Напоминание

По непрерывному экологическому образованию детей дошкольного возраста


Автор: Заплаткина Ольга Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Станция юных техников"
Населённый пункт: г. Копейск, Челябинская область
Наименование материала: Образовательная программа "Мир природы глазами ребёнка
Тема: По непрерывному экологическому образованию детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»

Принята на заседании

Утверждаю:

педагогического совета Директор МУДО СЮТ

Тутатчикова Г.Г.

От « 01» сентября 2017 г.

« 01» сентября 2017г.

Протокол № 1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Мир природы глазами ребенка»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор составитель:

Заплаткина Ольга Леонидовна,

педагог дополнительного образования

г. Копейск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта

Комплекс основных характеристик

Пояснительная записка

Цель и задачи

Содержание программы:

Учебно-тематический план 1 года обучение

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучение

Учебно-тематический план 2 года обучение

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучение

Учебно-тематический план 3 года обучение

Содержание учебно-тематического плана 3 года обучение

Планируемые результаты

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Календарный учебный график 1 года обучение

Календарный учебный график 2 года обучение

Календарный учебный график 3 года обучение

Условия реализации программы

Формы аттестации

Оценочные материалы

Методические материалы

Оборудование и дидактические материалы

Воспитательная работа

Список литературы

Приложение

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Полное наименование программы

«Мир природы глазами ребенка»

Ф.И.О. составителя программы

Заплаткина Ольга Леонидовна

Ф.И.О педагога реализующего программу

Заплаткина Ольга Леонидовна

Ф.И.О. рецензентов

Тип программы

Модифицированная

Образовательная область

Естествознание

Направленность

Естественнонаучная

Уровень освоения

базовый

Продолжительность реализации

2 года

Объем программы

72 ч. (при 36 учебных неделях)

Формы реализации

беседы, конкурсы, викторины, показ,

подвижная игра, наблюдения

Особенности организации

образовательного процесса

Дошкольное образование

Возраст обучающихся

5-7 лет

Особенности состава обучающихся

Однородный – по возрасту

Постоянный

Пояснительная записка

Данная

образовательная

программа

имеет

естественнонаучную направленность.

Экологическая проблема занимает одно из ведущих мест среди проблем современности.

Резкое обострение экологической обстановки, наметившейся в последние десятилетия в

России,

делает

насущно

необходимой

работу

по

экологическому

образованию

всего

населения и в первую очередь – школьников и дошкольников. Закон Российской Федерации

«Об охране окружающей среды» (№ 2061 от 19.12.91 года) в разделе Х1 «Экологическое

воспитание,

образование,

научные

исследования»

прямо

указывает

на

обязанность

преподавания

основ

экологических

знаний

во

всех

дошкольных,

средних

и

высших

учебных заведениях.

Актуальность создания программы:

состоит в том, что в период дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного

педагогического

воздействия

у

детей

можно

сформировать

начала

экологической

культуры

осознанно-правильного

отношения

к

явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное

окружение в этот период жизни. Создание программы: диктует необходимость интенсивной

просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Также для

коррекции уровня развития.

Актуальная проблема настоящего времени – экологическое воспитание и образование

детей. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Экологическое воспитание значимо и с позиции личностного развития ребенка –

правильно

организованное,

систематически

осуществляемое

в

образовательных

учреждениях

под

руководством

людей,

обладающих

экологической

культурой,

оно

оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ

ОСНОВЫ

РАЗРАБОТКИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Закон

РФ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(№273-фз

от

29.12.2012)

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утв.

распоряжением

Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р)

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.

2013г. №1008)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г.

№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования

к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО

детей»

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций»

(вместе

с

Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ)

Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и

реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими

рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных

общеобразовательных программ»).

Данная программа:

Модифицирована к образовательному процессу и возможностям учреждения

дополнительного образования;

Ориентирована

на

воспитание

экологической

ответственности,

развития

экологического мышления и сознания ребенка;

Имеет

естественно-научную

направленность

и

позволяет

значительно

расширить

и

углубить

представление

об

окружающем

мире,

посредством

учебного

процесса, экскурсий в природу, наблюдений за различными явлениями природы;

Является стартовым уровнем в освоении естествознания;

При

разработке

программы

учитывались

психолого-педагогические

особенности

детей,

закономерности

усвоения

знаний,

их

доступность

для

дошкольников

и

детей

младшего школьного возраста.

Психологические

особенности

этого

возраста:

доверчивая

исполнительность,

умственная активность, направленная на повторение, внутреннее принятие и подражание

создают

благоприятные

условия

для

воспитания

у

детей

любви

к

родной

природе,

формированию

элементарной

экологической

культуры,

осознанию

взаимодействия

человек-природа-общество. В этом возрасте ребенком идет накопление информационного

материала об окружающем его мире. У него отсутствуют разного рода стереотипы и очень

важно именно в этом возрасте, когда он только начинает изучать природу, умело направить

его интеллектуально-познавательную деятельность на познание взаимодействий в природе,

выработку общечеловеческих ценностей – любовь к природе, родному краю, ко всему

живому на земле, воспитанию осознанной экологической культуры поведения в природе и

быту, приобщению к здоровому образу жизни.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной

групп детского сада и детей младшего школьного возраста.

Объем

программы. Программа

рассчитана на младший школьный возраст – 72

учебных часа в год, подготовительная 72 учебных часа в год и старшая группы– 36

учебных часов в год, период обучения с сентября по май.

Форма организации образовательного процесса – групповая.

Виды занятий определяются содержанием программы. Кроме базовых вариантов

занятий,

проводятся

дополнительные

игровые

уроки-викторины,

которые

помогут

разнообразить

проведение

занятий.

Также

проводятся

готовые

тесты,

необходимые

дополнительные материалы, задания на смекалку и кроссворды.

Методы и приемы – рассказ, беседа, сравнение, сопоставление.

Режим занятий. Подготовительная группа занятия 1 час в неделю,

старшая

группа 1 час в неделю (один час для групп детских садов – 30 минут)

Дети

младшего школьного возраста 2 часа

в неделю (один школьный час – 45

минут).

Цели программы:

1. Создание оптимальных условий для начала формирования экологической культуры,

сознательно-правильного отношения к природным явлениям, объектам живой и неживой

природы.

2.

Совершенствование

формирования

устойчивого

ответственного

отношения

учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания

экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения.

Задачи программы:

Образовательные:

-

расширять

и

обобщать

знания

детей

о

мире

природы,

как

целостной

взаимосвязанной системе.

- формировать у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы,

которые составляют их непосредственное окружение

Развивающие:

- развивать общие познавательные способности,

-

развивать

ребенка

как

личность,

активизировать

самостоятельность

мышления,

умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

Воспитательные:

-

воспитывать

бережное

отношение

к

природе

и

природным

объектам

через

воспитание доброты и милосердия в процессе общения с ней

- приобщать детей к здоровому образу жизни.

Содержание программы ориентировано на:

создание

необходимых

условий

для

личностного

развития

воспитанников

и

позитивной социализации;

удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном,

нравственном развитии;

формирование

и

развитие

творческих

способностей,

выявление,

развитие

и

поддержку талантливых детей;

обеспечение

духовно-нравственного,

гражданского,

патриотического,

трудового

воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Структура и содержание программы определены с учетом существующих разработок

и опыта экологического образования и воспитания. За основу взяты программы:

1.

Николаевой С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду, 2-е издание

Москва «Просвещение» 2000 г.

2. Пенькова Е.Г. учитель начальных классов МОУ СОШ № 1, ст. Ясенская Краснодарский

край. Дополнительная образовательная программа «Росинка» по курсу «Экологическое

воспитание»

3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу

« Окружающий мир», издание 2-е, исправленное и дополненное 1 класс + Азбука природы

в подвижных играх « ВАКО» Москва 2004 год.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Старшая группа) 1 год обучения

Темы по месяцам

Всего

часов

Тео

рия

Прак

-тик

Формы

контроля

а

1

Вводное занятие. Экскурсия по живому уголку,

зимнему

саду

СЮТ.

Представитель

отряда

грызунов.

