Автор: Абушахмина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 157
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Публикация
Тема: Гармоническое развитие ребенка-основа формирования будущей личности.
Раздел: дошкольное образование
Гармоническое развитие ребенка-основа
формирования будущей личности.
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание —
это наша счастливая старость,
плохое воспитание –
это наше будущее горе,
это наши слезы.
Это наша вина
перед другими людьми»
(А.С. Макаренко.)
Прежде чем говорить о воспитании, мы должны четко и ясно представить, а
какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать? В
последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем
обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все
больше начинаем думать об обучении, причем чуть ли не с самого раннего
возраста. Никто не возражает против обучения, против приобретения
знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного-
воспитания человека, что во все времена было основой истинной
педагогики. Но не будем забывать о том, что если мы с любовью, знанием,
уважением и бережностью заглянем в смысл русских слов- нам откроется
целый учебник жизни, по которому смогут учиться многие поколения
людей, для которых русский язык родной. Так, слово «воспитание» есть не
что иное, как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным, а
значит- Прекрасным. Гармоническое развитие ребенка- основа
формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения
многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают
вопросы духовного и нравственного воспитания. Действительно, нельзя
научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий
«красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его
стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него Эмоциональный
протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и
людях. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от
тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек,
такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что
характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это
понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и
образованность, духовную и душевную утонченность и творческую
активность. Духовно-нравственное воспитание- это «фундамент» развития
ребенка, его души и сердца. Что есть вообще нравственность?
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно
впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало
употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Тогда духовность по этой же логике происходит от корня «дух». При этом
согласно толкования Даля – ум и нрав слитно образуют дух. А современный
энциклопедический словарь утверждает, что духовность, есть внутренняя,
нравственная сущность человека. Получается, что духовность и
нравственность это практически одно и то же. Может ли нравственность и
духовность существовать друг без друга? Могут, но тогда они не несут
полностью заложенного в них смысла, поскольку один из компонентов
будет потерян.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
первостепенной задачей современной образовательной системы. Духовно-
нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий
внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение
не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что
затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не
уменьшает значимости нашей работы. Работа по духовно-нравственному
воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной
программе дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А.Васильевой. Все лучшие человеческие качества могут быть
развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью.
Когда я размышляю о воспитании человека, то всегда волей- неволей рука
тянется к жемчужинам человеческой мудрости, к мыслям и изречениям
великих людей: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое,
который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко
всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына» (М.Е Салтыков-
Щедрин). «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли» (А.П. Чехов). «Великодушие- это не что иное, как
сострадание благородного сердца» (Н. Шамфор). «Нет ничего выше и
прекраснее, чем давать счастье многим людям» (Л. Бетховен). «Благородно
только то, что бескорыстно» (Ж. Лабрюйер). «Первый признак порчи
общественных нравов- это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в
основе всякой добродетели» (М. Монтень). Вот лишь небольшая часть той
мудрости, которая накоплена человеком и которая дана нам для улучшения
себя и совершенствования нашего великого дела- Воспитания Человека.
Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс
лучших и наиболее важных человеческих качеств характера, а вернее
сказать синтез, потому что эти качества должны в нем гармонично
сочетаться. Главным критерием и следствием этой внутренней гармонии
должно быть творение добра и непрерывное духовное
самосовершенствование. Опыт показывает, что неправильное
представление у детей о дружбе, о добре, о честности, о справедливости
являются причиной частых конфликтов между собой. Поэтому педагог
должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об отношениях между
людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия
«доброта», «честность», «справедливость», «любовь», осознают ли они
проявления жестокости, лживости, себялюбия. Педагог должен видеть
каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-
нибудь серьезного нарушения взаимоотношений. Наблюдая за
взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о
том или ином поступке, как оценивают героев и персонажей
художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же
их представления о морали. Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен
волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям
нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и
родителей. На этой основе мы можем дать истинное образование, которое
неразрывно с пониманием смысла жизни и предназначения Человека.
Конечно, я не претендую на научность своих заключений, но предполагаю,
что все сказанное говорит само за себя. Хочется закончить свое суждение
словами великого человека: «Годы детства- это прежде всего воспитание
сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение
взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухомлинский).
Литература:
1. «Нравственно- этическое воспитание ребенка в детском саду» Н.А.
Ветлугина, Т.Г. Казакова.
2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
3. Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание
дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Нравится0 Плохо0