Напоминание

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано"


Автор: Шелест Марина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ № 1"
Населённый пункт: г. Можайск, Московская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДМШ №1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

по учебному предмету

музыкальный инструмент (фортепиано)

г. Можайск

2016г.

Рассмотрено на методическом

совете

Утверждаю

:

МБУДО « ДМШ №1» Директор МБУДО «ДМШ №1»

__________________ _________________Е.А. Бирюкова

«____»_______________2016г. «____» _______________2016г.

Разработчик: Шелест М.Н. – зав. фортепианным отделом МБУДО

«ДМШ №1» г.Можайска

2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

● Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

● Срок реализации учебного предмета

● Объём

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

● Сведения о затратах учебного времени

● Форма проведения учебных аудиторных занятий

● Цель и задачи учебного предмета

● Структура программы учебного предмета

● Методы обучения

● Описание материально - технических условий реализации учебного

предмета

II. Содержание учебного предмета

● Учебно - тематический план

● Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

● Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

● Аттестация: цели, виды, форма, содержание

● Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

● Методическая литература

● Учебная литература

● Средства обучения

I. Пояснительная записка

3

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Программа

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)»

разработана

на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом

Министерства

культуры

Российской

Федерации,

от

21.11.2013

№191-01-

39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области

фортепианного исполнительства в детских школах искусств.

Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) - 12 лет.

Программа даёт свободу в выборе репертуара и направлена на

развитие индивидуальных способностей обучающегося.

Недельная

нагрузка

по

предмету

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)»

составляет

2

часа

в

неделю.

Занятия

проходят

в

индивидуальной

форме.

В

целях

формирования

навыков

ансамблевого

музицирования объём недельной нагрузки может быть увеличен.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра

в ансамбле, в том числе, с преподавателем. Это

развивает гармонический

слух,

умение

слышать

друг

друга,

позволяет

совместными

усилиями

создавать художественно осмысленные трактовки произведений, формирует

навыки

ритмичной,

синхронной

игры.

Ансамблевое

музицирование

доставляет

большое

удовольствие

учащимся

и

позволяет

им

уже

на

начальном

этапе

обучения

почувствовать

себя

музыкантами.

А

позитивные

эмоции

всегда

являются

серьёзным

стимулом

в

индивидуальных занятиях музыкой.

Данная

программа

предполагает

проведение

итоговой

аттестации

в

форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе

той

или

иной

формы

завершения

обучения

образовательная

организация

вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При

реализации

программы

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность

учебных занятий с первого по четвёртый годы обучения составляет

34

недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

4

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Максимальная учебная

нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

544

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При

реализации

программы

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность

учебных занятий с первого по четвёртый годы обучения составляет 34 недели

в

год.

Общая

трудоёмкость

составляет

544

часа.

Из

них:

272

часов

-

аудиторные занятия, 272 часов - самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование

индивидуальных

и

мелкогрупповых

(от

2-х

человек)

з а ня т ий.

Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю

по ст роить

проце сс

обучения

в

соответ ствии

с

п р и н ц и п а м и

дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих

и

индивидуальных

способностей

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями

о

фортепианном

исполнительстве,

формирование

практических умений и навыков игры на фортепиано, постоянного интереса

к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами

предмета

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)»

являются:

● ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и

разнообразием приемов игры

● формирование навыков игры на музыкальном инструменте

● приобретение знаний в области музыкальной грамоты

5

● приобретение знаний в области истории музыкальной культуры

● формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах, развитие музы-

кального кругозора, умений и способов музыкальной деятельности, обеспе-

чивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного об-

щения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания

● воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины

● воспитание стремления к практическому использованию знаний и уме-

ний, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных

направления. Одно из них - формирование игровых навыков и приёмов,

становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических

форм

музицирования

на

фортепиано,

в

том

числе,

подбора

по

слуху,

аккомпанирования.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

● сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

● распределение учебного материала по годам обучения;

● описание дидактических единиц учебного предмета;

● требования к уровню подготовки учащихся;

● формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

● методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

● словесный (объяснение, беседа, рассказ)

● наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы)

● практический (освоение различных приёмов игры на инструменте)

● эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам

6

и

фондам

аудио

и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Во

время

самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться

Интернетом для

сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный

фонд

должен

быть

укомплектован

печатными,

электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Для успешной реализации учебного процесса необходим ряд условий:

1. Светлое, хорошо проветриваемое помещение площадью не менее

6 кв.м., отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.

2. Настроенный инструмент.

