Напоминание

"Современные педагогические технологии"


Автор: Зайцева Любовь Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Шекшемская сош дошкольное отделение
Населённый пункт: посёлок Шекшема Котромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические технологии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные педагогические технологии.

Подготовила воспитатель Зайцева Л.В.

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов

обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический

инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на

реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка

в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а

вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности

вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на

основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов

педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат»,

поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом

педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность

ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие

изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и

постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного

развития личности ребенка.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в

котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и

предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические

исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря

живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не

желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость

детей падает.

Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра

инновационных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· технология «ТРИЗ» и др.

1. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности

сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по

здоровому образу жизни.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию

здоровьесберегающих технологий:

1.

медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья

детей в соответствии с медицинским требованиями и нормами, - технологии организации

мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических

мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.

физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление

здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной

гимнастики и др.);

3.

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие

психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение

эмоциональной комфортности ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми

в детском саду и семье;);

4.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие

культуры здоровья педагогов, на развитие потребности к здоровому образу жизни;

сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и

спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические

паузы, релаксация);

5.

образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-

ориентированного воспитания и обучения);

6.

обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,

проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-

терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения

детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении

дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в

детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир

ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы,

драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой

и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления

и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра

на рояле) формах;

«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта:

сколачивание скворечника, устройство клумб.

3. Технология исследовательской деятельности

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от

мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к

дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с

использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная

доска, планшет и др.).

1.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного

образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном

учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, В рамках личностно-

ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью

психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным

здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Реализация данной технологии - это мягкая мебель, много растений, украшающих

помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для

индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, помещение по

экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут

выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви

к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Технология

сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,

равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений

«Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды,

изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют

разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель-

ности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка.

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим, владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного

конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятель-

ности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных

видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,

коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и

результативности работы педагога.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного

процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем

Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в

позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-

технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь,

именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала

каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной

стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,

диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и

творческого воображения.

Творите сами.

Как нет детей без воображения, так нет и педагога

без творческих порывов.

И закончить я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.



В раздел образования