Автор: Груздева Алина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской республики
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по дополнительному занятию "Юный вундеркинд""
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 6 В. И Чапаева»
города Чебоксары Чувашской Республики.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №6
им. В. И. Чапаева
г. Чебоксары»
________Н. И.Макарова
Приказ №
от
Согласовано
На
заседании
методического
совета
Зам.директора по УВР
_________Л.Г. Самарина
Протокол №
от
Рассмотрено
На заседании ШМО учителей начальной
школы «Элита»
Руководитель ШМО
___________Л.И.Васильева
Протокол №
от
Рабочая программа
по дополнительному занятию по математике
«Юный вундеркинд»
для 2 Г класса
на 2017– 2018 учебный год
Программу составила
учитель начальных классов
Груздева Алина Михайловна
Чебоксары 2017
Пояснительная записка.
Курс «Юный вундеркинд» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся,
способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Программа
направлена
на
повышение
мотивации
к
обучению
математике,
стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся. Тематика задач и заданий отражает реальные
познавательные
интересы
детей,
содержит
полезную
и
любопытную
информацию,
интересные
математические факты, способные дать простор воображению.
Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это
способствует
появлению
желания
отказаться
от
образца,
проявить
самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения,
выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с
учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Цели курса внеурочной деятельности:
-расширять математический кругозор и эрудицию учащихся,
-способствовать формированию универсальных учебных действий,
-развивать творческое мышление.
Курс призван решать следующие задачи:
1.
Развитие
математических
способностей
учащихся,
формирование
элементов
логической
и
алгоритмической
грамотности,
коммуникативных
умений
младших
школьников
с
применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств
обучения.
2.
Предоставление
возможности
сделать
собственное
«открытие»,
знакомство
с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными
навыками
исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
3.
Развитие
наблюдательности,
геометрической
зоркости,
умения
анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
4.
Формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в
процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической
смекалке, в конструировании различных геометрических фигур.
Усиление
интереса
учащихся
к
математике,
содействие
развитию
математических
способностей школьников
Она изучается параллельно курсу математики и подготовлена с учетом программы и учебника
по данному предмету (автор М.И.Моро).
Режим, форма проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 30 часов в течение года.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная, индивидуально-
групповая, групповая.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и
поэтому
предусматривает
организацию
подвижной
деятельности
учащихся,
которая
не
мешает
умственной
работе.
С
этой
целью
включены
подвижные
математические
игры,
предусмотрена
последовательная
смена
одним
учеником «центров»
деятельности
в
течение
одного
занятия,
передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. При организации занятий
используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,
работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры
и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Принципы реализации программы:
Актуальность - создание условий для повышения мотивации к обучению математике
Научность - математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
- курс
строится
от
частных
примеров
(особенности
решения
отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая
направленность
- содержание
занятий
направлено
на
освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных
задач,
которые
впоследствии
помогут
ребятам
принимать
участие
в
школьных
и
городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации - развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по
математике.
Планируемые результаты освоения программы:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
-
помочь
учащимся
овладеть
способами
научно
–
познавательной
и
исследовательской
деятельностью;
- формировать творческое мышление;
-
способствовать
улучшению
качества
решения
задач
различного
уровня
сложности
учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- обобщать материал;
- вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;
- оперировать числовой и знаковой символикой;
- сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- переходить с прямого на обратный ход мысли;
- переключаться от одной умственной операции к другой, особенно в творческой работе;
- оперировать структурами отношений и связей;
- творчески мыслить;
- рационально организовывать свою работу;
- иметь навыки диалогического общения.
Предметные универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы;
-
применять
изученные
способы
учебной
работы
и
приёмы
вычислений для
работы
с
числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
Личностные универсальные учебные действия:
-
формирование
мотивации
учения,
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности, ориентация на норму справедливого
распределения;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Формы подведения итогов реализации программы.
Тестирование
Практические работы
Творческие работы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I
Числа. Арифметические действия. Величины.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения
- математические игры:
«Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма
больше?»,
«Лучший
лодочник»,
«Русское
лото»,
«Математическое
домино»,
«Не
собьюсь!»,
«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной
стороне - задание, на другой - ответ.
