Автор: Алексеев Андрей Валерьевич
Должность: тренер-преподаватель по волейболу
Учебное заведение: МАУ ДО "Заиграевская ДЮСШ"
Населённый пункт: п.Заиграево Заиграевского района Республики Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние внеурочных проектов на уровень культуры воспитания учеников"
Раздел: дополнительное образование
«Влияние внеурочных проектов на уровень
культуры и воспитания учеников»
Я, молодой педагог дополнительного образования, пришел в детско-
юношескую спортивную школу с искренним убеждением, что воспитание
детей и подростков является одной из главных задач современного общества.
Направленность моей программы определило мое убеждение, что именно
юные умы «от журналистики» способны повернуть общественное внимание
лиц к проблемам нашего общества, а значит заявляют о себе, как о людях
неравнодушных, озабоченных будущим страны и планеты. И это очень
хорошее качество моих воспитанников. Оно свидетельствует о том, что в них
развиваются и крепнут духовные и нравственные силы, формируется особая
система ценностей, включающая в себя общую культуру, интеллектуальное
развитие. Я, вместе со своими воспитанниками, нахожусь в центре этой
системы, ведь именно средства массовой информации доступны для
широкого социума , включая детей и взрослое население. Однако, не смотря
на мою профессиональную влюбленность в СМИ, я должна оберегать своих
воспитанников от пошлой
информации и учить их ориентироваться в
мире информации, избегать подозрительных сайтов, направлять свой ум и
свое творчество на разработку и реализацию совместных проектов. Мое
искренне переживание за судьбу Бурятии я стараюсь передать детям и
вовлекаю их в исследовательские проекты, направленные на изучение
исторических корней нашего района и республики. И вот теперь мы плавно
подошли к этому моменту: в чем важность внеурочной деятельности и что же
существует в душе каждого педагога (ведь педагог – важное звено,
связывающее ученика и саму жизнь). Хочется порассуждать о том, что же
даёт дополнительное образование детям, на примере собственного
творческого объединения, которое мне ближе и роднее, о том, к чему я
стремлюсь на своих занятиях и как внеурочная деятельность в свое время
повлияла на меня. Благодаря всемирной сети воспитанники коллективов,
которые не могут себе позволить походы в театры и на концерты, имеют
прекрасную возможность наслаждаться искусством, не выходя из дома.
Ученики театральных и хореографических коллективов должны следить за
новинками и премьерами в отечественном и зарубежном театральном мире;
музыканты и вокалисты – ходить на концерты классической, джазовой,
популярной музыки; художники – посещать выставки картин разных эпох и
стилей, фото-экспозиции и т.д.
После просмотра спектакля или концерта, после посещения музея от
учащихся требуется написать небольшое эссе о произведениях, с которыми
они ознакомились. На основе этой информации педагог будет выстраивать
последующий план учебных действий. Данный вид внеурочной деятельности
необходим для достижения целей и задач, поставленных перед детьми: ведь
только «насматривая глаз», впитывая образы и манеру, ребенок может
интересно, талантливо и красиво воплотить свои образы на сцене.
Следующее направление внеурочной деятельности – интеллектуальное.
Интеллектуальные игры достаточно популярны среди подростков. Они
проявляют интерес к познанию мира, любознательность, открытость ума,
образность мышления, а также интеллектуальное соперничество и
стремление к победе. Такие игры учат работать как индивидуально, так и в
команде, учат действовать в сложных экстремальных ситуациях, когда
присутствует ограничение по времени и т.п. Игры, развивающие мышление,
сообразительность и ловкость ума необходимы как ученикам эстетической
направленности, так и технической. Одной из наиболее популярных
интеллектуальных игр на протяжении длительного времени является игра
«Что? Где? Когда?» Во многих общеобразовательных школах, учреждениях
дополнительного образования, колледжах и вузах проводятся такие игры.
Довольно сложная, довольно обширная тема – влияние внеурочных проектов
на уровень культуры и воспитания учеников – может стать поводом для
многочасовых и даже многодневных дискуссий, разговоров, рассуждений,
рассказов… Несомненно, всем известно, что помимо общего образования,
параллельно с ним, существует и дополнительное. Педагог и ребёнок в
дополнительном образовании объединены общим интересом, преподаваемый
предмет - выбор самого ребёнка, один из первых самостоятельных шагов в
его идентификации. Он сам тянется к знаниям, поэтому я стараюсь не
принуждать его заучиванием и записыванием в тетради. Что ребёнку
интересно - выучит сам, найдёт в интернете и других информационных
источниках. Существуют общеобразовательные обязательные знания,
которые никто не отменял, поэтому не стоит переутомлять обучающегося в
дополнительном образовании, вызывая апатию к тому, что его интересует,
помимо обязательной школьной программы.
Развивая в детях исследовательские качества, привлекаю их к участию в
конкурсах, к общению с интересными людьми, известными спортсменами, к
посещению различных организаций республики, что помогает моим
воспитанникам не только осознать свое место и назначение в их будущей
жизни и профессии, но и расширить свой кругозор, повысить уровень
культуры и образованности, ориентирует на здоровый образ жизни.
Мое педагогическое кредо схоже с тем, что сказал Д.С.Лихачев : «Важно
давать знания и воспитывать нравственного человека». А чтобы «молодые
умы» ко мне прислушивались, я стараюсь делать так, как делал
Ш.А.Амонашвили в 60-х годах, а именно отучался кричать, наказывать,
смотреть на детей сверху вниз и старался не ущемлять их чувство
собственного достоинства . я стараюсь слушать, а самое главное слышать
детей; я часто советуюсь с ними по поводу посещения различных
конкурсных мероприятий и событий, на которые нас приглашают. Обмен
мнениями также несет воспитательный аспект: я узнаю сокровенные мысли
детей, характеризующие их с разных сторон. И у меня появляется повод
задуматься о глубине этических норм и доброй морали моих воспитанников.
Я предлагаю детям такие проекты, в которых мне было бы самой интересно
участвовать, потому что, я заметила это, именно мой интерес и моя
активность мотивируют детей на увлеченную деятельность в проекта. Все
больше я склоняюсь к убеждению , что личностные качества педагога и его
пример во многом способствуют активности ребят, поэтому, вместе с детьми
участвую в конкурсных мероприятиях и проектах, вместе с ними посещаю
мероприятия. Чем разнообразнее мероприятия, тем лучше!
Моя программа относится к социально-педагогической направленности, и я
уверена, что чем чаще мы выходим из учебного помещения в музеи, на
фестивали и различные конкурсы, тем больше жизненно полезной
информации получают ребята и поэтому считаю, что внеурочные проекты
очень положительно сказываются на развитие их культуры и воспитанности.
Я стараюсь «вырастить просто хороших людей» и главным результатом
участия моих воспитанников в конкурсах и проектах вижу то, что они могут
ориентироваться в современном информационном мире и делать свои
собственные выводы.