3. Регулируемая банкетка или удобный стул, а также подставки на стул

и под ноги для детей младшего возраста.

4. Стол для преподавателя.

II. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Тематический план 1-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

2

1

1

Донотный период

4

1

3

Изучение нотной грамоты

5

2

3

Постановка рук

7

-

7

Развитие технических навыков

16

-

16

Ансамбль

16

16

Работа

над

эмоционально-художественным

развитием

16

2

14

Зачёты и выступления

2

-

2

Итого:

68

6

62

Тематический план 2-го года обучения

специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотно-

го текста

16

2

14

Работа над развитием координации

7

1

6

Работа над аппликатурой

8

2

6

Работа над звукоизвлечением

8

2

6

Работа над игровыми приёмами и упражне-

10

1

9

7

ниями

Ансамбль

15

-

15

Зачёты и выступления

4

-

4

Итого:

68

8

60

Тематический план 3-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного

текста

16

2

14

Работа над аппликатурой

7

1

6

Работа над звукоизвлечением

7

2

5

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над игровыми приёмами и упражнени-

ями

7

2

5

Работа над развитием технических навыков

6

2

4

Ансамбль

14

-

14

Зачёты и выступления

4

-

4

Итого:

68

11

59

Тематический план 4-го года обучения

специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного

текста

16

2

14

Продолжение работы над развитием техниче-

ских навыков

7

1

6

Работа над педалью

5

1

4

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над крупной формой

7

2

5

Работа над художественным образом произве-

дения

6

2

4

Ансамбль.

16

-

16

Зачёты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

Годовые требования

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учётом

индивидуальных

способностей и интересов учащихся.

Содержание изучаемого курса

В течение всех лет обучения преподаватель должен:

8

- знакомить учащихся с творчеством и произведениями выдающихся

композиторов, изучаемыми в классах фортепиано и фортепианного ансамбля,

с музыкальными жанрами, формами, часто встречающимися терминами.

- развивать умение словесно анализировать исполняемые в классе

музыкальные произведения.

1 год обучения

1.

В

течение

учебного

года

преподаватель

должен

проработать

с

учеником

20-25

музыкальных

произведений:

народные

песни,

пьесы

песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды

и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся) - лёгкие сонатины и

вариации.

2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, а затем

на протяжении всего года - несложных песен, например: «Весёлые гуси»,

«Маленькой ёлочке». Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в

чтении нот с листа.

П р и о б щ е н и е

у ч е н и к а

к

а н с а м б л е в о м у

музицированию (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре

руки). Введение ребёнка в область художественного творчества, выявление

его

индивидуальных

способностей.

Необходимо

создать

на

занятиях

непринуждённую, доброжелательную атмосферу, вовлечь ребёнка в работу,

развивать образное воображение.

В течение всех лет обучения преподаватель должен:

- знакомить учащихся с творчеством и произведениями выдающихся

композиторов, изучаемыми в классах фортепиано и фортепианного ансамбля,

с

музыкальными

жанрами,

формами,

наиболее

часто

встречающимися

терминами.

-

развивать

умение

словесно

анализировать

исполняемые

в

классе

музыкальные произведения.

3.

Исполнять

упражнения

в

виде

различных

последовательностей

пальцев штрихами нон легато, легато, стаккато в пределах позиции руки

от разных звуков во всех октавах.

4. Технические требования: мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две

октавы

двумя

руками,

в

противоположном

движении

двумя

руками

при

симметричной аппликатуре, хроматическая гамма, тонические трезвучия с

обращениями, арпеджио по три звука.

Этюды

Визная И. «Эхо»

9

Эрнесакс Г. « Едет паровоз»

Геталова О. «Лягушки танцуют», «В лесу», «Мишки в цирке»

Беркович И. «Маленькие этюды»: № 1-14

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих»: № 1-3, 7, 9-13, 15, 19

Черни К. «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Гермера

Ч. 1 № 1-6

Шитте Л. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: № 1-15

Соч. 160. 25 легких этюдов: № 1-20

Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева (по выбору)

Пьесы

Берлин Б. «Марширующие поросята»

Бетховен Л. «Немецкий танец»

Волков В. «Солнечный зайчик»

Гедике А. «Заинька»

Галынин Г. «Зайчик»

Гречанинов А. «В разлуке», «Мазурка»

Жилинский А. «Весёлые ребята»

Кравченко Б. «Упрямый козлик»

Майкапар С. «Вальс», «Дождик», «В садике», «Пастушок»

Парусинов А. «Марш»

