Автор: Щурова Марина Викторовна
Должность: воспитатель образовательной организации
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8 "Машенька"
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение онтогенеза ребенка в формировании пространственных представлений"
Раздел: дошкольное образование
М. В. Щурова,
воспитатель МБДОУ д.с. №8 города Пензы.
Статья: «Значение онтогенеза ребенка в формировании
пространственных представлений».
В психологическом словаре пространственные представления рассматриваются как
представления
о
пространственных
и
пространственно
–
временных
свойствах
и
отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном
и вращательном движении и т.д.
Как
и
другие
психические
процессы,
пространственные
представления
актуализируются
благодаря
тесному
межполушарному
взаимодействию,
которые
обеспечивают
ориентировку
в
пространстве,
правильную
организацию
действий
в
пространстве.
Основа современных методик обучения малышей ориентировке в пространстве -
это исследования проблем отражения пространства и ориентации дошкольников.
Уже
на
первом
году
жизни,
в
самые
первые
месяцы
у
ребёнка
начинают
формироваться
пространственные
представления.
Как
подчёркивает
И.
М.
Сеченов,
зрение
и
осязание
в
восприятии
пространства
имеют
главные
роли.
Именно
взаимодействие вышеназванных двух чувств и даёт нам условия, которые необходимы для
развития
пространственной
ориентировки.
Первая
фиксация
такого
взаимодействия
обычно
происходит
уже
на
5-6
недели
жизни
нового
человечка,
когда
он
начинает
различать предметы. За своей движущейся рукой малыш начинает следить в возрасте двух
- трёх месяцев - и это следующий шаг в освоении пространства. А вот в 4 месяца ребёнок
уже сможет зрительно контролировать то, как он будет перекладывать игрушки из одной
руки
в
другую.
Теперь
он
уже
и
тянется
к
предметам.
А
вот
пространственное
направление звука малыш начинает различать уже в два месяца. Но пока осознание этих
направлений
ещё
неосознанно,
хотя
это
уже
новый
этап
в
формировании
пространственных представлений.
В
дошкольном
возрасте
у
ребёнка
пространственная
ориентация
начинает
развиваться
очень
интенсивно.
Основные
факторы,
играющие
важную
роль
в
этих
процессах.
Проходя определённый путь, малыш практически осваивает это пространство, а
также, осознаёт, что расположение у предметов может различаться.
Речь
помогает
различать
пространственную
терминологию,
теперь
ребёнок
слушает и сам словесно пытается определить пространственные различия.
Многие педиатры, педагоги, психологи утверждают, что ползание это не только
полезное занятие, но и важнейший, необходимый этап развития ребенка. Если этот этап
отсутствовал в раннем развитии ребенка, то в дальнейшем это негативно может сказаться
на
овладении
письмом.
Каждое
полушарие
человеческого
мозга
управляет
«своей»
половиной
тела,
а
период
ползания
является
важнейшим
этапом
для
установления
функциональной связи между ними. При ползании, благодаря постоянным перекрестным
движениям
рук
и
ног,
складывается
координация
движений,
а
также
координация
деятельности мозговых полушарий между собой и мозга и тела в целом. Следовательно,
если
у
ребенка
сформирована
совместная
деятельность
полушарий,
то
она
является
полноценной основой для дальнейшего развития и успешного обучения в школе.
Т.А.Павлова
выделяет
пространственное
ориентирование
как
особый
вид
восприятия,
при
помощи
зрительного,
слухового,
кинестетического
и
кинетического
анализаторов. Деятельность вышеназванных анализаторов является общей материальной
основой
пространственного
ориентирования.
Посредством
выработки
условных
рефлексов развиваются и совершенствуются анализаторы, обеспечивающие восприятие
пространства. При этом различают следующие параметры: величина предметов и их
изображений, форма, протяженность, объемность, расположение предметов относительно
воспринимающего объекта и относительно друг друга. Основой данных видов восприятия
1
являются
параметры
объективно
существующих
предметов,
изображения
которых
получаются на сетчатке глаза в сочетании с мышечно-двигательными и осязательными
ощущениями прошлого опыта.
Е. И. Тихеева объясняла, что у малышей пространственная ориентировка, в отличие
от различных сенсорных представлений, развивается более медленно. Но, тем не менее,
пространственные представления нужно начинать развивать как можно раньше, ещё в
дошкольном возрасте.
А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в
которой можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь
состоит
из
нескольких
подуровней.
В
основе
выделения
уровней
в
структуре
пространственных
представлений
лежит
последовательность
овладения
ребенком
пространственными представлениями в онтогенезе. Безусловно, все эти уровни в процессе
развития ребенка в определенной степени пересекаются во времени.
Первый
уровень.
Пространственные
представления
о
собственном
теле.
Сюда
относятся ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов; ощущения, идущие от
«внутреннего мира» тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а
также от взаимодействия с взрослым.
С.О.Умрихин считает, что пространственные
представления, прежде чем простроится «от головы», должны быть сформированы «от
тела».
