Автор: Устьянцева Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества" КГО
Населённый пункт: г. Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект открытого занятия в Эстрадной студии
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого занятия в эстрадной студии
Тема: Интонация
Дата: 10.12.16
Возраст детей: 7-8 лет.
Тип занятия: закрепление
Вид занятия: комбинированный
Образовательные
технологии:
технологии
дифференцированного
обучения,
игровые технологии.
Цель: Осмысление общего представления понятия «Интонация», её значения в
вокальном
исполнении.
Закрепление
смысла
понятий
«Ритм»,
«Мелодия»,
«
Тембр», « Динамика», « Выразительность», « Изобразительность».
Задачи:
Обучающая
- Совершенствовать
звуковысотный,
тембровый,
ритмический
и
динамический
слух,
способствовать
дальнейшему
формированию
певческого
голоса, развивать навыки движения под музыку.
Развивающая
- На основе личностного ориентирования развивать музыкально-
ритмические
навыки,
умение
слышать
в
музыке
выразительно сть,
изобразительность, уметь применять её на практике.
Воспитательная
- Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость
на
музыку,
потребность в переживаниях при её прослушивании, исполнении. Воспитывать
коллективизм, чувство ответственности за общее дело.
Оборудование:
Фортепиано, музыкальный центр, USB носитель с записью фонограмм, маракасы,
бубуны.
Материалы:
На
ватмане
изображена
страна
«Интонация»
с
городами
«Ритм»,
«Тембр»,
«Динамика», «Мелодия», «Изобразительность и Выразительность», карточки с
названиями интонаций.
1. Разминка (вводная часть)
Педагог: Дорогие дети, родители, коллеги, добрый день.
Тема
нашего
занятия
«Интонация»
С
этим
замечательным
понятием
мы
сталкиваемся каждый день, используем его постоянно в нашей жизни. А сейчас
разогреем наш артикуляционный аппарат, подготовимся к занятию.
Артикуляционная гимнастика.
«Шпага» - уколоть кончиком языка каждую щеку;
Покусать кончик языка (4-8 раз);
Пожевать
язык
попеременно
с
одной
стороны
и
с
другой
стороны
на
коренных зубах;
Пощелкать языком меняя конфигурацию рта;
Упражнение «Иголочка» - попротыкать языком верхнюю, нижнюю губы,
щеки.
Упражнение «Щеточка» - чистить зубы круговыми движениями языка(перед
зубами, за зубами;
Покусать нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта
водой. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
Упражнение «Обиженное лицо – обрадованное лицо»;
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать
6– 7 раз на звуки «и», «у»
Вытянуть губы трубочкой, вращение в обе стороны на звуки «Н», «М» и так
далее.
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам.
Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Ладошки
Насос
Кошка
Объятия
Наклоны (колени, плечи) 2 вдоха
Повороты головы в стороны
Наклоны головы
вверх, вниз
Наклоны головы в стороны
Колени сгибаем, не отрывая от пола ног.
Колени поднимаем
Сгибаем ноги назад
Дыхательные упражнения
Длинный вдох – длинный выдох «Надуваем шарик». Медленно вдыхаем
воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается, на звук С-с-с-с-
ладошки соединяем.
Короткий вдох – короткий выдох. Выдох на звуки «Ф», «П», «У».
Длинный вдох - короткий выдох. Выдох на несколько коротких звуков.
Короткий вдох – длинный выдох. Выдох на «Ш».
Вокальные упражнения
Сглаживание регистров «З», «Р» (с руками, движением)
Кантилена;
Звукообразование «ба-бэ-би-бо-бу»
«бра-брэ-бри-бро-бру»
«рам-рэм-рим-ром-ру»
«пля-пле-пли-плё-плю»
«таль-тель-тиль-толь-тлю»
«Ба-ба-ба» развитие вибрации;
Ощущения интонации.
Упражнения проводят дети.
«Сирена»;
«Крик в лесу» А-у, а-у, а-у (интонация снизу вверх);
«Крик чайки» – А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу)
2. Основное содержание занятия
Ребята, эти упражнения мы выполняем на каждом занятии, они вам хорошо
знакомы, с их помощью мы развиваем интонацию. Что-же такое интонация? Я
хочу представить вам её как, страну « Интонация», такой страны не найдешь на
картах земли. Эта страна находится на карте музыкальной планеты. Посмотрите,
рядом с названием этой страны расположились города «Ритм», «Темп», «Тембр»,
«Динамика», «Выразительность» и «Изобразительность». Они все взаимосвязаны
между собой. Эти города не могут существовать отдельно друг от друга, потому
что музыка - это единое целое, а основой является интонация.
Педагог: Ребята, а что вы знаете об интонации?
Дети: Это выразительное произношение. Дети дают свои ответы.
Педагог: А что значит выразительно?
Дети: Это когда произносишь с выражением.
Педагог: А как это с выражением?
Дети: Передавая характер.
Педагог:
На
нашей
карте
есть
города
с
названием
«Выразительность»
«Изобразительность»
Сейчас
мы
посмотрим,
как
вы
сможете
выразительно
передать интонацией выражение «Здравствуйте», «Мяу»
- Вопросительно
- Радостно
- Утвердительно
- Зло
- Мечтательно
- Грустно
- Гордо.
