Автор: Аристова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: Краснодарский край станица Ставропольская
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Математическое конструирование
Раздел: начальное образование
Краснодарский край, МО Северский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
станица Ставропольская
УТВЕРЖДЕНО:
Решением педсовета протокол №1
от 30.08.2017 года
Председатель педсовета
__________ Панина Ю.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
( обще-интеллектуальное направление)
клуб «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ»
тип:
образовательная программа по конкретным видам
внеурочной деятельности.
срок реализации: 4года
возраст: от 6,5 до 11лет.
Программа составлена на основе
программы факультативного курса
Волковой С.И., Пчёлкиной О.Л. «Математика и конструирование»
Разработчик: учитель начальных классов Н.А.Аристова
I.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены
разнообразные виды учебных
действий, которые разбиты на три большие
группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение
заданий по образцу,
б)
воспроизводящие
учебные
действия
направлены
на
формирование
вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие
мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя
при
объяснении
нового
материала
в
связи
с
выполнением
заданий
аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют
отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров
и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Личностными результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать
трудности
–
качеств
весьма
важных
в
практической
деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и
др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение
деталей
(танов,
треугольников,
уголков,
спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры
из
частей. Определять место
заданной
детали
в
конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
заданным условием.
Объяснять
(доказывать) выбор
деталей
или
способа
действия
при
заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые
действия
контроля
и
самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи.
Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение
деталей.
Выбор
деталей
в
соответствии
с
заданным
контуром
конструкции.
Поиск
нескольких
возможных
вариантов
решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание)
орнамента
с
использованием
циркуля
(по
образцу,
по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки.
Создание
объёмных
фигур
из
разверток:
цилиндр,
призма
шестиугольная,
призма
треугольная,
куб,
конус,
четырёхугольная
пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные
приемы
действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в
процессе
совместного
обсуждения
алгоритм
решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила
игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное
учебное
действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою
позицию
в
коммуникации, учитывать разные
мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
II.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основное
содержание
факультативного
курса
представлено
двумя
крупными
разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка.
Линия.
Линии
прямые
и
кривые.
Линии
замкнутые
и
незамкнутые.
Прямая
линия.
Свойства
прямой.
Отрезок.
Деление
отрезка
пополам.
Луч.
Взаимное расположение отрезков
на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины,
звенья ломаной. Длина ломаной. Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы,
вершины,
стороны
многоугольника.
Виды
многоугольников:
треугольник,
четырёхугольник,
пятиугольник
и
т.
д.
Периметр
многоугольника.
Виды
треугольников:
по
соотношению
сторон:
разносторонний,
равнобедренный
(равносторонний);
по
углам:
прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный,
разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием
циркуля
и
неоцифрованной
линейки.
Прямоугольник.
Квадрат.
Диагонали
прямоугольника
(квадрата)
и
их
свойства.
Построение
прямоугольника
(квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника.
Площадь
прямоугольника
(квадрата),
площадь
прямоугольного
треугольника.
Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр, радиус,
диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата)
и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная
около
прямоугольника
(квадрата).
Вписанный
в
окружность
треугольник.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12
равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный
параллелепипед.
Грани,
рёбра,
вершины
прямоугольного
параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда.
Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба.
Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх
проекциях.
Треугольная
пирамида.
Грани,
рёбра,
вершины
треугольной
пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера. Осевая симметрия. Фигуры,
имеющие одну, две и более
осей симметрии.
Конструирование
Виды
бумаги.
Основные
приёмы
обработки
бумаги:
сгибание,
складывание,
разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с
использованием клея.
Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины
моделей
«Самолёт»,
«Песочница».
Изготовление
заготовок
прямоугольной
формы заданных размеров.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы.
Изготовление
аппликаций
с
использованием
различных
многоугольников.
Изготовление
набора
«Геометрическая
мозаика»
с
последующим
его
использованием для
конструирования
различных
геометрических
фигур,
бордюров,
сюжетных
картин.
Знакомство
с
техникой
«Оригами»
и
изготовление
изделий
с
использованием
этой
техники.
