Автор: Трофимова Валентина Васильевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Вяземский железнодорожный техникум
Населённый пункт: город Вязьма Смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка урока производственного обучения
Тема: "Нарезание наружной и внутренней резьбы в ручную"
Раздел: среднее профессиональное
СОГОУ СПО «Вяземский железнодорожный техникум»
Методическая разработка
урока производственного обучения
Тема: «Нарезание наружной и
внутренней резьбы в ручную»
Работу
выполнила мастер п/о
Трофимова
В. В.
Вязьма 2016
План
урока производственного обучения
Тема урока: «Нарезание наружной и внутренней резьбы в
ручную».
Цель урока: Дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах. Изображение
резьбы на чертежах. Привить обучающимся навыки нарезания наружной и
внутренней резьбы.
Дидактическая - дать представление о слесарной операции – нарезание
наружной и внутренней резьбы; инструментах применяемых при нарезании
резьбы; сформировать знания и умения по нарезанию резьбы; обеспечить
усвоение навыков;
Развивающая – развить у обучающихся
память; умение сравнивать,
анализировать; способность логически мыслить; выработка умения работать
с ручным и механизированным инструментом.
Воспитательная – воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой
деятельности;
чувство
гордости
за
свою
профессию;
внимательность
в
соблюдении
правил
т/б;
привить
бережное
отношение
к
инструменту
и
оборудованию;
В ходе занятий у обучающихся формируются
Профессиональные компетенции
ПК2.3 Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
ПК 2.1 Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм
безопасности условий труда.
Общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность ,выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Задачи:
-Объяснить обучающимся, что такое резьба и ее элементы.
-Обучить приемам нарезания наружной и внутренней резьбы.
-Уделить внимание практической направленности урока.
Тип урока: урок сообщения нового материала ,изучения трудовых приёмов
и операций;
Вид урока: урок – инструктирование; самостоятельная работа обучающихся;
Должен знать: виды и назначения резьбы. Инструменты и оснастку для
нарезания резьбы. Правила техники безопасности.
Должен уметь: выбирать диаметр стержня под нарезаемую резьбу, выбирать
сверла под внутреннюю резьбу, владеть соответствующими приемами и
навыками нарезания резьбы, выявлять брак и по возможности устранять его.
Используемые педагогические технологии: технологии развивающего
обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье
сберегающие технологии
.
Материально – техническое оснащение урока:
1 .Оборудование мастерской.
2. Детали с образцами резьбы.
3. Мерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и
заготовки.
4. Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.
5. Мультимедийный проектор.
6. Компьютер
Методы обучения: наглядные, практические, словесные;
Методы проведения урока:
1. Репродуктивный метод;
2. Метод демонстрации;
3. Метод трудовых приёмов.
1.
Межпредметные связи:
охрана труда, черчение, основы технических
знаний, математика.
Используемая литература:
1. Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела»;
2. Н.И. Макиенко «Практические работы по слесарному делу»;
3. В.А. Скакун «Производственное обучение общеслесарным работам»;
Место проведения: Слесарные мастерские
Организация и ход урока
.
1.
Организационный момент.
(5мин)
а) Приветствие;
б) Проверка
явки
учащихся
на
занятие
.
в) Проверка
внешнего
вида и готовности к уроку.
2. Вводный инструктаж (45мин)
а. Сообщить тему и цели урока
б. Мотивация к изучению темы
в. Актуализация опорных знаний
Опрос темы прошлого урока.
1) Выдача задания:
-
ответить
письменно
на
вопросы
«Инструмент
и
приспособления
для
разметки» ( 2 обучающихся)
- заполнить карточки – задания « Виды брака при сверлении»(2обучающихся)
- указать правильные варианты ответа в тестовых заданиях( 1обучающийся )
- параллельно с этим остальные обучающиеся отвечают на вопросы.
для чего служат ленточки сверла и где они расположены?
