Напоминание

"Значение онтогенеза ребенка в формировании пространственных представлений"


Автор: Щурова Марина Викторовна
Должность: воспитатель образовательной организации
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8 "Машенька"
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение онтогенеза ребенка в формировании пространственных представлений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




М. В. Щурова,

воспитатель МБДОУ д.с. №8 города Пензы.

Статья: «Значение онтогенеза ребенка в формировании

пространственных представлений».

В психологическом словаре пространственные представления рассматриваются как

представления

о

пространственных

и

пространственно

временных

свойствах

и

отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном

и вращательном движении и т.д.

Как

и

другие

психические

процессы,

пространственные

представления

актуализируются

благодаря

тесному

межполушарному

взаимодействию,

которые

обеспечивают

ориентировку

в

пространстве,

правильную

организацию

действий

в

пространстве.

Основа современных методик обучения малышей ориентировке в пространстве -

это исследования проблем отражения пространства и ориентации дошкольников.

Уже

на

первом

году

жизни,

в

самые

первые

месяцы

у

ребёнка

начинают

формироваться

пространственные

представления.

Как

подчёркивает

И.

М.

Сеченов,

зрение

и

осязание

в

восприятии

пространства

имеют

главные

роли.

Именно

взаимодействие вышеназванных двух чувств и даёт нам условия, которые необходимы для

развития

пространственной

ориентировки.

Первая

фиксация

такого

взаимодействия

обычно

происходит

уже

на

5-6

недели

жизни

нового

человечка,

когда

он

начинает

различать предметы. За своей движущейся рукой малыш начинает следить в возрасте двух

- трёх месяцев - и это следующий шаг в освоении пространства. А вот в 4 месяца ребёнок

уже сможет зрительно контролировать то, как он будет перекладывать игрушки из одной

руки

в

другую.

Теперь

он

уже

и

тянется

к

предметам.

А

вот

пространственное

направление звука малыш начинает различать уже в два месяца. Но пока осознание этих

направлений

ещё

неосознанно,

хотя

это

уже

новый

этап

в

формировании

пространственных представлений.

В

дошкольном

возрасте

у

ребёнка

пространственная

ориентация

начинает

развиваться

очень

интенсивно.

Основные

факторы,

играющие

важную

роль

в

этих

процессах.

Проходя определённый путь, малыш практически осваивает это пространство, а

также, осознаёт, что расположение у предметов может различаться.

Речь

помогает

различать

пространственную

терминологию,

теперь

ребёнок

слушает и сам словесно пытается определить пространственные различия.

Многие педиатры, педагоги, психологи утверждают, что ползание это не только

полезное занятие, но и важнейший, необходимый этап развития ребенка. Если этот этап

отсутствовал в раннем развитии ребенка, то в дальнейшем это негативно может сказаться

на

овладении

письмом.

Каждое

полушарие

человеческого

мозга

управляет

«своей»

половиной

тела,

а

период

ползания

является

важнейшим

этапом

для

установления

функциональной связи между ними. При ползании, благодаря постоянным перекрестным

движениям

рук

и

ног,

складывается

координация

движений,

а

также

координация

деятельности мозговых полушарий между собой и мозга и тела в целом. Следовательно,

если

у

ребенка

сформирована

совместная

деятельность

полушарий,

то

она

является

полноценной основой для дальнейшего развития и успешного обучения в школе.

Т.А.Павлова

выделяет

пространственное

ориентирование

как

особый

вид

восприятия,

при

помощи

зрительного,

слухового,

кинестетического

и

кинетического

анализаторов. Деятельность вышеназванных анализаторов является общей материальной

основой

пространственного

ориентирования.

Посредством

выработки

условных

рефлексов развиваются и совершенствуются анализаторы, обеспечивающие восприятие

пространства. При этом различают следующие параметры: величина предметов и их

изображений, форма, протяженность, объемность, расположение предметов относительно

воспринимающего объекта и относительно друг друга. Основой данных видов восприятия

1

являются

параметры

объективно

существующих

предметов,

изображения

которых

получаются на сетчатке глаза в сочетании с мышечно-двигательными и осязательными

ощущениями прошлого опыта.

Е. И. Тихеева объясняла, что у малышей пространственная ориентировка, в отличие

от различных сенсорных представлений, развивается более медленно. Но, тем не менее,

пространственные представления нужно начинать развивать как можно раньше, ещё в

дошкольном возрасте.

А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в

которой можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь

состоит

из

нескольких

подуровней.

В

основе

выделения

уровней

в

структуре

пространственных

представлений

лежит

последовательность

овладения

ребенком

пространственными представлениями в онтогенезе. Безусловно, все эти уровни в процессе

развития ребенка в определенной степени пересекаются во времени.

Первый

уровень.

Пространственные

представления

о

собственном

теле.

Сюда

относятся ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов; ощущения, идущие от

«внутреннего мира» тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а

также от взаимодействия с взрослым.

С.О.Умрихин считает, что пространственные

представления, прежде чем простроится «от головы», должны быть сформированы «от

тела».

