Напоминание

"Как хлеб к нам на стол пришел"


Автор: Цуканова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №92
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: экологический проект
Тема: "Как хлеб к нам на стол пришел"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект: «Как хлеб к нам на стол пришел».

Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

детский сад №92 города Орла

Автор проекта: Цуканова Светлана Григорьевна – воспитатель;

Технологическая карта педагогического проекта.

Творческое название

проекта

"Как хлеб к нам на стол пришел".

Тип проекта

Долгосрочный.

Участники проекта

Дети средней группы.

Исполнители проекта

Воспитатели, музыкальный руководитель,

сотрудники дошкольного учреждения.

Сроки проекта

Сентябрь — май.

Тематическое поле

«Познавательное развитие»

Экология. Формирование основ экологической

культуры.

Этапы проекта

1этап — подготовительный(организационный) ; 2

этап — практический (основной) ; 3этап —

заключительный.

Риски проекта:

Незаинтересованность родителей

( мотивационная просветительская и практическая деятельность)

низкая заинтересованность детей

(для

повышения

интереса

детей

в

проект

включены

инновационные

формы работы с детьми, они разнообразны и представлены в игровой

форме; экспериментальная

деятельность

;

а

также

личный

пример

воспитателей и родителей)

Актуальность проекта:

дошкольный возраст является важнейшим этапом в

экологическом

образовании

и

воспитании

детей. В это время формируется

экологические представления, они являются основой систематических знаний о

природной среде и бережном к ней отношении. Именно в дошкольном возрасте

создаются

предпосылки

для

формирования

личности,

характера

будущего

гражданина.

Необходимо

создавать

условия

для

формирования

у

ребенка

экологически правильного поведения.

Важно прививать с детства детям бережное отношение к хлебу.

Современные дети мало интересуются откуда берётся хлеб, как его делают,

кто его растит и печет .

Поэтому

я

решила

дать

детям

по

этой

теме

необходимые

знания.

Хлеб

является источником жизни и символом труда.

Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили:

«Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». С

хлебом

связывают

множество

обрядов.

Считалось

что

хлеб,

особенно

его

первый кусок, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, то как

относится человек к хлебу, зависит его здоровье и удача.

Так как с хлебом дети сталкиваются ежедневно, то у них теряется ценность

данного продукта.

Мы с детьми средней группы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка

до

нашего

стола.

Данный

проект

позволяет

в

условиях

воспитательно-

образовательного и

исследовательского процесса расширить знания детей о

пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

О хлебе, об отношении к нему следует говорить, чтобы дети наши не росли

невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина,

Орловщина , Отец, Мать рядом стояло слово

- Хлеб. Любви и уважению

к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском

саду, и в последующем в школе в школе.

Цель проекта: систематизация знаний детей о том, как в Орловской области

выращивают хлеб, в какой последовательности «Хлеб попадает на стол» .

Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду людей,

благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи:

Изучить историю возникновения хлеба.

Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше

Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы

стать хлебом.

Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности.

Развивать творческие способности детей.

Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей

р а з н ы х

п р о ф е с с и й ,

з а н и м а ю щ и х с я

в ы р а щ и в а н и е м

и

производством хлеба.

Разработка проекта:

создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой

деятельности, дидактические игры, иллюстрации;

подбор

методической

,

научно

популярной

и

художественной

литературы;

материалов

для

изобразительной

и

продуктивной

деятельности детей;

презентации.

Ожидаемые результаты:

сформировать у детей представления о ценности хлеба;

получить

знания

о

том,

как

выращивали

хлеб

в

старину,

и

как

это

происходит

сейчас,

донести

до

сознания

детей,

что

хлеб

это

итог

большой работы многих людей;

воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,

участвующих в производстве хлеба;

воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

сбор информации;

беседы;

наблюдения;

эксперименты;

анализ.

Гипотиза: проект позволит:

повысить

интерес к

людям

родного

края

- хлеборобам,

воспитывать

бережное отношение к хлебу, как результату деятельности многих людей.

создать единое образовательное пространство на основе преемственности

в отношениях детского сада и семьи.

1 этап – Подготовительный(организационный)

Я

выбрала

эту

тему

потому,

что считаю,

что в

жизни

каждого

человека

понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человека хлеб представляется

не только караваем на столе, но и

символом достатка, а так же того, что

приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

Считаю, что чем больше дети будут знать о хлебе , тем дороже он станет им. Я

хоч у

воспитать

детей,

любящих,

уважающих,

знающих

каким

способом

получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное

отношение к хлебу.

Уверена ,

что

участие

детей

в проекте «Как

хлеб

на

стол

к

нам

пришел» позволит им максимально обогатить знания и представления детей о

зерновых

культурах,

их

свойствах;

развить

связную

речь,

творческие

способности

детей,

поисковую

деятельность.

При

этом

дети

смогут

познакомиться с профессиями людей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов,

зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный

словарь детей.

