Автор: Богданова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Воронежская область Каменский муниципальный район п.Каменка
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
РАЙОН П.КАМЕНКА МБДОУ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
«Развитие сенсорной культуры у детей
раннего возраста в контексте ФГОС ДО»
Воспитатель:
Богданова
Татьяна Владимировна
2018 г.
В соответствии с требованием ФЗ «Об образовании в РФ» был разработан
ФГОС ДО. В нем выделены направления развития детей дошкольного
возраста. В образовательной области «Познавательное развитие» поставлены
задачи, направленные на формирование у детей раннего возраста первичных
представлений об объектах окружающего мира – форме, цвете, размере,
пространстве, времени, материале.
Педагоги ДОУ решают данные задачи в рамках сенсорного развития. По
мнению специалистов, сенсорное развитие, является фундаментом для
общего умственного развития у дошкольников ощущений, восприятий и
представлений. Ранний возраст является наиболее благоприятным для
накопления и систематизации представлений об окружающем мире.
Профессор Щелованов Н.М. называл этот возраст «Золотой порой»
сенсорного воспитания. Чем меньше возраст ребенка, тем большее значение
имеет его чувственный опыт. На этапе раннего развития ознакомление со
свойствами предметов играет огромную роль. Необходимо учитывать, что,
чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем прочнее усваивается
конкретный материал. Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста
принадлежит взрослому. Нельзя не учитывать индивидуальные и возрастные
особенности детей. Также надо умело подбирать игрушки, организовывать
развивающую среду, сферу общения. У детей от года до трех лет,
складываются основные знания о признаках окружающих его вещей. В этом
возрасте формируются основные сенсорные понятия: осязание, обоняние,
зрение, вкус, слух.
Наилучший способ положительной мотивации детей на получение новой и
интересной информации об окружающем мире – это увлекательная игровая
форма. Сухомлинский В.А. писал, что «Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития. И гра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий, игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.» Игра приносит в жизнь детей радость, интерес,
уверенность в своих возможностях. В процессе игры малыши легко и быстро
усваивают даже самую сложную информацию. В данном возрасте
дидактические игры способствуют комплексному развитию сенсорных
представлений о внешних формах предметов ,знакомству с правилами этих
игр, развитию внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной
деятельности, развитию умения воспринимать величину, группировать,
сравнивать, обобщать предметы по признакам, развитию мелкой моторики
рук. Сенсорному развитию способствуют образовательные ситуации:
аппликация, рисование традиционное и нетрадиционное (рисование
ладошками, пальчиками, ватными палочками, штампами и др.), а также
разнообразная деятельность с пирамидками, шнуровками, конструкторами, c
крупами, природным материалом (шишками, каштанами, желудями, песком,
глиной и др.), собирание пазлов, сортировка предметов.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию у детей
раннего возраста формируются умения и навыки, свидетельствующие о
соответствующем уровне развития восприятия:
- выделяют цвет, форму, величину предметов;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине
и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей;
– соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине;
– отбирают предметы необходимой формы или цвета для самостоятельной
сюжетной игры;
– начинают активно пользоваться общепринятыми словами.
Для полноценного развития детей раннего возраста главной составляющей
является сенсорное воспитание, которое направлено на развитие у детей
сенсорных процессов – ощущений, восприятий, представлений, а также
успешное обучение в школе, в дальнейшем - основа познания мира.
Литература:
1. Шарафутдинова Г.Г., Лысенко Ю.Р. «О роли сенсорного развития детей
дошкольного возраста». Журнал «Научная статья» №8-10, 2015г.
2. Мелехина И.В. «Сенсорное развитие – фундамент умственного развития
детей дошкольного возраста». (текст)// Теория и практика образования в
современном мире: Международная научная конференция. г. Санкт –
Петербург, декабрь 2014 г.
3. Cмирнова Т.С., Вульферт А.В., «Сенсорное развитие в младшем
дошкольном возрасте». Журнал «Молодой ученый» №40, октябрь 2017 г.