Вы должны изобразить голосом предложенное вам настроение.
Раздать карточки с названием нужной интонации.
Угадать эмоцию по интонациям.
Скороговорка «Мышка сушек насушила» проговорить в парах с интонацией,
выразительно.
Педагог: Молодцы, пора побывать в городе под названием « РИТМ». Скажите, а
что такое ритм?
Дети: Это чередование слабых и сильных долей.
Педагог:
Верно.
Именно
с
помощью
ритма,
можно
музыкальному
произведению,
песне
передать
характер,
настроение:
бодрое,
грустное,
танцевальное.
Игра «Буквенный алфавит» произношение букв и звуков для развития ритма,
дикции в разном темпе, с сильной и слабой долью, без музыки и под неё.
Упражнение с разными ритмическими рисунками, с использование музыкальных
инструментов (маракасы, бубны, барабан)
Игра «Топ, хлоп, шлеп»
Хлопните в ладоши и скажите "Хлоп!", затем шлепните ладонями по бедрам и
скажите "Шлёп!". Пусть ребенок попробует повторить ваши действия. Поиграйте,
хлопая и шлёпая, убыстряя темп и говоря: "Хлоп - Шлёп".
Если хорошо получается, то можно делать два хлопка и один шлепок, два хлопка и
два шлепка или т.п.
Педагог: Следующая остановка в городе «Мелодия». Посмотрите, какое красивое
название этого города! Мелодия - в переводе с греческого означает напев, песня.
Вы учили разные песни по характеру, и веселые и грустные.
Вспомним
песню,
которую
учим
сейчас.
«Леди
мода»,
её
автор
Виктор
Рукавишников. Какая у неё мелодия?
Дети: Веселая, красивая, запоминающаяся мелодия.
Педагог: Именно по мелодии мы и запоминаем песню. Давайте её исполним.
Дети исполняют песню под фонограмму (ансамблем, сольно, с движением)
Педагог: А сейчас мы в городе под названием « Динамика». Динамика - это сила
звука, громкость, движение музыки. Вы знаете, как называются в музыке понятия
громко, тихо (форте, пиано). Название, какого музыкального инструмента связано
с этими понятиями.
Упражнение «Идет коза по мостику» с динамическими оттенками.
Педагог: На нашей карте последний город « Тембр». Кто может пояснить, что
такое тембр?
Дети: Тембр - это характерная окраска звука голоса или инструмента.
Педагог: Все верно. Раз мы сейчас вспомнили об инструментах, можно сказать,
что у каждого свой неповторимый голос – его инструмент. По тембру голоса
можно узнать человека, даже когда его не видишь. Например, по телефону. По
характерному тембру мы определяем какой инструмент звучит.
(Прослушать
музыкальные
отрывки
и
определить
инструменты:
фортепиано,
скрипка, гитара, балалайка)
Сейчас я наиграю вам начало одной из песен. Вам нужно отгадать ее название.
(Звучит песня «Гармонь моя» Григория Пономаренко)
Молодцы! А какой инструмент звучит в сопровождении?
Дети: Гармонь, баян.
Педагог: Этот музыкальный инструмент имеет особенный тембр, характерный для
русских народных песен.
Давайте попросим нашего солиста и группу ребят исполнить это произведение. О
чем нужно помнить, исполняя песню?
Дети: Главное передать характер и четкий ритм, спеть с движениями и эмоциями,
красивым тембром.
Дети исполняют «Гармонь моя, да говорушечка» Григория Пономаренко.
3. Завершающая часть
Педагог: Ребята, мне понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, выполняли
упражнения,
участвовали
в
играх,
исполняли
песни.
Теперь
пришло
время
ответить на главный вопрос: Есть ли связь между ритмом, тембром, динамикой,
мелодией, выразительностью и изобразительностью?
Дети: Конечно есть, все эти понятия объединяются в одно - ИНТОНАЦИЮ.
Именно в интонации заложен смысл произведения, его главная мысль. А передать
ее можно и нужно помня о таких составляющих как - Тембр, Ритм, Мелодия,
Динамика,
Изобразительность
и
Выразительность.
От
этого
зависит
качество
выступления.
Наше занятие закончилось, но мы еще много раз побываем а замечательной стране
«Интонация». Споем много красивых и хороших песен, чтобы радовать своих
слушателей замечательным исполнением. До новых встреч!
Список использованной литературы
1. Е. Пожиленко « Артикуляционная гимнастика» изд. КАРО, Москва 2009;
2. М. Щетинин « Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой изд. Метафора;
Москва 2008
3. Энциклопедия юного музыканта. С-Петербург, Золотой век, 1996;
4. С.Ю. Устьянцева. Программа дополнительного образования «Эстрадный
вокальный ансамбль»
Использованные материалы и Интернет- ресурсы
1. Виктор Рукавишников «Леди мода»;
2. Григорий Пономаренко «Гармонь моя, да говорушечка»;
3. В. Сысоев «Пословицы и поговорки»
4. Наталья Ахмедова-Вапаева «Вокальный видеокурс»
5. Инструментальная музыка. Хрестоматия.