Автор: Федорова Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Дедовичская средняя школа №2"
Населённый пункт: п. Дедовичи Псковской области
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Обыкновенное чудо или Учу понимать и действовать"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
- Уважаемые коллеги и члены жюри! Свой мастер-класс я назвала «Обыкновенное
чудо»
или
«Учу
понимать
и
действовать»
В
рамках
мастер-класса
я
хотела
бы
поделиться
своим
опытом
и
продемонстрировать
приемы,
способствующие
формированию у обучающихся начальной школы регулятивных УУД.
1. Постановка учебной проблемы
- Догадаться о каком обыкновенном чуде пойдет речь помогут высказывания на
слайде. В них пропущено одно и то же слово. Давайте прочитаем эти высказывания и
попробуем угадать, какое слово пропущено.
1. Где нет ______, там нет жизни.
2. Без _____, без хлеба – худа беседа.
3. _________не жалей, так и есть веселей.
4. Без ______и хлеб не естся.
5. Без золота прожить можно, а без _______нельзя.
- Итак, какова тема нашего занятия?
- Какой вывод по этим высказываниям можно сделать об отношении людей к соли?
(Уважительно. Соль нужна.)
- Прочитайте тему на рабочих листах.
- Почему в конце мы видим знак вопроса?
- Прочитайте текст в №1, может быть в нем найдется ответ на все наши вопросы.
В процессе урока обучающиеся вместе с учителем проходят путь от знакомства с
проблемной ситуацией и постановки на этой основе цели до оценивания полученного
результата и рефлексии способов достижения поставленной цели. Такая структура
урока
позволяет
создать
деятельностную
образовательную
ситуацию,
которая
предполагает
владение
учащимися
регулятивными
УУД.
Соответственно,
в
этих
условиях можно выявить сформированность данных учебных действий у детей на
том или ином уровне.
- Что узнали про соль? Назовите главное.
- Что вы теперь думаете о знаке вопроса в теме? Можно ли сказать, что соль
действительно ценилась очень высоко?
- Скажите, а нам стало понятно, почему соль так ценна? В чем её значение? Как вы
считаете?
Важно вывести обучающихся на несколько самых содержательных гипотез.
-
Давайте
запишем
наши
предположения
(гипотезы)
в
рабочие
листы,
чтобы
попробовать их проверить.
1) Без соли не может работать организм человека (краткая запись в рабочую тетрадь:
«Нужна для жизни»).
2) Без соли невкусно, неприятно есть пищу (пища невкусная) (краткая запись в
тетрадь: «Улучшает вкус пищи»).
3)
Без
соли
трудно
сохранить
пищу,
она
быстро
портится
(запись
в
тетрадь:
«Сохраняет продукты»).
4) Соли было очень мало, ее привозили издалека, поэтому она была дорогой (запись в
тетрадь: «Дорогой продукт»).
2. Постановка цели урока.
- Итак, у нас разные версии. Какую поставим цель? (объяснить, почему соль так
ценна).
- Давайте посмотрим, что вы уже знаете и что нам нужно узнать, чтобы достичь
поставленной цели. Найдите в листах задание 4. Для каждого вопроса задания есть
два варианта ответа: «знаю» и «нужно узнать». Вам необходимо выбрать один из них
и отметить его. Давайте вместе рассмотрим первый вопрос: «Что такое соль?» Мы
знаем ответ на этот вопрос или его нужно узнать на уроке? (Дети отвечают, что
знают.)
Отметьте
ответ
«знаю».
Дальше
продолжайте
работать
самостоятельно.
(Выполнение этого задания
является диагностикой умения определять границы
собственных
знаний
и
умений
для
постановки
учебных
задач.
Первый
вопрос
является
тренировочным.
Во
время
выполнения
задания
обучающиеся
должны
определить, на какие вопросы по теме урока у них уже есть ответы, а на какие их
нужно обязательно найти, иначе цель не будет достигнута).
- На какие же вопросы нам нужно сегодня ответить?
1. Нужна ли соль организму человека?
2. Сохраняет ли соль продукты и пищу?