1

0.5

Беседа

экскурсия

0.5

2

Знакомство с водным миром (красноухая черепаха)

Экскурсия. Беседа о дикорастущих растениях.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

3

Знакомство

с

декоративными

птицами

живого

уголка. Сезонные изменения в природе.

1

0.5

беседа

опрос

0.5

4

Фрукты и овощи.

Наблюдение. Сравнение веток березы и тополя.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

5

Хлебное поле.

1

0.5

0.5

беседа

6

Беседа о насекомых осенью.

1

0.5

0.5

беседа

7

Осень. Лиственные деревья.

1

1

беседа

8

Перелетные птицы.

Экскурсия. Наблюдение за птицами.

1

0.5

0.5

беседа,

экскурсия

9

Сравнение хомяка и морской свинки.

Экскурсия. Чем осень отличается от других времен

года.

1

0.5

Беседа

экскурсия

0.5

10

Как люди помогают лесным обитателям

1

0.5

беседа

0.5

11

Домашние птицы.

1

0.5

0.5

беседа

12

Поздняя осень. Изменения в природе.

1

0.5

беседа

опрос

0.5

13

Зимующие птицы.

Беседа о птицах. Изготовление птичьих домиков.

1

0.5

Беседа

труд

0.5

14

Хвойные деревья.

Экскурсия.

Измерение

снежного

покрова.

Определение состояния погоды.

1

0.5

Беседа

экскурсия

0.5

15

Плакат: Как сохранить елку – красавицу наших

лесов. Наблюдение. Ель очень красивое и полезное

дерево.

1

0.5

беседа

наблюдение

0.5

16

Характеристика января

Наблюдение. Как из снега получить талую воду.

1

0.5

беседа

0.5

17

Зима. Зимние забавы.

Наблюдение. Ищем птичьи следы.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

18

Дикие животные наших лесов.

Наблюдение как птицы летают

1

0.5

0.5

Беседа

наблюдение

19

Сравнение белого и бурого медведей

Наблюдение за состоянием погоды

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

20

Пингвины

Наблюдение. Какие условия нужны попугаям для

нормальной жизни.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

21

Викторина «Знаешь ли ты птиц»

Наблюдение за луком. Рост корней и зелени.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

22

Лесные животные зимой. Дупло. Нора.

Наблюдение за птицами.(попугаи)

1

0.5

беседа

опрос

0.5

23

Домашнее животное – кошка.

Беседа о весне.

1

0.5

беседа

0.5

24

Первые признаки весны. «Божья коровка»

Наблюдение за передвижением Божьей коровки.

1

0.5

беседа

0.5

25

Как люди заботятся о своем здоровье.

1

0.5

беседа

Беседа о птицах, которые возвратились из теплых

стран.

0.5

26

Мать-и-мачеха- первые цветы на участке.

Зеленая

служба

Айболита

весенний

уход

за

комнатными растениями.

1

0.5

беседа

опрос

0.5

27

Золотая рыбка. Среда обитания.

Как человек охраняет природу.

1

0.5

беседа

0.5

28

Сравним кошку и собаку.

Наблюдение

за

изменениями

в

природе,

за

состоянием погоды.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

29

Весна в жизни лесных зверей.

Беседа о первых цветах.

1

0.5

Беседа

рассказ

0.5

30

Насекомые весной.

Наблюдение за насекомыми на участке.

1

0.5

беседа

наблюдение

0.5

31

Море бывает в беде.

Наблюдение

за

живой

природой

на

участке.

Отличие ее от неживой.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

32

Люблю березку русскую.

Беседа о разнообразии деревьев на участке.

1

0.5

Беседа

опрос

0.5

33

Весна. Растения луга и сада.

Наблюдение за состоянием погоды и облаками.

1

0.5

Беседа

наблюдение

0.5

34

Как человек охраняет природу.

Наблюдение за деревьями.

1

0.5

0.5

Опрос

наблюдение

35

Работа лесничеств

Наблюдение за облаками

1

0.5

0.5

Наблюдение

рассказ

36

Как живешь дождевой червяк.

Наблюдение за насекомыми

1

0.5

0.5

Опрос

рассказ

ИТОГО:

36

18

18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(Старшая группа) 1 год обучения

№ ТЕМА

Кол

часов

1.

Вводное занятие. Экскурсия по СЮТ.

Представитель отряда грызунов хомяки, морские свинки. Отличие хомяка от

морской свинки. Родина. Виды. Содержание и уход.

1

2

Знакомство с водным

миром (красноухая черепаха). Родина Содержание и

уход.

Экскурсия. Беседа о дикорастущих растениях. Размножение семенами.

(Разносятся ветром и животными). Игра «Птицелов»

1

3

Знакомство с декоративными

птицами

уголка. Щеглы, чечетки, чижи,

канарейки. Характерные особенности внешнего облика птиц. Строение их

тела, клюва, крыльев.

Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Состояние погоды, растительного

мира. Жизнь насекомых. Комары и мухи. Игра « Через кочки и пенечки»

1

4

Фрукты

и

овощи.

Сад,

огород.

Роль

витаминов

в

питании.

Способы

использования овощей и фруктов в пищу. Приготовление салата.

Экскурсия. Сравнение веток березы и тополя по толщине, коре, семенам. Игра

« Повар свари щи»

1

5

Хлебное поле. Колос пшеницы и колос овса. Отличительные особенности.

Сельскохозяйственная техника. Труд людей в поле. Изделия из хлеба.

1

6

Беседа о насекомых осенью. Божья коровка. Паучки и муравьи. Их поведение

под влиянием внешней среды. Игра «Осень»

1

7

Осень. Лиственные деревья. Окраска листьев у деревьев. Сбор листьев разных

деревьев и кустарников.

Сезонные изменения в октябре. Отлет птиц. Первые заморозки. Первый лед.

Игра «У медведя во бору »

Наблюдение за птицами. Зимующие и перелетные птицы. Их отличие. Среда

обитания. Игра « Филин и пташки »

1

8

Перелетные птицы. Чижи, стрижи, журавли. Особенности их внешнего вида и

строения. Почему их можно назвать перелетными.

Экскурсия. Наблюдение за птицами: вороны и голуби. Выживание в зимних

условиях. Игра « Вороны и голуби »

1

9

Сравнение хомяка и морской свинки. Хомяк и морская свинка - декоративные

животные. Условия их содержания.

Экскурсия. Чем осень отличается от других времен года? Признаки осени, как

времени года. Игра « Осень »

1

10

Как люди помогают лесным обитателям?

Наблюдения. Какой снег? Свойства снега. Игра « Поймай снежинки» »

1

11

Домашние птицы. Куры, утки. Их польза для человека. Родина диких кур -

леса Восточной Индии.

Наблюдения за снежинками. Внешний вид и строение снежинок. Вырезание

снежинок из бумаги. Игра « Поймай снежинки»

1

12

Поздняя осень. Изменения в природе. Что растет в лесу? Подготовка деревьев

и кустарников к зиме.

О работе лесничих и их природоохранной деятельности.

Наблюдение за состоянием погоды. Игра»Разведчики»

1

13

Зимующие птицы. Сравнение воробья и вороны. Их следы на снегу.

Беседа о птицах «Изготовление птичьих домиков. Игра «Вороны и воробьи »

1

14

Хвойные деревья. Сколько лет елке.

Кора и срез дерева.

Отличительные

признаки иголок ели от сосны.

Экскурсия

Практическая

работа

по

измерению

снежного

покрова.

Определение состояния погоды. Игра «Береги дерево»

1

15

Сохраним елку- красавицу наших лесов. Конкурс плакатов.

Наблюдение « Ель очень красивое и полезное дерево» Воздух в еловом лесу.

Игр «Филин и пташки

1

16

Характеристика января.

Наблюдение. Как из снега получить талую воду

1

17

Зимние забавы. Зима. Катание с горы на санках.

.

Наблюдение.

Ищем

птичьи

следы:

голубя,

вороны,

воробья.

Игра

«Воробушки и автомобиль »

1

18

Дикие животные наших лесов. Волк и лиса - лесные хищники. Сравнение

волка и лисы. Особенности добывания пищи.

Наблюдение. Как птицы летают? Особенности строения крыльев и их размер.

