Автор: Кокорина Евгения Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №46 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Продуктивная деятельность дошколят"
Раздел: дошкольное образование
Продуктивная деятельность
дошколят
Выполнила воспитатель
высшей квалификационной категории
Кокорина Евгения Валерьевна
МБДОУ № 46 «Золотой петушок»
Продуктивная деятельность – это образное познание действительности и как
всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного
воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку
предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить
его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного
развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний
на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения
предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков
цветов.
Цель педагога: создание ситуации, стимулирующей активность детей,
побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих
способностей.
Задачи:
> Создание эмоционально-положительного настроения.
> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах
продуктивной деятельности.
> Знакомство с сенсорными эталонами.
> Развитие мелкой моторики рук.
> Активизация словаря.
> Развитие умений по продуктивной деятельности.
> Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.
- Не задавить способность ребенка, а помочь ему в ее развитии.
На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность?
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и
конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок
создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность,
моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта,
в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное
воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для
проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть
разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены
из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им
доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для
передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к
объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций,
дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается
в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами
работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию
руки, — глиной и пластилином.
Конструирование
Конструирование
Изобразительная
деятельность
Изобразительная
деятельность
Продуктивные
виды
деятельности
Продуктивные
виды
деятельности
Изобразительная
деятельность
Изобразительная
деятельность
Рисование
Рисование
Лепка
Лепка
Аппликация
Аппликация
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными
формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и
наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и
воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными
признаками предмета.
Конструирование из различных материалов больше других видов продуктивной
деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а
выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-
синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность
установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так,
башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход
конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом
определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Методы в организации продуктивной деятельности детей
Информационно – рецептивный. Он направлен на организацию и обеспечение
восприятия готовой информации
Репродуктивный. Он направлен на закрепление упрочнение и углубление
знаний усвоения способов деятельности, которые уже известны.
Эвристический. Направлен на пооперационное или поэтапное обучение
процедурам деятельности. Педагог ставит перед детьми решение не целостной
задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.
Педагог сообщает факт, а дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети
выдвигают гипотезы её решения.
Исследовательский. Самостоятельное решение целостной задачи детьми.
ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО
МАТЕРИАЛА И
РАЗЛИЧНЫХ
КОНСТРУКТОРОВ
ИЗ ПРИРОДНОГО
И БРОСОВОГО
МАТЕРИАЛА
КОНСТРУИРОВАНИЕ
СОЗДАНИЕ
МАКЕТОВ И
РАЗНОГО РОДА
ПОДЕЛОК
ИЗ БУМАГИ
Все эти обще дидактические методы реализуются через систему приёмов
Приемы:
Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:
НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ
1.
НАГЛЯДНЫЕ
1.
НАГЛЯДНЫЕ
2.
СЛОВЕСНЫЕ
2.
СЛОВЕСНЫЕ
3.
ИГРОВЫЕ
3.
ИГРОВЫЕ
НАБЛЮДЕНИЕ
В процессе наблюдения формируются у ребёнка
представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Целенаправленное аналитико – синтетическое
восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.
У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу
изображения.
Обследование – это рассматривание предмета и вычленение внешних
изобразительных признаков.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Ни в коем случае
картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого
подражания.
Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного
формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить
детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.
Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения
представлений.
ОБРАЗЕЦ
Образец – это, то чему дети должны следовать при
выполнении различного рода заданий.
Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети, рисуя по образцу, рисуют по
видению воспитателя, а не по своему замыслу.
Результат – однообразие работ, неумение рисовать самостоятельно.
Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.
Показ – публичная демонстрация одного из
вариантов изображения.
Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми
способами изображения. Показ может быть:
ПОКАЗ
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ
БЕСЕДА
Беседа - организованный педагогом разговор, во
время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями,
уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом
предмете или явлении.
- максимальное стимулирование детской активности;
- используется в первой части работы и после завершения.
ПОЯСНЕНИЕ
Пояснение – способ воздействия на сознание детей,
помогающий понять и усвоить, что и как делать.
СОВЕТ
Совет используется при затруднениях детей. Важно
не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.
НАПОМИНАНИЕ
Напоминание – короткое указание. Используют перед
началом
процесса.
Чаще
речь
идёт
о
последовательности
выполнения
работы, планировании и организации деятельности.
ПООЩРЕНИЕ
Поощрение следует чаще применять в работе с
детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно.
Вселяет в детей ощущение успеха.
Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать
р и с у н к и ,
п од е л к и .
Та к и м и
м е т од а м и
–
м ож н о
в о с п и т а т ь
закомплексованного, неудачника.
Художественное слово – вызывает
интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к
детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации
к деятельности.
ПРИЗНАКИ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
1.
Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим
мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
2.
Развитие
игрового
замысла
(сделаем
Петрушке
фотографию
на
память)
3.
Игровые
действия
(дети
фотографы
–
рисуют
фотографии,
дарят
Петрушке)
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
БЫВАЮТ
1.
Моторные (практические)
2.
Имитирующие действия (машут рукой – как крылом)
3.
Изобразительные движения (рисунок в воздухе – снегопад)
4.
Звукоподражание
Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-
игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых
действий, направленные на обучение и развитие детей.
ХАРАКТЕР ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
1.
Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.
- Обыгрывание предметов или игрушек.
Пришёл медвежонок, расстроенный тем, что у него нет друзей, как
можно помочь медвежонку?
- Обыгрывание изображения.
Нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка
летает, клюёт зернышки…
- Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа
создаваемого образца.
Цыплёнку насыпали пшена. Почему он не клюёт? Оказывается, у него
нет клюва. Нужно дорисовать, а то цыпленок останется голодным.
2.
Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых
Детям предлагают побыть в роли гончаров, художников, строителей,
фотографов, поваров и т.д.