Напоминание

Рабочая программа по дополнительному занятию "Юный вундеркинд""


Автор: Груздева Алина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской республики
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по дополнительному занятию "Юный вундеркинд""
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 В. И Чапаева»

города Чебоксары Чувашской Республики.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №6

им. В. И. Чапаева

г. Чебоксары»

________Н. И.Макарова

Приказ №

от

Согласовано

На

заседании

методического

совета

Зам.директора по УВР

_________Л.Г. Самарина

Протокол №

от

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей начальной

школы «Элита»

Руководитель ШМО

___________Л.И.Васильева

Протокол №

от

Рабочая программа

по дополнительному занятию по математике

«Юный вундеркинд»

для 2 Г класса

на 2017– 2018 учебный год

Программу составила

учитель начальных классов

Груздева Алина Михайловна

Чебоксары 2017

Пояснительная записка.

Курс «Юный вундеркинд» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся,

способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Программа

направлена

на

повышение

мотивации

к

обучению

математике,

стремление

развивать интеллектуальные возможности учащихся. Тематика задач и заданий отражает реальные

познавательные

интересы

детей,

содержит

полезную

и

любопытную

информацию,

интересные

математические факты, способные дать простор воображению.

Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько

математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это

способствует

появлению

желания

отказаться

от

образца,

проявить

самостоятельность,

формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения,

выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с

учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,

задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Цели курса внеурочной деятельности:

-расширять математический кругозор и эрудицию учащихся,

-способствовать формированию универсальных учебных действий,

-развивать творческое мышление.

Курс призван решать следующие задачи:

1.

Развитие

математических

способностей

учащихся,

формирование

элементов

логической

и

алгоритмической

грамотности,

коммуникативных

умений

младших

школьников

с

применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств

обучения.

2.

Предоставление

возможности

сделать

собственное

«открытие»,

знакомство

с

оригинальными

путями

рассуждений,

овладение

элементарными

навыками

исследовательской

деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в

своих силах.

3.

Развитие

наблюдательности,

геометрической

зоркости,

умения

анализировать,

догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

4.

Формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в

процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической

смекалке, в конструировании различных геометрических фигур.

Усиление

интереса

учащихся

к

математике,

содействие

развитию

математических

способностей школьников

Она изучается параллельно курсу математики и подготовлена с учетом программы и учебника

по данному предмету (автор М.И.Моро).

Режим, форма проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 30 часов в течение года.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная, индивидуально-

групповая, групповая.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и

поэтому

предусматривает

организацию

подвижной

деятельности

учащихся,

которая

не

мешает

умственной

работе.

С

этой

целью

включены

подвижные

математические

игры,

предусмотрена

последовательная

смена

одним

учеником «центров»

деятельности

в

течение

одного

занятия,

передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. При организации занятий

используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,

работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры

и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Принципы реализации программы:

Актуальность - создание условий для повышения мотивации к обучению математике

Научность - математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,

видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

- курс

строится

от

частных

примеров

(особенности

решения

отдельных

примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая

направленность

- содержание

занятий

направлено

на

освоение

математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных

задач,

которые

впоследствии

помогут

ребятам

принимать

участие

в

школьных

и

городских

олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации - развитие интереса к математике как науке физико-математического

направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по

математике.

Планируемые результаты освоения программы:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

-

помочь

учащимся

овладеть

способами

научно

познавательной

и

исследовательской

деятельностью;

- формировать творческое мышление;

-

способствовать

улучшению

качества

решения

задач

различного

уровня

сложности

учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Метапредметные универсальные учебные действия:

- обобщать материал;

- вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;

- оперировать числовой и знаковой символикой;

- сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

- переходить с прямого на обратный ход мысли;

- переключаться от одной умственной операции к другой, особенно в творческой работе;

- оперировать структурами отношений и связей;

- творчески мыслить;

- рационально организовывать свою работу;

- иметь навыки диалогического общения.

Предметные универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для

выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

использовать его в ходе самостоятельной работы;

-

применять

изученные

способы

учебной

работы

и

приёмы

вычислений для

работы

с

числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными

правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном

действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать

критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

Личностные универсальные учебные действия:

-

формирование

мотивации

учения,

развитие

любознательности,

сообразительности

при

выполнении

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности;

- воспитание чувства справедливости, ответственности, ориентация на норму справедливого

распределения;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Формы подведения итогов реализации программы.

Тестирование

Практические работы

Творческие работы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I

Числа. Арифметические действия. Величины.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения

- математические игры:

«Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма

больше?»,

«Лучший

лодочник»,

«Русское

лото»,

«Математическое

домино»,

«Не

собьюсь!»,

«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,

«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной

стороне - задание, на другой - ответ.