Игра «Птичка»

1

19

Сравнение бурого и белого медведей.

Представление

детей

об

образе

жизни

медведей.

Сравнение

по

внешним

признакам, характеру питания и месту обитания.

Наблюдение

за

парой

волнистых

попугаев.

Характерные

особенности

внешнего облика попугаев. Строение их тела, клюва.

Условия жизни. Игра «Филин и пташки »

1

20

Пингвины. Условия жизни, характер питания, места обитания.

Игра «Пингвины и рыбы»

1

21

Викторина. «Знаешь ли ты птиц». Наблюдение за луком. Рост корней и зелени.

Польза зеленого лука для человека Игра «Чиполино»

1

22

Лесные животные зимой.

Дупло. Нора. Чем питаются и как прячутся от

врагов

Наблюдение за птицами (попугаи).

Отдыхают и спят попугаи сидя на

жердочке, распушив перья, спрятав голову под крыло в полной темноте. Игра

«Вороны и воробушки»

1

23

Домашнее животное- кошка, повадки, поведение, чем питается, польза.

Беседа о весне. Первые признаки весны. Проталины. Таяние сосулек. Яркое

солнце. Игра «Ручеек»

1

24

Первые признаки весны.

«Божья

коровка». Внешние признаки. Среда

обитания.

Наблюдение за передвижением Божьей коровки. Способы передвижения. Игра

« Земля, вода, огонь, воздух»

1

25

Как люди заботятся о своем здоровье. Условия необходимые для здорового

организма человека (физкультура, питание, витамины).

Беседа о птицах, которые возвратились из теплых стран. Грачи. Скворцы.

Особенности

их

поведения.

Изготовление

скворечников.

Игра

«Дождик-

капелька»

1

26

Мать – и – мачеха – первые цветы на участке. Беседа о первых цветах. Место

произрастания. Особенности строения.

Зеленая

служба

Айболита

-

весенний

уход

за

комнатными

растениями.

Отличие больного растения от здорового. Скорая помощь. Игра «Цветы и

1

ветерки»

27

Золотая

рыбка.

Среда

обитания.

Рыбка

долгожитель.

Искусственное

происхождение. Видовое разнообразие. Вуалехвост. Львиноголовка. Красная

шапочка.

Как

человек

охраняет

природу.

Ильменский

заповедник

природный

комплекс. Игра «Цветы»

1

28

Сравним

кошку и собаку. Представление: кошка

и собака – домашние

животные. Питание и уход.

Наблюдение за изменениями в природе, за

состоянием погоды. Весенние

облака. Яркое солнце. Щебетание птиц.

Игра «Птицелов»

1

29

Весна в жизни лесных зверей. Изменения условий жизни весной.

Беседа о первых цветах. Тюльпаны. Мимоза. Их роль в жизни людей. Игра

«Цветы и верки»

1

30

Насекомые весной. Муравьи, жуки-пожарники. Где их можно найти?

Наблюдение за насекомыми на участке Муравьи, жуки-пожарники. Игра «

Прилетели птицы»

1

31

Море бывает в беде. Различные состояния моря в зависимости от погоды Его

обитатели - морские коровы. Красная книга.

Наблюдение за живой природой на

участке. Отличие живой от

неживой

природы. Игра « Где спит рыба»

1

32

Люблю

березку

русскую.

Рост

листьев

на

березе,

березовые

сережки,

отличительные признаки коры березы от коры других деревьев.

Беседа

о

разнообразии

деревьев

на

участке.

Разновидность

деревьев

и

кустарников на участке. Рябина, яблони, шиповник, ива, тополь. Игра « Догони

меня»

1

33

Весна. Растения луга и сада. Посадка цветочных и овощных культур в саду.

Видовое разнообразие растений луга.

Наблюдение за состоянием погоды и облаками. Разнообразие облаков.

Игра «Шишки, желуди, орехи»

1

34

Как человек охраняет природу. Наблюдение за насекомыми. Майский жук.

Особенности его строения.

Игра « Майская песенка

1

35

Работа лесничеств. Чистка леса. Посадка деревьев.

Игра Шишки, желуди, орехи. Зачем лесу – лесники. Какую роль они играют

для леса.

1

36

Как живешь дождевой червяк. Для чего нам нужны червяки, какую пользу или

вред приносят Игра « Тут и там»

1

И Т О Г О:

36

УЧЕБНО-ТЕМАМИЧЕСКИЙ ПЛАН (Подготовительная группа) 2 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

Формы

контроля

Вводное занятие. Экскурсия по СЮТ

День открытых дверей

Беседа

1

Белка в лесу

1

0.5

0.5

беседа

2

Сказка о дереве

1

0.5

0.5

Беседа

3

Поможем Незнайке

1

0.5

0.5

Опрос

4

Фрукты и овощи

1

0.5

0.5

Беседа

5

.Откуда хлеб пришел

1

0.5

0.5

Беседа

6

Сказка птичий мир

1

0.5

0.5

Беседа

7

Грибы

1

0.5

0.5

Беседа

опрос

8

Звери наших лесов

1

0.5

0.5

беседа

9

Кто главный на лугу

1

0.5

0.5

беседа

10

Через добрые дела можно стать юным экологом

1

0.5

0.5

беседа

11

Как живешь лягушка

1

0.5

0.5

опрос

12

Кто в зимнем лесу живет

1

0.5

0.5

Беседа

13

Напиши письмо Деду Морозу

1

0.5

0.5

Беседа

14

Зимующие птицы

1

0.5

0.5

опрос

15

Путешествие по временам года

1

0.5

0.5

Беседа

16

Плакат: Как сохранить елку – красавицу наших

лесов.

1

0.5

0.5

Конкурс

17

Волк и лиса – лесные хищники

1

0.5

0.5

Беседа

18

Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу

1

0.5

0.5

Беседа

19

Животные Антарктиды ( пингвины)

Итоговое занятие

1

0.5

0.5

викторина

20

. Сравнение белого и бурого медведей

1

0.5

0.5

Беседа

21

Знакомство со степной черепахой

1

0.5

0.5

Беседа

22

Знакомство

с

жизнью

дятлов.

Знать

места

обитания. Какую роль играют в жизни леса. Игра

«Угадай птичку»

1

0.5

0.5

Беседа

23

Зеленая служба Айболита

1

0.5

0.5

Беседа

опрос

24

Почему нельзя пить воду из рек

1

0.5

0.5

Беседа

25

Весна. Божья коровка

1

0.5

0.5

Беседа

26

День кота

1

0.5

0.5

Беседа

27

Лес в жизни человека

1

0.5

0.5

Беседа

28

Путешествие в подводное царство

1

0.5

0.5

Беседа

29

По страницам Красной Книги

1

0.5

0.5

Беседа

30

П у т е ш е с т в и е

п о

п р и р од н ы м

з о н а м

и

сообществам

1

0.5

0.5

Беседа

31

Птичья столовая

1

0.5

0.5

рассказ

32

Радуга-дуга

1

0.5

0.5

Беседа

33

Явление неживой природы – гроза.

1

0.5

0.5

Беседа

34

Знатоки природы. КВН. Итоговое занятие

1

0.5

0.5

КВН

35

Мой край родной. Заповедные места и памятники

природы

1

0.5

0.5

опрос

36

Путешествие в экологию Итоговое

1

0.5

0.5

викторина

ИТОГО:

36

18

18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Подготовительная группа) 2 год обучения

Темы

Кол-

во

час

Вводное занятие. Экскурсия по СЮТ.

1.

Белка в лесу. Образ жизни белки, ее повадки , ее враги. Игра «Осень».

1

2.

Сказка о дереве. Воспитывать интерес к театральной деятельности.

1

3.

Поможем Незнайке. Знакомить с элементарными способами уборки

помещения. Физкультминутка: «Мебель»

1

4.

Фрукты и овощи. Где растут, их отличия по вкусу, цвету. Игра «Повар щи вари»

1

5.

Откуда хлеб пришел? Значение новых слов. Элеватор, хлебоуборочная машина.

Игра «Откуда берется хлеб»

1

6.

Сказка – птичий мир. Уточнить знания детей о мире птиц; их внешнем виде,

образе жизни. Учить использовать самостоятельно знакомые движения. Игра «

Воробушки и автомобиль»

1

7.