Чертёж.
Линии
на
чертеже:
основная
(изображение
видимого
контура),
сплошная
тонкая
(размерная
и
выносная),
штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление
аппликаций
и
изделий
по
чертежу.
Технологический
рисунок.
Изготовление
аппликаций по
технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по
технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления:
простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты.
Сборка из деталей
«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка.
Модель
прямоугольного
параллелепипеда,
куба,
треугольной
пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных
многогранников.
Изготовление
игр
геометрического
содержания
«Танграм»,
«Пентамино».
Изготовление
фигур,
имеющих
заданное
количество
осей
симметрии.
III. Тематическое планирование курса
1 класс - 66 часов в год (2 раза в неделю)
№ п/п
Содержание (раздел, тема)
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
УУД
1-2
Вводное занятие. Математика – это
интересно
2
Ставить точки, проводить линии.
Чертить прямую по линейке.
Различать замкнутые и незамкнутые кривые.
3-4
Точка. Линия
2
Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу
ножницами.
Склеивать бумажные детали.
5-6
Виды бумаги.
2
Получать перегибанием бумаги прямую,
пересекающиеся и не-
пересекающиеся прямые.
Иллюстрировать основное свойство прямой.
Проводить прямую по линейке
Показывать на чертеже различные
расположения прямых на плоскости.
7-10
Практическая работа с бумагой.
3
Чертить отрезки, находить отрезки в составе
различных фигур.
11-12
Отрезок.
2
Обозначать буквами изученные
геометрические фигуры.
Вырезать по заготовкам бумажные полоски
разной длины.
Конструировать модели объектов по
образцам. Конструировать модели объектов
по образцам, когда требуется изготовление
дополнительных деталей
13-18
Обозначение геометрических
фигур буквами.
6
Чертить луч.
19-20
Луч.
2
Сравнивать и упорядочивать отрезки по
длине. Чертить луч.
21-22
Сантиметр.
2
Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность
двух отрезков.
23-24
Циркуль.
2
Изготавливать из бумаги
непрямоугольной формы модели прямого
угла.
Изготавливать из бумаги модели острого и
тупого угла.
Изготовление моделей различных углов.
25-28
Угол.
4
Изготавливать из бумаги непрямоугольной
формы модели прямого угла.
29-32
Ломаная.
4
Распознавать и чертить ломаные.
Определять длину ломаной разными
способами
33-36
Многоугольник.
4
Распознавать и называть многоугольники
разных видов: треугольник,
четырёхугольник, пятиугольник и др., их
углы, стороны и вершины Выделять
прямоугольник из множества
четырёхугольников, изображать
прямоугольник на клетчатой бумаге.
Изготавливать заготовки прямоугольной
формы заданных размеров.
Выделять квадраты из множества
прямоугольников, чертить квадрат на
клетчатой бумаге, преобразовывать
бумажную модель прямоугольника в
модель квадрата.
37-42
Прямоугольник.
6
Выделять прямоугольник из множества
четырехугольников, изображать
прямоугольник на клетчатой бумаге.
43-46
Единицы длины:
4
Работать с бумагой. Изготавливать
аппликации по образцу из
подготовленных элементов
(геометрических фигур).
47-48
Изготовление геометрического
набора треугольников.
2
Определять правило, по которому составлен
узор, и продолжать его с использованием
вырезанных геометрических фигур.
Читать схемы и изготавливать изделия
в технике «Оригами»
49-50
Изготовление аппликаций «Домик»
с использованием геометрического
набора треугольников.
2
Изготавливать аппликации по
образцу из подготовленных
элементов (геометрических фигур).
Определять правило, по которому
составлен узор, и продолжать его с
использованием вырезанных геометрических
фигур.
51-54
Изготовление аппликаций
«Чайник» с использованием
геометрического набора
треугольников.
4
55-58
Изготовление аппликаций «Ракета»
с использованием геометрического
набора треугольников.
4
59-62
Изготовление набора
«Геометрическая мозаика».
Изготовление аппликаций с
использованием набора
«Геометрическая мозаика».
4
63-66
«Оригами».
