Автор: Савченко Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание любви к родному краю у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
«
Воспитание любви к родному краю
у детей
младшего школьного возраста»
«Человек является, прежде всего сыном своей страны, гражданином своего
отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы»
В.Г. Белинский
«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и
вскормила
нас, как родная мать»
М.А. Шолохов
Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу ее
интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все
то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку
передается от родителей.
Школьник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его матери
и отца, какие успехи у них на производстве.
Именно родители должны показать ребенку достопримечательности родного
края, родного города. Рассказывать о подвигах их героев, показывать улицы и
площади своего города, названные их именами.
Дети задают много вопросов, касающихся явлений общественной жизни: о
космосе, войне, труде людей.
Учитывая интересы и любознательность ребенка, взрослый должен
руководить этим процессом. Родители расширяют сферу интересов своего
ребенка, заранее обдумывая, какие ему дать знания, с какими событиями его
знакомить.
Из огромного потока информации родителю важно выделить те знания, на
основе которых возможно воспитать любовь к родному краю, ее традициям.
Посещение с ребенком музеев, выставок, памятников города, столицы тоже
помогают пробудить патриотические чувства.
Потому что именно в школьном возрасте закладываются все предпосылки
для возникновения и развития патриотических чувств, а это очень важно в
наше нелегкое время.
Например, считаете ли Вы нужным показывать ребенку памятники
старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческие музеи?
Какие достопримечательности нашего города Белово знает Ваш ребенок?
Часто ли Вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей, выезды за
город?
Родители должны знать, что ребенок эмоционально воспринимает
окружающие его явления, поэтому именно школьный возраст – благодатная
почва для формирования у ребенка необходимых человеческих качеств.
Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, различать добро и
зло. У него развиваются более сложные нравственные чувства и качества, как
гуманизм, добросердечность, сочувствие.
«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой,
сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее», - писал
К.Д. Ушинский.
«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее
мелочи – нет настоящего человеческого характера…» - писал
К.Г. Паустовский.
А это были великие патриоты своей страны.
Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только
слушать, но и вслушиваться, беречь окружающую красоту.
Всё общение ребенка с окружающим, познание ее законов, связей должно
быть направлено на воспитание эмоциональной отзывчивости, умения
замечать и оценивать красоту.
Важным средством воспитания любви к родному краю является детская
литература. Книги в образной форме знакомят ребенка с жизнью общества,
помогают постигнуть внутренний мир человека, его чувства, поступки,
отношение к другим людям.
Читая как русскую, так и национальную литературу, прежде всего надо
обращать внимание ребенка на положительные особенности в характере тех
или иных национальностей.
Поэтому очень важно отбирать рассказы тех авторов, которые пишут
интересно и содержательно. Рассказы, в которых рассказывается о жизни
народов, вызывают интерес у старших дошкольников, способствуют их
умственному развитию.
Важное значение имеют рисунки, иллюстрации. Дети с интересом
рассматривают их до чтения и после чтения. Поэтому важно научить ребенка
всматриваться в рисунок, отмечать своеобразие в изображении каждой
республики, знать ее богатства; путем сравнения отмечать сходства и
различие в изображении национальных флагов, гербов.
Сила книги очень велика. Психологи отмечают, что дети школьного возраста
могут испытывать чувства, которые переживают герои.
Большое значение имеют просмотры теле - передач, видео-передач.
Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют
внимание на том материале, который будет интересен и полезен ребенку,
продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с
ребенком смотрят ее.
Необходимо воспитывать у ребенка чувство симпатии к представителям
разных национальностей – взрослым, детям. Помнить, что в том городе, где
живёт ребенок, трудятся люди разных национальностей.
Всё начинается с семьи.
Любите свой родной край и прививайте
эту любовь детям!