Раутио В. «Танец»

Руббах А. «Воробей»

Рюигрок А. «Горе куклы»

Холминов А. «Дождик»

Кабалевский Д. «Маленькая полька»

Книппер Л. «Полюшко - поле»

Крутицкий М. «Зима»

Курочкин В. «Вальс»

Любарский Н. «Курочка»

Назарова - Метнер Т. «Латышская полька»

Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»

Слонов Ю. «Вальс»

Степовой Я. «На качелях», «Пчёлка»

Стреббог И. «Вальс петушков»

Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»

Корепанов А. «Танцующий слон»

Кабалевский Д. «Ёжик», «Маленькая полька»

Моцарт В. «Волынка»

10

Филипп И. «Колыбельная»

Штейбельт Д. «Адажио»

Шостакович Д. «Марш»

Хаджиев П. «Светляки»

Ляховицкая С. «Где ты, Лёка?»

Гретри А. «Кукушка и осёл»

Лонгшам - Друшкевичова К. «Краковяк», «Полька»,

«Из бабушкиных воспоминаний», «На катке»

Игнатьев В. «Марш барбоса», «Негритянская колыбельная»

Полифонические произведения

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Менуэт ля минор

Сперонтес С. Менуэт

Моцарт Л. Менуэт ре минор

Сен - Люк Я. Бурре

Телеман Г. Пьеса

Тюрк Д. «Веселые ребята», «Маленький балет»

Шевченко С. Канон

Гедике А. Ригодон ре минор

Гайдн Й. Менуэт фа мажор

Произведения крупной формы

Штейбельт Д. Сонатина до мажор

Дюбюк А. Русская песня с вариациями

Беркович И. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Литкова И. Вариации на тему бел.н. п. «Савка и Гришка сделали дуду»

Моцарт В. Аллегро си бемоль мажор

Салютринская Т. Сонатина

Примерные исполнительские программы:

1. Моцарт В. Менуэт Ре мажор

Гречанинов А. Мазурка

2. Кригер И. Менуэт Ля минор

Майкапар С. Пастушок

3. Сен-Люк Я. Бурре

Шейбельт Д. Адажио

4. Вилтон К. Сонатина

Шостакович Д. Вальс

11

5. Беркович И. Вариации на тему р.н.п. « Во саду ли, в огороде»

Ч.н.п. « Аннушка» обработка В. Ребикова

2 год обучения

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учени-

ком 14-16 музыкальных произведений:

6-7

разнохарактерных

пьес,

1-2

пьесы

с

элементами

полифонии,

1-2

произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2

произведения в порядке ознакомления

2.

Чтение

с

листа

мелодии

песенного

характера

с

несложным

сопровождением

в

виде

опорных

звуков

гармонии

в

басу.

Игра

с

преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров.

Подбор

по

слуху

несложных

песенных

мелодий:

«Заинька,

попляши»,

«Маленькой

ёлочке»

с

простейшим

сопровождением.

Транспонирование

песенных мелодий. Например: «Как пошли наши подружки» из до мажора в

ближайшие тональности. Опыты сочинения музыки (возможно на заданное

стихотворение,

изображение

звуками

на

инструменте

сказочного

образа,

досочинение мелодий, например, ответных предложений.

3. Работа над пальцевой техникой на упражнениях различного вида.

Развитие

навыков

свободных

движений

кисти

вверх

и

вниз

путем

исполнения интервалов.

4. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух

знаков

включительно

в

прямом

и

противоположном

движении

(при

синхронной аппликатуре) в две октавы. Для более продвинутых учеников

в

четыре

октавы,

хроматические

гаммы,

тонические

трезвучия

с

обращениями, аккорды T-S-D-T.

5. В течение учебного года.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермера

Ч. 1: № 10, 11, 13 - 18, 20, 23 - 29

Шитте Л. Соч. 108 25 маленьких этюдов: № 16, 21 -23.

Соч. 160 25 легких этюдов: № 23, 24

Гедике А. Соч. 32 № 7

12

Лемуан А. Соч 37 № 17

Берлин Б. Соч 70 № 33

Гурлитт К. № 8, 15

Гнесина Е. № 48 ре мажор

Лешгорн А. № 43 фа мажор

Беркович И. Этюд на тему Паганини

Бургмюллер Ф. «Простодушие»

Пьесы

Александров Ан. «Новогодняя полька»

Беркович И. «На опушке»

Бетховен Л. «Два экосеза», «Сурок»

Гаврилин В. «Каприччио»

Гайдн Й. «Немецкий танец»

Гедике А. «Маленькое рондо», «Медленный вальс»

Гречанинов А. «Вальс», «Мазурка», «Верхом на лошадке», «Первоцвет»

Глинка М. «Жаворонок», «Полька»

Дварионас Б. «Прелюдия»

Иордан И. «Охота за бабочкой»

Кабалевский Д. «Клоуны»

Куперен Ф. «Кукушка»

Майкапар С. «Мотылёк», «Вальс», «Колыбельная», «Маленький командир»,

«Полька», «Раздумье».

