Напоминание

Добро творящий творит Жизнь (смысловой анализ рассказа М.Самрского "Сирота")


Автор: Марютина Наталья Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Мурманска "Гимназия №8"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Добро творящий творит Жизнь (смысловой анализ рассказа М.Самрского "Сирота")
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока

Автор: Марютина Н.В., учитель

русского языка и литературы МБОУ

г.Мурманска «Гимназия №8»

ТЕМА: Добро творящий творит Жизнь

(смысловой анализ рассказа М.Самрского «Сирота»)

Цели урока:

Ι. Образовательные:

формировать

умение

анализировать

текст

художественного

произведения;

развивать

умение

выражать

свои

мысли,

оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки смыслового

анализа художественного произведения.

ΙII.

Воспитательные: в о с п и т ы в а т ь

ч у т ко е

о т н о ш е н и е

к

художественному слову; гуманное отношение к окружающим.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному

мнению;

развитие

мышления,

внимания;

развитие

самостоятельности

и

личной

ответ ственно сти

за

ре зульт аты

сво ей

д е я т е л ь н о с т и ,

доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные

УУД: самостоятельно

формулировать

тему

и

цели

урока; развивать способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание

прочитанного текста;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё

мнение;

владеть

монологической

и

диалогической

формами

речи;

применение знаний в жизни.

Методы: проблемно-поисковый, словесный

Элементы

технологии

критического

мышления (стадия

вызова,

смысловая стадия, рефлексия)

Приемы: диалог, работа с текстом, творческая работа, синквейн, работа

в парах

Средства обучения: компьютер, презентация, текст, рабочие материалы

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организаци

онный

момент

Ребята, у нас на уроке гости, поздороваемся

с ними.

"Спешите делать добрые дела",

Почаще улыбайтесь, люди - людям,

Ведь с добротой, давно я поняла,

Мы радостнее и счастливей будем!

Я постараюсь, чтобы наш урок помог вам

стать чуточку добрее.

2.Стадия

вызова

Нам сегодня предстоит разговор на очень

серьезную

тему,

определить

которую

вам

поможет

фрагмент

художе ственного

фильма «Чучело», снятого по одноименной

повести Владимира Железникова

(ФРАГМЕНТ)

-О чем фрагмент?

-Оцените

их

поступок

по

отношению

к

главной героине

-В чем проявляется их жестокость?

-Чего не хватает в их отношениях?

-Так

о

чем

же

мы

поведем

сегодня

разговор?

-Об отношениях

ребят-

одноклассников

-Они поступают

плохо, жестоко

-Издеваются над

Леной

Бессольцевой

-Доброты,

понимания

-Об отношениях

к окружающим,

надо быть

добрее

3.Смысловая

стадия

Подобные

ситуации

в

нашей

жизни

не

редкость:

в

Интернете

много

видео

о

жестоком отношении детей-подростков, да

и на переменах мы иногда можем увидеть

такие ситуации.

-А что будет, если мы будем равнодушными

к этой проблеме?

Сегодня

мы

познакомимся

с

рассказом

молодого

автора,

ему

всего

20

лет,

но

несмотря

на

свою

молодость

он

уже

является

основателем

благотворительного

фонда

«Живые

сердца».

Это

Михаил

Самарский,

а

рассказ

его

называется

«Сирота»

-О чем этот фрагмент?

-Чем

не

понравился

Ванька

Бызгалов

главному герою?

-Согласны ли вы с мнением главного героя?

Почему?

-Какие некрасивые слова называет автор в

тексте?

-Согласны ли вы с мнением главного героя?

Почему?

-А как бы вы отнеслись к тому, если бы в

вашем классе был такой мальчик?

-Мы

с

вами

познакомились

лишь

с

первой

частью

рассказа,

но

есть

и

продолжение.

П р е ж д е ,

ч е м

м ы

е г о

прочитаем,

давайте

побудем

в

роли

писателей и придумаем свою концовку.

-ЛИСТ №2 ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

- Как закончилась эта история?

-Как вы понимаете последнюю фразу?

За свое поведение Костя наказан судьбой.

Ему досталось по заслугам, верно?

-Какие

выводы

вы

можете

сделать,

прочитав этот рассказ?

Есть

«золотое

правило

нравственности».

Ситуации будут

встречаться

чаще, будут

более

жестокими

(ЧИТАЕТ

УЧЕНИК)

-Об отношениях

одноклассников

-Он сирота

-Нет

-Сирота,

пасынок,

детдомовец

-Мальчик не

виноват, что он

сирота

-Помогали, не

обижали

(ВАРИАНТЫ

ДЕТЕЙ)

-Печально,

трагично

-Мальчик Костя

стал сиротой

-Да, но это

слишком

жестокое

наказание

-Нельзя

издеваться над

одноклассник.

-Относись…

Может, кто-то его знает?

Конечно же, Ванька не собирался никого

наказывать за обидное к нему отношение.

Главного героя наказал жизнь.

3.Выводы

Предлагаю

вернуться

к

теме

занятия:

«Добро творящий творит Жизнь». Как вы

понимаете эти слова?

О

добре

говорят

люди

на

протяжении

многих

веков.

Русский

народ

увековечил

м уд р ы е

м ы с л и в

пословицах.

О н и

записаны

у

вас

на

листах.

Соедините

линией

начало

и

концовку

пословицы.

Зачитайте

получившиеся

варианты

(На

доску)

Мы

сегодня

много

говорим

о

добре.

И,

скорее всего, у вас возникают ассоциации с

эти

словом.

Запишите

их

на

лепестках.

Оформим наш цветок добра

Люди должны

совершать

добро, от этого

мир станет

светлее, теплее,

добрее. Добро

делает жизнь

лучше

(Читают,

размещают)

(на доске)

4. Рефлексия

А

сейчас

я

предлагаю

п о р а б о т ат ь

творчески:

составьте синквейн

на тему

«ДОБРО»

Составляют,

читают

5. Итог

Закончить

наше

занятие

я

бы

хотела

словами

известного

педагога.

Шалва

Алекс андрович Амонашвили

с к а з а л :

(СЛАЙД)

Давайте начнем прямо сейчас: на сердечках

напишите

доброе

пожелание

любому

человеку

в

этой

аудитории

(ученику

или

гостям) и передайте его



В раздел образования