Грибы. Уметь различать съедобные и не съедобные грибы. Игра « У медведя

во бору»

1

8.

Звери наших лесов. Закрепить представления детей об условиях жизни,

повадках и способах питания.

1

9.

Кто главный на лугу. Занятие – сказка. Игра «Мышка и лисица»

1

10.

Через добрые дела можно стать юным экологом. Показать, что юный эколог –

любит природу, заботится о живых существах. Сказка «Лиса, Заяц и петух»

1

11.

Как живешь лягушка. Расширить знания детей о лягушках. Словарь

земноводное, линять, линька. Игра» Я лягушка – ты комар»

1

12.

Кто в зимнем лесу живет? Знать условия существования и способы питания.

Игра «Кто быстрее нарядит елочку

1

13.

Напиши письмо Деду Морозу. Уметь четко и правильно излагать свои мысли.

Игра «Кто быстрее нарядит елочку»

1

14.

Зимующие птицы. Знать название птиц. Особенности зимней жизни птиц

живущих в нашей местности. Игра « Летели птицы, голуби, синицы»

1

15.

. Путешествие по временам года. Знать об особенностях зимней жизни

растений и животных. Игра «Береги дерево»

1

16.

Плакат: «Как сохранить елку – красавицу наших лесов». Конкурс плакатов.

Уметь придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок.

Игра «Шишки, желуди, орехи»

1

17.

Волк и лиса – лесные хищники. Знать об образе жизни. Иметь представление о

приспособленности к добыванию пищи. Игра» Лиса и заяц».

1

18.

Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Знать и устанавливать причинно

следственные связи между природными явлениями. Уметь представлять жизнь

животных в лесу. Игра на доске. Модель маскировки.

1

19.

Животные Антарктиды (пингвины) Условия жизни, внешнее строение,

способы питания. Игра» Пингвины и чайки»

1

20

Сравнение бурого и белого медведей. Уметь различать медведей по внешним

признакам, местам обитания и способам питания. Игра «У медведя во бору»

1

21

Знакомство со степной черепахой. Особенности строения и места обитания.

Игра «Проснись черепаха»

1

22.

.Знакомство с жизнью дятлов. Знать места обитания. Какую роль играют в

жизни леса. Игра «Угадай птичку»

1

23.

Зеленая служба Айболита . Уметь ухаживать за растениями. Рыхлить и

поливать. Игра « Светолюбивые и теневыносливые.»

1

24.

Почему нельзя пить воду из рек. Знать о необходимости воды и бережного

отношения к ней. Игра »Мы – ракушки»

1

25.

Весна. Божья коровка. Внешние признаки. Среда обитания. Польза для

садоводов. Игра « Воробушки и автомобиль»

1

26.

День кота. Знать разнообразие пород кошек, условия их содержания. Игра

«Кошки-мышки»

1

27.

Лес в жизни человека. Роль леса в жизни человека. Игра» пень да пенечки»

1

28.

Путешествие в подводное царство. Уточнить и конкретизировать знания детей

о морских обитателях. Игра» Море волнуется – раз!»

1

29.

По страницам Красной книги. Знать структуру Красной книги. Знакомить с

животными в нее занесенными.» Правила поведения в природе»

1

30.

Путешествие по природным зонам и сообществам. Знать о составе экосистемы

леса. Игра «Цветы и ветерки»

1

31.

Птичья столовая. Уметь ухаживать за птицами. «Через кочки и пенечки»

1

32.

Радуга-дуга. Знать откуда берется радуга. Игра «Каждый охотник…»

1

33.

Явление неживой природы – гроза. Знать правила поведения во время грозы.

Игра «Прилетели птицы»

1

34.

Знатоки природы. КВН. Итоговое занятие.

1

35.

Мой край родной. Заповедные места и памятники природы. Игра «Прилетели

птицы»

1

36.

.Путешествие в экологию. Проверить уровень экологических знаний.

Дидактическая игра «Кто где живет»

1

ИТОГО:

36

Календарный учебный график старшей группы

№ Тема занятий

Форма

занятия

Форма

контроля

меся

ц

число

1

Экскурсия

по

живому

уголку,

з и м н е м у

с а д у

С Ю Т .

Представитель отряда грызунов.

Вводная экскурсия

беседа

2

Знакомство

с

водным

миром

( к р а с н о у х а я

ч е р е п а х а )

Э к с к у р с и я .

Б е с е д а

о

дикорастущих растениях.

фронтальная

экскурсия

беседа

3

Знакомство

с

декоративными

птицами живого уголка.

Сезонные изменения в природе.

фронтальная

экскурсия

Беседа, опрос

4

Фрукты и овощи.

Сравнение

веток

березы

и

тополя.

фронтальная

Наблюдение

беседа

5

Хлебное поле.

Беседа о насекомых осенью.

фронтальная

беседа

6

Осень. Лиственные деревья.

фронтальная

беседа

7

Аквариумные рыбки.

Наблюдение за птицами.

фронтальная

наблюдение

беседа

опрос

8

Перелетные птицы.

Наблюдение за птицами.

фронтальная

беседа

9

Сравнение

хомяка

и

морской

свинки.

Чем осень отличается от других

времен года.

фронтальная

экскурсия

беседа

10

Как

люди

помогают

лесным

обитателям?

Наблюдение

за

состоянием

погоды. Игра разведчики .

фронтальная

наблюдение

беседа

11

Домашние птицы.

Наблюдение за снежинками.

комбинированная

беседа

опрос

12

Поздняя

осень.

Изменения

в

природе? Игра Филин и пташки

фронтальная, игра

беседа

13

Зимующие птицы.

Беседа о птицах. Изготовление

птичьих домиков.

Фронтальная,труд

беседа

14

Хвойные деревья.

Измерение

снежного

покрова.

Определение состояния погоды

комбинированная

беседа

15

Плакат: Как сохранить елку –

красавицу наших лесов.

Н а бл юд е н и е .

Е л ь

о ч е н ь

красивое и полезное дерево.

фронтальная

конкурс

беседа

опрос

16

Характеристика января

Как из снега получить талую

воду.

творческая

наблюдение

беседа

17

Зима. Зимние забавы.

Ищем птичьи следы.

фронтальная

наблюдение

беседа

18

Дикие животные наших лесов.

Как птицы летают.

фронтальная

наблюдение

Беседа, опрос

19

Сравнение

белого

и

бурого

медведей

Н а б л ю д е н и е

з а

п а р о й

волнистых

попугаев

Фронтальная

наблюдение

беседа

20

Пингвины.

фронтальная

беседа

Какие условия нужны попугаям

для нормальной жизни.

наблюдение

21

Викторина. Знаешь ли ты птиц.

Наблюдение

за

луком.

Рост

корней и зелени

фронтальная

наблюдение

беседа

22

Лесные животные зимой. Дупло.

Нора.

Наблюдение

за

п т и ц а м и .

(попугаи)

фронтальная

наблюдение

беседа

опрос

23

Домашнее животное – кошка.

Беседа о весне.

фронтальная

беседа

24

Первые признаки весны. «Божья

коровка»

Передвижение Божьей коровки.

фронтальная

наблюдение

беседа

25

Как

люди

заботятся

о

своем

здоровье.

Беседа

о

птицах,

которые

возвратились из теплых стран.

фронтальная

беседа

26

Мать-и-мачеха-

первые

цветы

на участке.

Зеленая

служба

Айболита

весенний

уход

за

комнатными

растениями

фронтальная, труд

беседа

опрос

27

Золотая рыбка. Среда обитания.

Как человек охраняет природу.

фронтальная

беседа

28

Сравним кошку и собаку.

Изменения

в

природе,

за

состоянием погоды.

фронтальная

наблюдение

беседа

29

Весна в жизни лесных зверей.

Беседа о первых цветах.

фронтальная

беседа

30

Насекомые весной. Наблюдение

за насекомыми на участке.

фронтальная

наблюдение

беседа

опрос

31

Море бывает в беде.

Наблюдение за живой природой

на

участке.

Отличие

ее

от

неживой.

фронтальная

32

Люблю березку русскую.

