Напоминание

"Ледяные пустыни"


Автор: Шитова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №6"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, г.Нефтеюганск
Наименование материала: конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию
Тема: "Ледяные пустыни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Ледяные

пустыни»

Выполнила: Шитова Елена Ивановна,

воспитатель I категории МАДОУ

«Детский сад №6 «Лукоморье» г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Непосредственно-образовательная деятельность в

подготовительной группе по

познавательному

развитию

«Ледяные

пустыни»

имеет

социально-коммуникативное

направление. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной

общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы

«Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

и

социальной

действительностью»

под

редакцией Н.В. Алёшина.

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и

приемы:

-

проблемно

-

мотивационный

(стимулирует

активность

детей

за

счет

включения

проблемной ситуации в ходе НОД);

- словесный

(беседа о ледяных зонах, использование художественного слова, чтение

художественной литературы, указания, пояснение);

-метод

обследования,

наглядности

(рассматривание

иллюстраций

о

животных

разных

континентов

с

животными

разных

континентов,

рассматривание

глобуса,

атласа

«Животный мир планеты», использование ИКТ).

Непосредственно - образовательная деятельность включает в себя три части: вводную,

основную, заключительную. Целью вводной части являлось

создание положительного

эмоционального

настроя,

развёртывание

образовательной

деятельности.

Создание

проблемной ситуации способствовало постановки детьми цели на разрешение проблемы в

течении всей НОД. Основная часть НОД - направленна на самостоятельную умственную

и

практическую

деятельность. Создание

поисковых

и

проблемных

ситуаций

активизировало

мыслительную

и

речевую

деятельность

детей,

способствовало

повторению

пройденного

и

восприятию

новых

знаний

о

ледяных

зонах

планеты,

животных

Арктики,

Антарктиды,

подвело

воспитанников

к

самостоятельной

деятельности при оформлении коллажа: «Ледяные пустыни». В заключительной части

НОД через метод анализа успешности и разрешение поставленной детьми цели: помочь

мальчику Тому узнать о том, существуют ли ледяные пустыни,

был подведён

итог

занятия.

Длительность НОД соответствует для детей подготовительной к школе группы - 30

мин. Количество НОД по ознакомлению с окружающим -1 занятие в неделю. Согласно

требованиям СанПин при организации совместной деятельности осуществлялась смена

динамических поз (стоя и сидя на ковре, стоя и сидя за столами). Контроль реализации

цели

и

оценка

деятельности

воспитанников

осуществлялась

на

протяжении

всей

образовательной

деятельности

методом

наблюдения

и

словесными

высказываниями.

Время

в

каждой

части

непосредственно-образовательной

деятельности

было

распределено рационально.

Программное содержание:

1.

Систематизировать

и

обогащать

знания

детей

о

природных

условиях

Арктики

и

Антарктиды, их обитателей; уточнить их приспособительские особенности к природной

среде.

2. Формировать умения аргументированно отвечать на вопросы педагога; активизировать

и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение разрешать проблемные ситуации.

4. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира природы.

5. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга,

помогать и давать возможность друг другу высказаться.

Предварительная

работа:

беседа,

чтение

познавательной

литературы, чтение

и

рассматривание энциклопедий о ледяных зонах планеты и их обитателях, иллюстраций о

животных

Севера,

поиски

материалов

из

интернета,

просмотр

видеофильмов,

телепередач,

составление

проектов

совместно

с

родителями

«Животные

Севера»,

дидактические игры «Животные Севера», лото «Животные».

Материал

и

оборудование:

ИКТ

проектор,

мнемотаблица,

глобус,

карта,

атлас

«Животный

мир

планеты»,

письмо,

дидактический

иллюстрированный

материал

«Животные Севера», пазлы «Животные Севера», бумага, фломастеры, клей.

Ход занятия

1. Вводная беседа:

- Ребята, сегодня пришло письмо. Хотите узнать о чем это письмо?

Письмо от мальчика Тома с просьбой. Мальчик Том живет в

Африке. Его друзья утверждают, что есть только пустыни, где

песок, жара….Но еще есть и ледяные пустыни, где очень холодно.

2. Постановка

проблемы

-Мальчик Том хотел бы узнать, существуют ли на самом деле

«Ледяные пустыни» (что это такое, где находятся, растут ли там

растения, живут ли там животные).

-Ребята, Вы хотите помочь Тому и выполнить его просьбу?

3. Основная часть

Создается

графический

план

занятия:

педагог

вместе

с

детьми

определяет, как можно изобразить символами каждый из пунктов

плана. (Дети

совместно

с

педагогом

составляют

схематический

план, в котором отражают последовательность работы по созданию

своих действий).

1. Снег, лед…(то есть климатические условия для жизни).

2. Животные, птицы, растения (то есть перечисления животных,

обитающих в этих ледяных зонах).

3. Презентация проектов «Животные Севера».

4. Письмо для мальчика Тома (составления совместно с детьми

коллажа, рисунки детей из дома).

а). Актуализация

знаний: выявление

знаний детей по теме

Беседа с детьми о ледяных зонах планеты:

- Рассматривание глобуса.

- Выяснить какого цвета глобус?

- Где находятся ледяные зоны?

- Что такое Арктика?

- Что такое Антарктида?

- Какой климат?

- Каким цветом обозначены?

- Почему там всегда холодно и всегда лед?

- Почему не доходят солнечные лучи?

Дидактическая игра: «Какая она?» (холодная, суровая, ледяная,

морозная, снежная, далекая….)

- Какие животные живут в ледяных зонах?

-

Почему,

как

приспособились

к

суровому

климату?

(Северные

олени, песец, пингвин, морж, тюлени, снежный барс, яки…).

-Чем питаются? (ягель из под снега, мох, ...).

б). Выдвижение

гипотез

-Почему животные могут существовать в этих холодных ледяных

зонах?

- Что им помогает выжить? /предположения детей/ (у них запасы

жира, густая шерсть, находят пищу…).

в) Проверка решения

-Используя глобус, воспитатель обобщает ответы детей и

подводит к пониманию: «Ледяные зоны планеты».

-Рассматривая атлас «Животный мир планеты», обобщают знания о

животном мире.

- Составление картинки -пазлы в парах «Животные Севера».

- Рассказ о животных

- Презентация сообщений «Животные Севера».

- Составление коллажа «Ледяные пустыни и их обитатели».

Физ. минутка

Загадки – движения «Животные Севера» (пантомима).

г). Введение в

систему знаний

-Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что существуют не

только пустыни, где песок, жара, песочные бури, но и ледяные

пустыни, где холодно, мороз, метели и бури, вечные льды.

-Давайте вспомним, какие это пустыни? /Арктика и Антарктида, где

тоже живут животные./

Воспитатель предлагает еще раз назвать животных живущих в

ледяных пустынях.

-Вы помогли разобраться, вам удалось разрешить проблему и

помочь мальчику Тому?

4.Самостоятельная

работа детей

Работа с пазлами «Животные Севера», рассказывание детей о них,

презентация «Животные Севера».

5.Итог занятия

Рефлексия

-Как вы думаете, мы помогли мальчику Тому разобраться с его

проблемой?

-Какие трудности у Вас возникли при выполнении заданий?

- Что интересного вы узнали?

- Где можно применить эти знания?



В раздел образования