Автор: Казанцева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9
Населённый пункт: г.Байкальск Иркутская обл
Наименование материала: Опыт работы по теме "Мир вокруг нас"
Тема: Патриотическое воспитание детей
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы по теме «Мир
вокруг нас»
галина казанцева
Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни
ребенка. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях
общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во
многом определяют как умственное, так и нравственное развитие
детей. Ведь чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше
дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит
вопрос «Как сегодня воспитывать ребенка человеком
завтрашнего дня?» Ответ прост: сегодня - это творческая личность
с активной жизненной позицией, с собственным логическим
мышлением и мнением.
Во II мл. группе я определила тему кружка «Мир вокруг нас», так
как начиная с младшего возраста у ребенка можно сформировать
первые представления об окружающем мире. В три года ребенку
важны ощущения доброты, тепла и ласкового обращения,
осознание того, что его любят. Все это он получает в семье.
Естественным желанием было выбрать темы для работы такие
как: «Моя семья», «Мой дом», «Мои друзья» и «Я - сам».
На первоначальном этапе работы мною было составлено
перспективное планирование на учебный год. Основное внимание
уделила воспитанию любви к самому близкому в семье человеку -
маме. Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в
широкий социальный мир, установления разнообразных
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения
гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая
окрашенность психической жизни и
практического опыта составляет характерную особенность
дошкольного детства. Моя задача состояла в том, чтобы дать
правильное представление эмоциональному развитию ребенка,
пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства,
стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Большое внимание уделяю созданию условий для активного
освоения дошкольниками важнейших составных частей
социального опыта.
Ведущую роль в детской деятельности занимает игра. Ведь то,
что испытывает взрослый человек в жизни, ребенок в игре
испытывает те же ощущения. Игру отличает наличие воображаемой
ситуации и непродуктивный характер деятельности, что
подразумевает направленность на сам игровой процесс и на
переживание играющего.
Так же наибольшее значение для социального развития детей
имеют игровые ситуации, в которых дети реально разрешают
различные жизненные проблемы. Мною были запланированы с/р
игры «Дом», «Детский сад», игровые ситуации «Что такое хорошо
и что такое плохо», «Я и моя семья», «Мы улыбаемся», «За что
меня любят в семье», «Связь поколений».
Первыми книжками для детей становятся семейные
фотоальбомы. Дети перелистывая их узнают себя с близкими
людьми. В подборе книг нужно учитывать возраст ребенка и его
возможности. Очень важная деталь это совместное чтение книг. Это
одновременно и способ научить ребенка чему-то новому и
возможность установить с ним тесный контакт. Через
художественную литературу, через сопереживание героям - ребенок
приобретает личный опыт, оценивает их поступки, а потом делает
умозаключение «Как бы поступил я?»
В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к
различению и сравнению ярко выраженных контрастных
эмоциональных состояний. Мною были предложены детям
различные ситуации на эмоции «Заботы о старших», «Почему
ваша мама или бабушка грустная, невеселая, молчит?» Дети
отвечали, как бы они помогли, чтобы сделали, как бы поступили в
данной ситуации. Раскрывая различные эмоциональные состояния
детям, я использовала диафильмы: «Слезы матери», «Вежливые
слова», «Колобок», «Теремок». В процессе моей работы дети
узнали много новых слов, отвечая на вопросы, овладели
диалогической речью. Рассказывая о своих родственниках и
близких, о том, как они проводят время вне сада, дети учатся
строить небольшой монолог. В течение всего учебного года
постепенно подводила детей к пониманию, что такое семья. Дети
рассказывали о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д., приносили
свои семейные фотографии, рисунки, нарисованные вместе с
родителями.
Воспитание любви к родному городу - одна из задач
патриотического воспитания детей. Поэтому в средней группе была
спланирована работа по ознакомлению с родным городом, «Наши
младшие друзья», «Мир взрослого». Детям средней группы трудно
представить себе, что такое город, но с этим понятием детей нужно
знакомить и начинать знакомство с близлежащими улицами и
домами. Дети рассматривали дома, я обращала внимание на то, что
домов много, улицы длинные, у каждой улицы есть название. В
течении года размещали в книжном уголке иллюстрации самых
главных достопримечательностей родного города, мест, где дети
часто бывают со своими родителями.
Главной задачей по теме «Мир взрослых» было вызвать чувство
уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь:
вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легче мыть пол; все
съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке,
чтобы дворнику было легче убирать его.