Беседа о разнообразии деревьев

на участке.

фронтальная

экскурсия

беседа

33

Весна. Растения луга и сада.

Наблюдение

за

состоянием

погоды и облаками.

фронтальная

Наблюдение

беседа

34

Как

человек

охраняет

природу.

Наблюдение за птицами

фронтальная

Наблюдение

беседа

35

Наблюдение

за

со стоянием

погоды. Работа лесничеств

Игра « Попробуй догони»

фронтальная

Наблюдение

Опрос, игра

36

.Как

живешь

дождевой

червяк.

Наблюдение за насекомыми

фронтальная

Наблюдение

Наблюдение

беседа

Календарный учебный график

(Подготовительная группа) 2 год обучения

№ Тема занятий

Форма

контроля

Форма

занятий

месяц

число

Вводное занятие. Экскурсия по

СЮТ. День открытых дверей

Беседа

Вводное

занятие.

1

Белка в лесу. Игра «Осень».

Беседа

Экскурсия

2

Сказка о дереве.

Беседа

рассказ

3

Поможем Незнайке

опрос

игра

4

Фрукты и овощи

Беседа

фронтальная

5

Откуда хлеб пришел?

Беседа

фронтальная

6

Сказка – птичий мир

Беседа

фронтальная

7

Грибы. Игра « У медведя во бору»

Беседа

фронтальная

8

Звери наших лесов

Беседа

фронтальная

9

Кто главный на лугу. Занятие –

сказка. Игра «Мышка и лисица»

Беседа

фронтальная

10

Через добрые дела можно стать

юным экологом. Сказка «Лиса, Заяц

и петух

Беседа

фронтальная

ролевая игра

11

Как живешь лягушка?

беседа

фронтальная

12

Кто в зимнем лесу живет?

Беседа

опрос

фронтальная

13

Напиши письмо Деду Морозу. Игра

«Кто быстрее нарядит елочку»

Беседа

фронтальная

конкурс

14

Зимующие птицы

Беседа

опрос

фронтальная

15

Путешествие по временам года.

Беседа

опрос

фронтальная

16

Плакат: «Как сохранить елку –

красавицу наших лесов». Конкурс

плакатов.

Беседа

конкурс

17

.Волк и лиса – лесные хищники.

Беседа

фронтальная

игра

18

Как белка, заяц и лось проводят

зиму в лесу?

Беседа

опрос

фронтальная

19

Животные Антарктиды (пингвины)

Беседа

фронтальная

20

Сравнение бурого и белого

медведей.

Беседа

фронтальная

21

Знакомство со степной черепахой

Беседа

фронтальная

ролевая игра

22

«Знакомство с жизнью дятлов.

Беседа

фронтальная

ролевая игра

23

Зеленая служба Айболита

Беседа

фронтальная

ролевая игра

24

Почему нельзя пить воду из рек.

Беседа

опрос

фронтальная

ролевая игра

25

Весна. Божья коровка.

Беседа

фронтальная

игра

26

День кота.

Беседа

фронтальная

ролевая игра

27

Лес в жизни человека.

Беседа

фронтальная

28

Путешествие в подводное царство

Беседа

фронтальная

игра

29

По страницам Красной книги

Беседа

фронтальная

, игра

30

Путешествие по природным зонам и

сообществам.

Беседа

фронтальная

игра

31

Птичья столовая

Беседа

фронтальная

Конкурс

32

Радуга-дуга

Беседа

фронтальная

33

Явление неживой природы – гроза.

Беседа

фронтальная

34

Знатоки природы. КВН. Итоговое

занятие.

Беседа

КВН

фронтальная

35

Мой край родной. Заповедные

места и памятники природы

Беседа

фронтальная

ролевая игра

36

.Путешествие в экологию.

Беседа

фронтальная

,

игра

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Ознакомление с окружающим миром (школьная группа) 1 год обучения

Темы по месяцам

Кол-во

часов

Тео-

рия

Прак

тика

Форма

контроля

Организационное занятие. Экскурсия по СЮТ.

День открытых дверей

экскурсия

1

Экскурсия в природу в начале осени.

2

1

1

Беседа

2

Что за дерево.

Что за дерево. Урок - экскурсия

2

1

1

Беседа

3

Жизнь разных растений осенью.

Комнатные растения.

2

1

1

Беседа

4

Деревья в саду, в огороде, в лесу.

Беседа о листьях.

2

1

1

Беседа

5

Что у нас над головой и под ногами.

Знакомство с горными породами.

2

1

1

Беседа

6

Что общего у разных растений.

.Зачем растениям корни. Есть ли у кактусов

листья.

2

1

1

Беседа

7

Кто такие насекомые и рыбы.

.Есть ли у насекомых кровь.

2

1

1

Беседа

8

Кто такие птицы и звери.

Знакомство с зоопарком.

2

1

1

Беседа

9

Что окружает нас дома.

Знакомство с компьютером.

2

1

1

Беседа

10

Что вокруг нас может быть опасным.

Знакомство с правилами перехода улиц.

2

1

1

Беседа

11

Что мы знаем о своем городе.

Беседа о планете Земля.

2

1

1

Беседа

12

Вода. Куда текут реки. Откуда в наш дом

приходит вода.

Опыт по очистке воды. Фильтрация воды.

2

1

1

Беседа

13

Откуда в наш дом приходит электричество.

Что горит в лампочке.

2

1

1

Беседа

14

. Откуда берутся снег и лед.

Почему зимой не идет дождь.

2

1

1

Беседа

15

Как путешествует письмо.

Откуда берется шоколад.

2

1

1

Беседа

16

Откуда берется и куда девается мусор.

Беседа. Ель очень красивое и полезное дерево.

2

1

1

Беседа

17

Где живут белые медведи и слоны.

Охрана природы. Работа лесничеств.

2

1

1

Беседа

18

Викторина «Где живут птицы».

Какие птицы бывают. Забота о птицах живущих

в наших краях

2

1

1

Беседа

19

Когда жили динозавры.

Что такое ископаемое.

2

1

1

Беседа

20

Живая и не живая природа.

Явления природы.

2

1

1

беседа

21

Когда появилась одежда. История одежды.

Когда изобрели велосипед.

2

1

1

Беседа

22

Когда ты станешь взрослым.

Как изменится окружающий мир.

2

1

1

Беседа

23

Когда ты станешь взрослым. Урок – КВН. Что

это и кому необходимо.

2

1

1

конкурс

24

Почему солнце светит днем, звезды ночью, а на

луне не живут. Роль солнца для жизни на земле.

2

1

1

Беседа

25

Беседа – сказка.

Почему идет дождь и дует ветер

2

1

1

Беседа

26

Почему радуга цветная.

Что такое эхо.

2

1

1

Беседа

27

Почему их так назвали.

Грибы.

2

1

1

Беседа

28

Почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Почему в лесу ненужно рвать цветы и ловить

бабочек.

2

1

1

Беседа

29

Почему нужно есть много овощей.

Зачем чистить зубы и мыть руки.

2

1

1

Беседа

30

Путешествие по городу Здоровейску.

Знакомство со Злючкой – Грязнючкой.

2

1

1

Беседа

31

Зачем мы спим ночью.

Как спят животные.

2

1

1

Беседа

32

Зачем нужны автомобили и поезда.

Метро. Подземные и железные дороги.

2

1

1

Беседа

33

Почему мы часто слышим слово Экология.

Экология (экскурсия)

2

1

1

экскурсия

34

Зачем летают в космос (1 часть) Зачем строят

самолеты и космические корабли.

Зачем летают в космос. (2 часть)

2

1

1

Беседа

35

Обобщающее занятие. Что мы знаем.

Как находим ответы на свои вопросы

(Экскурсия в библиотеку)

2

1

1

экскурсия

36

Азбука природы в считалках, картинках,

загадках, подвижных играх. (1 часть)

Азбука природы в считалках, картинках,

загадках, подвижных играх. 2 часть

2

1

1

Итоговое

занятие

И Т О Г О

72

36

36

Содержание программы «Окружающий мир»

(Школьная группа) 1 год обучения

п/п

ТЕМА

Кол-во

часов

Организационное занятие. Экскурсия по СЮТ. День открытых дверей

1

Экскурсия в природу в начале осени.

