Автор: Шитова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №6"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, г.Нефтеюганск
Наименование материала: конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию
Тема: "Ледяные пустыни"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Ледяные
пустыни»
Выполнила: Шитова Елена Ивановна,
воспитатель I категории МАДОУ
«Детский сад №6 «Лукоморье» г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Непосредственно-образовательная деятельность в
подготовительной группе по
познавательному
развитию
«Ледяные
пустыни»
имеет
социально-коммуникативное
направление. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы
«Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью»
под
редакцией Н.В. Алёшина.
Для реализации каждой задачи были подобраны методы и
приемы:
-
проблемно
-
мотивационный
(стимулирует
активность
детей
за
счет
включения
проблемной ситуации в ходе НОД);
- словесный
(беседа о ледяных зонах, использование художественного слова, чтение
художественной литературы, указания, пояснение);
-метод
обследования,
наглядности
(рассматривание
иллюстраций
о
животных
разных
континентов
с
животными
разных
континентов,
рассматривание
глобуса,
атласа
«Животный мир планеты», использование ИКТ).
Непосредственно - образовательная деятельность включает в себя три части: вводную,
основную, заключительную. Целью вводной части являлось
создание положительного
эмоционального
настроя,
развёртывание
образовательной
деятельности.
Создание
проблемной ситуации способствовало постановки детьми цели на разрешение проблемы в
течении всей НОД. Основная часть НОД - направленна на самостоятельную умственную
и
практическую
деятельность. Создание
поисковых
и
проблемных
ситуаций
активизировало
мыслительную
и
речевую
деятельность
детей,
способствовало
повторению
пройденного
и
восприятию
новых
знаний
о
ледяных
зонах
планеты,
животных
Арктики,
Антарктиды,
подвело
воспитанников
к
самостоятельной
деятельности при оформлении коллажа: «Ледяные пустыни». В заключительной части
НОД через метод анализа успешности и разрешение поставленной детьми цели: помочь
мальчику Тому узнать о том, существуют ли ледяные пустыни,
был подведён
итог
занятия.
Длительность НОД соответствует для детей подготовительной к школе группы - 30
мин. Количество НОД по ознакомлению с окружающим -1 занятие в неделю. Согласно
требованиям СанПин при организации совместной деятельности осуществлялась смена
динамических поз (стоя и сидя на ковре, стоя и сидя за столами). Контроль реализации
цели
и
оценка
деятельности
воспитанников
осуществлялась
на
протяжении
всей
образовательной
деятельности
методом
наблюдения
и
словесными
высказываниями.
Время
в
каждой
части
непосредственно-образовательной
деятельности
было
распределено рационально.
Программное содержание:
1.
Систематизировать
и
обогащать
знания
детей
о
природных
условиях
Арктики
и
Антарктиды, их обитателей; уточнить их приспособительские особенности к природной
среде.
2. Формировать умения аргументированно отвечать на вопросы педагога; активизировать
и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение разрешать проблемные ситуации.
4. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира природы.
5. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга,
помогать и давать возможность друг другу высказаться.
Предварительная
работа:
беседа,
чтение
познавательной
литературы, чтение
и
рассматривание энциклопедий о ледяных зонах планеты и их обитателях, иллюстраций о
животных
Севера,
поиски
материалов
из
интернета,
просмотр
видеофильмов,
телепередач,
составление
проектов
совместно
с
родителями
«Животные
Севера»,
дидактические игры «Животные Севера», лото «Животные».
Материал
и
оборудование:
ИКТ
проектор,
мнемотаблица,
глобус,
карта,
атлас
«Животный
мир
планеты»,
письмо,
дидактический
иллюстрированный
материал
«Животные Севера», пазлы «Животные Севера», бумага, фломастеры, клей.
Ход занятия
1. Вводная беседа:
- Ребята, сегодня пришло письмо. Хотите узнать о чем это письмо?
Письмо от мальчика Тома с просьбой. Мальчик Том живет в
Африке. Его друзья утверждают, что есть только пустыни, где
песок, жара….Но еще есть и ледяные пустыни, где очень холодно.
2. Постановка
проблемы
-Мальчик Том хотел бы узнать, существуют ли на самом деле
«Ледяные пустыни» (что это такое, где находятся, растут ли там
растения, живут ли там животные).
-Ребята, Вы хотите помочь Тому и выполнить его просьбу?
3. Основная часть
Создается
графический
план
занятия:
педагог
вместе
с
детьми
определяет, как можно изобразить символами каждый из пунктов
плана. (Дети
совместно
с
педагогом
составляют
схематический
план, в котором отражают последовательность работы по созданию
своих действий).
1. Снег, лед…(то есть климатические условия для жизни).
2. Животные, птицы, растения (то есть перечисления животных,
обитающих в этих ледяных зонах).
3. Презентация проектов «Животные Севера».
4. Письмо для мальчика Тома (составления совместно с детьми
коллажа, рисунки детей из дома).
а). Актуализация
знаний: выявление
знаний детей по теме
Беседа с детьми о ледяных зонах планеты:
- Рассматривание глобуса.
- Выяснить какого цвета глобус?
- Где находятся ледяные зоны?
- Что такое Арктика?
- Что такое Антарктида?
- Какой климат?
- Каким цветом обозначены?
- Почему там всегда холодно и всегда лед?
- Почему не доходят солнечные лучи?
Дидактическая игра: «Какая она?» (холодная, суровая, ледяная,
морозная, снежная, далекая….)
- Какие животные живут в ледяных зонах?
-
Почему,
как
приспособились
к
суровому
климату?
(Северные
олени, песец, пингвин, морж, тюлени, снежный барс, яки…).
-Чем питаются? (ягель из под снега, мох, ...).
б). Выдвижение
гипотез
-Почему животные могут существовать в этих холодных ледяных
зонах?
- Что им помогает выжить? /предположения детей/ (у них запасы
жира, густая шерсть, находят пищу…).
в) Проверка решения
-Используя глобус, воспитатель обобщает ответы детей и
подводит к пониманию: «Ледяные зоны планеты».
-Рассматривая атлас «Животный мир планеты», обобщают знания о
животном мире.
- Составление картинки -пазлы в парах «Животные Севера».
- Рассказ о животных
- Презентация сообщений «Животные Севера».
- Составление коллажа «Ледяные пустыни и их обитатели».
Физ. минутка
Загадки – движения «Животные Севера» (пантомима).
г). Введение в
систему знаний
-Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что существуют не
только пустыни, где песок, жара, песочные бури, но и ледяные
пустыни, где холодно, мороз, метели и бури, вечные льды.
-Давайте вспомним, какие это пустыни? /Арктика и Антарктида, где
тоже живут животные./
Воспитатель предлагает еще раз назвать животных живущих в
ледяных пустынях.
-Вы помогли разобраться, вам удалось разрешить проблему и
помочь мальчику Тому?
4.Самостоятельная
работа детей
Работа с пазлами «Животные Севера», рассказывание детей о них,
презентация «Животные Севера».
5.Итог занятия
Рефлексия
-Как вы думаете, мы помогли мальчику Тому разобраться с его
проблемой?
-Какие трудности у Вас возникли при выполнении заданий?
- Что интересного вы узнали?
- Где можно применить эти знания?