Ребиков В. «Дети вокруг ёлки»

Тюрк Д.Г. «Детская кадриль», «Пьеса»

Чайковский П. «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы»,

«Марш деревянных солдатиков»

Градески Э. «Задиристые буги»

Роули А. «В стране гномов»

Корепанов А. «Колыбельная»

Петерсен Р. «Марш гусей»

Шостакович Д. «Грустная сказка»

Шуман Р. «Солдатский марш»

Полифонические произведения

Коттинг Ф. Куранта

Моцарт В. Менуэт до мажор

Моцарт Л. Полонез

Гендель Г. Сарабанда ре минор, фа мажор

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»:

13

Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Полонез соль минор № 2

Пахельбель И. Сарабанда

Корелли А. Сарабанда ре минор

Шевченко С. Канон

Павлюченко С. Фугетта

Бем Г. Менуэт соль мажор

Произведения крупной формы

Клементи. Сонатина № 2 до мажор

Кабалевский. Лёгкие вариации

Андре А. Сонатина соль мажор

Беркович И. Сонатина до мажор

Хаслингер Т. Сонатина до мажор

Бейл А. Сонатина соль мажор

Плейель И. Сонатина ре мажор

Чичков Ю. Маленькая сонатина

Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Благой Д. Маленькие вариации соль минор

Примерные исполнительские программы:

1. Моцарт Л. Полонез

Майкапар С. Колыбельная

2. Бах И.С. Волынка

Гречанинов А. Мазурка

3. Бем Г. Менуэт соль мажор

Бетховен Л. Сурок

4. Хаслингер Т. Сонатина до мажор

Градески Э. «Задиристые буги»

5. Плейель И. Сонатина ре мажор

Роули А. « В стране гномов»

3год обучения

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учени-

ком 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке озна-

комления:

1-2

полифонических

произведения,

1-2

произведения

крупной

формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных пьес,

2-3 произведения в порядке ознакомления.

2. Чтение с листа пьес различного характера (уровень трудности перво-

го класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий с использованием про-

14

стейшего аккордового сопровождения на опорных звуках.

3. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трёх зна-

ков включительно в четыре октавы в прямом и противоположном движении

(при синхронной аппликатуре), хроматическая гамма, короткие арпеджио

по три звука, аккорды, T-S-D-T.

Этюды

Беркович И. Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих» № 23,

29 - 32., Соч. 47. «30 легких этюдов» № 10, 16, 18, Соч. 58 «25 легких пьес»

№ 13,18, 20

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающий» Тетр. 4: № 31, 33

Лак Т. Соч. 172 «Этюды» № 5, 6, 8

Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов» № 4, 5, 9, 11, 12,

15, 16, 20 - 23, 35, 39

Лешгорн А. Соч. 65 «Избранные этюды для начинающих» (по выбору)

Черни К. Соч. 821 «Этюды» № 5, 7, 24, 26, 33, 35

Черни К. Избранные фортепианные этюды ред. Гермера. Ч. 1: № 17, 18,

21 - 23, 25, 26, 28, 30 - 32, 34 - 36, 38, 41 - 43, 45, 47

Шитте Л. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9

Пьесы

Барток Б. «Пьеса»

Берлин Б. «Обезьянки на дереве»

Вайнштейн Л. «Сицилиана»

Глинка М. «Чувство»

Градески Э. «Мороженое»

Гуммель И. «Аллегретто»

Жилин А.«Вальс»

Косенко В.«Скерцино», «Пастораль»

Кабалевский Д. «Медленный вальс», «Частушка»

Корепанов Г. «Полька», «Шутливая песенка»

Коровицын В. «Первая проталинка»

Майкапар С. «Росинки», «Меланхолический вальс»

Ребиков В. «Восточный танец»

Сильванский Н. «Песня»

Парфёнов И. «Белочка», «Сельская кадриль»

Поор В. «Чардаш»

Свиридов Г. «Парень с гармошкой», «Ласковая просьба»

Селиванов Г. «Шуточка»

15

Сильванский Н. «Песня

Хачатурян А. «Андантино», «Вечерняя сказка»

Чайковский П. «Полька», «Итальянская песенка», «Новая кукла»

Шевченко С. «Весенний день»

Шейко Н. «Прелюдия»

Шостакович Д. «Шарманка»

Шуман

Р.