Виды деревьев и кустарников. Их строение. Признаки осени: пожелтение и

покраснение листьев деревьев

и кустарников, созревание

семян и плодов.

Насекомые:

бабочки,

муравьи,

жуки.

Поведение.

Отличие

пауков

от

2

насекомых. Игра «Гуси – лебеди»

2

Что за дерево? Листья распространенных пород

деревьев. Отличительные

признаки сосны и ели.

Что за дерево? Урок-экскурсия. Осенние изменения в природе. Хвойные и

лиственные деревья. Игра «Что за дерево?»

2

3

Жизнь разных растений осенью. Разнообразие растительного мира: деревьев,

травянистых

растений,

овощных

культур,

комнатных

растений.

Различие

знакомых

овощей

по

форме,

окраске,

способам

употребления

в

пищу.

Комнатные растения. Их потребности в воде.

Комнатные

растения.

Бегония.

Сансивьерия.

Фиалка.

Кактус.

Их

отличительные особенности. Уход и полив. Игра «Обыкновенные жмурки»

2

4.

Деревья в саду, в огороде, в лесу. Лес – сообщество разных растений, грибов,

животных. Отличие смешанного леса от березового и хвойного.

Беседа

о

листьях.

Значение

листьев.

Листья

различных

деревьев

и

кустарников. Их отличия друг от друга. Игра «Листопад»

2

5

Что у нас над головой и под ногами? Сравнение солнца с клубком, мячом.

Небо с голубым платком. Созвездие Большой Медведицы. Отличие ее от

других созвездий по количеству звезд.

Знакомство с горными породами. Отличие камней по форме, цвету, размеру.

Их использование в строительстве. Игра «День и ночь»

2

6

Что общего у разных растений? Дикорастущие растения: пастушья

сумка,

настурция. Их отличие от корнеплодов, которые человек употребляет в пищу.

Капуста. Укроп. Петрушка. Их сходство (корни, листья)

Зачем растениям корни? Есть ли у кактусов листья? Разновидность корней

(свисающие, растущие в почве) Строение кактусов и их развитие. Игра «Чьи

семена потеряны?»

2

7

Кто такие насекомые и рыбы? Рыбы живут в воде, двигаются при помощи

плавников и хвоста, тело их покрыто чешуей.

Сравнительная характеристика рыб и насекомых.

Есть ли у насекомых кровь? Общее строение насекомых. Тело - три части:

голова, грудная клетка, брюшко. Органы и их функции.

2

8

Кто

такие

птицы

и

звери?

Принадлежность

животных

к

своей

группе.

Разнообразие птиц и строения перьев. Признаки зверей. Их разновидность.

Способы передвижения и защиты.

Жилище. Совместное существование.

Детеныши.

Знакомство с зоопарком. Место для содержания диких животных. Правила

поведения

в

зоопарке.

Необходимость

создания

зоопарков.

Игра

«Игра-

соревнование»

2

9

Что

окружает

нас

дома?

Группировка

предметов

по

назначению

(одежда,

посуда)

Группы предметов: мебель, бытовая техника, одежда и посуда.

2

Знакомство

с

компьютером.

Составные

части.

Возможности

(хранит

информацию, проигрывает музыку, помогает

учиться,

играет) Игра «Бал

птиц»

10

Что

вокруг

нас

может

быть

опасным?

Дом-

машина

для

жилья.

Много

механизмов, приборов. Правила пользования газовой плитой, электричеством.

Телефоны срочных служб : 01, 02, 03,04.

Знакомство с правилами перехода улиц. Светофор и дорожные знаки. Сказка

о Муравьишке - пешеходе. Игра «Светофор»

2

11

Что мы знаем о своем городе? Название города , в котором живем. Знания о

нем. Достопримечательности. Название страны, в которой живем (Отечество,

Родина Матушка).

Беседа о планете Земля. Знакомство с глобусом. Путешествие по стране от

самого далекого севера до высоких гор. Национальность людей живущих в

стране. Главный город страны – Москва.

2

12

Вода. Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода? Начало пути в наши

дома. Станция по очистке воды. Сравнительная характеристика рек и морей.

Природные источники воды.

Опыт по очистке воды. Фильтрация воды. Сравнение воды (фильтрованной и

не фильтрованной)

2

13

Откуда в наш дом приходит электричество?

Использование свечей, лучины, керосинового фонаря для освещения избы. Что

заставляет работать электрическую лампочку. Роль электричества в нашей

жизни.

Что горит в лампочке? Строение лампочки. Что такое электрический ток?

Почему лампочка светит, а не горит. Игра «Гори, гори ясно»

2

14

Откуда берутся снег и лед? Свойства снега ( белый, непрозрачный, рыхлый) и

льда

(бесцветный,

прозрачный,

хрупкий).

Происхождение

льда.

(вода

в

холодильнике) Снег - снежинки с неба.

Почему зимой не идет дождь? Переход состояния жидкости в снег, лед.

Игра «Снежинки»

2

15

Как путешествует письмо? Знакомство с работой почты. Почтовые голуби.

Отправитель. Адресат. Почтовые конверты и марки.

Откуда берется шоколад? Шоколадные деревья и их плоды. Производство

шоколада из какао бобов. Игра «Птицы»

2

16

Откуда берется и куда девается мусор? Источники бытового мусора. Способы

утилизации.

Откуда в снежках грязь? Дым от заводов, газы от машин, бытовой мусор.

Игра «Горелки»

2

17

Где живут белые медведи и слоны? Разнообразие природы Земли. Животные

Северного

и

Южного

полюсов,

саванны

и

тропического

леса.

Игра

«Путешествие»

Охрана природы. Забота о животных. Работа лесничеств. Зимняя подкормка

диких животных в лесу. Игра «Волк и зайцы».

2

18

Викторина «Где живут птицы?» Зимующие птицы: снегири, синицы, клесты.

Перелетные

птицы:

ласточки,

грачи,

гуси.

Характеристика

птиц,

их

особенности.

Какие птицы

бывают? Забота о птицах живущих в наших краях. Название

птиц, их сходство и различие. Конкурс «Узнай птицу?»

2

19

Когда жили динозавры? Далекое прошлое Земли. Динозавры. Их видовое

разнообразие. Среда обитания и температурный режим.

2

Что такое ископаемое? ( остатки животных и растений прошлого)

Наука

палеонтология.

Изучение

ископаемых

растений,

животных,

живших

миллионы лет назад. Игра «Краски»

20

Живая и неживая природа.

Явления природы

2

21

Когда

появилась

одежда.

История

одежды.

Разнообразие

современной

одежды (рабочая, деловая, спортивная) Их предназначение и удобство.

Когда изобрели велосипед? Изобретение старинных велосипедов, их история.

Составные

части

и

устройство

велосипеда.

Практическая

работа:

собери

велосипед.

2

22

Когда ты станешь взрослым?

Представление о времени. Общее знакомство с профессиями ( повар, врач,

учитель)

Как изменится окружающий мир?

Настоящее и

будущее города глазами

детей.

Роль

человека

в

жизни

города.

Ответственность

за

будущее

окружающего мира. Игра «Дни недели»

2

23

Когда ты станешь взрослым?

Урок – КВН.

Конкурс «Разминка»,

Начинай на букву «П»,

Отгадай-ка

Общие знания о профессиях. Связь между поведением людей и состоянием

окружающего мира.

Что это и кому необходимо? ) Мяч - футболисту, иголку - швее, расческа-

парикмахеру) Игра «Обгоняй-ка»

2

24

Почему солнце светит днем, звезды ночью, а на Луне не живут? Солнце -

огромный пылающий шар. Звезды - огромные пылающие шары. Луна- спутник

Земли. Сказка о Луне «Почему у месяца нет платья»

Солнце и звезды. Роль Солнца для жизни на Земле. Сходство и различие

между Солнцем и звездами. Их характеристика по отношению к Земле. Игра

«Береги мяч»

2

25

Беседа – сказка.

Почему идет дождь и дует ветер? Дождь и ветер. Значение этих явлений для

жизни растений, животных и человека. Игра «Дует ветер»

2

26

Почему радуга цветная? Цвета радуги. Роль солнца и дождя в образовании

радуги.

