Автор: Шестак Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-детский сад №6 "Родничок"
Населённый пункт: гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Логопедический лепбук"
Раздел: дошкольное образование
Краткая аннотация методического пособия
«Логопедический лэпбук»
Автор: Шестак Елена Владимировна
Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»
г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
2018год
Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой
папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,
которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения
кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,
что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В
пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,
нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,
словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,
мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и
развивающую функции.
Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой
детей.
Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной
работы по автоматизации и дифференциации , поставленных звуков,
закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и
грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие
перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты
и чтения.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество
детей,
имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Увеличилось
число воспитанников с проблемами психического плана -
гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая
утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших
психических функций.
Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в
организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,
многократные повторения одного и того же материала утомляют не только
ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно
отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,
узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно
помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть
стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в
желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных
моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при
выполнении которых процесс обучения и научения превращается в
интересную игру.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения».
К.Д. Ушинский
Таким образом, для достижения максимальной эффективности в
коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных
задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых
нарушений.
В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было
разработано и внедрено в систему коррекционной работы
многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит
"наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную
основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки — простые
и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и
т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее
взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает
требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной
предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах
детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми
как индивидуально, так и с подгруппой ;
вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов
использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,
обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,
возможно использование в любом помещении, где осуществляется
образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке
ДОУ;
насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала,
обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых
материалов, стимулирующих активность детей.
В пособии отражены следующие разделы:
• дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,
«Снежинка» и т.д.);
• артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы
гласных звуков, характеристика согласных звуков);
• пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;
• развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
• автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,
скороговорки и т.д.);
• развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова
(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,
«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не
стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);
• развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии
картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);
• грамматический строй («Предлоги»);
• мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,
«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и
т.д.);
• зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия
позволяет решать одновременно несколько задач:
1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные
ощущения.
2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать
звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
4.
Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.
Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере
занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно
проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.
Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных
задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному
профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.
В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению
дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются
родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный
процесс, повысить их компетентность и заинтересованность .
Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой,
непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных
задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый
мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных
условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся
недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную
ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника
становятся прочнее и полнее.
Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения
игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности
ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике
такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является
следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.
Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у
детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает
настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а
это самый высокий показатель данного пособия.
Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и
проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам
предложенных блоков.