Автор: Токарева Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №10
Населённый пункт: г.-к. Кисловодск
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: "Юный краевед"
Раздел: начальное образование
Программа по внеурочной деятельности
Духовно-нравственного направления
«Юный краевед»
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Токарева И.М.,
учитель начальных классов МКОУ СОШ №10
И.о. директора МКОУ СОШ №10 Разживина Н.В.
г.Кисловодск
2017 г.
Пояснительная записка
Краеведение – трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации
внеурочной деятельности учащихся.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимых
для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации учебно – исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Программа «Юный краевед», являясь частью программы духовно – нравственного
воспитания и развития обучающихся, направлена на воспитание высоконравственного,
инициативного гражданина России.
Настоящая
программа
создает
условия
для
социального
и
культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе
мировой и отечественной культур.
Курс предполагает воспитание маленького человека – творца, богатого духовными
интересами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание
любви к семье, школе, городу, краю. Она несет большой творческий потенциал,
ведь
«знакомство с местной географией, небольшим уголком окрестной земли позволит детям
более сознательно отнестись к географии всей страны, а кроме того сделать их любовь к
Родине более живой и непосредственной».
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для
развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только
расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и
настоящим
малой
родины,
он
помогает
овладеть
начальными
навыками
исследовательской работы.
Содержание «Окружающего мира» и данной программы тесно перекликаются, что
позволит более расширенно и углубленно усвоить предлагаемый материал.
Цель:
дать
детям
возможность
ощутить
поток
времени,
в
котором
движется
человеческая цивилизация.
Задачи:
1)
помочь детям осознать мир не как что-то одно данное раз и навсегда, а как плод
неустанной человеческой деятельности, результат борьбы сил созидания и разрушения;
2)
познакомить с историей, культурной памятью и традициями родного края;
3)
овладевать начальными навыками исследовательской работы;
4)
воспитывать
и
развивать
гражданские
качества,
познавательный
интерес
и
творческие способности
Предполагаемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны:
знать:
историю возникновения, развития и становления края, города, семьи;
алгоритм возникновения топонимических названий;
отличительные
особенности
национальных
культур
народов,
живущих
на
территории края;
имена людей, прославивших край.
уметь:
проводить простейшие исследования;
владеть топонимическими понятиями;
работать над совместными проектами;
обрабатывать собранные материалы.
В данной программе отводится значительная часть объема изучаемого материала на
знакомство
с
историей
становления
и
развития
родного
города
Кисловодска.
Отличительная
особенность
заключается
в
том,
что
обучающиеся
овладевают
топонимическими понятиями. Воспитанию толерантности у детей способствует изучение
традиций, обрядов, легенд и национальных игр народов Северного Кавказа.
Программа рассчитана на детей 7-8 лет и будет реализовываться в течение первого
года обучения. Занятия предполагается проводить во внеурочное время. Курс рассчитан на
33 часа, каждое занятие продолжительностью 25- 30 минут.
Данные занятия проводятся в форме бесед, художественного чтения, игр экскурсий,
исследовательских проектов, фотовыставок.
Итогом изучения раздела «Ставрополье – край синих гор» является экскурсия в
Краеведческий музей. Итоговое занятие раздела «Кисловодск – жемчужина Кавказа»
проводится
в
форме
конкурса
рисунков
«Любимый
уголок
города».
Фотовыставка
«Семейный альбом», завершает раздел «Моя семья», викториной «Люби и знай свой край»
подводится итог всех занятий.
Выставки рисунков, поделок, экскурсии, викторины
и фотовыставки являются
своеобразным итогом и обобщением изученного материала.
Учебно-тематический план
№
п/п
Разделы, темы
Всего
часов
Теорет.
часов
Практич.