Что такое эхо? Возникновение звука. Игра «Эхо»

2

27

Почему их так назвали? Взаимосвязь между названиями некоторых растений,

грибов, животных и их особенностями. Растения: подорожник, одуванчик,

колокольчик.

Животные

и

насекомые:

бабочка,

жук.

Грибы:

подберезовик,

опята, рыжик. Целебные свойства лесных трав.

Грибы. Подосиновики. Белые. Лисички. Опята. Мухоморы - плодовые тела.

Гриб

растет

в

почве.

Строение

плодовых

тел.

Разновидность

грибов

на

планете. Их размеры и «дружба» с определенными деревьями. Игра «Гриб

волнушка»

2

28

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Правила поведения на природе.

Стихотворение Г.Ладонникова «Дикарь в лесу»

Почему в лесу не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Связь

бабочек и цветов (питаются нектаром) Взаимосвязь в природе. Игра

«Цветы»

2

29

Почему нужно есть много овощей?

Овощи и фрукты. Их значение для человека. Витамины

Зачем чистить зубы и мыть руки?

Средства для гигиены: зубная паста, мыло, щетка, зубной порошок, густой

гребешок. Правила гигиены ( чистить зубы, умываться, мыть руки)

2

30

Путешествие по городу Здоровейску.

Витамины- вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Их польза для

организма человека. Зеленая одежда- витамин «А», синяя – витамин «В»,

красная витамин «С».

Знакомство со Злючкой - грязнючкой.

О болезни грязных рук. Стихотворение Ю.Тувим «Мыло». Сказка о зубной

щетке.

2

31

Зачем мы спим ночью? Роль сна в жизни человека. Правила подготовки ко

сну. Стихотворение В.Ленина «Сон».

Как спят животные.

Летучие мыши. Особенности

сна летучих мышей. И.Токмакова «Где спит

рыбка».

Места для сна: нора, дупло. Жизнь ночных животных и людей работающих

ночью. (Сторож, пекарь, машинист) Игра «Филин и пташки»

2

32

Зачем нужны автомобили и поезда.

Назначение и устройство автомобилей и поездов. Их роль в жизни человека.

История возникновения автомобилей и поездов.

Метро. Подземные железные дороги. Их роль в жизни города.

История

возникновения.

Работа

архитекторов,

строителей,

скульпторов.

Лестница-чудесница - эскалатор. Игра «Догони-ка»

2

33

Почему мы часто слышим слово «Экология». Профессия «Эколог»

Экология и ее роль в жизни людей, животных, растений. (Экскурсия)

2

34

Зачем летают в космос? (1 часть)

Зачем строят самолеты и космические

корабли?

Назначение и устройство

кораблей и самолетов. Спасательные средства на

корабле. История возникновения. Их сходство и различие со старинными.

Название частей самолета и корабля.

Зачем летают в космос? (2 часть) Космонавтика. Первый космонавт Земли –

Юрий Гагарин. Дата полета его в космос. Искусственные спутники Земли. Их

роль в жизни современного человека. Игра «Птицелов»

2

35

Обобщающее занятие.

Как мы находим ответы на свои вопросы? Что мы знаем.

Способы познания окружающего мира. Источники информации о нем. Книги,

энциклопедии, газеты.(экскурсия в библиотеку)

2

36

Азбука природы в считалках, картинках, загадках, подвижных играх.

Итоговое занятие по живой и неживой природе.

Азбука природы в считалках, картинках, загадках, подвижных играх.

Итоговое занятие по живой и неживой природе

2

ИТОГО

72

Календарный учебный график (Школьная группа) 1год обучения

№ Тема занятий

Форма

контроля

Форма

занятий

Месяц

число

1

Организационное занятие. Экскурсия по

СЮТ. Определение уровня

экологического воспитания детей. День

открытых дверей

. Экскурсия в природу в начале осени.

Беседа

Вводное

занятие.

Экскурсия

2

Что за дерево.

Что за дерево. Урок- экскурсия.

Беседа

Фронтальная

Экскурсия

3

Жизнь разных растений осенью

Комнатные растения

Беседа

фронтальная

4

Деревья в саду, в огороде, в лесу.

Беседа о листья

Беседа

опрос

Экскурсия

рассказ

5

Что у нас над головой и под ногами.

Знакомство с горными породами

Беседа

фронтальная

6

Что общего у разных растений

Зачем растениям корни. Есть ли у

кактусов листья.

Беседа

фронтальная

7

Кто такие насекомые и рыбы.

Есть ли у насекомых кровь

Беседа

опрос

фронтальная

8

Кто такие птицы и звери

Знакомство с зоопарком

Беседа

фронтальная

9

Что окружает нас дома

Знакомство с компьютером

Беседа

опрос

фронтальная

10

Что вокруг нас может быть опасным

Знакомство с правилами перехода улиц.

Беседа

опрос

фронтальная

11

Что мы знаем о своем городе

Беседа о планете Земля

Беседа

фронтальная

12

Вода. Куда текут реки. Откуда в наш

дом приходит вода.

Опыт по очистке воды. Фильтрация.

Беседа

фронтальная

13

Откуда в наш дом приходит

электричество.

Что горит в лампочке.

Беседа

опрос

фронтальная

14

Откуда берутся снег и лед.

Почему зимой не идет дождь.

Беседа

опрос

фронтальная

конкурс

15

Как путешествует письмо.

Откуда берется шоколад

Беседа

опрос

фронтальная

16

Откуда берется и куда девается мусор.

Беседа. Ель очень красивое и полезное

дерево

Беседа

фронтальная

17

Где живут белые медведи и слоны.

Охрана природы. Работа лесничеств

Беседа

фронтальная

игра

18

Викторина «Где живут птицы»

Какие птицы бывают. Забота о птицах

живущих в наших краях.

Беседа

опрос

Фронтальная

викторина

19

Когда жили динозавры.

Что такое ископаемое.

Беседа

фронтальная

20

Неживая и живая природа.

Явления природы.

Беседа

фронтальная

21

Когда появилась одежда. История

одежды.

Когда изобрели велосипед

Беседа

Фронтальная

ролевая игра

22

Когда ты станешь взрослым

Как изменится окружающий мир.

Беседа

фронтальная

23

Когда ты станешь взрослым. Урок-

КВН.

Что это и кому необходимо.

Беседа

фронтальная

КВН

24

Почему солнце светит днем, звезды

ночью, а на луне не живут.

Роль солнца для жизни на земле.

Беседа

фронтальная

ролевая игра

25

Беседа- сказка.

.Почему идет дождь и дует ветер.

Беседа

опрос

фронтальная

ролевая игра

26

Почему радуга цветная.

Что такое эхо.

Беседа

фронтальная

ролевая

игра

27

Почему их так назвали.

Грибы.

Беседа

фронтальная

28

Почему в лесу нужно соблюдать

тишину.

Почему в лесу ненужно рвать цветы и

ловить бабочек.

Беседа

фронтальная

29

Почему нужно есть много овощей

Зачем чистить зубы и мыть руки

Беседа

фронтальная

игра

30

Путешествие по городу Здоровейску.

Знакомство со Злючкой – Грязнючкой.

Беседа

фронтальная

экологическая

игра

31

Зачем мы спим ночью.

Как спят животные

Беседа

фронтальная

игра

32

Зачем нужны автомобили и поезда.

Метро. Подземные и железные. дороги

Беседа

фронтальная

33

Почему мы часто слышим слово

«Экология»

Экология (экскурсия)

Беседа

Фронтальная

экскурсия

34

Зачем летают в космос (1 часть) Зачем

строят самолеты и космические корабли.

Зачем летают в космос (2 часть)

Беседа

КВН

фронтальная

35

Обобщающее занятие. Что мы знаем.

.Как находим ответы на свои вопросы

.Экскурсия в библиотеку.

Беседа

фронтальная

обобщающее

занятие

36

.Азбука природы в считалках,

картинках,,загадках, подвижных играх (1

часть)

Азбука природы в считалках, картинках,

загадках подвижных играх (2 часть)

Беседа

фронтальная,

Итоговое

Краткое описание методики преподавания

Выбор

педагогических

технологий,

применяемых

при

реализации

данной

программы,

определяется

целями

и

задачами,

возрастными

особенностями

детей

и

спецификой

содержания учебного материала.

