Автор: Пранцузова Ольга Андреевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО "Республиканская детско-юношеская спортивно-адаптивная школа"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Плавание-это жизнь
Раздел: дополнительное образование
Плавание - это жизнь
Автор: тренер-преподаватель по плаванию
(спорт глухих)
Пранцузова Ольга Андреевна
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Республиканская детско-юношеская
спортивно-адаптивная школа»
г.Казань Республика Татарстан
Уметь плавать – это прекрасно. Плавание может
пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить
источником удовольствия, здоровья и творческого долголетия.
(Владимир Сальников,
заслуженный мастер спорта,
четырехкратный Олимпийский чемпион)
Человек должен побеждать не только свое тело и свой разум, но и свое
астральное тело. Мой опыт показывает, что нужно заставлять своих учеников
пройти через одно или несколько испытаний – через Огонь, Землю, Воздух и
Воду. Испытание водой состоит в умении настолько изменить вибрации тела,
чтобы оно могло с полной безопасностью двигаться по поверхности воды.
Научить плавать ребенка с ограниченными возможностями здоровья – значит
привить ему жизненно необходимый навык. Регулярные занятия плаванием –
лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание улучшает вентиляцию
легких, закрепляет навык глубокого и ритмического дыхания. При плавании
создаются особые условия для деятельности сердечно – сосудистой системы,
отмечается замедление ритма сердечной деятельности.
Поражение вестибулярного аппарата встречается у значительного
числа
глухих
и
это
приводит
к
нарушению
способности
поддержания
равновесия.
Овладение способностью сохранять равновесие постепенно
формируется
у
глухих
детей
благодаря
выработке
у
них
связей
между
зрительным
восприятием
окружающей
обстановки
и
собственного
тела,
своих
движений
и
ощущениями
при
этих
движениях.
У
глухих
детей
зрительная
ориентировка
имеет
большое
значение
для
поддержания
равновесия
при
сохранении
непривычной
позы
–
плавания.
Даже
незначительные
нарушения
в
работе
вестибулярного
аппарата
вызывают
существенные изменения в моторике глухих детей. Количество глухих детей,
у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере,
превышают число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.
Помимо потери слуха, у значительной части глухих школьников
наблюдается и поражение вестибулярного аппарата, деятельность которого
очень
важна
для
координации
движений,
правильного
распределения
мышечного тонуса, для сохранения равновесия и правильной ориентировки в
пространстве.
Недостаточно развитый и слабо тренированный вестибулярный
анализатор может быть причиной серьезных травматических повреждений,
вызвать затруднения в формировании двигательного навыка. При обучении
плаванию
глухих
и
слабослышащих
детей
необходима
психологическая
подготовка.
Большую
роль
в
психологической
подготовке
юных
пловцов
играет внушение и самовнушение. Внушение сводится к непосредственному
прививанию тех или иных психических состояний от одного лица к другому
–
прививанию,
происходящему
без
участия
воли
( в н и ма н и я )
воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания.
Внушение вообще непременно содержится в любом общении людей. Совет,
указание, высказывание собственного мнения уже таят в себе внушение.
Очень важно научить будущих пловцов сознательно, путем использования
соответствующих приемов, изменить в нужном направлении состояние своей
нервнопсихической сферы и всего организма. Волевое усилие передается на
рычаги исполнения от механизмов самовнушения, действующих независимо
от того, знаем мы о них или нет.
Учитывая
психофизические
особенности
глухих
и
слабослышащих
детей, необходима организационная система обучения плаванию. В связи с
этим курс обучения плаванию необходимо условно делить на четыре этапа.
Первый этап обучения – создание у учащихся общего представления
об
изучаемых
локомоциях,
а
также
об
их
связи
с
раннее
изученными
упражнениями,
показ
техники
изучаемого
способа
плавания
лучшими
пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков,
кинофильмов
др.)
Второй
этап
педагогического
воздействия
должен
осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений.
При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы
отрицательные
навыки
с
технической
точки
зрения.
Предварительное
ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела,
дыхание,
характер
гребковых
движений)
проводится
на
суше
и
в
воде.
Третий
этап
направлен
на
стабилизацию
и
совершенствование
навыков
выполнения
упражнения
в
условиях
повышения
нагрузки
и
увеличения
интенсивности занятий. Техника плавания изучается в следующем порядке:
положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование
движений.
Освоение каждого элемента техники проводится в постепенно
усложняющихся
условиях,
предусматривающих
в
конечном
счете
выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая
поза пловца). На четвертом этапе идет закрепление и совершенствование
техники
плавания.
На
этом
этапе
ведущее
значение
имеет
плавание
изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом
занятии
соотношение
плавания
с
полной
координацией
и
плавания
с
помощью ног и рук должно быть 1:1.
В обучении плаванию глухих детей использование словесной речи
имеет большое значение. Все задания на уроке выполняются под команду;
она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и
окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и
направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их
выполнения. При обучении глухих детей важно научить зрительно следить за
командами, пользоваться периферическим зрением. При обучении плаванию
все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в
целостном
виде.
Таким
образом,
изучение
техники
плавания
идет
по
целостно-раздельному
пути,
который
предусматривает
многократное
выполнение
отдельных
элементов
техники,
направленное
на
овладение
cпoсобом
плавания
в
целом.
Разучивание
по
частям
облегчает
освоение
техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки
обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на
завершающем
этапе
освоения
техники
плавания.
Совершенствование
техники
плавания
проводится
только
путем
целостного
выполнения
плавательных движений.
Основа
хорошей
техники
—
правильное
положение
тела
в
воде
и
правильное
дыхание
(с
выдохом
в
воду).
Плавучесть
зависит
от
объема
воздуха,
который
пловец
способен
набрать
в
легкие.
Глубина
вдоха,
увеличение
объема
грудной
клетки
являются
главным
механизмом,
регулирующим плавучесть. В плавании способом «кроль на груди» и «кроль
на спине» движения руками – основной элемент, изучению которому следует
уделить
максимум
времени.
Необходимо
добиться
выполнения
гребка
прямыми руками, непрерывности движения без задержки рук около бедра.
Необходимо научить ребенка вкладывать силу в рабочие движение руки и
мягко, без напряжения переносить ее по воздуху. Особое внимание уделяется
согласованию
движений
с
дыханием.
Скольжения
на
груди
и
спине
с
различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца —
равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать
вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники
плавания.
При обучении детей плаванию большое внимание уделяю
статическому
плаванию.
Статическое
плавание
–
это
пауза
для
отдыха,
которая позволяет лежать в воде без движений столько, сколько требуется,
чтобы,
полностью
расслабившись,
успокоить
дыхание
и
сердцебиение,
избавляться от усталости в мышцах, а при необходимости – продержаться на
воде долгое время. Считая это единственной мерой спасения, плывущий, как
правило, выбивается из последних сил, срывает дыхание, доводит себя до
изнеможения и может оказаться в критических условиях.
Занятие
плаванием
значительно
развивает
зрительный
и
кинетический
контроль
движений.
Занятия
плаванием
обеспечивают
компенсаторное развитие разнообразных качеств движений глухих детей.
Регулярные
занятия
плаванием
способствуют
овладению
сложными
движениями и достижению хороших спортивных результатов!