Чтение

художественной

литературы: Е.Трутнева

«Золотой

дождик»;

Н.Телешова

«Крупинички»;

Украинская

народная

сказка

«Колос»;

рассказ

М.Пришвина

«Лисичкин

хлеб»;

В.Орлов

«Хлебушек

душистый»;

с/х

И.Токмаковой «Что такое хлеб»; заучивание с/х Т.Лавровой «Из чего печется

хлеб»;

Слушание песен : «Колосок»; «Я пеку, пеку, пеку»; хоровод «Каравай».

С/р игры : «Хлебный магазин»; «В музее хлеба»; «На пекарне»; и др.,

Физкультминутки

:

«Колоски»;

«Замесим

тесто»;

«Сеем,

сеем,

сеем»;

«Колобок».

Дидактические игры : «Узнай на вкус»; «Что, где растет»; «Когда это бывает»;

«Что сначала, что потом»; «От зернышка до булочки»; «Времена года»; «Кто

больше назовет»; «Расскажите детям о хлебе»; и др.,

Использование наглядно — демонстрационного материала по теме.

Для успешной реализации проекта мною был разработан перспективный

план.

Второй этап — практический (работа с детьми).

Поэтапный план реализации проекта

период

мероприятия

задачи

ожидаемый

результат

ответственные

сентябрь

Презентация :

«Все профессии

важны , все

профессии нужны

».

Рассматривание :

колосьев пшеницы

и ржи ; серии

сюжетных картин ;

альбомов :

«Злаки», «Хлеб и

хлебобулочные

изделия»,

«Расскажите детям

о хлебе».

Выставка детских

творческих работ :

«Волшебный

колосок».

Формироват

ь у детей

знания о

профессиях.

Развивать

любознатель

ность;

активизиров

ать

психические

процессы;

развивать

связную

речь;

пополнить и

активизиров

ать словарь

детей.

Формироват

ь у детей

художествен

но —

эстетическое

восприятие;

Уважительн

ое

отношение

у детей к

людям

разных

профессий.

Воспитание

у детей

нравственно

го

отношения

детей к

профессии

комбайнера.

Знание

внешнего

вида

колоска.

Воспитатели

октябрь

ОД :

«Превращение

колоска».

Систематизи

ровать

знания детей

о том, как

выращивают

хлеб ;

воспитывать

уважение к

труду

Дети

узнают в

какой

последовате

льности

«Хлеб

попадает на

стол».

Воспитатели,

музыкальный

руководитель

Развлечение для

детей : «Осень —

осень, тебя в гости

просим».

взрослых

Развивать

творческие

способности

;

формировать

временные

представлен

ия»

Дети

узнают

значение

выражения :

«Хлеб —

всему

голова»;

любовь к

родной

природе.

ноябрь

Экскурсия на

пищеблок :

«Пахнет вкусно

там и тут, наши

повара булочки

пекут».

Кулинарный урок

«Печенье для моей

любимой

мамочки».

Организовать

выставку

творческих работ.

Закрепить

знания детей

о профессии

повар;

формировать

бережное

отношение к

хлебу;

формировать

любознатель

ность и

наблюдатель

ность.

Воспитыват

ь уважение к

труду людей,

которые

выращивают

хлеб;

Уважение

детей к

профессии

«Пекарь».

Уважение к

людям

разных

профессий.

Воспитатели,

старшая

медсестра,

сотрудники

пищеблока.

декабрь

Командная

эстафета : «Что

нужно для

замешивания

Развивать

тактильные

ощущения;

развивать

Воспитыват

ь

трудолюбие

и

Воспитатели

теста».

Беседа о культуре

поведения за

столом, бережном

отношении к

хлебу.

мелкую

моторику

рук.

Познакомить

детей с

правилами

этикета;

закреплять

навыки

культуры

поведения.

аккуратност

ь.

Знание

основ

культуры

поведения.

Январь

ОД :

Ознакомление с

окружающим «Из

чего печется

хлеб».

Экспериментирова

ние : размол зерен

в ступке.

Закреплять

знания детей

о том, что

хлеб

является

ежедневным

продуктом;

учить детей

размышлять.

Развивать

любознатель

ность;

расширять и

обогащать

знание детей

о колосе и

особенностя

х его

строения.

Воспитыват

ь чувства

доброжелат

ельности и

уважения к

людям,

которые

хлеб растят

и пекут.

Умение

находить

причинно

следственну

ю связь.

Воспитатели

февраль

ОД :

Ознакомление с

окружающим

«Наши печенья —

для гостей

угощения».

Продолжать

знакомить

детей с

тестом, его

свойствами;

учить

раскатывать

тесто

круговыми

движениями

.

Воспитание

чувства

доброжелат

ельности и

гостеприим

ства .

Воспитатели

ОД : Лепка

«Жаворонки весну

кличут», (соленое

тесто).

Развивать

творческое

воображение

.

Знание

истории

своих

предков,обы

чаев.

март

ОД : Лепка

«Колобок,

колобок...».

ОД :

Ознакомление с

окружающим

«Масленица».

Развивать

интерес к

труду;

закрепить и

обогатить

знания детей

о хлебе и

хлебобулочн

ых изделиях.