Организация

образования

происходит

в

форме

учебного

занятия

с

использованием

основных методов обучения:

- информационно - рецептивный (направленный на восприятие, осознание и

запоминание новой информации);

- репродуктивный (направленный на закрепление, коррекцию упрочение и углубление

знаний, усвоение способов деятельности);

- эвристический или частично-поисковый (направленный на поиск решения). Этот

метод способствует обучению процедуре творческой деятельности;

Традиционные формы работы: рассказ, беседа, наблюдения, экскурсии, практические

дела. Не традиционные формы работы: викторины, ролевые игры, «Поле чудес».

Методы,

формы

и

приемы

усложняются

по

мере

усвоения

обучающимися

учебного

материала.

В процессе обучения используются следующие формы работы с детьми:

Игра:

Помогает развитию таких качеств, как внимание и смекалка, зачетные игровые формы

помогают проконтролировать усвоение

основных понятий, тем и технологий, т.е. игра

является средством повышения эффективности обучения.

Игровые технологии:

- Беседа с игровыми элементами

Обеспечение образовательной программы

Учебно-дидактическое обеспечение

Наличие

учебного

кабинета

соответствующего

требованиям

санитарно

гигиеническим нормам и правилам ТБ.

Наличие живого уголка и зимнего сада с разнообразным видовым составом его

обитателей, многочисленным видовым составом комнатных растений.

Наличие кабинета аквариумистики с пестрым миром аквариумных рыб, земноводных

и пресмыкающихся.

Наличие ТСО, инвентаря и оборудования для работы в лабораториях СЮТ, а также в

открытом грунте;

Наличие

научно-популярной

литературы,

подписных

изданий

(журналы

«Экологическое образование», «Свирель», «Юный натуралист» «Аквариум»);

Наличие

микроскопов,

мультимедийного

проектора,

видеоаппаратуры,

гербариев,

слайды природы уральского региона, коллекции насекомых вредителей поля, леса.

Механизм отслеживания результатов

1.

игровые занятия с использованием соответственных викторин, загадок;

2.

конкурсы, турниры среди учащихся групп;

3.

организация творческих работ кружковцев в объединение;

4.

групповой опрос;

5.

индивидуальный опрос;

6.

самостоятельная работа по материалам изученной темы;

7.

практическая работа.

Планируемые результаты

Дети – 4-5 лет

Знать и называть некоторых домашних животных

Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в

посильном

труде

по

уходу

за

ними;

делиться

своими

познаниями

о

живом

и

неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не

вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Дети 6-7 лет

Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия

человека с природой.

У хаживать за растениями и животными в живом уголке . Иметь представления

о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля;

домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей

среды и жизнью живых организмов.

Делать элементарные выводы и умозаключения.

Иметь представление о родном крае.

Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами

(петушок, курочка с цыплятами)

Знакомиться с птицами на улице (ворона, воробей, сойка, синица, сорока,

снегирь, голубь, дятел, поползень).

Условия реализации программы

Материально техническое оснащение

Средства обучения

Для экологического обучения и воспитания по данной программе предусмотрены занятия в

лаборатории живой природы:

Зимний сад. Здесь изучается видовой состав растений. При этом учитываются следующие

аспекты

географический.

Представлены растения различных стран и континентов, географических зон, естественные

места произрастания комнатных растений наносят в виде системных значков на настенную

географическую карту.

экологический

представлены растения произрастающие в разных условиях (светолюбивые, тенелюбивые,

засухоустойчивые, влаголюбивые и т.д ). Их размещение в зимнем саду зависит именно от

этих особенностей.

Биологический представлены растения различных, жизненных форм

Живой уголок

При изучении животных учитываются следующие аспекты:

географический

В уголке содержатся представители различных континентов, мест

обитания животных

наносятся

на

географическую

карту,

которая

служит

дидактическим

пособием

для

проведения различных занятий.

экологический

представлены животные различных сред и условий место обитания

(приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах)

систематический

представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.)

Аквариумистика

Водная зона аквариумистики с различными представителями водного мира (рыбы, сомы,

красноухие черепахи). Места их обитания. Условия жизни.

Класс- лаборатория. Зона обучения

Место для проведения

занятий. Класс имеет различные учебные

коллекции:

минералов, различных видов коры деревьев; семян, шишек, грибов, овощей, ракушек,

комплект муляжей птиц и т.д.

Зона

наблюдений

и

место

проведения

экскурсий,

проведения

игр Городской

парк

прилегающий к Станции Юных Техников, пришкольный участок школы № 6.

Библиотека методического кабинета

1.

Научно-популярная литература

2.

Методическая литература

3.

Энциклопедическая, справочная литература

4.

Технические средства обучения

5.

Компьютер

6.

Телевизор

7.

Ноутбук

8.

Микроскопы

Список литературы для педагогов

1.

Невидимые ниточки природы. Рыжова Н.А. Международный университет,

1995 г.

2.

Планета – наш дом. Белавина О.К., Найденская Н.И., Пособие по методике

проведения занятий М., «Лайде» 1995 г.

3.

Экологические беседы для старших дошкольников. И.М.Молчанова,

Челябинск, 1997 год, педагогический колледж № 2.

4.

Ребенок среди природы Вавилова З.Г., Моисеенко Ю.Е.,Минск, 1985 г.

5.

Экологическое образование № 1, 2000 г. Российская академия образования.

Данюкова А.И., Ларионов Г.Б., Рыжова Н.А., « До школы»

6.

Поурочные разработки по курсу:

«Окружающий мир», «Азбука природы в подвижных играх»

7.

Е,П,Фефилова, Е.А.Поторочина, « ВАКО» М., 20004 г.

8.

Методическое пособие. С.Н.Николаева, Просвещение, М.,2001 г.

9.

Игры, занятия по формированию экологической культуры. В.Г.Буковская,

«Владос», М., 20002 г.

10.

Экологические беседы дошкольников И.М. Молчанова, Челябинск, 1997 год.

11. Программа экологического образования детей «Мы» Н.И.Кондратьева

Санкт-Петербург 1996 г.

Литература для родителей и детей

1.

Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их

общения с природой. Л.И.Марченко, «Лето» Уфа – 2001 год.

2.

Акимушкин И. Юный натуралист, 1992 год. Причуды природы.

3.

Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков. Издательство МНЭПУ.М,

1995 год.

4.

Елисеев Н.В. Красная книга России. М., «Оника» 1999 год.

5.

Керроз Р. Царство животных, Детская энциклопедия. М., «Дрофа» 2000 год.

6.

Собе-Панек М.В. Азбука домашних животных. М., «Астрель» - 2000 год.

7.

Экологическая азбука для детей и подростков. Асланиди К.Б.,Малярова М.А.,

Издательство МИЭЛУ 1995 г.

Рецензия

на программу в системе дополнительного

образования детей

«Мир глазами ребенка»

для детей старшей и подготовительной групп детского сада,

составленную Заплаткиной Ольгой Леонидовной.

Целью

разработки

данной

программы

является

создание

оптимальных

условий

для

формирования экологической культуры, сознательного правильного отношения к природным

явлениям, объектам живой и неживой природы.

Материал,

рассматриваемый

в

программе

является

актуальным,

так

как

формировать

экологическое мировоззрение и экологическую культуру нужно начинать с детства.

Структура программы выдержана.

В

пояснительной

записке

программы

четко

прописаны

цель,

определены

задачи

и

прогнозируемый результат. Имеется тематический план на два года обучения, подробно изложено

содержание образования по годам обучения.

Программа предполагает широкий спектр форм организации образовательного процесса:

беседа, рассказ, чтение, инсценировка, демонстрация

фрагментов видеофильмов, работа с

иллюстрациями, практическая работа и другие.

Все это обеспечивает реализацию интересов детей.

Программа

соответствует

требованиям

и

может

быть

реализована

в

учреждении

дополнительного образования.

Педагог-организатор по экологии СЮТ,

Отличник народного просвещения

Ферчева Н.И.



В раздел образования