Напоминание

конспект открытого занятия в Эстрадной студии


Автор: Устьянцева Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества" КГО
Населённый пункт: г. Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект открытого занятия в Эстрадной студии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого занятия в эстрадной студии

Тема: Интонация

Дата: 10.12.16

Возраст детей: 7-8 лет.

Тип занятия: закрепление

Вид занятия: комбинированный

Образовательные

технологии:

технологии

дифференцированного

обучения,

игровые технологии.

Цель: Осмысление общего представления понятия «Интонация», её значения в

вокальном

исполнении.

Закрепление

смысла

понятий

«Ритм»,

«Мелодия»,

«

Тембр», « Динамика», « Выразительность», « Изобразительность».

Задачи:

Обучающая

- Совершенствовать

звуковысотный,

тембровый,

ритмический

и

динамический

слух,

способствовать

дальнейшему

формированию

певческого

голоса, развивать навыки движения под музыку.

Развивающая

- На основе личностного ориентирования развивать музыкально-

ритмические

навыки,

умение

слышать

в

музыке

выразительно сть,

изобразительность, уметь применять её на практике.

Воспитательная

- Воспитывать

эмоциональную

отзывчивость

на

музыку,

потребность в переживаниях при её прослушивании, исполнении. Воспитывать

коллективизм, чувство ответственности за общее дело.

Оборудование:

Фортепиано, музыкальный центр, USB носитель с записью фонограмм, маракасы,

бубуны.

Материалы:

На

ватмане

изображена

страна

«Интонация»

с

городами

«Ритм»,

«Тембр»,

«Динамика», «Мелодия», «Изобразительность и Выразительность», карточки с

названиями интонаций.

1. Разминка (вводная часть)

Педагог: Дорогие дети, родители, коллеги, добрый день.

Тема

нашего

занятия

«Интонация»

С

этим

замечательным

понятием

мы

сталкиваемся каждый день, используем его постоянно в нашей жизни. А сейчас

разогреем наш артикуляционный аппарат, подготовимся к занятию.

Артикуляционная гимнастика.

«Шпага» - уколоть кончиком языка каждую щеку;

Покусать кончик языка (4-8 раз);

Пожевать

язык

попеременно

с

одной

стороны

и

с

другой

стороны

на

коренных зубах;

Пощелкать языком меняя конфигурацию рта;

Упражнение «Иголочка» - попротыкать языком верхнюю, нижнюю губы,

щеки.

Упражнение «Щеточка» - чистить зубы круговыми движениями языка(перед

зубами, за зубами;

Покусать нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта

водой. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

Упражнение «Обиженное лицо – обрадованное лицо»;

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать

6– 7 раз на звуки «и», «у»

Вытянуть губы трубочкой, вращение в обе стороны на звуки «Н», «М» и так

далее.

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам.

Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Ладошки

Насос

Кошка

Объятия

Наклоны (колени, плечи) 2 вдоха

Повороты головы в стороны

Наклоны головы

вверх, вниз

Наклоны головы в стороны

Колени сгибаем, не отрывая от пола ног.

Колени поднимаем

Сгибаем ноги назад

Дыхательные упражнения

Длинный вдох – длинный выдох «Надуваем шарик». Медленно вдыхаем

воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается, на звук С-с-с-с-

ладошки соединяем.

Короткий вдох – короткий выдох. Выдох на звуки «Ф», «П», «У».

Длинный вдох - короткий выдох. Выдох на несколько коротких звуков.

Короткий вдох – длинный выдох. Выдох на «Ш».

Вокальные упражнения

Сглаживание регистров «З», «Р» (с руками, движением)

Кантилена;

Звукообразование «ба-бэ-би-бо-бу»

«бра-брэ-бри-бро-бру»

«рам-рэм-рим-ром-ру»

«пля-пле-пли-плё-плю»

«таль-тель-тиль-толь-тлю»

«Ба-ба-ба» развитие вибрации;

Ощущения интонации.

Упражнения проводят дети.

«Сирена»;

«Крик в лесу» А-у, а-у, а-у (интонация снизу вверх);

«Крик чайки» – А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу)

2. Основное содержание занятия

Ребята, эти упражнения мы выполняем на каждом занятии, они вам хорошо

знакомы, с их помощью мы развиваем интонацию. Что-же такое интонация? Я

хочу представить вам её как, страну « Интонация», такой страны не найдешь на

картах земли. Эта страна находится на карте музыкальной планеты. Посмотрите,

рядом с названием этой страны расположились города «Ритм», «Темп», «Тембр»,

«Динамика», «Выразительность» и «Изобразительность». Они все взаимосвязаны

между собой. Эти города не могут существовать отдельно друг от друга, потому

что музыка - это единое целое, а основой является интонация.

Педагог: Ребята, а что вы знаете об интонации?

Дети: Это выразительное произношение. Дети дают свои ответы.

Педагог: А что значит выразительно?

Дети: Это когда произносишь с выражением.

Педагог: А как это с выражением?

Дети: Передавая характер.

Педагог:

На

нашей

карте

есть

города

с

названием

«Выразительность»

«Изобразительность»

Сейчас

мы

посмотрим,

как

вы

сможете

выразительно

передать интонацией выражение «Здравствуйте», «Мяу»

- Вопросительно

- Радостно

- Утвердительно

- Зло

- Мечтательно

- Грустно

- Гордо.