часов
Сроки
реализации
1
Введение. Понятие «малой родины»
1
1
сентябрь
Раздел 1. Ставрополье – край синих гор
2
Географическое положение. Рельеф
1
1
сентябрь
3
Символы края
2
1
1
сентябрь
4
Топонимика края
2
1
1
октябрь
5
Животный и растительный мир
Ставрополья
3
1
2
октябрь
ноябрь
6
Кавказские Минеральные Воды -
здравница России
2
1
1
ноябрь
7
«Кавказ многоликий»: народы и их
традиции
2
1
1
декабрь
8
Легенды синих гор
2
1
1
декабрь
Раздел 2. Кисловодск – жемчужина Кавказа
9
История возникновения города, его
символика
2
1
1
январь
10
Улица, на которой я живу
2
1
1
январь
февраль
11
«Здесь Пушкина изгнанье началось,
Здесь Лермонтова кончилось
изгнанье…»
2
1
1
февраль
12
Кисловодск - город вдохновения
1
1
март
13
«Музыкальная гостиная»
1
1
март
14
«Байконур – Кисловодск» -
невидимая связь
2
1
1
март
15
«Этих дней не смолкнет слава».
Кисловодск – город - госпиталь
2
1
1
апрель
Раздел 3.Моя семья
16
«Чтобы все повторилось сначала,
Загляните в семейный альбом»
2
1
1
апрель
17
Моя родословная. Герб и девиз моей
семьи
2
1
1
май
18
Итоговое занятие
1
1
май
Итого
33
16
17
Содержание изучаемого курса
Введение. Понятие «малой родины»(1 ч). Родина и малая родина. Ставрополь – столица
края.
Презентация «Ставрополье – край родной»
Раздел 1. Ставрополье – край синих гор (14 ч).
Географическое положение. Рельеф (1 ч ). Ставропольский край
- южные рубежи
России. Кавказские горы. Ставропольская возвышенность
Символы края (2 ч). Герб, флаг и гимн Ставропольского края.
Прослушивание аудиозаписи гимна. Раскрашивание флага.
Топонимика края ( 2 ч). Истоки и причины возникновения географических названий
края. Города и села края. Горы, реки, озера.
Создание и защита проекта «Что в имени тебе моем?»
Животный и растительный мир Ставрополья.( 3 ч) Флора и фауна региона.
Презентация
«Красная
книга
Ставропольского
края».
Экскурсия
в
Курортный
парк.
Конкурс рисунков «Животные парка»
Кавказские
Минеральные
Воды
-
здравница
России
(2ч).
Города
Кавказских
Минеральных
Вод:
Кисловодск,
Ессентуки,
Пятигорск,
Железноводск.
Санаторно
–
курортная база. Целебные источники.
Составление фотоколлажа « Города КМВ».
«Кавказ многоликий»: народы и их традиции ( 2 ч). Обычаи, традиции, национальные
костюмы, кухня народов, населяющих край.
Подвижные игры народов Кавказа.
Легенды
синих гор(2 ч). Легенды о
нарзане, Кавказских горах, Замке Коварства и
Любви.
Экскурсия в Краеведческий музей.
Раздел 2. Кисловодск – жемчужина Кавказа (12 ч).
История
возникновения
города,
его
символика
(2ч). Путь от крепости до города.
Славные страницы истории. Герб города. Презентация «Любимый город». Аппликация
«Герольдика города».
Улица, на которой я живу (2ч). История возникновения названий улиц и районов города
(Попова доля, Минутка, Буденовка, Бермамыт).
Изыскательское задание «Моя улица», конкурс рисунков «Любимый уголок города» .
«Здесь Пушкина изгнанье началось, Здесь Лермонтова кончилось изгнанье…»(2ч)
Поэты и писатели, посетившие город (А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Толстой, А.Ахматова).
Родина А.Солженицына и А. Губина.
Экскурсия в гостиную А.Т.Губина( МБОУ гимназия № 19), художественное чтение.
Кисловодск - город вдохновения(1ч).
Знакомство с экспозицией художников – передвижников, посещение дачи – усадьбы
«Белая вилла» имени Н.А.Ярошенко.
«Музыкальная
гостиная»(1ч). Ф.Шаляпин
–
великий
бас
России.
Прослушивание
аудиозаписей.
«Байконур
–
Кисловодск»
-
невидимая
связь
(2ч)
Пионеры
космонавтики
на
кисловодской земле. Аллея космонавтов.
Экскурсия в музей Космонавтики.
«Этих дней не смолкнет слава». Кисловодск – город – госпиталь(2 ч).
Город,
удостоенный
Ордена
Великой
Отечественной
войны I
степени.
Санатории
–
госпиталя. Презентация « Люди в белых халатах»
Посещение мемориала «Защитникам Родины». Чтение стихов о войне.