«Смелый

наездник»,

«Первая

утрата»,

«Веселый

крестьянин»,

«Сицилийская песенка»

Щуровский Ю. «Утро», «Падает снежок»

Полифонические произведения

Арман Ж. Фугетта

Бах И. С. Ария, Маленькие прелюдии до минор №2, до минор № 3,

ми минор №7, соль минор № 10, марш ре мажор, ми бемоль мажор, менуэты

до минор, соль мажор, соль минор, ля минор

Бах Ф.Э. Марш соль мажор, Менуэт фа минор

Гедике А. Инвенция

Гендель Г. Менуэт ре минор, фугетта

Корелли А. Сарабанда ми минор

Кригер И. Сарабанда

Куперен Ф. Невинность

Люлли Ж. Ария соль минор

Лядов А. Подблюдная

Марпург Ф. Аллегретто до мажор

Пахельбель И. Гавот ми минор, Сарабанда си бемоль мажор

Рамо Ж. Ригодон

Тюрк Д. Аллегро

Фишер И. Чакона

Щуровский Ю. Канон

Произведения крупной формы

Андрэ А. Сонатина № 5 фа мажор Ч. 1

Бирюков Ю. Сонатина до мажор, Лирическая сонатина

Беркович И. Сонатина соль мажор

Бетховен Л. Сонатина фа мажор

Глиэр Р.Рондо

Клементи М.Сонатина соль мажор Ч. 1, 2, Сонатина до мажор Ч. 2, 3

16

Кулау Ф. Сонатина до мажор соч. 55 Ч. 1, 2

Кабалевский Д. Легкие вариации соч. 51

Мелартин М. Сонатина соль мажор

Шпиндлер Ф. Сонатина до мажор Ч 1, 2

Диабелли А. Сонатина № 1 рондо соч. 151

Примерные исполнительские программы:

1. Бах И.С. Маленькая прелюдия до мажор

Кабалевский Д. Клоуны

2. Бах И.С. Полонез соль минор

Селиванов Г. Шуточка

3. Арман Ж. Фугетта до мажор

Глинка М. Чувство

4. Беркович И. Сонатина соль мажор

Косенко В. Скерцино

5. Бетховен Л. Сонатина фа мажор

Шуман Р. Первая утрата

4 год обучения

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учени-

ком 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке озна-

комления: 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной фор-

мы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес.

2. В 4 классе чтение с листа более сложных произведений различных

музыкальных жанров (уровень трудности на 2 класса ниже изучаемых уче-

ником)

3. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до четырёх

знаков в прямом и расходящемся движении, хроматическая гамма, арпеджио:

длинные, короткие по четыре звука, ломаные, аккорды, T-S-D-T.

Этюды

Бургмюллер Ф. Соч. 109 №1

Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61: № 1 - 3, 26, Соч. 88 «Этюды» № 5, 7

Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9

Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26

Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес - этюдов» № 1

Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 - 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50

Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 - 4

Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато - прелюдия»

Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера Ч. 2 № 6, 8, 12; Соч. 299 №

17

1, 2, 4, 14

Пьесы

Бабаджанян А. «Мелодия

Баневич С. «Вальс»

Гладковский А.

«Маленькая танцовщица»

Григ Э. «Вальс», «Народная мелодия», «Танец эльфов»

Дварионас Б. «Вальс»

Кабалевский

Д.

«Токкатина»,

«Воинственный

танец»,

Рондо

-

марш»,

«Кавалерийская»

Караев К. «Задумчивость»

Корепанов А. «Весенний день»

Коровицын В. «Прогулка по Парижу», «Грустная принцесса»

Косенко В. «Дождик»

Купревич В. «Осенний эскиз»

Николаева Т. «Старинный вальс», «Элегическая серенада»

Парфёнов И. «Черёмуха над водой», «Портрет», «Подснежник»

Парцхаладзе М. «Танец», «Вальс», «Грустный напев»

Пахульский Г. «В мечтах»

Прокофьев С. Соч. 65 «Сказочка», «Прогулка», «Марш»

Рамо Ж. «Скерцо»

Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа диез минор, ми

минор, «Полька», «Сказка»

Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»

