Напоминание

"Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"


Автор: Мизгирева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОУ РК "Школа - интернат № 2 " г .Ухта
Населённый пункт: г.Ухта Республика Коми
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и молодёжной политики

Республики Коми

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Школа - интернат №2 для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ:

«Воспитание экологической культуры у детей

младшего школьного возраста»

Воспитатель группы 1-4 классов

Мизгирёва Е.В.

«Школа – интернат № 2»

г. Ухта 2017 год

В период детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей

младшего школьного возраста нужно продолжать формировать основы экологической

культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой

природы.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых

существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие,

гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные

богатства.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и с малых лет человек

должен познавать ее и учиться любить, оберегать, уважать, задумываться над тем, чтобы

наш дом стал еще краше и богаче.

Я поставила перед собой одну из самых важных задач:

— воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к

растениям, животным и умение делать выводы.

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в

быту, социуме, природе);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми

объектами природы;

- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе

исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

- Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и

окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- План мероприятий по экологии.

- Создан кабинет экологии «Зелёный островок» для наблюдений и

экспериментирования с необходимым оборудованием.

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в

программе Рower Рoint, созданы презентации, которые помогают доступно и в

современной форме донести до детей нужную информацию.

Систематически проводила беседы с воспитанниками свое группы о сезонных явлениях в

природе, об уходе за животными и растениями уголка природы в кабинете экологии

«Зелёный островок». Знание детей о сезонных явлениях обогащается на прогулках.

Осенью обращала внимание детей на пасмурную погоду, холодные ветры, моросящие

дожди и первые заморозки. При организации прогулок я старалась помочь детям увидеть

красоту природы. Организуя экскурсии в детский парк или на улицах города, выбирала

стройные, аккуратные деревья и кустарники. Ребята восхищались красотой осенней

природы. Дети собирали букеты из осенних листьев и рассказывали историю о листике,

что он весной родился, а летом стал большим, зеленым и дарил нам всем чистый воздух.

Когда пришла осень, он начал желтеть и сохнуть, подул сильный ветер, оторвал листик от

ветки, а когда я задала своим детям вопрос: «Почему листочки поменяли окраску?»- Дети

сделали вывод: весной и летом листочки были зеленые, потому, что ярко светило

солнышко, было жарко, деревья нас спасали от жары, а с наступлением осени листочки

стали менять окраску, становились красными, желтыми, коричневыми и сухими. Осенью

стало прохладно, солнышко не так ярко светит и зернышки хлорофилла в листочках

погибли, поэтому они стали менять окраску, стареть и сохнуть.

В повседневной жизни уточняла представления детей о сезонных овощах и фруктах. Дети

сами собирали урожай лука, который каждый год мы выращиваем в кабинете экологии на

подоконнике, при этом рассматривая лук, видели, как они растут, как выглядят

сорванными, где у них ботва, а где корнеплод. Постоянно в беседах обсуждаем меню в

нашей столовой, из каких овощей приготовлены: борщ, салат, винегрет, компот.

Проводила работу по ознакомлению детей сезонными явлениями природы. Ежедневно с

детьми наблюдали погоду, и ребята отражали в календаре ее особенности. Привлекала

детей к систематической деятельности (поливали комнатные растения, кормили в

аквариуме хищную рыбу астронотуса, птиц на участке школы- интерната, собирали

семена цветущих растений на участке и раскладывали по коробочкам).

