Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ"


Автор: Рыбалов Вадим Владимирович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 34"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ"
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У

УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Рыбалов В.В.

1

1

Рыбалов Вадим Владимирович – учитель технологии,

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей№34», г.

Новокузнецк.

УДК 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Аннотация:

в

с т а т ье

обо с но выва ет с я

н е о б хо д и м о с т ь

формирования

системы

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся пятых классов, анализируются виды универсальных учебных

действий; доказываются возможности внеурочной деятельности по

технологии,

в

частности

кружка

«Выпиливание

лобзиком»,

в

формировании

личностных,

познавательных,

коммуникативных

и

регулятивных действий обучающихся,

рассматриваются универсальные

учебные действия, формируемые у учащихся в процессе занятий в

кружке «Выпиливание лобзиком».

Ключевые

слова:

универсальные

учебные

действия,

внеурочная

деятельность.

FORMATION UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR

STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL BY MEANS OF

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT SHOP CLASS

Rybalov V. V.

1

1

Rybalov Vadim Vladimirovich – shop teacher,

MBEI «Lyceum № 34», Novokuznetsk

Abstract: the article analyzes types of universal educational activities;

proves the possibility of extracurricular activities at a shop class, in particular

1

workshop "Cutting with jigsaw", in the formation of personality, cognitive,

communicative and regulation actions of students.

Keywords: universal educational activities, extracurricular activities.

За последние несколько лет в обществе кардинально изменилось

представление о целях образования и путях их осуществления. В

Федеральном государственном образовательном стандарте основного

общего

образования

существенно

расширилось

представление

о

результатах образования. Целью и смыслом образования признается

развитие личности обучающихся; формирование способности ученика

самостоятельно

ставить

учебные

цели,

проектировать

пути

их

реализации; контролировать и оценивать свои достижения, развитие

личности обучающихся. Достижение этой цели становится возможным

благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Существует четыре вида универсальных учебных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия, позволяющие

обеспечить ценностно-смысловую установку учащихся и ориентацию в

социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные универсальные учебные действия, позволяющие

обеспечить

учащимся

организацию

своей

учебной

и

другой

деятельности; т. е. планирование и последовательность действий,

прогнозирование

результата,

контроль

и

внесение

необходимых

дополнений и изменений в результат своей деятельности, оценка

проделанной работе.

3. Познавательные универсальные учебные действия, дающие

возможность

обеспечить

у

учащихся

способность

к

познанию

окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск,

обработку и использование информации.

4.

Коммуникативные

универсальные

учебные

действия,

заключающиеся в способности осуществлять продуктивное общение в

2

совместной

деятельности,

соблюдая

правила

вербального

и

невербального поведения с учётом конкретной ситуации и проявляя

толерантность в общении.

Значительная

роль

в

формировании

универсальных

учебных

действий в основной школе принадлежит внеурочной деятельности,

которая

учитывает

возрастные

особенности

учащихся. Каждый

из

видов внеурочной деятельности предоставляет различные возможности

для формирования учебных действий.

Внеурочная деятельность по технологии, в частности, кружок

«Выпиливание лобзиком», предназначенный для учащихся 5 классов,

обеспечивает

формирование

личностных,

познавательных,

коммуникативных и регулятивных действий. Потенциал кружка в

формировании

универсальных

учебных

действий

обосновывается

следующими позициями:

1. Предметно-преобразовательная деятельность, лежащая в основе

внеурочной деятельности по технологии, обладает ключевой ролью в

формировании системы универсальных учебных действий.

2. Такие универсальные учебные действия, как моделирование и

планирование, являются непосредственным предметом усвоения в ходе

выполнения

различных

заданий.

В

ходе

разработки

эскизов,

определении технологии изготовления, поиска необходимых материалов

и

инструментов

школьники

учатся

использовать

и

разрабатывать

технологические карты, модели, схемы.

3. Широкое использование в ходе внеурочной деятельности по

технологии форм группового сотрудничества и проектной формы

работы для реализации целей кружка.

4.

Специальная

организация

процесса

преобразовательной

и

творческой

деятельности,

включающая

анализ,

планирование,

рефлексию.

3

5. Занятия в кружке дают возможность действовать не только в

плане представления, но и в реальном материальном плане совершать

наглядно видимые преобразования.

Рассмотрим универсальные учебные действия, формируемые у

учащихся в процессе занятий в кружке «Выпиливание лобзиком».

Тема

«Строение

дерева.

Свойства

древесины.

Виды

и

свойства

фанеры»:

- личностные

формирование

позитивного

отношения

к

учебной, познавательной и творческой деятельности;

- познавательные — формирование умения искать и выделять

необходимую

информацию;

применять

различные

методы

информационного поиска, в том числе интернет;

- регулятивные

формирование

навыков

целеполагания,

принятия учебных задач;

- коммуникативные — формирование умения организовывать и

осуществлять активное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Тема «Разработка

эскиза игрушки.

Технологические

основы

изготовления игрушки»:

- личностные — формирование у учащихся осознания своих

трудностей и стремления к их преодолению, умения осваивать новые

виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- познавательные — формирование умения строить логические

цепи рассуждений;

- регулятивные

формирование

умения

планировать

сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)

необходимые действия, операции;

- коммуникативные — формирование умения логично, полно и с

достаточной

точностью

выражать

свои

мысли,

умения

четкой

постановки вопросов.

4

Тема «Раскрой деталей игрушки»:

- личностные — формирование личной ответственности за свою

деятельность,

развитие

познавательных

интересов,

чувства

взаимопомощи;

- познавательные — формирование умения понимать и принимать

информацию, представленную в изобразительной, схематичной или

модельной

формах,

применять

знаково-символичные

средства

для

решения различных учебных задач;

- регулятивные — формирование умения контролировать процесс

и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- коммуникативные

формирование

умения

договариваться,

находить общее решение.

Тема «Отделка готового изделия»:

- личностные — формирование интереса к способу решения и

общему способу действия;

- познавательные — формирование умения выполнять учебно-

познавательные действия в материализованной и умственной форме;

- регулятивные — формирование умения выделять и осознавать

учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить для

достижения цели;

- коммуникативные — формирование умения аргументировать

свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других.

Тема «Презентация игрушек»:

- личностные — формирование внутренней позиции, адекватной

мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные

мотивы;

- познавательные — формирование умения сравнивать данные,

находить особенности и отличия;

5

-

регулятивные

формирование

умения

планировать

деятельность и действовать по плану, умения взаимодействовать со

сверстниками в учебной деятельности;

- коммуникативные — формирование умения публично выступать,

презентовать, аргументировать свое мнение.

Таким образом, разработка эскизов и выпиливание поделок во

внеурочной

деятельности

по

технологии

обладает

большим

потенциалом в формировании универсальных учебных действий. Эта

работа открывает возможности для формирования логических действий

анализа,

сравнения,

установления

причинно-следственных

связей;

развития знаково-символических действий – замещения, моделирования

и преобразования и др.

Список литературы:

1.

Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные

стандарты общего образования: особенности и порядок

введения / Л.Н. Феденко // Справочник руководителя

образовательного учреждения — 2011. — № 5. — С. 20—25.

2.

Файзрахманова А.Л. Формирование профориентационно

значимой компетентности у учащихся средних классов / А.Л.

Файзрахманова // Образование и общество. Орел: Образование

и общество, — 2014. — № 1. — С. 37—39.

3.

Формирование универсальных учебных действий в основной

школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для

учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и

др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. — 159

с.

6



В раздел образования