Сигмейстер «Пьеса» ля минор

Скулте А. «Ариэтта

Хаджиев П. Прелюдия ля минор

Ходош В. «Золотой петушок»

Цильхер П. « У гномов»

Чайковский П. «Вальс», «Камаринская», «Полька»

Шостакович Д. «Танец», «Лирический вальс»

Шуман Р. «Дед мороз», «Деревенская песня», «Маленький романс»

Щуровский Ю. «Танец»

Полифонические произведения

Бах И. С. «Ария» фи минор, ми бемоль мажор

«Бурре» соль мажор (французская сюита № 2)

«Маленькие прелюдии» тетр. 1 № 1 домажор, № 3 ре минор,

№ 5 ре минор, № 6 ре минор, тетр. 2 № 1 до мажор,

№ 5 ре минор, № 6 ре минор, № 12 ре минор

18

Двухголосные инвенции № 1до мажор, № 4 ре минор, № 13 ля минор.

Менуэт до минор (французская сюита № 2)

Бах Ф. Э. Фантазия

Гендель Г. Ф. Жига ре минор, Куранта фа мажор, Сарабанда с вариациями

Глинка М. Фуга до мажор

Моцарт Л. Ария соль минор

Рамо Ж. Жига ми минор

Циполи Д. Фугетта ми минор

Произведения крупной формы

Гайдн Й. Соната ре мажор, Романс с вариациями

Гендель Г. Сонатина си бемоль мажор

Диабелли А. Соч. 168 № 4 Сонатина Ч. 1, 2

Дмитриев Г. Вариации в очень старинном стиле

Душек Ф. Соната си бемоль мажор финал

Дюссек Я. Русская песня с вариациями Сонатина до мажор Ч. 1

Кабалевский Д. Лёгкие вариации на тему словацкой народной песни

Op. 51 № 3

Клементи М. Соч. 36 № 3 Сонатина до мажор, № 4 фа мажор, № 5 соль мажор

Краузе А. Соч. 12 № 3 Сонатина Ч. 1

Кулау Ф. Соч. 55 № 1 Сонатина до мажор

Моцарт В. А. Рондо фа мажор

Чимароза Д. Соната № 1 соль минор

Халаимов Лёгкие вариации на тему чешской песни «Аннушка»

Холминов А. «У ворот, у ворот» (вариации на русскую народную тему)

Примерные исполнительские программы:

1. Бах И.С. Маленькая прелюдия до минор

Купревич В. Осенний эскиз

Бургмюллер Ф. Баллада

2. Бах Ф.Э. Фантазия ре минор

Шостакович Д. Танец

Черни К. – Гермер Г. Этюд № 18 II ч.

3. Бетховен Л. Сонатина фа мажор

Прокофьев С. Сказочка

Шитте Л. Этюд соч.68. № 7

4. Циполи Д. Фугетта ми минор

Пахульский Г. В мечтах

Бертини А. Этюд соч.29 № 7

5. Кулау Ф. Вариации соль мажор

19

Шуман Р. «Маленький романс»

Равина Ж. Этюд соч.60 № 22

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

-

владеет

основными

приемами

звукоизвлечения,

умеет

правильно

использовать их на практике,

-

умеет

исполнять

произведение

в

характере,

соответствующем

данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок

Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестации.

Разнообразные

формы

контроля

успеваемости

учащихся

позволяют

объективно

оценить

успешность

и

качество

образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости являются:

1.текущий контроль успеваемости учащихся,

2.промежуточная аттестация,

3.итоговая аттестация.

Текущая

аттестация

проводится

с

целью

контроля

качества

освоения какого - либо раздела учебного материала предмета и направлена

на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на

ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий характер.

Текущий

контроль

регулярно

проводится

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Формами

текущей

и

промежуточной

аттестации

являются

прослушивания, технические зачёты, академические концерты, выступления

в

отчётных

и

классных

концертах,

участие

в

конкурсах

и

фестивалях,

тематических

вечерах,

мероприятиях

культурно-просветительской,

творческой и шефской деятельности

школы. Зачёты проводятся в течение

учебного

года

и

предполагают

исполнение

программы

или

её

части

в

присутствии комиссии. Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах,

выступают в школьных и городских концертах, могут быть освобождены от

зачётов и экзаменов.

20

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных

видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

1 год обучения

Прослушивания в I и II полугодии (декабрь, апрель). Учащийся должен

исполнить 2 - 3 разнохарактерные произведения.

2

год обучения

Академические концерты в I и II полугодии.