Вы должны изобразить голосом предложенное вам настроение.

Раздать карточки с названием нужной интонации.

Угадать эмоцию по интонациям.

Скороговорка «Мышка сушек насушила» проговорить в парах с интонацией,

выразительно.

Педагог: Молодцы, пора побывать в городе под названием « РИТМ». Скажите, а

что такое ритм?

Дети: Это чередование слабых и сильных долей.

Педагог:

Верно.

Именно

с

помощью

ритма,

можно

музыкальному

произведению,

песне

передать

характер,

настроение:

бодрое,

грустное,

танцевальное.

Игра «Буквенный алфавит» произношение букв и звуков для развития ритма,

дикции в разном темпе, с сильной и слабой долью, без музыки и под неё.

Упражнение с разными ритмическими рисунками, с использование музыкальных

инструментов (маракасы, бубны, барабан)

Игра «Топ, хлоп, шлеп»

Хлопните в ладоши и скажите "Хлоп!", затем шлепните ладонями по бедрам и

скажите "Шлёп!". Пусть ребенок попробует повторить ваши действия. Поиграйте,

хлопая и шлёпая, убыстряя темп и говоря: "Хлоп - Шлёп".

Если хорошо получается, то можно делать два хлопка и один шлепок, два хлопка и

два шлепка или т.п.

Педагог: Следующая остановка в городе «Мелодия». Посмотрите, какое красивое

название этого города! Мелодия - в переводе с греческого означает напев, песня.

Вы учили разные песни по характеру, и веселые и грустные.

Вспомним

песню,

которую

учим

сейчас.

«Леди

мода»,

её

автор

Виктор

Рукавишников. Какая у неё мелодия?

Дети: Веселая, красивая, запоминающаяся мелодия.

Педагог: Именно по мелодии мы и запоминаем песню. Давайте её исполним.

Дети исполняют песню под фонограмму (ансамблем, сольно, с движением)

Педагог: А сейчас мы в городе под названием « Динамика». Динамика - это сила

звука, громкость, движение музыки. Вы знаете, как называются в музыке понятия

громко, тихо (форте, пиано). Название, какого музыкального инструмента связано

с этими понятиями.

Упражнение «Идет коза по мостику» с динамическими оттенками.

Педагог: На нашей карте последний город « Тембр». Кто может пояснить, что

такое тембр?

Дети: Тембр - это характерная окраска звука голоса или инструмента.

Педагог: Все верно. Раз мы сейчас вспомнили об инструментах, можно сказать,

что у каждого свой неповторимый голос – его инструмент. По тембру голоса

можно узнать человека, даже когда его не видишь. Например, по телефону. По

характерному тембру мы определяем какой инструмент звучит.

(Прослушать

музыкальные

отрывки

и

определить

инструменты:

фортепиано,

скрипка, гитара, балалайка)

Сейчас я наиграю вам начало одной из песен. Вам нужно отгадать ее название.

(Звучит песня «Гармонь моя» Григория Пономаренко)

Молодцы! А какой инструмент звучит в сопровождении?

Дети: Гармонь, баян.

Педагог: Этот музыкальный инструмент имеет особенный тембр, характерный для

русских народных песен.

Давайте попросим нашего солиста и группу ребят исполнить это произведение. О

чем нужно помнить, исполняя песню?

Дети: Главное передать характер и четкий ритм, спеть с движениями и эмоциями,

красивым тембром.

Дети исполняют «Гармонь моя, да говорушечка» Григория Пономаренко.

3. Завершающая часть

Педагог: Ребята, мне понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, выполняли

упражнения,

участвовали

в

играх,

исполняли

песни.

Теперь

пришло

время

ответить на главный вопрос: Есть ли связь между ритмом, тембром, динамикой,

мелодией, выразительностью и изобразительностью?

Дети: Конечно есть, все эти понятия объединяются в одно - ИНТОНАЦИЮ.

Именно в интонации заложен смысл произведения, его главная мысль. А передать

ее можно и нужно помня о таких составляющих как - Тембр, Ритм, Мелодия,

Динамика,

Изобразительность

и

Выразительность.

От

этого

зависит

качество

выступления.

Наше занятие закончилось, но мы еще много раз побываем а замечательной стране

«Интонация». Споем много красивых и хороших песен, чтобы радовать своих

слушателей замечательным исполнением. До новых встреч!

Список использованной литературы

1. Е. Пожиленко « Артикуляционная гимнастика» изд. КАРО, Москва 2009;

2. М. Щетинин « Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой изд. Метафора;

Москва 2008

3. Энциклопедия юного музыканта. С-Петербург, Золотой век, 1996;

4. С.Ю. Устьянцева. Программа дополнительного образования «Эстрадный

вокальный ансамбль»

Использованные материалы и Интернет- ресурсы

1. Виктор Рукавишников «Леди мода»;

2. Григорий Пономаренко «Гармонь моя, да говорушечка»;

3. В. Сысоев «Пословицы и поговорки»

4. Наталья Ахмедова-Вапаева «Вокальный видеокурс»

5. Инструментальная музыка. Хрестоматия.



В раздел образования