Так

как

первые

метрические

и

топологические

образы

возникают

вследствие

касания матери к ребенку, ее близости или удаленности, расписания кормления и купания.

Ребенок

начинает

понимать,

что

означает

«быстрее»,

«вверху»

и

«быстро»,

«рядом»

только после того, как это поймет его тело.

В.С.Мухина

отмечает,

что

первоначальные

представления

о

направлениях

пространства связаны с восприятием ребенком собственного тела, которое является для

него

центром,

«точкой

отсчета»,

по

отношению

к

которой

ребенок

только

и

может

определять направления. Получение представлений о собственном теле начинаются через

тактильные

ощущения,

с

ощущения

напряжения

и

расслабления

мышц,

ощущения

взаимодействия тела с внешним пространством.

В книге отечественного психолога Л. С. Выготского «Мышление и речь» сказано,

что «понятие образуется, когда сформируются ощущения».

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних

объектов

и

тела.

Этот

уровень

включает

в

себя

представления

о

взаимоотношении

внешних объектов и тела, которые подразделяются на: топологические представления (о

нахождении

того

или

иного

предмета);

координатные

представления

нахождении

предметов с использованием понятий «верх» - «низ», «с какой стороны»); метрические

представления

нахождении

того

или

иного

предмета).

А

также

представления

о

пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в

окружающем

пространстве.

Развитие

пространственных

представлений

подчиняется

закону

основной

оси:

сначала

формируются

представления

вертикали,

затем

представления горизонтали, представления о правой и левой стороне.

И.П. Павлов указывал, что представления о правом и левом складываться у ребенка

между

тремя

и

четырьмя

годами.

Под

руководством

взрослого

ребенок

выделяет

и

правильно называет свою правую руку. На определенной стадии развития в результате

неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные

зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как

ведущей.

Дальнейшая

дифференциация

правой

и

левой

сторон

тела

формируется

на

основе умения выделять правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные

действия. Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через

правую руку. Используя длительные ощущения своих рук, ребенок начинает различать

правые и левые части тела. Другие направления пространства ребенок тоже относит

только к себе.

2

Ориентировка детей в окружающем пространстве, как описывает Р.И.Лалаева,

развивается в определенной последовательности. Первоначально положение предметов

ребенок

определяет

лишь

в

том

случае,

когда

они

расположены

сбоку.

При

этом

дифференциация

направлений

сопровождается

двигательными

реакциями

рук

и

глаз

вправо и влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения

затормаживаются. Умение различать правую и левую стороны предмета, находящегося

непосредственно перед ребенком, развивается у детей позже. Наиболее трудным является

определение правой и левой сторон у человека, сидящего напротив, так как ребенку нужно

мысленно представить себя в другом пространственном положении.

Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в

восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.

Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.

Существует

определенная

последовательность

появления

в

речи

обозначений

топологического

плана.

Появление

пространственных

представлений

на

вербальном

уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие

представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и

по отношению друг к другу появляются в речи ребенка позднее.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень

является

наиболее

сложным

и

поздно

формирующимся.

Он

уходит

корнями

в

пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как

речевая деятельность, являясь в тоже время одной из составляющих стиля мышления и

собственно когнитивного развития ребенка. Понимание пространственно – временных и

причинно

следственных

отношений

и

связей

тоже

является

важной

составляющей

психического развития.

Таким образом, перечисленные уровни пространственно временных представлений

формируются

в

онтогенезе

постепенно,

надстраиваясь

один

над

другим.

Каждый

последующий уровень включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный

ансамбль зрелой психики. Его становление подчиняется всем базисным закономерностям

процесса

развития,

отраженным

в

нейробиологических,

психологических

парадигмах.

Если

в

силу,

каких

либо

причин

ребенок

не

прошел

все

уровни

развития

пространственных

представлений,

то

у

него

будут

обязательно

трудности

овладения

письмом, чтением, счетом и т. д.

Все вышесказанное говорит нам о том, восприятие пространства детей имеет свои

особенности, которые можно выделить как:

- конкретно-чувственный характер: малыши начинают учиться ориентироваться на

своем теле и всё определяют относительно собственного тела;

- различать правую и левую руки для детей достаточно трудно, ведь это различие

основывается на том, что правая рука по функционированию над левой преобладает, а

многие дети пока это или не осознают, или ещё не выделили у себя «главную руку»;

-

относительный

характер

пространственных

отношений:

чтобы

ребенку

определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место

предмета;

- дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

- легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на

близком расстоянии от ребенка.

Некоторые отечественные психологи, такие как Леонтьев, Эльконин, Запорожец, на

основе

своих

исследований

доказали,

что

развитие

ребёнка

происходит

по

мере

его

деятельности

и

активности,

т.

е.,

для

того,

чтобы

малыш

развивался

всесторонне,

обязательно нужно обеспечить ему соответствующие виды активного досуга (сюжетно-

ролевые

игры,

лепка,

рисование,

конструирование

и

другие).

И

каждый

из

видов

деятельности малыша связан с ориентировкой в пространстве.

3



В раздел образования