Напоминание

"воздухоискатели"


Автор: Малютина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: М Д О У №3 "Солнышко"
Населённый пункт: город Ртищево Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка-нод
Тема: "воздухоискатели"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект открытого занятия в ДОУ в средней группе по

экологии "Воздухоискатели".

Автор: Малютина Ирина Николаевна, воспитатель, МДОУ№3»

Детский сад «,г.Ртищево

Описание материала: Данный конспект открытого занятия по

экологии предназначен для воспитателей средней группы (4-5 лет), его

фрагменты могут быть использованы в НОД педагога.

Цель: развивать познавательную активность в процессе

экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное

развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие»,

«художественно-эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе

практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления,

сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию

речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и

выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать

аккуратность при работе с водой

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация,

рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент,

продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы,

индивидуальные ответы детей).

Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в

оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;

фартуки (по количеству детей);

- миски с водой 2 шт.;игрушки и другие мелкие предметы плотные и

полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки поработают,

Ножки потопают.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле

ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать,

вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу

лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы

воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и

фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он

тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы

быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож

на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем

его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять

станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы

смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а

потом выпустили его. Какого цвета воздух?

(ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте

посветим на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух

не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха –

прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете,

ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку,

опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы

дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала

вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и

получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть

воздух?(ответы детей).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По

морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень,

деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два

тазика).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы,

внутри которых есть воздух, будут плавать.

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка

в другой)

Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда

(руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ

ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

Воспитатель:Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски

(гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки

направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и

раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у

кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это

похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью

или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Дети: Здорово!

Воспитатель:Ещё мы можем использовать для завершения наших

композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на

прогулке!

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате

наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги

экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :

- что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в

оболочку;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей.

Рефлексия. Подведение итогов, оформление выставки творческих

работ



В раздел образования