Напоминание

Патриотическое воспитание детей


Автор: Казанцева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9
Населённый пункт: г.Байкальск Иркутская обл
Наименование материала: Опыт работы по теме "Мир вокруг нас"
Тема: Патриотическое воспитание детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы по теме «Мир

вокруг нас»

галина казанцева

Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни

ребенка. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях

общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во

многом определяют как умственное, так и нравственное развитие

детей. Ведь чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше

дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит

вопрос «Как сегодня воспитывать ребенка человеком

завтрашнего дня?» Ответ прост: сегодня - это творческая личность

с активной жизненной позицией, с собственным логическим

мышлением и мнением.

Во II мл. группе я определила тему кружка «Мир вокруг нас», так

как начиная с младшего возраста у ребенка можно сформировать

первые представления об окружающем мире. В три года ребенку

важны ощущения доброты, тепла и ласкового обращения,

осознание того, что его любят. Все это он получает в семье.

Естественным желанием было выбрать темы для работы такие

как: «Моя семья», «Мой дом», «Мои друзья» и «Я - сам».

На первоначальном этапе работы мною было составлено

перспективное планирование на учебный год. Основное внимание

уделила воспитанию любви к самому близкому в семье человеку -

маме. Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в

широкий социальный мир, установления разнообразных

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения

гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая

окрашенность психической жизни и

практического опыта составляет характерную особенность

дошкольного детства. Моя задача состояла в том, чтобы дать

правильное представление эмоциональному развитию ребенка,

пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства,

стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Большое внимание уделяю созданию условий для активного

освоения дошкольниками важнейших составных частей

социального опыта.

Ведущую роль в детской деятельности занимает игра. Ведь то,

что испытывает взрослый человек в жизни, ребенок в игре

испытывает те же ощущения. Игру отличает наличие воображаемой

ситуации и непродуктивный характер деятельности, что

подразумевает направленность на сам игровой процесс и на

переживание играющего.

Так же наибольшее значение для социального развития детей

имеют игровые ситуации, в которых дети реально разрешают

различные жизненные проблемы. Мною были запланированы с/р

игры «Дом», «Детский сад», игровые ситуации «Что такое хорошо

и что такое плохо», «Я и моя семья», «Мы улыбаемся», «За что

меня любят в семье», «Связь поколений».

Первыми книжками для детей становятся семейные

фотоальбомы. Дети перелистывая их узнают себя с близкими

людьми. В подборе книг нужно учитывать возраст ребенка и его

возможности. Очень важная деталь это совместное чтение книг. Это

одновременно и способ научить ребенка чему-то новому и

возможность установить с ним тесный контакт. Через

художественную литературу, через сопереживание героям - ребенок

приобретает личный опыт, оценивает их поступки, а потом делает

умозаключение «Как бы поступил я?»

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к

различению и сравнению ярко выраженных контрастных

эмоциональных состояний. Мною были предложены детям

различные ситуации на эмоции «Заботы о старших», «Почему

ваша мама или бабушка грустная, невеселая, молчит?» Дети

отвечали, как бы они помогли, чтобы сделали, как бы поступили в

данной ситуации. Раскрывая различные эмоциональные состояния

детям, я использовала диафильмы: «Слезы матери», «Вежливые

слова», «Колобок», «Теремок». В процессе моей работы дети

узнали много новых слов, отвечая на вопросы, овладели

диалогической речью. Рассказывая о своих родственниках и

близких, о том, как они проводят время вне сада, дети учатся

строить небольшой монолог. В течение всего учебного года

постепенно подводила детей к пониманию, что такое семья. Дети

рассказывали о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д., приносили

свои семейные фотографии, рисунки, нарисованные вместе с

родителями.

Воспитание любви к родному городу - одна из задач

патриотического воспитания детей. Поэтому в средней группе была

спланирована работа по ознакомлению с родным городом, «Наши

младшие друзья», «Мир взрослого». Детям средней группы трудно

представить себе, что такое город, но с этим понятием детей нужно

знакомить и начинать знакомство с близлежащими улицами и

домами. Дети рассматривали дома, я обращала внимание на то, что

домов много, улицы длинные, у каждой улицы есть название. В

течении года размещали в книжном уголке иллюстрации самых

главных достопримечательностей родного города, мест, где дети

часто бывают со своими родителями.

Главной задачей по теме «Мир взрослых» было вызвать чувство

уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь:

вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легче мыть пол; все

съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке,

чтобы дворнику было легче убирать его.