3. Легко ли добывать соль?
4. Действительно ли пища без соли очень невкусная?
3. Разработка плана урока.
- Теперь определим, что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы, т.е. составим
план работы.
- Из предложенных действий зачеркните лишние и покажите цифрами правильный
порядок. Выполняя задание, отвечайте себе на вопросы: с чего мы начнем? Что
сделаем потом? Вы работаете в листах. Потом сверим результаты.
Выполнение этого задания является диагностикой умения планировать свои действия
в
соответствии
с
учебной
целью,
по
его
результатам
будет
изучаться
сформированность умения планировать.
- Справились? Хорошо. Давайте проверим то, что у вас получилось.
1. Распределить гипотезы между группами.
2. Познакомиться с информацией по своей гипотезе.
3. Установить, у каких гипотез есть подтверждения.
4. Определить, в каких случаях соль незаменима.
5. Ответить на вопрос: почему ценится соль?
- Сравните свой план с тем, который я вывела на экран (написала на доске). Возьмите
зеленую ручку и исправьте в тетради неточности. Если они есть, конечно!
Выполнение
этого
задания
является
диагностикой
умения
самостоятельно
осуществлять контроль учебных действий.
4. Реализация плана урока.
- Итак, мы составили план работы на уроке. Результатом нашей работы будет ответ на
вопрос, который мы поставили в начале урока, а поможет нам в этом таблица. В нее
мы запишем всю важную информацию из текста по нашим предположения гипотезам
и поймем, какая из них подтверждается.
- Начнем действовать по составленному нами плану.
- Каким будет наш первый шаг? Что нам нужно сделать? Как лучше построить работу,
чтобы достичь цели? (разделиться на группы)
- Давайте разделимся на группы, и каждая группа поработает с одним из текстов.
- Сначала поработаем все вместе с текстом 1.
-Прочитайте начало текста и скажите, к какой гипотезе его можно отнести. Назовите
номер этой гипотезы.
- Запишите номер гипотезы в столбец 2 нашей таблицы. (Учитель заполняет таблицу
вместе с детьми на доске).
- Теперь прочитайте текст еще раз и подчеркните зеленым карандашом информацию,
которая подтверждает эту гипотезу, а красным – информацию, которая ее опровергает.
- Что у вас получилось. Есть ли подтверждения гипотезы в тексте? А опровержения?
Текст 1
с выделением информации, подтверждающей
и опровергающей гипотезу*
Как только люди узнали вкус соли, они стали ею очень дорожить. Места залежи
соли быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. Со всех
сторон
приходили
туда
люди,
чтобы
выменять
соль
на
другие
ценные
вещи
и
продукты. Из-за мест, богатых солью, шла постоянная борьба между кочующими
племенами.
Затем люди научились добывать соль. Ее выпаривали из морской воды или
добывали в соляных шахтах. И то и другое было непростым делом! Соль доставалась
большим трудом и ценилась высоко. Солевары пользовались почетом у населения.
Сегодня мало понятна поговорка: «Уйти с пира несолоно хлебавши», но раньше
это было обычным делом.
Незнатного гостя кормили, но несоленой пищей. Солонка на пиру делила стол
на две половины. «Выше соли» сидели члены семьи, почетные гости и рыцари, «ниже
соли» – оруженосцы, еще не посвященные в рыцари, а также пажи и слуги.
Соль резко подешевела около 100 лет назад, когда появились новые несложные
технические способы ее добычи. Соль из очень дорогого продукта стала одним из
самых доступных. Сегодня она есть в каждом доме, и поговорки про соль нашим
современникам уже мало о чем говорят.
- Итак, у этой гипотезы есть и подтверждения, и опровержения.
- Давайте обратимся к нашей таблице. Посмотрите на столбец 3. Нам нужно ответить
на вопрос, есть ли подтверждение у этой гипотезы. Даны три варианта ответа. В
какую ячейку мы поставим «галочку»? (Частично).
- Теперь мы переходим к групповой работе. Нам предстоит познакомиться еще с
тремя текстами. Каждая группа будет работать со своим текстом.