4
Читать схемы и изготавливать изделия в
технике «Оригами»
2 класс - 68 часов в год (2 раза в неделю)
№ п/п
Содержание (раздел, тема)
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
УУД
1-2
Повторение
г е ом е т р ического
материала: отрезок, угол, ломаная,
прямоугольник, квадрат.
2
3-4
Изготовление изделий в технике
оригами — «Воздушный змей»
2
5-6
Треугольник.
Соотношение
длин
сторон треугольника
2
Определять,
из
каких
трёх
отрезков
можно построить треугольник
Изготавливать модель складного метра.
Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на
клетчатой бумаге.
Строить прямоугольник на нелинованной
бу м а г е
с
п о м о щ ь ю
ч е р т ё ж н о г о
треугольника.
7-8
Прямоугольник.
П р а ктическая
работа «Изготовление модели склад-
ного метра».
2
9-10
Свойство противоположных сторон
прямоугольника.
2
11-12
Диагонали
прямоугольника
и
их
свойства.
2
13-14
Квадрат. Диагонали квадрата и их
свойства
2
15-16
Построение
прямоугольника
на
нелинованной
бумаге
с
помощью
чертёжного треугольника.
2
17-18
Середина отрезка
2
Находить
середину
отрезка
с
помощью
циркуля и неоцифрованной линейки (без
измерений)
Строить
отрезок
равный
данному,
с
использованием циркуля (без измерения
его длины)
19-20
Середина отрезка
2
21-22
Построение
отрезка,
равного
данному, с по мощью циркуля
2
23-24
Практическая работа «Изготовление
пакета
для
хранения
счётных
палочек»
2
Изготавливать изделия с использованием
з а г о т о в о к ,
и м е ю щ и х
ф о р м у
прямоугольника (квадрата)
25-26
Практическая работа «Изготовление
подставки для кисточки»
2
27-28
Практическая работа «Преобразова-
ние фигур по заданному правилу и
по воображению»
2
29-30
Окружность. Круг. Центр, радиус,
диаметр окружности (круга).
2
Чертить окружность (круг),
прямоугольник, вписанный в окружность
31-32
Окружность. Круг. Центр, радиус,
диаметр окружности (круга).
2
33-34
Окружность. Круг. Центр, радиус,
диаметр окружности (круга).
2
35-36
Окружность. Круг. Центр, радиус,
диаметр окружности (круга).
2
37-38
Построен и е
п р я м о у г о л ь н и к а ,
вписанного в окружность
2
39-40
Практическая работа «Изготовление
ребристого шара»
2
Вырезать круги и использовать их для
изготовления описанного изделия.
Изменять изготовленное изделие по
предложенному условию
41-42
Практическая работа «Изготовление
аппликации «Цыплёнок»»
2
43-44
Аппликация «Цыпленок»
2
45-46
Деление окружности на 6 равных
частей. Вычерчивание «розеток»
2
Делить окружность на 6 равных частей с
использованием циркуля
47-48
Чертёж. Практическая работа
«Изготовление закладки для книги»
по предложенному чертежу с
использованием в качестве
элементов прямоугольников,
треугольников, кругов.
2
Читать и использовать простейший чертёж
для изготовления предложенного изделия.
Читать технологическую карту и выполнять
по ней действия
49-50
Технологическая карта. Составление
плана действий по технологической
карте (как вырезать кольцо)
2
51-52
Чтение
чертежа.
С оотнесение
чертежа
с
рисунком
будущего
изделия. Изготовление по чертежу
аппликации «Автомобиль».
2
Читать
чертёж
и
изготавливать по чер-
тежу несложные изделия. Вносить изме-
нения в изделие по изменениям в чертеже
и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку
изделия
53-54
Изготовление чертежа по рисунку
изделия
2
55-56
И з г о т о в л е н и е
п о
ч е р т ежу
аппликаций «Трактор с тележкой»,
«Экскаватор»
2
Дополнять чертёж недостающим
размером
57-58
И з г о т о в л е н и е
п о
ч е р т ежу
аппликаций «Трактор с тележкой»,
«Экскаватор»
2
59-60
Оригами.