Так
как
первые
метрические
и
топологические
образы
возникают
вследствие
касания матери к ребенку, ее близости или удаленности, расписания кормления и купания.
Ребенок
начинает
понимать,
что
означает
«быстрее»,
«вверху»
и
«быстро»,
«рядом»
только после того, как это поймет его тело.
В.С.Мухина
отмечает,
что
первоначальные
представления
о
направлениях
пространства связаны с восприятием ребенком собственного тела, которое является для
него
центром,
«точкой
отсчета»,
по
отношению
к
которой
ребенок
только
и
может
определять направления. Получение представлений о собственном теле начинаются через
тактильные
ощущения,
с
ощущения
напряжения
и
расслабления
мышц,
ощущения
взаимодействия тела с внешним пространством.
В книге отечественного психолога Л. С. Выготского «Мышление и речь» сказано,
что «понятие образуется, когда сформируются ощущения».
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних
объектов
и
тела.
Этот
уровень
включает
в
себя
представления
о
взаимоотношении
внешних объектов и тела, которые подразделяются на: топологические представления (о
нахождении
того
или
иного
предмета);
координатные
представления
(о
нахождении
предметов с использованием понятий «верх» - «низ», «с какой стороны»); метрические
представления
(о
нахождении
того
или
иного
предмета).
А
также
представления
о
пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в
окружающем
пространстве.
Развитие
пространственных
представлений
подчиняется
закону
основной
оси:
сначала
формируются
представления
вертикали,
затем
представления горизонтали, представления о правой и левой стороне.
И.П. Павлов указывал, что представления о правом и левом складываться у ребенка
между
тремя
и
четырьмя
годами.
Под
руководством
взрослого
ребенок
выделяет
и
правильно называет свою правую руку. На определенной стадии развития в результате
неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные
зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как
ведущей.
Дальнейшая
дифференциация
правой
и
левой
сторон
тела
формируется
на
основе умения выделять правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные
действия. Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через
правую руку. Используя длительные ощущения своих рук, ребенок начинает различать
правые и левые части тела. Другие направления пространства ребенок тоже относит
только к себе.
2
Ориентировка детей в окружающем пространстве, как описывает Р.И.Лалаева,
развивается в определенной последовательности. Первоначально положение предметов
ребенок
определяет
лишь
в
том
случае,
когда
они
расположены
сбоку.
При
этом
дифференциация
направлений
сопровождается
двигательными
реакциями
рук
и
глаз
вправо и влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения
затормаживаются. Умение различать правую и левую стороны предмета, находящегося
непосредственно перед ребенком, развивается у детей позже. Наиболее трудным является
определение правой и левой сторон у человека, сидящего напротив, так как ребенку нужно
мысленно представить себя в другом пространственном положении.
Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в
восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.
Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.
Существует
определенная
последовательность
появления
в
речи
обозначений
топологического
плана.
Появление
пространственных
представлений
на
вербальном
уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие
представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и
по отношению друг к другу появляются в речи ребенка позднее.
Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень
является
наиболее
сложным
и
поздно
формирующимся.
Он
уходит
корнями
в
пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как
речевая деятельность, являясь в тоже время одной из составляющих стиля мышления и
собственно когнитивного развития ребенка. Понимание пространственно – временных и
причинно
–
следственных
отношений
и
связей
тоже
является
важной
составляющей
психического развития.
Таким образом, перечисленные уровни пространственно временных представлений
формируются
в
онтогенезе
постепенно,
надстраиваясь
один
над
другим.
Каждый
последующий уровень включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный
ансамбль зрелой психики. Его становление подчиняется всем базисным закономерностям
процесса
развития,
отраженным
в
нейробиологических,
психологических
парадигмах.
Если
в
силу,
каких
либо
причин
ребенок
не
прошел
все
уровни
развития
пространственных
представлений,
то
у
него
будут
обязательно
трудности
овладения
письмом, чтением, счетом и т. д.
Все вышесказанное говорит нам о том, восприятие пространства детей имеет свои
особенности, которые можно выделить как:
- конкретно-чувственный характер: малыши начинают учиться ориентироваться на
своем теле и всё определяют относительно собственного тела;
- различать правую и левую руки для детей достаточно трудно, ведь это различие
основывается на том, что правая рука по функционированию над левой преобладает, а
многие дети пока это или не осознают, или ещё не выделили у себя «главную руку»;
-
относительный
характер
пространственных
отношений:
чтобы
ребенку
определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место
предмета;
- дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
- легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на
близком расстоянии от ребенка.
Некоторые отечественные психологи, такие как Леонтьев, Эльконин, Запорожец, на
основе
своих
исследований
доказали,
что
развитие
ребёнка
происходит
по
мере
его
деятельности
и
активности,
т.
е.,
для
того,
чтобы
малыш
развивался
всесторонне,
обязательно нужно обеспечить ему соответствующие виды активного досуга (сюжетно-
ролевые
игры,
лепка,
рисование,
конструирование
и
другие).
И
каждый
из
видов
деятельности малыша связан с ориентировкой в пространстве.
3