Напоминание

Гармоническое развитие ребенка-основа формирования будущей личности.


Автор: Абушахмина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 157
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Публикация
Тема: Гармоническое развитие ребенка-основа формирования будущей личности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гармоническое развитие ребенка-основа

формирования будущей личности.

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание —

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми»

(А.С. Макаренко.)

Прежде чем говорить о воспитании, мы должны четко и ясно представить, а

какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать? В

последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем

обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все

больше начинаем думать об обучении, причем чуть ли не с самого раннего

возраста. Никто не возражает против обучения, против приобретения

знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного-

воспитания человека, что во все времена было основой истинной

педагогики. Но не будем забывать о том, что если мы с любовью, знанием,

уважением и бережностью заглянем в смысл русских слов- нам откроется

целый учебник жизни, по которому смогут учиться многие поколения

людей, для которых русский язык родной. Так, слово «воспитание» есть не

что иное, как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным, а

значит- Прекрасным. Гармоническое развитие ребенка- основа

формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения

многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают

вопросы духовного и нравственного воспитания. Действительно, нельзя

научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий

«красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его

стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него Эмоциональный

протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и

людях. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от

тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек,

такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что

характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это

понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и

образованность, духовную и душевную утонченность и творческую

активность. Духовно-нравственное воспитание- это «фундамент» развития

ребенка, его души и сердца. Что есть вообще нравственность?

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно

впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало

употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Тогда духовность по этой же логике происходит от корня «дух». При этом

согласно толкования Даля – ум и нрав слитно образуют дух. А современный

энциклопедический словарь утверждает, что духовность, есть внутренняя,

нравственная сущность человека. Получается, что духовность и

нравственность это практически одно и то же. Может ли нравственность и

духовность существовать друг без друга? Могут, но тогда они не несут

полностью заложенного в них смысла, поскольку один из компонентов

будет потерян.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

первостепенной задачей современной образовательной системы. Духовно-

нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий

внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение

не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что

затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не

уменьшает значимости нашей работы. Работа по духовно-нравственному

воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной

программе дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А.Васильевой. Все лучшие человеческие качества могут быть

развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью.

Когда я размышляю о воспитании человека, то всегда волей- неволей рука

тянется к жемчужинам человеческой мудрости, к мыслям и изречениям

великих людей: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое,

который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко

всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына» (М.Е Салтыков-

Щедрин). «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и

душа, и мысли» (А.П. Чехов). «Великодушие- это не что иное, как

сострадание благородного сердца» (Н. Шамфор). «Нет ничего выше и

прекраснее, чем давать счастье многим людям» (Л. Бетховен). «Благородно

только то, что бескорыстно» (Ж. Лабрюйер). «Первый признак порчи

общественных нравов- это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в

основе всякой добродетели» (М. Монтень). Вот лишь небольшая часть той

мудрости, которая накоплена человеком и которая дана нам для улучшения

себя и совершенствования нашего великого дела- Воспитания Человека.

Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс

лучших и наиболее важных человеческих качеств характера, а вернее

сказать синтез, потому что эти качества должны в нем гармонично

сочетаться. Главным критерием и следствием этой внутренней гармонии

должно быть творение добра и непрерывное духовное

самосовершенствование. Опыт показывает, что неправильное

представление у детей о дружбе, о добре, о честности, о справедливости

являются причиной частых конфликтов между собой. Поэтому педагог

должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об отношениях между

людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия

«доброта», «честность», «справедливость», «любовь», осознают ли они

проявления жестокости, лживости, себялюбия. Педагог должен видеть

каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-

нибудь серьезного нарушения взаимоотношений. Наблюдая за

взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о

том или ином поступке, как оценивают героев и персонажей

художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же

их представления о морали. Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен

волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям

нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и

родителей. На этой основе мы можем дать истинное образование, которое

неразрывно с пониманием смысла жизни и предназначения Человека.

Конечно, я не претендую на научность своих заключений, но предполагаю,

что все сказанное говорит само за себя. Хочется закончить свое суждение

словами великого человека: «Годы детства- это прежде всего воспитание

сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение

взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухомлинский).

Литература:

1. «Нравственно- этическое воспитание ребенка в детском саду» Н.А.

Ветлугина, Т.Г. Казакова.

2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

3. Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание

дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Нравится0 Плохо0



В раздел образования