Изготовление
изделия
«Щенок»
2
Изготавливать
по
чертежу
несложные
изделия. Работать в паре: распределять
обязанности,
о б с у ж д ат ь
р езультат,
исправлять допущенные ошибки
61-62
Оригами. Изготовление изделия
«Жук»
2
63-64
Работа
с
набором
«Конструктор».
Детали, правила и приёмы работы с
деталями и инструментами набора.
2
Собирать несложные изделия из деталей
набора «Конструктор» по рисункам
готовых образцов
65-66
Виды соединений. Конструирование
р а з л и ч н ы х
п р е дм е т о в
с
использованием
деталей
набора
«Конструктор».
2
67-68
Работа
с
набором
«Конструктор».
Усовершенствование изготовленных
изделий
2
3 класс - 68 часов в год (2 раза в неделю)
№ п/п
Содержание (раздел, тема)
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
УУД
1-2
Отрезок. Построение отрезка.
2
Обобщить знания по отрезку
Строить
отрезок,
равный
заданному,
с
использованием циркуля.
3-4
Ломаная. Многоугольник.
2
Обобщить знания по многоугольнику
Строить многоугольники
5-6
Треугольник. Виды треугольника
по сторонам.
2
Различать треугольники по сторонам и
углам
7-8
Построение треугольника по
трём сторонам, заданным
отрезками
2
Строить треугольник по трем сторонам с
использованием циркуля и линейки
9-10
Построение треугольника.
Соотношение между сторонами
треугольниками
2
Строить треугольник по трем сторонам с
использованием циркуля и линейки
11-12
Конструирование фигур из
треугольников
2
Изготавливать фигуры из треугольников
13-14
Правильная треугольная
пирамида
2
Изучить правильную треугольную
пирамиду
15-16
Практическая работа № 1.
Изготовление модели правильной
треугольной пирамиды.
2
Изучать развертку правильной треугольной
пирамиды
17-18
Практическая работа № 2
Изготовление игрушки
«Флексатон»
2
Изготавливать различные модели
правильной треугольной пирамиды
19-20
Периметр многоугольника
2
Изготавливать различные модели
правильной треугольной пирамиды
21-22
Свойства диагоналей
прямоугольника. Составление
прямоугольников из данных
частей
2
Вычислять периметр многоугольника
23-24
Вычерчивание прямоугольника
(квадрат) на нелинованной
бумаге.
2
Изучать свойства диагоналей
прямоугольника
25-26
Закрепление пройденного
2
Строить прямоугольник на нелинованной
бумаге с использованием свойств
диагоналей прямоугольника (квадрата)
27-28
Чертеж. Изготовление
аппликаций.
2
Изготавливать по чертежу различные
аппликации
29-30
Практическая работа № 3
Изготовление по чертежу
аппликации “Домик”
2
Обобщение знаний по изученному
материалу
31-32
Практическая работа № 3
Оформление аппликации
“Домик”
2
Изготавливать по чертежу различные
аппликации
33-34
Практическая работа № 4
Изготовление по чертежу
аппликации “Бульдозер”
2
Изготавливать по чертежу различные
аппликации
35-36
Практическая работа № 4
Оформление аппликации
“Бульдозер”
2
Изготавливать по чертежу различные
аппликации
37-38
Практическая работа № 5
Изготовление по
технологической карте
композиции “Яхты в море”
2
Выстраивать композиции по
технологическому рисунку
39-40
Практическая работа № 5
Составление композиции “Яхты в
2
Выстраивать композиции по
технологическому рисунку
море”
41-42
Площадь фигуры. Сравнение
площадей. Единицы площадей.
2
Определять площадь прямоугольника
(квадрата)
43-44
Вычисление площадей фигур,
составленных из
прямоугольников. Площадь
прямоугольного треугольника
2
Определять площадь прямоугольника
(квадрата) и прямоугольного треугольника
45-46
Вычерчивание круга. Деление
круга на 2, 4, 8 равных частей.
2
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных
частей
47-48
Практическая работа № 6
Изготовление многолепесткового
цветка.
2
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных
частей
Изготавливать аппликации из частей
окружности
49-50
Практическая работа № 6
Оформление цветка.