На занятиях кружка вместе с детьми мы рисовали дома, делали

коллективную аппликацию «Наш город», с родителями дети

рисовали своих младших друзей: кошек, собак, попугаев.

Хороший воспитательный и обучающий эффект дают настольные

игры, такие как «Умные машины», «Учимся играя», строительно-

конструктивные игры. Мы совместно с детьми делали постройки из

мелкого строителя и конструктора «Лего» - «Каким я вижу

зоопарк», «Улицы города», «Гараж». Дети с удовольствием играли,

вносили свои предложения, внимательно относились друг к другу.

В совместных играх я наблюдала, какие изменения происходили

во взаимоотношениях детей, выявляла мотивы новых сближений,

доброжелательны ли они друг к другу.

Так же на занятиях кружка детям предлагались разные ситуации,

в которые они могли бы попасть. Я начинала рассказ, дети

заканчивали. После каждого сюжета выясняли с детьми почему

данная ситуация хороша или плоха.

В течение года к тематическим праздникам «23 февраля», «8

марта», «Новый год», «День учителя» вместе с детьми

изготавливали поделки, праздничные открытки, которые они дарили

своим родителям и сотрудникам детского сада.

В старшей и подготовительной группе через кружковую работу я

давала углубленные знания детям о многообразии окружающего

мира. Мы путешествовали в прошлое вещей, наблюдали чудесные

превращения волшебной палочки. Основная задача состояла в том,

чтобы ребенок был активным субъектом общения и познания,

пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чтобы

дети выражали внимание к окружающим людям, бережно

относились к окружающим их вещам и друг к другу.

С родителями и детьми были организованы целевые прогулки и

экскурсии по нашему городу, на горнолыжный курорт «Гора

Соболиная», в детский парк «Радуга», где все участники

мероприятий получали удовольствие от увиденного.

Так же в свою работу включила серию занятий кружка по

валеологии «Сохрани свое здоровье». Детям было предложено как

правильно, самостоятельно следить за своим здоровьем, умение

оказать себе элементарную помощь, что нужно с детства беречь

зубы, дружно жить с зубной щеткой, ухаживать за своими глазами и

ушами.

Культура общения людей! Ведь культурный, воспитанный человек

не только владеет техникой общения, но и обладает такими

качествами, как добросердечие, учтивость, уважительное

отношение к людям.

«Давайте говорить друг другу комплименты» - одна из тем

занятий моего кружка по культуре общения. Самое важное, чтобы

норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Есть

такое высказывание: «Самый лучший способ привить детям

хорошие манеры - постоянно показывать им пример». Следующий

этап моей работы больше имел практический характер. С детьми

мы смастерили поделки из бросового материала, бумаги. На День

Святого Валентина мы с детьми сделали ангелочков из бумаги,

каждый ребенок назвал ангелочка и подарил близким людям.

Тематическую выставку поделок из природного

материала «Золотые руки мастеров»украшали сказочные герои,

звери из страны «Выдумляндии». У детей воспитывается любовь и

уважение к своему труду и труду товарища.

Приобретенные знания дети воплощают в сюжетно-ролевых

играх «Мы строители», «Я - шофер», «Школа», «Я и моя семья» и

т. д., также немаловажную роль в моей работе играет знакомство с

дидактическими играми с помощью которых у детей формируется

представление о ведении домашнего хозяйства, классифицировать

транспорт, обобщать представление о связи труда разных

профессий.

В старшей группе мною было запланировано и проведено

практическое занятие по приготовлению вареников. Вместе с

детьми заводили тесто, делали из картофеля пюре, а потом лепили

вареники. Итогом занятия был ужин с варениками. Дети были в

восторге от результатов своего труда и своими впечатлениями

поделились с родителями и сотрудниками детского сада.

Ведущая роль в организации кружка принадлежит родителям.

Они помогают с изготовлением и приобретением атрибутов к играм,

пособий. Большое внимание родители уделяют воспитанию

своих детей: и в выходные, и праздничные дни, и при сборах в

детский сад, и по вечерам. Чем богаче и содержательнее общение

родителей и детского сада, тем более положительным, оказывается

педагогическое воздействие на ребенка. Родители принимают

активное участие в организации и проведении экскурсий, поездок по

городу.

Значительное место в социальном развитии ребенка-

дошкольника занимает усвоение им этических норм и требований,

формирование гуманного отношения к природе и окружающим его

людям. Для меня как педагога важно способствовать

формированию этических и моральных норм, развитию

самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение

способствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам,

которые установились в данном сообществе.



В раздел образования