Автор: Рыбалов Вадим Владимирович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 34"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ"
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Рыбалов В.В.
1
1
Рыбалов Вадим Владимирович – учитель технологии,
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей№34», г.
Новокузнецк.
УДК 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Аннотация:
в
с т а т ье
обо с но выва ет с я
н е о б хо д и м о с т ь
формирования
системы
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся пятых классов, анализируются виды универсальных учебных
действий; доказываются возможности внеурочной деятельности по
технологии,
в
частности
кружка
«Выпиливание
лобзиком»,
в
формировании
личностных,
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных действий обучающихся,
рассматриваются универсальные
учебные действия, формируемые у учащихся в процессе занятий в
кружке «Выпиливание лобзиком».
Ключевые
слова:
универсальные
учебные
действия,
внеурочная
деятельность.
FORMATION UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR
STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL BY MEANS OF
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT SHOP CLASS
Rybalov V. V.
1
1
Rybalov Vadim Vladimirovich – shop teacher,
MBEI «Lyceum № 34», Novokuznetsk
Abstract: the article analyzes types of universal educational activities;
proves the possibility of extracurricular activities at a shop class, in particular
1
workshop "Cutting with jigsaw", in the formation of personality, cognitive,
communicative and regulation actions of students.
Keywords: universal educational activities, extracurricular activities.
За последние несколько лет в обществе кардинально изменилось
представление о целях образования и путях их осуществления. В
Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего
образования
существенно
расширилось
представление
о
результатах образования. Целью и смыслом образования признается
развитие личности обучающихся; формирование способности ученика
самостоятельно
ставить
учебные
цели,
проектировать
пути
их
реализации; контролировать и оценивать свои достижения, развитие
личности обучающихся. Достижение этой цели становится возможным
благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Существует четыре вида универсальных учебных действий:
1. Личностные универсальные учебные действия, позволяющие
обеспечить ценностно-смысловую установку учащихся и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные универсальные учебные действия, позволяющие
обеспечить
учащимся
организацию
своей
учебной
и
другой
деятельности; т. е. планирование и последовательность действий,
прогнозирование
результата,
контроль
и
внесение
необходимых
дополнений и изменений в результат своей деятельности, оценка
проделанной работе.
3. Познавательные универсальные учебные действия, дающие
возможность
обеспечить
у
учащихся
способность
к
познанию
окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск,
обработку и использование информации.
4.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия,
заключающиеся в способности осуществлять продуктивное общение в
2
совместной
деятельности,
соблюдая
правила
вербального
и
невербального поведения с учётом конкретной ситуации и проявляя
толерантность в общении.
Значительная
роль
в
формировании
универсальных
учебных
действий в основной школе принадлежит внеурочной деятельности,
которая
учитывает
возрастные
особенности
учащихся. Каждый
из
видов внеурочной деятельности предоставляет различные возможности
для формирования учебных действий.
Внеурочная деятельность по технологии, в частности, кружок
«Выпиливание лобзиком», предназначенный для учащихся 5 классов,
обеспечивает
формирование
личностных,
познавательных,
коммуникативных и регулятивных действий. Потенциал кружка в
формировании
универсальных
учебных
действий
обосновывается
следующими позициями:
1. Предметно-преобразовательная деятельность, лежащая в основе
внеурочной деятельности по технологии, обладает ключевой ролью в
формировании системы универсальных учебных действий.
2. Такие универсальные учебные действия, как моделирование и
планирование, являются непосредственным предметом усвоения в ходе
выполнения
различных
заданий.
В
ходе
разработки
эскизов,
определении технологии изготовления, поиска необходимых материалов
и
инструментов
школьники
учатся
использовать
и
разрабатывать
технологические карты, модели, схемы.
3. Широкое использование в ходе внеурочной деятельности по
технологии форм группового сотрудничества и проектной формы
работы для реализации целей кружка.
4.
Специальная
организация
процесса
преобразовательной
и
творческой
деятельности,
включающая
анализ,
планирование,
рефлексию.
3
5. Занятия в кружке дают возможность действовать не только в
плане представления, но и в реальном материальном плане совершать
наглядно видимые преобразования.
Рассмотрим универсальные учебные действия, формируемые у
учащихся в процессе занятий в кружке «Выпиливание лобзиком».
Тема
«Строение
дерева.
Свойства
древесины.
Виды
и
свойства
фанеры»:
- личностные
—
формирование
позитивного
отношения
к
учебной, познавательной и творческой деятельности;
- познавательные — формирование умения искать и выделять
необходимую
информацию;
применять
различные
методы
информационного поиска, в том числе интернет;
- регулятивные
—
формирование
навыков
целеполагания,
принятия учебных задач;
- коммуникативные — формирование умения организовывать и
осуществлять активное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Тема «Разработка
эскиза игрушки.
Технологические
основы
изготовления игрушки»:
- личностные — формирование у учащихся осознания своих
трудностей и стремления к их преодолению, умения осваивать новые
виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- познавательные — формирование умения строить логические
цепи рассуждений;
- регулятивные
—
формирование
умения
планировать
(в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции;
- коммуникативные — формирование умения логично, полно и с
достаточной
точностью
выражать
свои
мысли,
умения
четкой
постановки вопросов.
4
Тема «Раскрой деталей игрушки»:
- личностные — формирование личной ответственности за свою
деятельность,
развитие
познавательных
интересов,
чувства
взаимопомощи;
- познавательные — формирование умения понимать и принимать
информацию, представленную в изобразительной, схематичной или
модельной
формах,
применять
знаково-символичные
средства
для
решения различных учебных задач;
- регулятивные — формирование умения контролировать процесс
и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- коммуникативные
—
формирование
умения
договариваться,
находить общее решение.
Тема «Отделка готового изделия»:
- личностные — формирование интереса к способу решения и
общему способу действия;
- познавательные — формирование умения выполнять учебно-
познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- регулятивные — формирование умения выделять и осознавать
учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить для
достижения цели;
- коммуникативные — формирование умения аргументировать
свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других.
Тема «Презентация игрушек»:
- личностные — формирование внутренней позиции, адекватной
мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные
мотивы;
- познавательные — формирование умения сравнивать данные,
находить особенности и отличия;
5
-
регулятивные
—
формирование
умения
планировать
деятельность и действовать по плану, умения взаимодействовать со
сверстниками в учебной деятельности;
- коммуникативные — формирование умения публично выступать,
презентовать, аргументировать свое мнение.
Таким образом, разработка эскизов и выпиливание поделок во
внеурочной
деятельности
по
технологии
обладает
большим
потенциалом в формировании универсальных учебных действий. Эта
работа открывает возможности для формирования логических действий
анализа,
сравнения,
установления
причинно-следственных
связей;
развития знаково-символических действий – замещения, моделирования
и преобразования и др.
Список литературы:
1.
Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования: особенности и порядок
введения / Л.Н. Феденко // Справочник руководителя
образовательного учреждения — 2011. — № 5. — С. 20—25.
2.
Файзрахманова А.Л. Формирование профориентационно
значимой компетентности у учащихся средних классов / А.Л.
Файзрахманова // Образование и общество. Орел: Образование
и общество, — 2014. — № 1. — С. 37—39.
3.
Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для
учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и
др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. — 159
с.
6