на какой части сверла указывается марка сверла и его материал, какую
роль выполняет данный элемент?
дайте определение спирального сверла
какой тип хвостовика имеют спиральные сверла диаметром от 6 до 80 мм?
сверла какого диаметра выполняются без ленточек?
После ответов на вопросы, вызываю еще 1обучающегося
Рассказать технику безопасности при сверлении.
Остальные обучающиеся дополняют ответы.
Объяснение нового материала методом практического показа, рассказа
и демонстрации презентации.
Прежде чем приступить к изучению нового материала ребята как вы
считаете, а что же такое « нарезание резьбы» ( обучающихся дают свои
варианты ответов)
1.Нарезание резьбы – это образование винтовой поверхности на наружной
или внутренней цилиндрической или конической поверхностях детали.
(слайд 2)
2. По направлению винтовой линии резьбы бывают левой и правой.
Правая резьба – резьба, у которой плоский контур, задающий профиль
резьбы, вращаясь по часовой стрелке, удаляется вдоль оси резьбы от
наблюдателя.(рис А) ( слайд 3 )
Левая резьба – резьба, у которой плоский контур, задающий профиль резьбы,
вращаясь против часовой стрелки, удаляется вдоль оси резьбы от
наблюдателя.(рис Б)( слайд 3 )
3.Элементы резьбы.
По форме профиля резьба делится на треугольную, прямоугольную, упорную
и круглую. ( слайд 4 )
4.По форме поверхности ( слайд 5 )
коническая резьба.
цилиндрическая резьба
5.По числу заходов резьбы ( слайд 6 )
Однозаходные
Двухзаходные
Многозаходные
6.Инструменты и приспособления при нарезании наружной резьбы
( слайд 7-8 )
плашки и плашкодержатели ,клуппы
7.Элементы плашки и плашкодержателя (Слайд 9)
Элементы плашки
а) заборная часть
б) калибрующая часть
в)стружечная канавка
г) отверстие для закрепления плашки
Элементы плашкодержателя
а)корпус
б)винт крепления плашки
в)ручки
8.Перед нарезанием резьбы необходимо определить диаметр стержня по
таблице . смотри таблицу (Слайд 10)
9.Порядок нарезания резьбы плашкой. (демонстрация нарезания)
(слайд 11)
1)Плашка не должна быть поврежденной (проверяем навинчиванием на
болт).
2)
Заготовку закрепляем в тисках вертикально с выступом 20-25 мм и
снимаем фаску.
3) Плашку устанавливаем на верхний конец стержня и с небольшим
нажимом без перекоса вращаем.
Когда плашка нарежет первые витки
стержень, смазываем стержень.
4)Продолжаем нарезать, вращая плашку 1 - 1,5 оборота вперёд, 0,5 оборота
назад.
5)Вовремя нарезания резьбы соблюдаем правильную стойку , правильную
хватку инструмента и ПТБ.
6)При
работе
соблюдайте
осторожность,
чтобы
рука
не
попала
между
рукояткой плашкодержателя и опорой. Для смазки пользуйтесь масленкой. Не
сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь сеткой-сметкой. Не допускайте
попадания масла на одежду, руки.
7) Проверяем качество резьбы, накручиванием гайки.
8)После окончания работы
плашку вынимаем из плашкодержателя, очищаем
щеткой от стружки, протираем ветошью и смазываем маслом.
10.Виды и причины брака при нарезании наружной резьбы (слайд 12)
1 . Нечистая или «рваная» резьба.
Причины:
а) отсутствие или недостаток смазки;
б) перекос плашки;
в) диаметр стержня больше нормы.
2. Резьба неполного профиля.
Причина:
- диаметр стержня меньше нормы.
3.Перекос резьбы
Причина:
- ось плашки не совпадает с осью стержня.
4.Поломка плашки.
Причины:
а) слишком большой диаметр стержня;
б) отсутствие или недостаток смазки;
в) значительный перекос плашки.