Раздел 3.Моя семья (4ч)
«Чтобы все повторилось сначала,
Загляните в семейный альбом(2ч). История семьи. Тайна моей фамилии.
Конкурс рисунков «Семейный портрет»
Моя родословная. Герб и девиз моей семьи(2ч). Генеалогическое древо семьи. Создание
герба и подбор девиза семьи.
Итоговое занятие(1ч). Викторина «Люби и знай свой край». Фотовыставка «Семейный
альбом»
Методическое обеспечение программы
Курс «Юный краевед» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся
младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе, о человеке и его
социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Поэтому принцип наглядности
является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно
наглядность
лежит
в
основе
формирования
представлений
об
объектах
природы
и
культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения включающие наглядные
пособия:
1)
географические и исторические карты;
2)
фотоальбомы городов – курортов;
3)
мультимедийные презентации;
4)
аудиозаписи.
Оборудование
для
мультимедийных
демонстраций:
компьютер,
медиапроектор,
интерактивная доска, магнитофон
Для реализации программы предполагаются формы занятий беседы, художественное
чтение,
прослушивание
аудиозаписей,
просмотр
презентаций,
экскурсии,
исследовательские проекты, фотовыставки, конкурсы рисунков и игр.
Приемы
и
методы,
используемые
на
занятиях:
частично
–
поисковый
при
выполнении изыскательского задания «Моя улица», составлении «Семейного альбома»,
метод проектов – проект «Что в имени тебе моем?» игровые приемы, использование ИКТ.
Вопросам
техники
безопасности
уделяется
значительная
часть
времени
и
рассматриваются
эти
вопросы
во
всех
разделах
программы.
Беседы
по
технике
безопасности
должны
проводиться
перед
каждым
выходом
на
экскурсию,
во
время
практических занятий.
Целесообразно
наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести
«Дневник краеведа», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: экскурсиях,
защите проектов, конкурсах, викторинах, фотовыставках. Желательно оформить «Уголок
юного краеведа», где будут освещаться основные моменты работы.
Список литературы, используемый педагогом
1.
Глазов
В.А.,
Лец
М.Л.
Город
Ставрополь
и
его
окрестности.
Ставрополье
в
названиях: - М:- изд – во «Надыршин»:- 2006.
2.
ГниловскийВ.Г.Занимательное краеведение:- Ставрополь:-«Ставропольское книжное
изд –во»:- 2003.
3.
История городов и сел Ставрополья:- Ставрополь:-«Ставропольское книжное изд –
во»:- 2004.
4.
Найденко А.В., Назарова И.М. История Ставропольского края:- Ставрополь:- изд-во
« Оригинал – макет»:-2001.
5.
Наш край: очерки истории:- Ставрополь:-«Ставропольское книжное изд –во»:- 2002.
6.
Памятники истории и культуры./сост. Остапенко В.Г., Госданкер В.В.:- Ставрополь:-
«Ставропольское книжное изд –во»:- 2005.
7.
Ставрополье. Фотоальбом:- Ставрополь:- «Ставропольское книжное изд –во»:- 2000
8.
Тоберидзе Г.М., Кунижева У.М. Литературное краеведение:- Ставрополь:- изд-во «
Оригинал – макет»:-2001.
9.
У
этнической
карты.
Серия. II
выпуск.
Казачество./сост.
Госданкер
В.В.:-
Ставрополь:-«Ставропольское книжное изд –во»:- 2002
10.
Энциклопедический словарь Ставропольского края:- Ставрополь:-«Ставропольское
книжное изд –во»:- 2006
Список литературы для учащихся:
1.
Волошина Л.Н.,Распопова А.П. Кисловодск курортный:- М:- изд – во «Планета»:-
2002.
2.
Горы и нарты:- Ставрополь:- «Ставропольское книжное изд–во»:- 2008.
3.
Дробинина Н.Н.Регионы России:- М:- изд – во «Вако»:- 2009.
4.
Ингшимова А.История России для детей:- М:-изд – во «Олма –пресс»:-2002.
5.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения: -М:- изд-во «Экономика»:-2003.
6.
Пушкин А.С. Стихотворения: -М:- изд-во «Художественная литература»:-2000.