональные возможности, одновременно решаются общие для образования задачи —

обучение и воспитание. Для адаптации же инвалида в обществе необходимо развитие

инклюзивного или специального образование, создание рабочих мест и безбарьерной для

инвалидов, улучшение социальной и медицинской помощи.

Идея С.П.Евсеева с его АФК не нова. Во всем мире это направление называется «adapted

physical education» (адаптированное физическое воспитание). Международный опыт

к настоящему времени составляет около 60 лет. На момент начала проекта АФК в России

он составлял около 40 лет. Термин появился в США в1952 г. Работу начали энтузиасты

педагоги. В 1962 г. были сформулированы три различия между физической терапией

(реабилитацией) и адаптированным физическим воспитанием. Физическая терапия — это:

1) медицина, 2) направлена на устранение конкретных изменений, вызванных болезнью,

3) участие пациентов может быть активным или пассивным. Адаптированное физическое

воспитание — это: 1) педагогика, 2) направлено на общее развитие и укрепление здоровья

человека с ограниченными возможностями здоровья, 3) участие занимающихся

обязательно активное. Совершенно очевидно, что цели и границы компетенции лечения

и воспитания различные, но в Евсеевском проекте они невежественно смешаны.

Международная стартовая дата адаптированного физического воспитания — 1975 г.,

когда в Закон о реабилитации в США была включена формулировка «физическое

воспитание является обязательной частью образования». Эта поправка имеет огромное

значение, потому что обязывает образовательные учреждения включать в занятия

по физвоспитанию всех обучающихся, без исключения, на основе принципа

инклюзивного образования, а родителям дает право добиваться этого. В Законе об

образовании в РФ нет ни слова ни об адаптивной физической культуре, ни об

инклюзивном образовании.

Направление педагогики «адаптированное физическое воспитание» появилось в США,

но теперь распространилось по всеми миру. «Адаптированное», значит, приспособленное,

в соответствии с возможностями и потребностями занимающихся, с установленной или не

установленной инвалидностью, для которых обычная физическая тренировка

неэффективна или небезопасна. Эти краткие и понятные формулировки из

международной практики. Используется принцип минимальности ограничений. Это

значит, что, по возможности, инвалиды занимаются в обычном спортивном зале, в

котором оборудуют «station» (место со специальным оборудованием). Отработана система

подготовки учителей по адаптированному физическому воспитанию. Обучение построено

на последипломной основе, с использованием целевых пакетов образовательных

программ, ориентированных на тот вид нарушений состояния здоровья, с которым

обучающийся планирует работать. Обучение могут пройти уже работающие учителя

физкультуры и медики. Без дополнительного обучения учителя физкультуры не

допускаются до работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а

медики — до педагогики. В программу обучения обязательно входит освоение методов

тестирования для определения, соответствует ли кандидат критериями включения-

исключения для занятий в группе адаптированного физического воспитания. Всё четко,

понятно и работает.

У нас ничего из международного опыта не используется и даже неизвестно. Основной

учебник по АФК С.П.Евсеева «Теория и организация адаптивной физической культуры»

был недавно переиздан, через 20 лет после первого выпуска. В нем адаптивная физическая

культура опять новая для нашей страны, развивающаяся социальная практика.

Потрясающая способность врать. Не новая она для нашей страны, не развивающаяся и не

практика. У меня возникают серьезные вопросы. Что это, глупость или предательство?

Начало проекта — 1995 г., время предательства и разрушения. Не забывайте, что

происходило в это время, что творилось в стране. Еще вопрос, почему в течение 20 лет

никакие руководящие и проверяющие органы не заметили ничего странного? Почему

профессора и преподаватели вузов по всей стране в течение 20 лет каждый день

обманывают студентов не только что у них будет нужная людям профессия, но и вбивают

им в голову невежественные представления о педагогике? Что хуже, если они сами

не понимают или понимают, но помалкивают? Педагоги с пониженной социальной

ответственностью? Почему они защищают диссертации, им дают ученые степени

и звания? Почему члены диссертационных советов голосуют за? Почему ВАК всю эту

галиматью утверждает? Почему молчат выпускники факультетов АФК? Они потратили

время и деньги, но их нигде на работу не берут. У них дипломы неполноценные — в них

написано «специалист». Даже если их и возьмут на работу учителем физкультуры,

педагогический стаж начислять никто не обязан. Возможности получить занятия АФК

у детей и взрослых как не было, так и нет. Все молчат или пишут отписки. Эта проблема

не только АФК, но всей нашей педагогики, и не только педагогики, но и Закона, и

управления государством.

Хотите узнать больше про АФК? См. мои статьи: «Учительская газета Нет у нас такой

профессии», «Общая газета Не адаптивная она»; в сборниках: «Не адаптивная она,

а адаптированная с точки зрения Закона», «Не адаптивная она, а адаптированная как по-

русски, так и по-украински» и др.

Проблему надо поднять на обсуждение в СМИ. Иначе, чиновники и наши дивные

депутаты ничего понимать и делать не станут. У них всё хорошо, кто бы сомневался.

Читайте, вникайте, не оставайтесь равнодушными. Я знал, что большинство людей

ничего, кроме собственного благополучия, не интересует, но не ожидал, что настолько.

Запишите равнодушие в список самых отвратительных пороков, вместе с трусостью,

подлостью, предательством и жадностью.

Козловский Игорь Игоревич, врач, ДМН,

действительный член (академик) Международной академии наук IAS,

ветеран боевых действий,

Москва



В раздел образования