На занятиях кружка вместе с детьми мы рисовали дома, делали
коллективную аппликацию «Наш город», с родителями дети
рисовали своих младших друзей: кошек, собак, попугаев.
Хороший воспитательный и обучающий эффект дают настольные
игры, такие как «Умные машины», «Учимся играя», строительно-
конструктивные игры. Мы совместно с детьми делали постройки из
мелкого строителя и конструктора «Лего» - «Каким я вижу
зоопарк», «Улицы города», «Гараж». Дети с удовольствием играли,
вносили свои предложения, внимательно относились друг к другу.
В совместных играх я наблюдала, какие изменения происходили
во взаимоотношениях детей, выявляла мотивы новых сближений,
доброжелательны ли они друг к другу.
Так же на занятиях кружка детям предлагались разные ситуации,
в которые они могли бы попасть. Я начинала рассказ, дети
заканчивали. После каждого сюжета выясняли с детьми почему
данная ситуация хороша или плоха.
В течение года к тематическим праздникам «23 февраля», «8
марта», «Новый год», «День учителя» вместе с детьми
изготавливали поделки, праздничные открытки, которые они дарили
своим родителям и сотрудникам детского сада.
В старшей и подготовительной группе через кружковую работу я
давала углубленные знания детям о многообразии окружающего
мира. Мы путешествовали в прошлое вещей, наблюдали чудесные
превращения волшебной палочки. Основная задача состояла в том,
чтобы ребенок был активным субъектом общения и познания,
пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чтобы
дети выражали внимание к окружающим людям, бережно
относились к окружающим их вещам и друг к другу.
С родителями и детьми были организованы целевые прогулки и
экскурсии по нашему городу, на горнолыжный курорт «Гора
Соболиная», в детский парк «Радуга», где все участники
мероприятий получали удовольствие от увиденного.
Так же в свою работу включила серию занятий кружка по
валеологии «Сохрани свое здоровье». Детям было предложено как
правильно, самостоятельно следить за своим здоровьем, умение
оказать себе элементарную помощь, что нужно с детства беречь
зубы, дружно жить с зубной щеткой, ухаживать за своими глазами и
ушами.
Культура общения людей! Ведь культурный, воспитанный человек
не только владеет техникой общения, но и обладает такими
качествами, как добросердечие, учтивость, уважительное
отношение к людям.
«Давайте говорить друг другу комплименты» - одна из тем
занятий моего кружка по культуре общения. Самое важное, чтобы
норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Есть
такое высказывание: «Самый лучший способ привить детям
хорошие манеры - постоянно показывать им пример». Следующий
этап моей работы больше имел практический характер. С детьми
мы смастерили поделки из бросового материала, бумаги. На День
Святого Валентина мы с детьми сделали ангелочков из бумаги,
каждый ребенок назвал ангелочка и подарил близким людям.
Тематическую выставку поделок из природного
материала «Золотые руки мастеров»украшали сказочные герои,
звери из страны «Выдумляндии». У детей воспитывается любовь и
уважение к своему труду и труду товарища.
Приобретенные знания дети воплощают в сюжетно-ролевых
играх «Мы строители», «Я - шофер», «Школа», «Я и моя семья» и
т. д., также немаловажную роль в моей работе играет знакомство с
дидактическими играми с помощью которых у детей формируется
представление о ведении домашнего хозяйства, классифицировать
транспорт, обобщать представление о связи труда разных
профессий.
В старшей группе мною было запланировано и проведено
практическое занятие по приготовлению вареников. Вместе с
детьми заводили тесто, делали из картофеля пюре, а потом лепили
вареники. Итогом занятия был ужин с варениками. Дети были в
восторге от результатов своего труда и своими впечатлениями
поделились с родителями и сотрудниками детского сада.
Ведущая роль в организации кружка принадлежит родителям.
Они помогают с изготовлением и приобретением атрибутов к играм,
пособий. Большое внимание родители уделяют воспитанию
своих детей: и в выходные, и праздничные дни, и при сборах в
детский сад, и по вечерам. Чем богаче и содержательнее общение
родителей и детского сада, тем более положительным, оказывается
педагогическое воздействие на ребенка. Родители принимают
активное участие в организации и проведении экскурсий, поездок по
городу.
Значительное место в социальном развитии ребенка-
дошкольника занимает усвоение им этических норм и требований,
формирование гуманного отношения к природе и окружающим его
людям. Для меня как педагога важно способствовать
формированию этических и моральных норм, развитию
самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение
способствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам,
которые установились в данном сообществе.