Декабрь (полифония и пьеса)

Апрель (крупная форма,пьеса)

Технический зачёт II полугодие - март (этюд)

3 год обучения

Академические концерты в I и II полугодии.

Декабрь (полифония, пьеса)

Апрель (произведение крупной формы, пьеса)

Технический зачёт II полугодие - март (этюд)

4 год обучения

2 прослушивания (февраль, апрель)

Выпускной

экзамен

(май).

Учащийся

должен

исполнить

сольную

программу, в которую входят:

1. Этюд

2. Пьеса по выбору

3. Полифония или произведение крупной формы

При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена

или

прослушивания

соответствии

с

индивидуальными

способностями

учащегося).

П р и

п р охож д е н и и

и то го в о й

ат т е с т а ц и и

в ы п у с к н и к

д о л ж е н

продемонстрировать

знания,

умения

и

навыки

в

соответствии

с

программными требованиями.

Критерии оценки

П р и

в ы с т а в л е н и и

о ц е н о к

у ч а щ е м у с я ,

о с в а и в а ю щ е м у

общеразвивающую программу, необходимо учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям

музыкой;

- уровень исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-

овладение

практическими

умениями

и

навыками

в

различных

видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

21

исполнительстве, подборе аккомпанемента;

-

степень

продвижения

учащегося,

успешность

индивидуальных

достижений

Критерии

оценки

качества подготовки

учащегося

позволяют

определить уровень

освоения

материала, предусмотренного

учебной

программой.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

(«отлично»)

Программа

соответствует

году

обучения,

исполнена

наизусть, выразительно, проявлено

индивидуальное

отношение.

Убедительно

и

законченно по форме, отличное знание текста,

грамотное,

точное

владение

необходимыми

техническими приёмами для достижения яркого

во п л о щ е н и я

худ оже с т ве н н о го

з а м ы с л а

композитора.

4

(«хорошо»)

Программа

соответствует

году

обучения,

осмысленное,

выразительное

исполнение

с

наличием

мелких

технических

недочётов,

небольшое несоответствие темпа, недостаточно

убедительное воплощение образа исполняемого

произведения

3

(«удовлетворительно»)

Программа

не

соответствует

году

обучения.

Недо ст аточно е

владение

т е х н и ч е с к и м и

приёмами. При исполнении обнаружено слабое

знание

нотного

текста,

отсутствует

свободное,

пластичное

владение

игровым

аппаратом,

характер произведения не раскрыт.

2

(«неудовлетворительно»)

Незнание наизусть нотного текста.

Отсутствие

музыкальной

образности

в

исполняемом

произведении,

многочисленные

г руб ы е

технические

и

текстовые

ошибки,

плохое

владение инструментом и игровым аппаратом.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Четырёхлетний

срок

реализации

программы

учебного

предмета

позволяет:

перейти

на

обучение

по

предпрофессиональной

программе,

22

продолжить

самостоятельные

занятия,

музицировать

для

себя

и

друзей,

участвовать в различных самодеятельных коллективах. Каждая из этих целей

требует

особого

отношения

к

занятиям

и

индивидуального

подхода

к

ученикам.

Занятия

в

классе

должны

сопровождаться

внеклассной

работой:

посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных

записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое

значение

имеет

репертуар

ученика.

Следует

выбирать

высокохудожественные

произведения,

разнообразные

по

форме

и

содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей фортепиано,

рассказать о выдающихся пианистах и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для

изучения в каждом классе, даётся в годовых требованиях. Предполагается,

что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени

завершённости

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях

класса, третьи - с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены

или упрощены в соответствии с

уровнем

музыкального и технического

развития. Всё это определяет содержание индивидуального учебного плана

учащегося.

На

заключительном

этапе

ученики

имеют

опыт

исполнения

произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, а также

игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,

умения

и

навыки

в

исполнительской

практике.

Параллельно

с

формированием практических умений и навыков учащийся получает знания

музыкальной

грамоты,

основы

гармонии,

которые

применяются

при

подборе на слух.

Методы

работы

над

качеством

звука

зависят

от

индивидуальных

способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального

слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Рекомендуемая нотная литература:

1. А11еgго тетрадь № 1. Смирнова Т.И.

23

2. А11еgго тетрадь № 2, 3. Смирнова Т.И.

3. А11еgго тетрадь № 4. Смирнова Т.И.

4. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Москва,1990 г.

5. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста» - М., 1996 г.

6. Баневич С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей. С.Петер-

бург 2003 г.

