Автор: Цуканова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №92
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: экологический проект
Тема: "Как хлеб к нам на стол пришел"
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Как хлеб к нам на стол пришел».
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
–
детский сад №92 города Орла
Автор проекта: Цуканова Светлана Григорьевна – воспитатель;
Технологическая карта педагогического проекта.
Творческое название
проекта
"Как хлеб к нам на стол пришел".
Тип проекта
Долгосрочный.
Участники проекта
Дети средней группы.
Исполнители проекта
Воспитатели, музыкальный руководитель,
сотрудники дошкольного учреждения.
Сроки проекта
Сентябрь — май.
Тематическое поле
«Познавательное развитие»
Экология. Формирование основ экологической
культуры.
Этапы проекта
1этап — подготовительный(организационный) ; 2
этап — практический (основной) ; 3этап —
заключительный.
Риски проекта:
Незаинтересованность родителей
( мотивационная просветительская и практическая деятельность)
низкая заинтересованность детей
(для
повышения
интереса
детей
в
проект
включены
инновационные
формы работы с детьми, они разнообразны и представлены в игровой
форме; экспериментальная
деятельность
;
а
также
личный
пример
воспитателей и родителей)
Актуальность проекта:
дошкольный возраст является важнейшим этапом в
экологическом
образовании
и
воспитании
детей. В это время формируется
экологические представления, они являются основой систематических знаний о
природной среде и бережном к ней отношении. Именно в дошкольном возрасте
создаются
предпосылки
для
формирования
личности,
характера
будущего
гражданина.
Необходимо
создавать
условия
для
формирования
у
ребенка
экологически правильного поведения.
Важно прививать с детства детям бережное отношение к хлебу.
Современные дети мало интересуются откуда берётся хлеб, как его делают,
кто его растит и печет .
Поэтому
я
решила
дать
детям
по
этой
теме
необходимые
знания.
Хлеб
является источником жизни и символом труда.
Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили:
«Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». С
хлебом
связывают
множество
обрядов.
Считалось
что
хлеб,
особенно
его
первый кусок, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, то как
относится человек к хлебу, зависит его здоровье и удача.
Так как с хлебом дети сталкиваются ежедневно, то у них теряется ценность
данного продукта.
Мы с детьми средней группы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка
до
нашего
стола.
Данный
проект
позволяет
в
условиях
воспитательно-
образовательного и
исследовательского процесса расширить знания детей о
пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
О хлебе, об отношении к нему следует говорить, чтобы дети наши не росли
невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина,
Орловщина , Отец, Мать рядом стояло слово
- Хлеб. Любви и уважению
к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском
саду, и в последующем в школе в школе.
Цель проекта: систематизация знаний детей о том, как в Орловской области
выращивают хлеб, в какой последовательности «Хлеб попадает на стол» .
Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду людей,
благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи:
•
Изучить историю возникновения хлеба.
•
Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше
•
Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы
стать хлебом.
•
Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности.
•
Развивать творческие способности детей.
•
Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.
•
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей
р а з н ы х
п р о ф е с с и й ,
з а н и м а ю щ и х с я
в ы р а щ и в а н и е м
и
производством хлеба.
Разработка проекта:
•
создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой
деятельности, дидактические игры, иллюстрации;
•
подбор
методической
,
научно
—
популярной
и
художественной
литературы;
материалов
для
изобразительной
и
продуктивной
деятельности детей;
•
презентации.
Ожидаемые результаты:
•
сформировать у детей представления о ценности хлеба;
•
получить
знания
о
том,
как
выращивали
хлеб
в
старину,
и
как
это
происходит
сейчас,
донести
до
сознания
детей,
что
хлеб
–
это
итог
большой работы многих людей;
•
воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба;
•
воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
•
сбор информации;
•
беседы;
•
наблюдения;
•
эксперименты;
•
анализ.
Гипотиза: проект позволит:
повысить
интерес к
людям
родного
края
- хлеборобам,
воспитывать
бережное отношение к хлебу, как результату деятельности многих людей.
создать единое образовательное пространство на основе преемственности
в отношениях детского сада и семьи.
1 этап – Подготовительный(организационный)
Я
выбрала
эту
тему
потому,
что считаю,
что в
жизни
каждого
человека
понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человека хлеб представляется
не только караваем на столе, но и
символом достатка, а так же того, что
приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
Считаю, что чем больше дети будут знать о хлебе , тем дороже он станет им. Я
хоч у
воспитать
детей,
любящих,
уважающих,
знающих
каким
способом
получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное
отношение к хлебу.
Уверена ,
что
участие
детей
в проекте «Как
хлеб
на
стол
к
нам
пришел» позволит им максимально обогатить знания и представления детей о
зерновых
культурах,
их
свойствах;
развить
связную
речь,
творческие
способности
детей,
поисковую
деятельность.
При
этом
дети
смогут
познакомиться с профессиями людей.
В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов,
зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный
словарь детей.