2
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных
частей
Изготавливать аппликации из частей
окружности
51-52
Деление окружности (круга) на 3,
6, 12 равных частей
2
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12
равных частей
53-54
Практическая работа № 7
Изготовление модели часов.
2
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12
равных частей
Изготавливать аппликации из частей
окружности
55-56
Взаимное расположение
окружностей на плоскости
2
Чертить пересекающиеся,
непересекающиеся (в том числе
концентрические) окружности
57-58
Деление отрезка пополам с
помощью циркуля и линейки без
делений
2
Выполнять деление отрезка пополам с
использованием циркуля и линейки без
делений
59-60
Получение практическим
способом треугольника
вписанного в окружность
2
Чертить фигуры на плоскости
61-62
Практическая работа № 8
Изготовление аппликации
“Паровоз” и геометрической
игры “Танграм”
2
Изготавливать аппликацию из различных
фигур
Изготавливать аппликацию из частей игры
«Танграм»
63-64
«Оригами». Изготовление
изделия «Лебедь»
2
Работать в технике «Оригами»
65-66
Техническое конструирование из
деталей набора «Конструктор»
2
Изучить техническое моделирование
67-68
Изготовление моделей
«Подъемный кран» и
«Транспортер»
2
Конструировать по рисункам модели из
деталей набора «Конструктор»
4 класс - 68 часов в год (2 раза в неделю)
№ п/п
Содержание (раздел, тема)
Кол-во
часов
Основные виды деятельности
УУД
1-2
Прямоугольный параллелепипед.
Элементы прямоугольного
параллелепипеда
2
Изготавливать моде-
ли прямоугольных параллелепипедов с
использованием развёрток и каркасной
модели из кусков проволоки
3-4
Свойства граней и ребер
прямоугольного
параллелепипеда.
2
5-8
Развертка прямоугольного
параллелепипеда.
4
9-10
Куб. Элементы куба: грани,
ребра, вершины.
2
Изготавливать модели куба с
использованием развёрток и каркасной
модели из счётных палочек
11-12
Свойства граней и ребер куба.
2
13-16
Развертка куба. Изготовление
каркасной модели
прямоугольного параллелепипеда
(куба).
4
17-20
Вычерчивание развертки и
изготовление модели прямо-
угольного параллелепипеда
(куба).
4
21-22
Изготовление модели куба
сплетением из трех полосок
2
23-24
Изготовление моделей объектов,
имеющих форму прямоугольного
параллелепипеда (платяной
шкаф, гараж).
2
Изготавливать по
чертежу модели объектов
25-28
Изображение прямоугольного
параллелепипеда (куба) в трех
проекциях.
4
Читать чертёж прямоугольного
параллелепипеда, заданный в трёх
проекциях
29-30
Соотнесение модели, развертки и
чертежа прямоугольного
параллелепипеда (куба).
2
Читать чертёж куба,
заданный в трёх проекциях.
31-34
Вычерчивание в трех проекциях
простых композиций из кубов
одинаковых размеров.
4
Изготавливать по
чертежу модели объектов
35-36
Осевая симметрия. Фигуры,
имеющие одну, две и более оси
симметрии.
2
Проводить практическими и графическими
способами оси симметрии в фигурах
37-40
Вычерчивание фигур,
симметричных заданным,
относительно заданной оси
симметрии.
4
41-42
Знакомство с прямым круговым
цилиндром, шаром, сферой.
2
Находить в окружающей действительности
предметы цилиндрической формы
43-44
Развертка прямого кругового
цилиндра.
2
45-48
Изготовление моделей цилиндра.
4
49-52
Изготовление моделей шара.
4
53-56
Изготовление моделей объектов,
имеющих форму цилиндра
(подставка для карандашей;
4
Изготавливать по
чертежу модели объектов, имеющих
дорожный каток).
цилиндрическую форму
57-60
Изготовление набора
«Монгольская игра» и его
использование для построения
заданных фигур.
4
61-64
Изготовление способом оригами
героев сказки «Лиса и журавль».