7. Бах И.С. Нотная тетрадь А.М. Бах. М. 1970 г.

8. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. 1970 г.

9. Библиотека юного музыканта (пьесы млад. и сред. кл.) - М. 1989 г.

10. Геталова О.,Визная И. «В музыку с радостью»С.Петербург 2009 г.

11. Гречанинов А. «Бусинки» «Детский альбом»

12. Глиэр Р. Избранные произведения

13. «Забытые мелодии» Альбом фортепианных пьес композиторов 16 века,

2ч. 1996 г.

14. Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 2,

1984г.

15. Коровицын В. Музыкальное путешествие по странам Западной Европы-

Челябинск 2011г.

16. Майкапар С. «Бирюльки». 1970 г.

17. Милич Б. Маленькому пианисту. 1981 г.

18. Милич Б. Фортепиано 1 класс. 2000 г.

19. Музыкальная коллекция 3-4 класс. «Феникс» 2008 г.

20. Николаев А. Фортепианная игра сост. Николаев А. Натансон В. Малинни-

ков В. 1991 г.

21.

Прокофьев С. Детская музыка, 1987 г.

22. Первые шаги юного пианиста. 1986 г.

23. Пьесы в форме старинных танцев для ф-но. сост. Соколов М. 1972 г.

24. Пьесы русских композиторов. Хрестоматия 196З г.

25. Альбом сонатин. Ред. Сорокина К.

26. Сонаты, рондо, вариации. Ред. Ляховицкая С.

27. Хрестоматия для ф-но. Этюды. Вып. 2 - М.,1990 г.

28. Хрестоматия для ф-но 4 кл. /сост. Любомудрова Н.Сорокин К.Туманян А.

29. Хрестоматия пед. Репертуара для ф-но. Вып. 1 (1-2кл.) ДМШ /сост. и ред.

Любомудрова Н.

30. Хрестоматия для ф-но. Этюды - М.,1987 г.

31. Чайковский П.И.

Детский альбом.

32. Черни К. под. ред. Гермера Г. Избранные этюды. 1980 г.

33.

Школа игры на фортепиано. Кувшинников 1 класс, 1964 г.

34.

Школа игры на фортепиано. Сост. А. Николаев, В. Натансон. М.: Музыка,

24

2011 г.

35.Шуман Р. «Альбом для юношества», 1970 г.

36. Этюды для начинающих. Ред. Терентьева

37. Этюды. Ред. Бакулов А.

38. Маленькие этюды. Шитте Л.

39 .Этюды. Ред. Дельнова В.

40. Лемуан А.

50 этюдов. Музыка, 1965 г.

41. Бертини А. 28 этюдов. Москва, 1974 г.

42. Юный пианист. Выпуск № 2. Ройзман Л., Натансон В. 1986г.

43. Юный пианист. Вып.1 /сост. Ройзман Л. и Натансон В. 1974 г. Юному

музыканту-пианисту, хрестоматия , 2 класс, изд.11, «Феникс», г. Ростов-на-

Дону, 2012 г.

44. Юному музыканту-пианисту, хрестоматия , 3 класс, изд.9, «Феникс», г. Ро-

стов-на-Дону, 2013 г.

45.Фортепиано. Музицирование. Музыка, 1995 г.

46.

Альбом для домашнего музицирования, Вып. 4 - М.1988г.

47.

Ансамбли. Вып.8. Средние кл. Москва,1982г.

48.

Альбом советской детской музыки /сост. и ред. Бакулова А. Сорокина К.,

М. 1979 г.

49.

Парфёнов И. Альбом ф-ной музыки 2-3кл. Ростов-на-Дону2011г.

50. Парфёнов И. «Мелодия» Пьесы для ф-но С.Петербург2008г.

Учебно-методическая литература

1. Алексеев А. Методика обучения на фортепиано - М.,1978г.

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога-

пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста-М.,1985г.

4 .Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства-

Л.,1982г.

5. Голубовская Н. Искусство педализации - М.,1974г.

6. Любомудрова Н. Методика обучения на фортепиано - М1982г.

9. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 5-7классах ДМШ-Киев.,1982г.

10. Михелис В. Первые уроки юного пианиста - М.,1962г.

11. Ребёнок за роялем. Ред. сост. Ян Достал - М.,1981г

12. Тимакин Е. Воспитание пианиста - Сов. комп.,1989г.

13. Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста. Сов. комп.,1987г.

14. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1984г.

15. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов

М.,1974г.

16. Музыкальный энциклопедический словарь - 1991г.

25

26



В раздел образования