Автор: Зайцева Любовь Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Шекшемская сош дошкольное отделение
Населённый пункт: посёлок Шекшема Котромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические технологии"
Раздел: дошкольное образование
Современные педагогические технологии.
Подготовила воспитатель Зайцева Л.В.
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на
реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка
в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а
вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности
вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на
основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов
педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат»,
поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом
педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность
ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие
изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и
постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного
развития личности ребенка.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в
котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и
предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические
исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря
живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость
детей падает.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра
инновационных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
1. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию
здоровьесберегающих технологий:
1.
медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей в соответствии с медицинским требованиями и нормами, - технологии организации
мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических
мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление
здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной
гимнастики и др.);
3.
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие
психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение
эмоциональной комфортности ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми
в детском саду и семье;);
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие
культуры здоровья педагогов, на развитие потребности к здоровому образу жизни;
сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и
спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические
паузы, релаксация);
5.
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-
ориентированного воспитания и обучения);
6.
обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,
проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-
терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения
детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении
дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в
детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир
ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы,
драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой
и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления
и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра
на рояле) формах;
«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта:
сколачивание скворечника, устройство клумб.
3. Технология исследовательской деятельности
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от
мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к
дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с
использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная
доска, планшет и др.).
1.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного
образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном
учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, В рамках личностно-
ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью
психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным
здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Реализация данной технологии - это мягкая мебель, много растений, украшающих
помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для
индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, помещение по
экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут
выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви
к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Технология
сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,
равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений
«Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды,
изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют
разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель-
ности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка.
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим, владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного
конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятель-
ности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных
видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,
коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и
результативности работы педагога.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного
процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем
Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в
позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-
технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь,
именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной
стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и
творческого воображения.
Творите сами.
Как нет детей без воображения, так нет и педагога
без творческих порывов.
И закончить я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает
усовершенствоваться другим.