Дать

представлен

ия о

масленично

й неделе;

воспитывать

чувство

патриотизма

,

основанного

на русских

традициях.

Уважение к

людям —

хлеборобам;

Интерес

детей к

обрядовым

русским

праздникам.

Воспитатели,

музыкальный

руководитель.

апрель

Прогулка —

экскурсия в

магазин .

Экспериментирова

ние : «Посадка

зерен пшеницы».

Расширять

представлен

ия у детей о

продуктах.

Обучать

детей

способам

посадки;

знакомить с

особенностя

ми роста;

формировать

у детей

умение

Соблюдение

правил

поведения в

магазине.

Формирован

ие

познаватель

ных

интересов у

детей.

Воспитатели,

ст.,воспитател

ь,

представители

родительского

комитета

группы.

трудиться.

май

ОД :

Ознакомление с

окружающим

«Расскажите детям

о

хлебе»(презентаци

я книги).

Открытое занятие.

ОД : «Как хлеб к нам на

стол пришел».

Выставка детских

творческих работ;

Фотовыставка;

Презентация

проекта

педагогическому

коллективу.

Обогатить и

активизиров

ать

словарный

запас

детей;развив

ать

познаватель

ный

интерес;закр

еплять и

систематизи

ровать

знания о

хлебе.

Уточнить и

закрепить

представлен

ие детей о

выращивани

и хлеба;

активизиров

ать и

пополнить

словарный

запас;

развивать

мышление;

настойчивос

ть в

достижении

цели.

Становлени

е

нравственно

сти;

уважение к

людям

разных

профессий.

Уважительн

ое и

бережное

отношение

к тому, что

сделано

руками

человека;

умение

оценивать

результаты

труда.

Воспитатели

Перспективный план работы с родителями:

№п

Период

Мероприятия

Ответственные

/п

проведения

1

сентябрь

Анкетирование для родителей.

Воспитатели

2

октябрь

Пополнение

информационного

уголка книгами о хлебе.

Составление алгоритма «Как хлеб

к

нам

на

стол

попал»,

(книга

о

хлебе).

Воспитатели

3

ноябрь

Родительское собрание : «Вкусный

вечер»,

(чаепитие

посвященное

«Дню матери»).

Воспитатели

4

декабрь

Экскурсия в хлебный магазин.

Родители.

5

январь

Конкурс : «Самый лучший рецепт»

Воспитатели

Родители.

6

февраль

Кулинарная

студия

:

«Любимое

блюдо для мамы».

Родители.

7

март

Консульт ация

:

« М а с л е н и ц а

-русские традиции».

Воспитатели

Родители.

8

апрель

Фотовыставка

:

«Наши

семейные

праздники».

Воспитатели

Родители.

9

май

Круглый стол : «От зернышка до

булочки». Презентация проекта.

Воспитатели

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб –

наше богатство. Почему же люди с большим уважением относятся к хлебу,

почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Вывод:

Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на

это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются

излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.

Изучая пути становления от зернышка до хлеба , мы с детьми составили книгу

: «Расскажите детям о хлебе».

Дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но

раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.

А

как хлеб появился

на

нашем

столе?

Ведь

это

только

в

сказках

булки

и

пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень

длинный. Так же изучая информацию в Интернет, я нашла много интересного о

том, как хлеб выращивают в наше время и провела с детьми ОД: «Из чего

печется хлеб» с использованием ИКТ (презентация).

Во время бесед проведена большая словарная работа. Дети познакомились с

такими

понятиями как:

жница,

посеять,

взрастить,

помолоть, хлебозавод.

С

новыми профессиями: хлебороб,

агроном,

комбайнер,

колхозник,

пекарь,

кондитер.

С

названиями

машин,

которые

помогают

человеку

в

процессе

выращивания хлеба: месильная машина, комбайн, сеялка, конвейер

Самым

ярким

событием

было

посещение

нашего

пищеблока.

Дети

с

удовольствием и удивлённо наблюдали за тем, как повар замешивала тесто.Не

маловажным событием для детей было проведение кулинарного урока ко дню

матери «Печенье для любимой мамочки». В группе мы оформили фото альбом ”

Самый лучший рецепт”. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями

о том, как они готовили дома с мамой.

Завершающим этапом нашей работы стало

собрание

«От

зернышка

до

булочки», родителям была предложена к просмотру презентация, а так же фото

выставка детских творческих работ.

Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал много

положительных

эмоций

у

детей,

родителей,

коллег

и

дал

большой

тположительный

результат

в экспериментальной

деятельности

;

познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом

сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.

Родители с удовольствием принимали участие в предложенных конкурсах.

Таким

образом,

гипотеза,

выдвинутая

вначале

работы, оправдалась:

воспитанники узнали, как приходит хлеб на стол и почему взрослые так ценят

его, и сами стали бережнее относиться к нему.

Список использованной литературы:

1.

Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика-

Синтез», 2004. - 40с.

2.

Горькова

Л.Г.,

Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию

дошкольников — М.: ВАКО, 2007 — 240с.

3.Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -

144с.

4. Интернет — источник Международный образовательный портал МААМ. RU



В раздел образования