Напоминание

"Продуктивная деятельность дошколят"


Автор: Кокорина Евгения Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №46 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Продуктивная деятельность дошколят"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Продуктивная деятельность

дошколят

Выполнила воспитатель

высшей квалификационной категории

Кокорина Евгения Валерьевна

МБДОУ № 46 «Золотой петушок»

Продуктивная деятельность – это образное познание действительности и как

всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного

воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку

предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить

его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного

развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний

на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения

предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков

цветов.

Цель педагога: создание ситуации, стимулирующей активность детей,

побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих

способностей.

Задачи:

> Создание эмоционально-положительного настроения.

> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах

продуктивной деятельности.

> Знакомство с сенсорными эталонами.

> Развитие мелкой моторики рук.

> Активизация словаря.

> Развитие умений по продуктивной деятельности.

> Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.

- Не задавить способность ребенка, а помочь ему в ее развитии.

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и

конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок

создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность,

моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта,

в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное

воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для

проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть

разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены

из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им

доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для

передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к

объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций,

дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается

в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами

работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию

руки, — глиной и пластилином.

Конструирование

Конструирование

Изобразительная

деятельность

Изобразительная

деятельность

Продуктивные

виды

деятельности

Продуктивные

виды

деятельности

Изобразительная

деятельность

Изобразительная

деятельность

Рисование

Рисование

Лепка

Лепка

Аппликация

Аппликация

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными

формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и

наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и

воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными

признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов продуктивной

деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а

выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-

синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность

установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так,

башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход

конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом

определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Методы в организации продуктивной деятельности детей

Информационно – рецептивный. Он направлен на организацию и обеспечение

восприятия готовой информации

Репродуктивный. Он направлен на закрепление упрочнение и углубление

знаний усвоения способов деятельности, которые уже известны.

Эвристический. Направлен на пооперационное или поэтапное обучение

процедурам деятельности. Педагог ставит перед детьми решение не целостной

задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

Педагог сообщает факт, а дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети

выдвигают гипотезы её решения.

Исследовательский. Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО

МАТЕРИАЛА И

РАЗЛИЧНЫХ

КОНСТРУКТОРОВ

ИЗ ПРИРОДНОГО

И БРОСОВОГО

МАТЕРИАЛА

КОНСТРУИРОВАНИЕ

СОЗДАНИЕ

МАКЕТОВ И

РАЗНОГО РОДА

ПОДЕЛОК

ИЗ БУМАГИ

Все эти обще дидактические методы реализуются через систему приёмов

Приемы:

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ

1.

НАГЛЯДНЫЕ

1.

НАГЛЯДНЫЕ

2.

СЛОВЕСНЫЕ

2.

СЛОВЕСНЫЕ

3.

ИГРОВЫЕ

3.

ИГРОВЫЕ

НАБЛЮДЕНИЕ

В процессе наблюдения формируются у ребёнка

представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Целенаправленное аналитико – синтетическое

восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу

изображения.

Обследование – это рассматривание предмета и вычленение внешних

изобразительных признаков.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Ни в коем случае

картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого

подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного

формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить

детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения

представлений.

ОБРАЗЕЦ

Образец – это, то чему дети должны следовать при

выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети, рисуя по образцу, рисуют по

видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат – однообразие работ, неумение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

Показ – публичная демонстрация одного из

вариантов изображения.

Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми

способами изображения. Показ может быть:

ПОКАЗ

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ

БЕСЕДА

Беседа - организованный педагогом разговор, во

время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями,

уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом

предмете или явлении.

- максимальное стимулирование детской активности;

- используется в первой части работы и после завершения.

ПОЯСНЕНИЕ

Пояснение – способ воздействия на сознание детей,

помогающий понять и усвоить, что и как делать.

СОВЕТ

Совет используется при затруднениях детей. Важно

не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

НАПОМИНАНИЕ

Напоминание – короткое указание. Используют перед

началом

процесса.

Чаще

речь

идёт

о

последовательности

выполнения

работы, планировании и организации деятельности.

ПООЩРЕНИЕ

Поощрение следует чаще применять в работе с

детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно.

Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать

р и с у н к и ,

п од е л к и .

Та к и м и

м е т од а м и

м ож н о

в о с п и т а т ь

закомплексованного, неудачника.

Художественное слово – вызывает

интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к

детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации

к деятельности.

ПРИЗНАКИ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

1.

Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим

мишке домик, позовём Петрушку в гости…)

2.

Развитие

игрового

замысла

(сделаем

Петрушке

фотографию

на

память)

3.

Игровые

действия

(дети

фотографы

рисуют

фотографии,

дарят

Петрушке)

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

БЫВАЮТ

1.

Моторные (практические)

2.

Имитирующие действия (машут рукой – как крылом)

3.

Изобразительные движения (рисунок в воздухе – снегопад)

4.

Звукоподражание

Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-

игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых

действий, направленные на обучение и развитие детей.

ХАРАКТЕР ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

1.

Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

- Обыгрывание предметов или игрушек.

Пришёл медвежонок, расстроенный тем, что у него нет друзей, как

можно помочь медвежонку?

- Обыгрывание изображения.

Нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка

летает, клюёт зернышки…

- Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа

создаваемого образца.

Цыплёнку насыпали пшена. Почему он не клюёт? Оказывается, у него

нет клюва. Нужно дорисовать, а то цыпленок останется голодным.

2.

Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают побыть в роли гончаров, художников, строителей,

фотографов, поваров и т.д.



В раздел образования