Использовала новые приемы в процессе воспитания доброжелательного отношения к

природе. Это литературно-фольклорный материал - загадки. А когда наступила зима,

детям нравилось наблюдать за падением снежинок. Они отвечали, что снежинка пушистая,

легкая, красивая и быстро тает на ладошке. Дети с восторгом любовались красотой

деревьев, покрытых пушистым снегом. Они с радостью бегали по снегу, рассматривая

свои следы. С большим удовольствием ребята трудились на участке школы-интерната,

очищая дорожки от снега. Ребята делились опытом и рассказывали о защитных свойствах

снега, как нужно укрыть землю и растения от морозов. А также рассматривали деревья и

кустарники, сравнивали их по цвету коры. В ходе наблюдений, бесед воспитывала у детей

бережное отношение к деревьям, кустарникам (не гнуть, не ломать, стряхивать снег с

веток). Провела с детьми опыты со снегом, водой, делали цветные льдинки «Как лед

превращается в воду», «Холодная и теплая вода». Сделали вывод: вода — добрый

помощник человека. При наблюдении использовала стихи, загадки, пословицы и при этом

постоянно меняла приемы наблюдения, чтобы у детей сохранялся интерес. Дети

самостоятельно высказывались, давали оценку.

Ежегодно проводится экологический праздник «День птиц». В программе праздника -

конкурс «Лучший домик для птиц», «Птицы наши верные друзья. За что мы скажем им

спасибо»? Ответы детей: птицы добрые, красивые; птицы помогают деревьям летом.

Закрепляла знания детей о птицах, ребята занимались подкормкой птиц, с интересом

наблюдали, какие птицы прилетали к кормушкам. Воспитанники сами изготавливали

кормушки из бросового материала. Дружно развешивали кормушки и провели акцию

«Покормите птиц зимой». Вместе с воспитанниками мы провели праздник «День Земли»

и организовали акцию «Сохраним в чистоте нашу землю!»

С наступлением весны у детей поднимается настроение, появляется интерес ко всему

происходящему. Ребята видят, что в это время года солнце светит ярко, поэтому с каждым

днем становится теплее, лед и снег тают и бегут ручьи, появляется первая весенняя травка

и цветы. Ребята радовались первому дождю, радуге, читали стихи, пели песенки. В ходе

наблюдений объясняла, почему идут дождя и радуются ему деревья и цветы.

Занимались пересадкой цветов в кабинете экологии «Зелёный островок». Труд имеет

большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение

к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе

ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут

и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

Проводила беседы с наглядным материалом о лекарственных растениях и об их

назначении, которые растут в нашем лесу. В летнее время года я организовывала

экскурсии в детский парк. Во время прогулки дети читали стихи о природе, также

проводила экскурсии по экологической тропе, чтобы расширить знания детей об

изменениях в природе. Закрепляли свои знания рисунками, которые выставляли на стенд.

Провела познавательные беседы: «Наши промыслы», «Чем богат наш край?». В своей

работе по экологическому воспитанию использовала экологическую игру «Лукошко

грибника», «Съедобное- несъедобное» Провела с детьми экологические викторины:

«Поле чудес», «Счастливый случай», «КВН», «Знатоки природы», а также развлечения:

«Зеленая аптека», «Защитники леса». В течение всей моей работы веду кружок

«Мастерская Самоделкина», целью ставила задачу: умение проявлять фантазию, выдумку

с природным материалом. Из природного материала делали различные поделки.

Различный природный материал воспитанники собирали сами, например ракушки и

камушки, привезённые с берега Черного моря г. Анапы, разные веточки, шишки,

скорлупки орешек и арбузов и т.д.

В нашем кабинете экологии «Зелёный островок» представлены: комнатные растения,

которые подписаны, имеется этикетаж лейки, ведерки, грабельки, совочки для ухода за

растениями. Дидактические игры по экологическому воспитанию. Художественная

литература, энциклопедии про животных, птиц, различных цветов. Природный материал

(листья, шишки, камни, ракушки и т.д.).

В результате систематических наблюдений, целевых прогулок, экскурсий в природу,

бесед, игр, уроков доброты, познавательных вечеров, росли мои дети и вместе с ними

появлялись и новые вопросы к ним, а также пополнялся их запас знаний об экологии. Я

заметила, что все мои труды не пропали даром, дети стали очень любознательны,

внимательны, добры к природе. На этом моя работа по экологическому воспитанию не

заканчивается, а будет продолжаться, усложняя и усовершенствуя формы работы.



В раздел образования