Математические

пирамиды:

«Сложение

в

пределах

10;

20;

100»,

«Вычитание

в

пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по

темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и

др.,

конструкторы

«Часы»,

«Весы»

из

электронного

учебного

пособия

«Математика

и

конструирование».

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные

приемы

действий, выбирать удобные

способы

для

выполнения

конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и

приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в

групповую

работу. Участвовать в

обсуждении

проблемных

вопросов,

высказывать

собственное

мнение

и

аргументировать

его. Выполнять пробное

учебное

действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать

критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Раздел II

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными

данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте

задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой

информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные

вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных

задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования

ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по

проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи,

выбор верных решений..

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа

решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и

искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке

или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию,

описанную

в

тексте

задачи. Использовать соответствующие

знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность

«шагов»

(алгоритм)

решения

задачи. Объяснять

(обосновывать) выполняемые

и

выполненные

действия. Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать п р ед л ож е н н ы е

ва р и а н т ы

р е ш е н и я

з а д ач и ,

в ы б и р ат ь

и з

н и х

верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое

решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и

результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Раздел III

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут

передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1— 1|, указывающие направление движения.

Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку).

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и

несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в

соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.

Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание

(нахождение)

окружности

на

орнаменте.

Составление

(вычерчивание)

орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Для

оценки

формирования

и

развития

личностных

характеристик

учащихся

(ценности,

склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося)

используется:

простое наблюдение

проведение математических игр

опросники

анкетирование

психолого-диагностические методики

Для

отслеживания

уровня

усвоения

программы

и

своевременного

внесения

коррекции

целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений

занятия на повторение и обобщение

самопрезентации (представление работы ребенком)

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня

В

течение

всего

учебного

года

ведется

систематическое

наблюдение

за

ребенком,

включающее:

результативность

и

оценку

самостоятельной

деятельности

учащегося,

активность,

аккуратность,

творческий

подход

к

знаниям,

степень

самостоятельности

в

решении

задач

и

выполнении заданий.

Для оценки сформированностипредметных УУД используются следующие формы:

игровые

занятия

на

повторение

теории

(конкурсы,

викторины,

составление

кроссвордов)

собеседования

опросники

тестирование

самостоятельные работы

Тематическое планирование по дополнительному занятию «Юный вундеркинд»

Темы занятий

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики»

25.09

2

Математические игры

Игра

«Русское

лото».

Построение

математических пирамид.

02.10

3

Прятки с фигурами.

09.10

4

Секреты задач. Решение

нестандартных и занимательных

задач. Задачи в стихах.

16.10

5

«Спичечный»конструктор.

По ст ро ение

конст рукции

п о

заданному образцу.

23.10

6

Геометрический калейдоскоп

30.10

7

Числовые головоломки

Решение

и

составление

ребусов,

содержащих

числа.

Заполнение

числового кроссворда (судоку).

13.11

8

Шаг в будущее

Игры: «Волшебная палочка»,

«Лучший

лодочник»,

«Чья

сумма

больше?».

20.11

9

Геометрия вокруг нас

Решение

задач,

формирующих

геометрическую наблюдательность.

27.11

1

0

Путешествие точки

04.12

11

Шаг в будущее

Игры:

«Волшебная

палочка»,

«Лучший

лодочник»,

«Чья

сумма

больше?», «Гонки с зонтиками» и

др.

11.12

1

2

Математическое путешествие

18.12

1

3

Новогодний серпантин

25.12

1

4

Тайны окружности

15.01

1

5

Игра «Удивительная снежинка»

19.01

1

6

Работа

в

«центрах»

деятельности:

конструкторы, электронные мате-

матические игры, головоломки,

занимательные задачи

22.01

1

7

Веселые задачи.

29.01

1

8

Головоломки.

05.02

1

9

Математические игры. Построение

математических пирамид.

12.02

2

0

Часы нас будят по утрам…

19.02

2

Геометрический калейдоскоп

26.02

1

2

2

В царстве смекалки.

05.03

2

3

Математическая эстафета.

12.03

2

4

Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов.

19.03

2

5

Мир занимательных задач.Работа в

«центрах» деятельности:

конструкторы, электронные

математические игры,

математические головоломки,

занимательные задачи.

02.04

2

6

Математические фокусы.

09.04

2

7

Дважды два — четыре

Игра «Не собьюсь».

16.04

2

8

Интеллектуальная разминка

Работа

в

«центрах»

деятельности:

конструкторы, электронные мате-

матические

игры,

математические

головоломки,

з а н и м ат е л ь н ы е

задачи.

23.04

2

9

Веселые задачи.

30.04

3

0

В

ц а р с т в е

с м е ка л к и .

С б о р

и н ф о р м а ц и и

и

в ы п у с к

математической

газеты

(работа

в

группах).

07.05

3

1

Числовые головоломки.

14.05

3

2

Математический КВН

21.05



В раздел образования