11. Инструменты и приспособления при нарезании внутренней резьбы
(слайд 13)
При нарезании наружной резьбы применяют комплект из трёх метчиков
( черновой, средний, чистовой)
Приспособления- воротки
При шаге резьбы до 3 мм применяются чистовые и черновые метчики
При шаге резьбы более 3 мм применяются чистовые, средние, чистовые.
12.Элементы метчика (слайд 14)
а) рабочая часть
б) заборный конус
в) калибрующая часть
г) канавка
д) хвостовая часть
е) квадрат
13.Перед нарезанием резьбы необходимо определить диаметр отверстия
для нарезания метрической резьбы смотри таблицу (Слайд 15)
14.Приёмы нарезания внутренней резьбы (демонстрация нарезания)
(слайд 16)
При нарезании внутренней резьбы метчиком вначале готовят отверстия под
нее. Сверло берем несколько большего диаметра, чем внутренний диаметр
требуемой резьбы: если эти диаметры будут равны, то металл,
выдавливаемый при нарезании, будет сильно нажимать на режущие кромки
метчика. В результате кромки нагреются и к ним будут прилипать частицы
металла; резьба получится с рваными гребешками. По этой причине
возможна даже поломка инструмента. Вместе с тем нельзя делать отверстия
под резьбу диаметром значительно большим, чем размер внутреннего
диаметра резьбы, - резьба получится неполного профиля.
Диаметр отверстия под резьбу определяем по специальным таблицам.
Полученное отверстие под резьбу зенкуем конической зенковкой 90°, чтобы
получить фаску в верхней части отверстия для лучшего входа метчика при
нарезании резьбы.
Рабочую часть первого (чернового) метчика смазываем машинным маслом и
вставляем его заборной частью в отверстие так, чтобы ось метчика совпала с
осью отверстия, затем на хвостовик метчика надеваем вороток. Левой рукой
вороток прижимаем к метчику, а правой рукой вращаем по направлению
резьбы до тех пор, пока метчик не врежется на несколько витков и не займет
устойчивое положение. В это время можно проверить установку метчика
угольником.
После этого вороток берём за рукоятки обеими руками и вращаем с
перехватом рук каждые пол-оборота. Для облегчения работы и получения
чистой резьбы вороток вращаем вначале па один-полтора оборота вперед,
затем на пол-оборота назад и т. д. Благодаря такому возвратно-вращательному
движению метчика стружка ломается, делается короткой, а процесс резания
значительно облегчается.
Нарезав полностью резьбу, вращением воротка в обратную сторону метчик
вывертываем из отверстия. Такими же приемами нарезаем резьбу вторым
(чистовым) метчиком. Если комплект метчиков состоит из трех штук, то
сначала нарезают резьбу первым, затем вторым и окончательно третьим
(чистовым) метчиком.
Нарезая резьбу в мягких и вязких металлах (медь, алюминий, латунь и др.),
метчик периодически вывертывают из отверстия и очищают его канавки от
стружки.
Есть некоторые особенности нарезания резьбы в глухих (несквозных)
отверстиях. Глубина такого отверстия должна быть несколько больше длины
нарезаемой части. Нужно рассчитать, чтобы при нарезании резьбы рабочая
часть метчика могла немного выйти за пределы нарезаемой части. Если
такого запаса в отверстии не будет, то резьба получится неполной.
Правильность нарезания резьбы можно проверить соответствующим винтом.
15.Виды и причины брака при нарезании внутренней резьбы ( слайд17)
16. Правила техники безопасности при нарезании наружной и
внутренней резьбы (слайд 18-20)
1.Следить, чтобы не было перекоса метчика, особенно осторожно нарезайте
резьбу в глухих и мелких отверстиях.
2. Правильно выбирайте диаметр сверла для сверления отверстия под резьбу.
3. Своевременно смазывайте инструменты.
4.Надёжно закрепляйте плашку и метчик в держателях.