Чтение
художественной
литературы: Е.Трутнева
«Золотой
дождик»;
Н.Телешова
«Крупинички»;
Украинская
народная
сказка
«Колос»;
рассказ
М.Пришвина
«Лисичкин
хлеб»;
В.Орлов
«Хлебушек
душистый»;
с/х
И.Токмаковой «Что такое хлеб»; заучивание с/х Т.Лавровой «Из чего печется
хлеб»;
Слушание песен : «Колосок»; «Я пеку, пеку, пеку»; хоровод «Каравай».
С/р игры : «Хлебный магазин»; «В музее хлеба»; «На пекарне»; и др.,
Физкультминутки
:
«Колоски»;
«Замесим
тесто»;
«Сеем,
сеем,
сеем»;
«Колобок».
Дидактические игры : «Узнай на вкус»; «Что, где растет»; «Когда это бывает»;
«Что сначала, что потом»; «От зернышка до булочки»; «Времена года»; «Кто
больше назовет»; «Расскажите детям о хлебе»; и др.,
Использование наглядно — демонстрационного материала по теме.
Для успешной реализации проекта мною был разработан перспективный
план.
Второй этап — практический (работа с детьми).
Поэтапный план реализации проекта
период
мероприятия
задачи
ожидаемый
результат
ответственные
сентябрь
•
Презентация :
«Все профессии
важны , все
профессии нужны
».
•
Рассматривание :
колосьев пшеницы
и ржи ; серии
сюжетных картин ;
альбомов :
«Злаки», «Хлеб и
хлебобулочные
изделия»,
«Расскажите детям
о хлебе».
•
Выставка детских
творческих работ :
«Волшебный
колосок».
Формироват
ь у детей
знания о
профессиях.
Развивать
любознатель
ность;
активизиров
ать
психические
процессы;
развивать
связную
речь;
пополнить и
активизиров
ать словарь
детей.
Формироват
ь у детей
художествен
но —
эстетическое
восприятие;
Уважительн
ое
отношение
у детей к
людям
разных
профессий.
Воспитание
у детей
нравственно
го
отношения
детей к
профессии
комбайнера.
Знание
внешнего
вида
колоска.
Воспитатели
октябрь
•
ОД :
«Превращение
колоска».
Систематизи
ровать
знания детей
о том, как
выращивают
хлеб ;
воспитывать
уважение к
труду
Дети
узнают в
какой
последовате
льности
«Хлеб
попадает на
стол».
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
•
Развлечение для
детей : «Осень —
осень, тебя в гости
просим».
взрослых
Развивать
творческие
способности
;
формировать
временные
представлен
ия»
Дети
узнают
значение
выражения :
«Хлеб —
всему
голова»;
любовь к
родной
природе.
ноябрь
•
Экскурсия на
пищеблок :
«Пахнет вкусно
там и тут, наши
повара булочки
пекут».
•
Кулинарный урок
«Печенье для моей
любимой
мамочки».
•
Организовать
выставку
творческих работ.
Закрепить
знания детей
о профессии
повар;
формировать
бережное
отношение к
хлебу;
формировать
любознатель
ность и
наблюдатель
ность.
Воспитыват
ь уважение к
труду людей,
которые
выращивают
хлеб;
Уважение
детей к
профессии
«Пекарь».
Уважение к
людям
разных
профессий.
Воспитатели,
старшая
медсестра,
сотрудники
пищеблока.
декабрь
•
Командная
эстафета : «Что
нужно для
замешивания
Развивать
тактильные
ощущения;
развивать
Воспитыват
ь
трудолюбие
и
Воспитатели
теста».
•
Беседа о культуре
поведения за
столом, бережном
отношении к
хлебу.
мелкую
моторику
рук.
Познакомить
детей с
правилами
этикета;
закреплять
навыки
культуры
поведения.
аккуратност
ь.
Знание
основ
культуры
поведения.
Январь
•
ОД :
Ознакомление с
окружающим «Из
чего печется
хлеб».
•
Экспериментирова
ние : размол зерен
в ступке.
Закреплять
знания детей
о том, что
хлеб
является
ежедневным
продуктом;
учить детей
размышлять.
Развивать
любознатель
ность;
расширять и
обогащать
знание детей
о колосе и
особенностя
х его
строения.
Воспитыват
ь чувства
доброжелат
ельности и
уважения к
людям,
которые
хлеб растят
и пекут.
Умение
находить
причинно
—
следственну
ю связь.
Воспитатели
февраль
•
ОД :
Ознакомление с
окружающим
«Наши печенья —
для гостей
угощения».
Продолжать
знакомить
детей с
тестом, его
свойствами;
учить
раскатывать
тесто
круговыми
движениями
.
Воспитание
чувства
доброжелат
ельности и
гостеприим
ства .
Воспитатели
•
ОД : Лепка
«Жаворонки весну
кличут», (соленое
тесто).
Развивать
творческое
воображение
.
Знание
истории
своих
предков,обы
чаев.
март
•
ОД : Лепка
«Колобок,
колобок...».
•
ОД :
Ознакомление с
окружающим
«Масленица».
Развивать
интерес к
труду;
закрепить и
обогатить
знания детей
о хлебе и
хлебобулочн
ых изделиях.
Дать
представлен
ия о
масленично
й неделе;
воспитывать
чувство
патриотизма
,
основанного
на русских
традициях.