4
Работать в группе:
распределение объектов для изготовления,
составления композиции
65-66
Знакомство с диаграммами:
изображение данных с помощью
столбчатых диаграмм.
2
Читать и строить
столбчатые диаграммы
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 7 по внеурочной деятельности, количество часов по
курсу «Математическое конструирование» увеличено с 1 часа в неделю (33 часа в год) на 2
часа в неделю (66 часов в год).
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического
объединения
учителей
начальных
классов СОШ № 7
от ___________ 20__ года №
___________ ______________
подпись руководителя МО
Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ М.А.Колесникова
подпись Ф.И.О.
______________ 20__ года
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Математическое конструирование». 1 класс.
№
п/п
Содержание (раздел, тема)
Кол-
во
часов
Дата
Основные виды
деятельности
УУД
план
факт
1
Вводное занятие:
«Математика – это интересно!»
1
05.09
Познакомить учащихся с
содержанием курса
2
Точка. Линия. Танграм
1
06.09
Ставить точки, проводить
линии. Чертить прямую по
линейке.
3
Изображение точки и линий на
бумаге.
1
12.09
4
Спичечный конструктор.
Прямая. Кривая линия.
1
13.09
Чертить прямую по линейке.
Различать замкнутые и
незамкнутые кривые.
5
Взаимное расположение линий
на плоскости.
1
19.09
6
Замкнутая и незамкнутая кривая.
1
20.09
7
Виды бумаги.
1
26.09
Размечать бумагу по
шаблону, резать бумагу
ножницами.
Склеивать бумажные детали.
Получать перегибанием
бумаги прямую,
пересекающиеся и
непересекающиеся прямые.
Иллюстрировать основное
свойство прямой.
Проводить прямую по
линейке.
Показывать на чертеже
различные расположения
прямых на плоскости.
Основное свойство прямой:
через две точки можно
провести прямую, и притом
только одну. Линейка,
использование которой
необходимо при (проведении
прямой. Различные положения
прямых на плоскости и в
пространстве; вертикальные,
горизонтальные, наклонные
прямые.
8
Получение прямой путем сгиба-
ния бумаги.
1
27.09
9
Практическая работа с бумагой
1
03.10
10
Свойства прямой.
1
04.10
11
Основное
свойство
прямой:
через две точки можно провести
прямую и притом только одну.
1
10.10
12
Линейка
—
инструмент
для
проведения прямой.
1
11.10
13
Горизонтальное,
вертикальное,
наклонное положение прямой на
плоскости.
1
17.10
Вычерчивание отрезка с
использованием линейки.
Преобразование фигур,
составленных из счётных
палочек, по заданным
условиям.
Иллюстрировать основное
свойство прямой.
Проводить прямую по
линейке.
Показывать на чертеже
различные расположения
прямых на плоскости.
14
Отрезок.
1
18.10
Чертить отрезки, находить
отрезки в составе
различных фигур.
15
Вычерчивание отрезка.
1
24.10
16
Преобразование
фигур
по
заданным условиям.
1
25.10
17
Отрезки и дуги.
1
07.11
18
Обозначение
геометрических
фигур буквами.
1
08.11
Обозначать буквами
изученные геометрические
фигуры.
19
Изготовление
полосок
разной
длины.
1
14.11
Вырезать по заготовкам
бумажные полоски разной
длины.
20
Повторение
и
з а к р е п л е н и е
пройденного.
1
15.11
Чертить отрезки, находить
отрезки в составе
различных фигур.
21
Геометрические фигуры
1
21.11
22
Конструирование
модели
самолета из полосок бумаги.
1
22.11
Конструировать модели
объектов по образцам.
Конструировать модели
объектов по образцам, когда
требуется изготовление
дополнительных деталей.
23
Налево и направо
1
28.11
24
И з гото вл е н и е
а п п л и к а ц и и
«Песочница».
1
29.11
25
Луч.
1
05.12
Находить луч среди других
фигур
Чертить луч.
26
Сравнение отрезков с помощью
циркуля.
1
06.12
Сравнивать и упорядочивать
отрезки по длине.
27
Сантиметр. Измерение длины
1
12.12
Измерять длину отрезков
28
Ге о м е т р и ч е с к а я
с у м м а
и
разность двух отрезков.