5.Соблюдайте требования безопасности труда. Не трогайте руками гребешки
нарезанной резьбы, так как они могут поранить пальцы острыми и рваными
краями.
Очищая инструмент от стружки, пользуйтесь щетками , а не смахивайте ее
руками, так как можно поранить пальцы о режущие кромки плашки или
метчика.
17. Закрепление материала вводного инструктажа
(
слайд 21)
1) Какие инструменты применяют для нарезания наружной резьбы?
2) Для чего заготовку смазывают?
4) Инструменты для нарезания внутренней резьбы?
6) В каких комплектах изготовляют метчики?
7)Каково назначение канавок в метчике?
8)Как готовится стержень для нарезания наружной резьбы?
18. Напоминание обучающимся о технике безопасности на рабочих
местах во время и по окончании работы.
Приступая к работе, обучающийся должен осмотреть и проверить
исправность оборудования, приспособлений и инструментов, а также
исправность защитных средств. Работать с неисправным оборудованием или
инструментом нельзя .Обучающийся должен соблюдать чистоту и порядок
на своем рабочем месте. Тиски должны быть прочно укреплены на верстаке.
Нельзя допускать загромождения верстака деталями.
К слесарному инструменту предъявляются следующие требования:
-Молотки должны быть хорошо насажены и заклинены;
-Рукоятки должны быть гладкими и без трещин.
Перед пуском в работу электроинструмент должен быть осмотрен, а
неисправности устранены; во время работы с электроинструментом нельзя
допускать повреждений и перекручиваний проводов; работать необходимо в
резиновых перчатках; при работе с пневматическим инструментом рабочий
должен получить инструктаж; при заточке режущего инструмента на
заточном станке необходимо проверить состояние и установку заточного
круга; при работе на сверлильном станке деталь должен быть прочно
закреплен на столе.
19. Распределение обучающихся по рабочим мест.
- выдача заготовок для практической работы.
-выдача инструкционно – технологических карт на изготовление шпильки
М5-6g
- выдача инструкционно – технологических карт на изготовление гайки М12-
6Н
- ознакомление с критериями оценок за практическую работу. ( слайд 24)
20.Текущий инструктаж (4часа 25мин)
Самостоятельная работа обучающихся (изготовление шпильки М5-6g,
изготовление гайки М12-6Н (слайд 22-23)
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:
-подготовки рабочих мест на начало работы;
-правильности выполнения приемов опиливания заготовки;
-правильность ведения самоконтроля при опиливании заготовки;
-правильность крепления заготовки в тесках перед нарезанием резьбы;
-правильность выполнения приемов при нарезании резьбы плашкой;
-правильность выполнения приемов при нарезании резьбы метчиком;
-наблюдение мастером за работой и соблюдением правил безопасности
труда.
- коллективное и индивидуальное инструктирование.
21.Заключительный инструктаж
– (25 мин.)
1.
Сообщение о достижении целей урока;
2.
Сообщение оценок за урок:
- отметить учащихся, которые добились хорошего и отличного качества
выполнения работы;
- мастер показывает работы в которых допущены ошибки и указывает пути
их предупреждения и устранения.
- мастер анализирует соблюдение правил безопасных условий труда.
- мастер указывает на ошибки, которые были при организации рабочих мест.
Подведение итогов урока
Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить такую работу дома?
Как вы оцениваете работу на уроке а) свою, б) группы в целом
?
Домашнее задание:
Н.И. Макиенко «Практические работы по слесарному делу», стр.75 - 86
1.Повторить правила безопасной работы при нарезании резьбы
2.Повторить инструмент и приспособления для нарезания резьбы.
Уборка рабочих мест.
Заключение.
Таким
образом,
при
серьезной
и
тщательной
подготовке
к
урокам
производственного обучения и четкой отлаженной работе на уроках, пользуясь
презентацией и методом опережающих заданий, я добиваюсь успешного усвоения
знаний, приобретения навыков, умений обучающихся.