-
Сейчас
каждый
из
вас
самостоятельно
читает
текст
и
подчеркивает
в
нем
информацию, которая подтверждает или опровергает гипотезу, зеленым и красным
карандашами.
- Затем вам нужно принять общее решение: есть ли у вашей гипотезы подтверждения
или
нет.
Или
есть
только
частично?
Обсудите,
поставьте
«галочку»
в
соответствующую ячейку таблицы и решите, кто от вашей группы будет выступать.
Проверка гипотез приводит учеников к тому, что проблемная ситуация становится
для него учебной задачей.
Стремясь
поддерживать
у
детей
интерес
к
новой
теме,
мы
создаём
новую
проблемную
ситуацию.
Создавая
проблемные
ситуации,
мы
побуждаем
детей
выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как
считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребёнка в
постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет
сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от
всезнающего
взрослого».
Очень
важно,
чтобы
ребёнок
почувствовал
вкус
к
получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Проверка:
- Я буду говорить название текста, и представитель группы, которая с этим текстом
работала, будет отчитываться о проделанной работе. Остальные заносят информацию
к себе в таблицу! Я буду заполнять таблицу на доске, чтобы у нас получилась сводная
информация по всем гипотезам.
- Назовите всем, про что ваш текст. Какую гипотезу он проверяет?
- Запишите номер гипотезы в столбце 2.
- Давайте посмотрим на получившуюся таблицу (на экране).
- Сколько гипотез получили подтверждение? (Все. Две гипотезы, получили частичное
подтверждение, – дороговизна соли, поскольку раньше она была дорогая, а теперь –
дешевая, улучшить вкус пищи можно не только солью).
- Действительно, мы видим, что подтверждения – хотя бы частичные! – есть у каждой
гипотезы. Мы с вами думали, что все будет просто: какие-то гипотезы мы сможем
подтвердить, а какие-то – нет, и мы сможем быстро и точно ответить на наш вопрос, в
чем ценность соли! Но все оказалось сложнее и интереснее.
- Переходим к следующему пункту плана.
- Вернитесь к таблице. Обсудите в паре можно ли заменить соль в вашем случае. В
последнюю графу запишите «да» или «нет».
- Выслушаем каждую пару. Можно ли сказать, что в вашем случае соль незаменима?
- Что же у нас получилось? В каком случае соль незаменима?
5. Фиксация и оценивание результата урока.
- Посмотрите, наш план выполнен? Вернемся к нашей цели. В чем она состояла?
(Объяснить, в чем ценность соли для человека).
- Что же мы поняли? Мы знаем теперь ответ на этот вопрос?
- Мы теперь знаем, что соль ценна, в каких-то случаях ее можно заменить, а в каких-
то нельзя. Соль ценится потому, что она необходима для организма человека. Ее
требуется немного, в больших количествах она даже может приносить вред. Но
совсем лишить организм соли категорически нельзя!
- Давайте теперь посмотрим, каких результатов каждый из вас достиг на этом уроке.
Для этого найдите задание 12 и ответьте на три предложенных вопроса. Причем в
первом и втором вопросах нужно выбрать только один вариант ответа и отметить его
«галочкой», а в третьем вопросе – три варианта. Будьте внимательны.
Выполнение этого задания является диагностикой умения использовать критерии,
предложенные взрослым, для оценивания учебных действий.
- Молодцы! Отлично поработали и смогли сами себя оценить! Довольны ли вы
сегодняшним уроком? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно?
-
Итак,
мы
смогли
ответить
на
вопрос,
поставленный
в
начале
урока,
узнав
о
ценности
соли.
А
почему,
как
вы
думаете,
я
назвала
свой
мастер-класс
«Обыкновенное чудо»?
- Предлагаю выполнить небольшую творческую работу из цветной соли. - Я попрошу
вас подойти к столу. Сейчас вы заполните пустые баночки цветной солью так, как вам
захочется, главное, чтобы чередовались цвета. Заполняете баночки до самых краев и
закрываете крышкой.
- Закончить свой мастер класс я хочу словами, посвященными УЧИТЕЛЮ.