Математические
пирамиды:
«Сложение
в
пределах
10;
20;
100»,
«Вычитание
в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по
темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и
др.,
конструкторы
«Часы»,
«Весы»
из
электронного
учебного
пособия
«Математика
и
конструирование».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные
приемы
действий, выбирать удобные
способы
для
выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и
приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в
групповую
работу. Участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
высказывать
собственное
мнение
и
аргументировать
его. Выполнять пробное
учебное
действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Раздел II
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными
данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте
задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования
ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по
проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи,
выбор верных решений..
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа
решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию,
описанную
в
тексте
задачи. Использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность
«шагов»
(алгоритм)
решения
задачи. Объяснять
(обосновывать) выполняемые
и
выполненные
действия. Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать п р ед л ож е н н ы е
ва р и а н т ы
р е ш е н и я
з а д ач и ,
в ы б и р ат ь
и з
н и х
верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое
решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Раздел III
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1— 1|, указывающие направление движения.
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в
соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание
(нахождение)
окружности
на
орнаменте.
Составление
(вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Для
оценки
формирования
и
развития
личностных
характеристик
учащихся
(ценности,
склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося)
используется:
простое наблюдение
проведение математических игр
опросники
анкетирование
психолого-диагностические методики
Для
отслеживания
уровня
усвоения
программы
и
своевременного
внесения
коррекции
целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений
занятия на повторение и обобщение
самопрезентации (представление работы ребенком)
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня
В
течение
всего
учебного
года
ведется
систематическое
наблюдение
за
ребенком,
включающее:
результативность
и
оценку
самостоятельной
деятельности
учащегося,
активность,
аккуратность,
творческий
подход
к
знаниям,
степень
самостоятельности
в
решении
задач
и
выполнении заданий.
Для оценки сформированностипредметных УУД используются следующие формы:
игровые
занятия
на
повторение
теории
(конкурсы,
викторины,
составление
кроссвордов)
собеседования
опросники
тестирование
самостоятельные работы
Тематическое планирование по дополнительному занятию «Юный вундеркинд»
№
Темы занятий
Дата по плану
Дата по факту
Примечание
1
Крестики-нолики
Игра «Крестики-нолики»
25.09
2
Математические игры
Игра
«Русское
лото».
Построение
математических пирамид.
02.10
3
Прятки с фигурами.
09.10
4
Секреты задач. Решение
нестандартных и занимательных
задач. Задачи в стихах.
16.10
5
«Спичечный»конструктор.
По ст ро ение
конст рукции
п о
заданному образцу.
23.10
6
Геометрический калейдоскоп
30.10
7
Числовые головоломки
Решение
и
составление
ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
13.11
8
Шаг в будущее
Игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший
лодочник»,
«Чья
сумма
больше?».
20.11
9
Геометрия вокруг нас
Решение
задач,
формирующих
геометрическую наблюдательность.
27.11
1
0
Путешествие точки
04.12
11
Шаг в будущее
Игры:
«Волшебная
палочка»,
«Лучший
лодочник»,
«Чья
сумма
больше?», «Гонки с зонтиками» и
др.
11.12
1
2
Математическое путешествие
18.12
1
3
Новогодний серпантин
25.12
1
4
Тайны окружности
15.01
1
5
Игра «Удивительная снежинка»
19.01
1
6
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы, электронные мате-
матические игры, головоломки,
занимательные задачи
22.01
1
7
Веселые задачи.
29.01
1
8
Головоломки.
05.02
1
9
Математические игры. Построение
математических пирамид.
12.02
2
0
Часы нас будят по утрам…
19.02
2
Геометрический калейдоскоп
26.02
1
2
2
В царстве смекалки.
05.03
2
3
Математическая эстафета.
12.03
2
4
Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов.
19.03
2
5
Мир занимательных задач.Работа в
«центрах» деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры,
математические головоломки,
занимательные задачи.
02.04
2
6
Математические фокусы.
09.04
2
7
Дважды два — четыре
Игра «Не собьюсь».
16.04
2
8
Интеллектуальная разминка
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы, электронные мате-
матические
игры,
математические
головоломки,
з а н и м ат е л ь н ы е
задачи.
23.04
2
9
Веселые задачи.
30.04
3
0
В
ц а р с т в е
с м е ка л к и .
С б о р
и н ф о р м а ц и и
и
в ы п у с к
математической
газеты
(работа
в
группах).
07.05
3
1
Числовые головоломки.
14.05
3
2
Математический КВН
21.05