Все это значительно сокращает время на усвоение материала и отработки
приемов.
Приложение №1
Инструкционно – технологическая карта
на изготовление шпильки М5-6g
№
п/п
Последовательность и содержание
работы
Технические
условия
Оборудование и
инструмент
1
Замерить размер 90
-0.2
мм,
при необходимости довести до требуемого
опиливанием заготовки
Размер 90
-0,2
мм
Слесарные тиски
Штангенциркуль
Напильник
Линейка
2
Установить заготовку в слесарные тиски
вертикально на размер более15мм
(~18мм) над губками
Слесарные тиски
3
Снять фаску с торца заготовки 1x45
о
Напильник плоский
4
Замерить диаметр заготовки,при необходимости
довести до требуемого(4,9мм)
Штангенциркуль
Наждачная бумага
5
Провести черту от торца заготовки на
расстоянии 15мм
Линейка
Чертилка
Трёхгранный напильник
6
Смазать стержень заготовке выступающий над
тисками машинным маслом
Машинное масло
Кисточка
7
Нарезать резьбу
Длина резьбы
15мм
М5-6g
Вороток
Плашка М5-6g
Линейка
8
Протереть заготовку от масла,
убрать стружку
Ветошь
Щётка
9
Проверить качество резьбы визуально и
навернуть гайкуМ5-6Н
М5-6Н
М5-6g
Гайка М5-6Н
10
Вынуть заготовку, перевернуть и зажать в тисках
другим концом на высоту 28мм
Линейка
Слесарные тиски
11
Повторить операции 3-9 для нарезания резьбы на
длине 25мм
Длина резьбы
25мм
Напильник плоский
Линейка
Чертилка
Трёхгранный напильник
Штангенциркуль
Наждачная бумага
Машинное масло
Кисточка
Вороток
Плашка М5-6g
Линейка
Ветошь
Щётка
Гайка М5-6Н
Шпилька М5-6g
Приложение №2
Инструкционно – технологическая карта
на изготовление гайки М12-6Н
№
п/п
Последовательность и содержание
работы
Технические
условия
Оборудование и
инструмент
1
Разметить заготовку.
Полученный центр и углы шестигранника
обозначить кернером.
Шестигранник
со стороной
размером 27
-
0,2
мм.
Центроискатель
Циркуль
Линейка
Кернер
Молоток
2
Установить заготовку в слесарные тиски
так, чтобы одна грань шестигранника была
на одном уровне с губками тисков и параллельно
им
Слесарные тиски
3
Опилить выступающую часть заготовки до
разметки
Напильник плоский
4
Повторить операции 2-3 для опиливания других 5-
и граней
размер 27
-0,2
мм
Напильник плоский
Штангенциркуль
5
Снять заусенцы и острые кромки
Напильник плоский
6
Установить сверло в патрон сверлильного станка
№1
Сверло диаметром
10,2мм
Станок сверлильный
7
Закрепить заготовку в машинных тисках
Тиски машинные
8
Просверлить отверстие.
Извлечь заготовку.
диаметр 10,2мм
Станок сверлильный
Сверло диаметром
10,2мм
9
Установить сверло в патрон сверлильного станка
Сверло диаметром 13мм
№2
10
Закрепить заготовку в машинных тисках
Тиски машинные
11
Снять фаску с двух сторон
Извлечь заготовку.
2 х45
о
Сверло диаметром 13мм
12
Установить заготовку в слесарные тиски
Слесарные тиски
13
Смазать отверстие машинным маслом
Машинное масло
Кисточка
14
Нарезать резьбу метчиком №1
М12-6Н
Метчик №1
Вороток
Угольник
15
Нарезать резьбу метчиком №2
М12-6Н
Метчик №2
Вороток
Угольник
16
Извлечь заготовку.
Слесарные тиски
17
Контроль резьбы визуально и резьбовым калибром
М12-6Н
Резьбовой калибр
Гайка М12-6Н