1
13.12
Чертить отрезок-сумму и
отрезок-разность двух
отрезков.
29
Угол.
1
19.12
Изготавливать из бумаги
непрямоугольной формы
модели прямого угла.
30
Прямой угол.
1
20.12
31
Непрямые углы.
1
26.12
32
Изготовление
модели
прямого
угла.
1
27.12
33
Виды
углов:
прямой,
тупой,
острый.
1
16.01
Изготавливать из бумаги
модели острого и тупого угла.
34
Чертёжный треугольник.
1
17.01
Делить треугольники на
группы, выделять признаки
треугольников разных видов.
Изготавливать из бумаги
модели различных углов
35
Виды углов: прямой, острый,
тупой, развёрнутый.
1
23.01
36
И з г о т о в л е н и е
м о д е л е й
различных углов.
1
24.01
37
Ломаная.
1
30.01
Распознавать и чертить
ломаные.
38
Вершины, звенья ломаной.
1
31.01
39
Длина ломаной. Два
способа
определения длины ломаной.
1
06.02
Определять длину ломаной
разными способами.
40
Многоугольник.
1
07.02
Распознавать и называть
многоугольники разных
видов: треугольник,
четырёхугольник,
пятиугольник и др., их
углы,
стороны и вершины.
41
Угл ы ,
с т о р о н ы ,
в е р ш и н ы
многоугольника.
1
13.02
42
Треугольник,
четырёхугольник,
пятиугольник и др.
1
14.02
43
Классификация многоугольников
по числу сторон.
1
27.02
44
Прямоугольник.
1
28.02
Выделять прямоугольник из
множества
четырехугольников,
изображать прямоугольник на
клетчатой бумаге.
45
Свойство
противоположных
сторон прямоугольника.
1
06.03
46
Изображение прямоугольника
на бумаге в клетку.
1
07.03
47
Квадрат.
1
13.03
Выделять квадраты из
множества прямоугольников,
чертить квадрат на клетчатой
бумаге, преобразовывать
бумажную модель
прямоугольника в модель
квадрата.
48
Преобразование
прямоугольника
в
к в а д р а т
и
к в а д р а т а
в
прямоугольник.
1
14.03
49
Чертёж. Обозначение
на чертеже линии сгиба.
1
20.03
50
Единицы длины: дециметр, метр.
1
21.03
Переводить одни единицы
длины в другие. Работать с
бумагой.
51
Соотношения между единицами
длины.
1
03.04
52
Повторение
и
з а к р е п л е н и е
пройденного.
1
04.04
53
Измерение длины отрезка.
1
10.04
54
Повторение
и
з а к р е п л е н и е
пройденного.
1
11.04
55
Сантиметр и дециметр
1
17.04
56
Изготовление аппликаций
«Домик» с использованием
геометрического набора
треугольников.
1
18.04
Изготавливать аппликации
по образцу из
подготовленных
элементов (геометрических
фигур).
57
Изготовление аппликаций
«Чайник» с использованием
геометрического набора
треугольников.
1
24.04
58
Изготовление аппликаций
«Ракета» с использованием
геометрического набора
треугольников.
1
25.04
59
Изготовление аппликаций с
использованием геометрического
набора треугольников.(по
замыслу детей)
1
01.05
60
Изготовление узоров,
составленных из
геометрических фигур, по
заданному образцу и по
воображению.
1
02.05
Определять правило, по
которому составлен узор, и
продолжать его с
использованием вырезанных
геометрических фигур.
61
Изготовление узоров,
составленных из
геометрических фигур, по
замыслу детей.
1
08.05
62
Оригами.
Изготовление
изделия
«Гриб».
1
09.05
Читать схемы и
изготавливать изделия в
технике «Оригами»
63
Оригами.
Изготовление
изделия
«Бабочка».
1
15.05
64
Оригами.
Изготовление
изделия
«Рыбка».
1
16.05
65
Оригами.
Изготовление
изделия
«Зайчик».
1
22.05
66
Работа с набором «Конструктор»
1
23.05
Итого:
66