Уважение к
людям —
хлеборобам;
Интерес
детей к
обрядовым
русским
праздникам.
Воспитатели,
музыкальный
руководитель.
апрель
•
Прогулка —
экскурсия в
магазин .
•
Экспериментирова
ние : «Посадка
зерен пшеницы».
Расширять
представлен
ия у детей о
продуктах.
Обучать
детей
способам
посадки;
знакомить с
особенностя
ми роста;
формировать
у детей
умение
Соблюдение
правил
поведения в
магазине.
Формирован
ие
познаватель
ных
интересов у
детей.
Воспитатели,
ст.,воспитател
ь,
представители
родительского
комитета
группы.
трудиться.
май
•
ОД :
Ознакомление с
окружающим
«Расскажите детям
о
хлебе»(презентаци
я книги).
•
Открытое занятие.
ОД : «Как хлеб к нам на
стол пришел».
•
Выставка детских
творческих работ;
•
Фотовыставка;
•
Презентация
проекта
педагогическому
коллективу.
Обогатить и
активизиров
ать
словарный
запас
детей;развив
ать
познаватель
ный
интерес;закр
еплять и
систематизи
ровать
знания о
хлебе.
Уточнить и
закрепить
представлен
ие детей о
выращивани
и хлеба;
активизиров
ать и
пополнить
словарный
запас;
развивать
мышление;
настойчивос
ть в
достижении
цели.
Становлени
е
нравственно
сти;
уважение к
людям
разных
профессий.
Уважительн
ое и
бережное
отношение
к тому, что
сделано
руками
человека;
умение
оценивать
результаты
труда.
Воспитатели
Перспективный план работы с родителями:
№п
Период
Мероприятия
Ответственные
/п
проведения
1
сентябрь
•
Анкетирование для родителей.
Воспитатели
2
октябрь
•
Пополнение
информационного
уголка книгами о хлебе.
•
Составление алгоритма «Как хлеб
к
нам
на
стол
попал»,
(книга
о
хлебе).
Воспитатели
3
ноябрь
•
Родительское собрание : «Вкусный
вечер»,
(чаепитие
посвященное
«Дню матери»).
Воспитатели
4
декабрь
•
Экскурсия в хлебный магазин.
Родители.
5
январь
•
Конкурс : «Самый лучший рецепт»
Воспитатели
Родители.
6
февраль
•
Кулинарная
студия
:
«Любимое
блюдо для мамы».
Родители.
7
март
•
Консульт ация
:
« М а с л е н и ц а
-русские традиции».
Воспитатели
Родители.
8
апрель
•
Фотовыставка
:
«Наши
семейные
праздники».
Воспитатели
Родители.
9
май
•
Круглый стол : «От зернышка до
булочки». Презентация проекта.
Воспитатели
Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб –
наше богатство. Почему же люди с большим уважением относятся к хлебу,
почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Вывод:
Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на
это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются
излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.
Изучая пути становления от зернышка до хлеба , мы с детьми составили книгу
: «Расскажите детям о хлебе».
Дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но
раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.
А
как хлеб появился
на
нашем
столе?
Ведь
это
только
в
сказках
булки
и
пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень
длинный. Так же изучая информацию в Интернет, я нашла много интересного о
том, как хлеб выращивают в наше время и провела с детьми ОД: «Из чего
печется хлеб» с использованием ИКТ (презентация).
Во время бесед проведена большая словарная работа. Дети познакомились с
такими
понятиями как:
жница,
посеять,
взрастить,
помолоть, хлебозавод.
С
новыми профессиями: хлебороб,
агроном,
комбайнер,
колхозник,
пекарь,
кондитер.
С
названиями
машин,
которые
помогают
человеку
в
процессе
выращивания хлеба: месильная машина, комбайн, сеялка, конвейер
Самым
ярким
событием
было
посещение
нашего
пищеблока.
Дети
с
удовольствием и удивлённо наблюдали за тем, как повар замешивала тесто.Не
маловажным событием для детей было проведение кулинарного урока ко дню
матери «Печенье для любимой мамочки». В группе мы оформили фото альбом ”
Самый лучший рецепт”. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями
о том, как они готовили дома с мамой.
Завершающим этапом нашей работы стало
собрание
«От
зернышка
до
булочки», родителям была предложена к просмотру презентация, а так же фото
выставка детских творческих работ.
Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал много
положительных
эмоций
у
детей,
родителей,
коллег
и
дал
большой
тположительный
результат
в экспериментальной
деятельности
;
познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом
сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.
Родители с удовольствием принимали участие в предложенных конкурсах.
Таким
образом,
гипотеза,
выдвинутая
вначале
работы, оправдалась:
воспитанники узнали, как приходит хлеб на стол и почему взрослые так ценят
его, и сами стали бережнее относиться к нему.
Список использованной литературы:
1.
Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика-
Синтез», 2004. - 40с.
2.
Горькова
Л.Г.,
Сценарии
занятий
по
экологическому
воспитанию
дошкольников — М.: ВАКО, 2007 — 240с.
3.Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -
144с.
4. Интернет — источник Международный образовательный портал МААМ. RU